СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саморазвитие – путь к совершенствованию профессиональной культуры педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено понятие «профессиональная культура педагога», компоненты педагогической культуры, способы совершенствования профессиональной культуры педагога.

Просмотр содержимого документа
«Саморазвитие – путь к совершенствованию профессиональной культуры педагога»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ



Чичиль Ольга Владимировна,

преподаватель ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»



Аннотация. В данной статье рассматривается создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей студентов через активные педагогические технологии в процессе изучения физики.


Ключевые слова: творческие способности, группы творческих способностей, динамика развития творческих способностей, исследовательский метод, игры на занятиях по физике.



Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Задача учебного заведения - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. А задача педагога - развить творческие способности и самостоятельность обучающихся.

Цель: рассказать о создании условий для развития познавательной активности и творческих способностей студентов через активные педагогические технологии в процессе изучения физики.

Объектом исследования: процесс обучение физике в учебных заведениях СПО.

Предмет исследования: способы развития познавательной активности и творческих способностей студентов через активные педагогические технологии в процессе изучения физики.

Гипотеза: создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей студентов будет успешным, если пробудить интерес к предмету, организовать исследовательскую деятельность при обучении физике в системе СПО как систему, учитывающую интеграцию естественнонаучных знаний и обеспечивающую поэтапность и возможность продвижения учащихся по индивидуальным траекториям.

Проблема, стоящая перед образовательным учреждением - сохранение равновесия между введением современных технологий в образовательный процесс и созданием для каждого обучающегося соответствующих условий обучения и творческого развития с учётом его индивидуальных и личностных особенностей.

Свою педагогическую и научно – методическую деятельность строю в соответствии с концепцией современного развития учебного заведения. Именно она ориентирует на создание условий, способствующих формированию человека, способного мыслить творчески и критически, способного к самоорганизации и самоуправлению, имея прочные базовые и системные знания и навыки. Сегодня без этого трудно представить человека, как современного члена общества. Мало «заронить» в душу студента «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает (решает ли он задачи, выполняет практические задания, слушает объяснения преподавателя, читает литературу), надо постоянно стимулировать творчество студентов, развивать их мнение, учить их творческому подходу к развитию учебных и жизненных ситуаций.

В своих работах Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов раскрывают основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития подростков.

Согласно теориям о способностях человека (В.Д. Шадриков, С.Л. Рубинштейн, Д. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.), отдельные обучающиеся имеют общие способности, так как у них хорошо развиты абстрактно-логическое, словесно–образное и другие виды мышления. Но, все же, большинство студентов имеют специальные психологические способности (мнемические, аттенционные, имижеторные, моторные), а также задатки к отдельным видам деятельности.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Виды творчества определяются характером созидательной работы. Все студенты одаренные и обладают в достаточной степени творчеством, однако имеют совершенно различные творческие способности. Не учитывая данного обстоятельства, в работе педагогов часто допускаются ошибки, так как успешность студента рассматривается только в том случае, если у него развиты общие творческие способности.

Основываясь на особенностях развития творческих способностей обучающихся, выделяют три группы:

1) студенты, обладающие общими способностями (для них нужно подбирать задания, направленные на развитие абстрактно–логического мышления);

2) студенты с преобладающими способностями к практическому усвоению материала (для них нужно подбирать задания, носящие практико-ориентированный характер);

3) студенты со специальными творческими способностями (для них нужно подбирать задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения).

Среди специальных творческих способностей выделяют: мнемические (способности к запоминанию), перцептивные (способности к восприятию), имижеторные (способности к воображению), аттенционные (способности к вниманию), психомоторные (способности к практическому усвоению материала).

Как развивать познавательную самостоятельность и творческие способности у обучающихся, если некоторая их часть негативно относится к тем или иным дисциплинам?

Учитывая возрастные особенности, стараюсь создать благоприятные морально - психологический микроклимат, положительный настрой, соответствующую мотивацию, ситуацию успеха. Таким образом формируется позитивное отношение к учебному заданию, а потом и к предмету.

Игра - метод обучения, предполагающий развитие творческой самостоятельности обучающихся. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу студента, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету. Беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы достигается с помощью вопросов на смекалку, качественных задач. Воображение развивается при помощи заданий «на фантазирование».

Изучение физики должно способствовать развитию творческих, учебно-исследовательских, познавательных свойств личности, научить самостоятельно пользоваться богатством науки в самых разнообразных жизненных ситуациях. Преподаватель не должен уделять внимание простой передаче готовых знаний. Его цель - помочь каждому студенту раскрыть свой потенциал. Важным условием развития творческих способностей является включение элементов исследования. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у студентов, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.

Выявить динамику развития творческих способностей и подобрать систему упражнений для каждого обучающегося с учетом его психологических особенностей помогает карта учета достижений студентов, которая ведется на протяжении всего времени изучения курса физики. Анализируя затруднения, появившиеся у студента при выполнении заданий, и выделяя его достижения, можно повышать мотивацию к занятиям по физике.

Как известно, путь творчества, даже в тех элементарных формах, которые доступны студентам, тернист. Следующих по нему часто постигают неудачи, разочарование. С этой целью психологи рекомендуют развивать у студентов такие черты характера, как терпение, оптимизм, целеустремленность, любознательность, готовность к интенсивному умственному труду.

Мала вероятность того, что студенты, увлеченные предметом, свяжут свою жизнь с физикой, что кому – то придется в жизни решать задачи по формулам учебника. Педагог не может каждого студента научить жить. Но он может развернуть на занятиях и вне их палитру жизни, показать множество путей, судеб, влияние на ход событий. По-моему, это и есть образование, которое способствует формированию человека, способного мыслить творчески и видеть за фактами – явления, за событиями – закономерность. Нужно только время… А со временем результаты такого обучения оказывают влияние как на студента, так и на педагога.

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ПЕДАГОГА

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ СТУДЕНТА

Расширяется круг возможностей реализовать новые формы и методы обучения.

Возникает возможность творческого поиска и организации совместной деятельности «Преподаватель - студент»

Повышаются личные результаты, готовность к саморазвитию.

Формируются метапредметные результаты (умение анализировать свою познавательную деятельность, умение работать с источниками информации в различных предметных областях) и предметные результаты.

Повышается эффективность самостоятельной работы при выполнении проектно - исследовательских работ, подготовке внеклассных мероприятий по предмету

Развивая познавательную самостоятельность и творческую активность студентов, можно рассчитывать на то, что преподаватели спецдисциплин получат хорошо подготовленных студентов, а наша Республика в будущем получит высококвалифицированных специалистов для дальнейшего развития науки и производства. Постоянный самоанализ, пристальное внимание к достижениям, критический взгляд на сделанное позволяют педагогу наметить перспективы дальнейшей работы. Ведь если преподаватель ставит своей целью развивать творческие способности студента, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы.

Почему мы помним имена людей, удаленных от нас неумолимым временем, живших сотни лет до нас? Они сделали что-то такое, чему не было аналогов. Педагог может сделать очень многое для того, чтобы в этом мире осознала себя хотя бы еще одна творческая личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшина Н.П., Симукова С.В. Развитие творческих способностей учащихся на разных этапах урока физики // Вестник Брянского госуниверситета. 2012. №1 (2). С.180 – 184

2. Бирич И. Пьеса с продолжением. Творческий метод, при котором урок – всегда радость // Учительская газета. 2003. № 3. С. 10.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

4. Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л.Дорфмана, К.Мартиндейла, В.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука; Смысл, 2000. 237 с.

5. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО « МОДЭК», 1997. 288 с.

6. Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. Свердловск, СГПИ, 1990. 96 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!