СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по теме "Суффиксы имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит задания на проверку знаний по теме "Написание суффиксов имен существительных" . Работа помогает подготовиться к выполнению задания 11 из КИМа ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Суффиксы имен существительных"»

Самостоятельная работа по теме

« Суффиксы и падежные окончания имен существительных»

Вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы. Запиши условие выбора для каждой группы существительных

  1. Ключ…к, замоч…к, чайнич…к, молодч…к, добытч…к, стар..к, овраж…к, мешоч..к, нож..к, смайл..к, птенч..к.

___________________________________________________________

  1. Кладов…ик, лазут..ик, миномет..ик, кровель..ик, пулемет..ик, перебеж..ик, уклад..ик, контор..ик. ___________________________________________________________

  2. Пирож..к, кулач..к, волчон..к, овраж..к, чаш..чка, девч..нка, медвеж..нок, галч..нок, ноч..нька. ___________________________________________________________

  3. Письм..цо, молод..ц, гор..ц, пальт..цо, свидань..це, кресл..це, ружь.цо, масл..це, холод..ц. __________________________________________________________


  1. Луков..чка, умн..чка, сит..чко, им..чко, Вал…чка, лестн..чка, пугов..чка____________________________________________________

  2. Солом..нка, череш…нка , горош..нка, бас..нка, переклад..нка, сем..чко, спал..нка, виноград..нка, берёз..нька, жемчуж..нка, протал..нка ___________________________________________________________

  3. Примечание: имена существительные должны стоять в именительном падеже ед.числа) Гор..шк..( от горе), воришк..( от вор), гость..шк..,(от гость) жен..шк.. (от жена), зор..шк..,(от заря), хлеб..шк..( от хлеб), кров..шк.. (от кровь), лап..шк.. ( от лапа), пер..шк.. (от перо), ребр..шк.. (от ребро). ___________________________________________________________

  4. Нищ..нство, купеч..ство, товарищ..ство, меньш..нство, юнош..ство, досто..нство___________________________________________________________


  1. Прям..та, крив..зна, живуч..сть, чист..та, свеж..сть, всхож..сть, учит..ль,тиш..на, разговорч..вость, крас..та. ___________________________________________________________


Самостоятельная работа по теме

« Суффиксы и падежные окончания имен существительных»

Вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы. Запиши условие выбора для каждой группы существительных

  1. Ключ…к, замоч…к, чайнич…к, молодч…к, добытч…к, стар..к, овраж…к, мешоч..к, нож..к, смайл..к, птенч..к.

___________________________________________________________

  1. Кладов…ик, лазут..ик, миномет..ик, кровель..ик, пулемет..ик, перебеж..ик, уклад..ик, контор..ик. ___________________________________________________________

  2. Пирож..к, кулач..к, волчон..к, овраж..к, чаш..чка, девч..нка, медвеж..нок, галч..нок, ноч..нька. ___________________________________________________________

  3. Письм..цо, молод..ц, гор..ц, пальт..цо, свидань..це, кресл..це, ружь.цо, масл..це, холод..ц. __________________________________________________________


  1. Луков..чка, умн..чка, сит..чко, им..чко, Вал…чка, лестн..чка, пугов..чка____________________________________________________

  2. Солом..нка, череш…нка , горош..нка, бас..нка, переклад..нка, сем..чко, спал..нка, виноград..нка, берёз..нька, жемчуж..нка, протал..нка ___________________________________________________________

  3. Примечание: имена существительные должны стоять в именительном падеже ед.числа) Гор..шк..( от горе), воришк..( от вор), гость..шк..,(от гость) жен..шк.. (от жена), зор..шк..,(от заря), хлеб..шк..( от хлеб), кров..шк.. (от кровь), лап..шк.. ( от лапа), пер..шк.. (от перо), ребр..шк.. (от ребро). ___________________________________________________________

  4. Нищ..нство, купеч..ство, товарищ..ство, меньш..нство, юнош..ство, досто..нство___________________________________________________________


  1. Прям..та, крив..зна, живуч..сть, чист..та, свеж..сть, всхож..сть, учит..ль,тиш..на, разговорч..вость, крас..та. ___________________________________________________________






Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 6. Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Вставьте окончания имен существительных

  1. 1) Мы шли по тенистой аллее. 2) На конференции  был сделан доклад о происхождении  жизни  на Земле . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в санатории. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

Экономическая наука — это наука об эффективном использовани… р..сурсов. В картинной галере… организована выставка работ молодых художников. В газетах появились сообщения о новом сценари… известного фильма. В расширени.. и совершенствовани.. производства большую роль играет использование специального оборудования.

.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

  1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

2 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

 1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

ОТВЕТЫ:

  1. Адреса,  бухгалтеры, директора, договоры, доктора, инженеры, кондукторы, катера, лекторы, секторы, кителя, повара,  выборы, инструкторы.

  1. 1) Мы шли по тенистой аллее. 2) На конференции  был сделан доклад о происхождении  жизни  на Земле . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в санатории. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

  1. Купить килограмм  абрикосов, группа  армян, сочинитель многих  басен, пара  бутс, сто  граммов, несколько чистых  полотенец,  несколько  клешней,  пять  копий, много  кудрей, несколько  зеркалец.

1.Ордера, офицеры, слесари, профессора, рапорты, ректоры, торты, штемпеля, шоферы, паспорта, сорта, векселя, купола.

2.  

1) Экономическая наука — это наука об эффективном использовании ресурсов. 2) В картинной галерее организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом сценарии известного фильма. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Купить  килограмм  апельсинов, отряд сапёров, много  оладий, пять кочерёг, несколько зеркал, кубометр досок, нет  ушей, несколько долей, нет больших гнездовий  птиц, пачка вафель.

(1)Русский человек всегда очень любил играть в слова. (2)Он в этом был большой выдумщик. (3)Для самого простого предмета иногда придумает такое имечко, что заслушаешься.

           (4)Например, незабудка. (5)Цветок из скромных самый скромный, не выпячивается, не бросается в глаза, как ромашка или медуница. (6)Где сырая ложбиночка, овражек с ручейком, там и незабудки.

            (7)И имя у цветочка такое ласковое. (8)Незабудки не выцветают, не тускнеют на солнышке. (9)В этом цветике совмещены вместе и красота, и простота, и вечность.

(10)Поглядишь—не забудешь.

        

  • Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, тип речи.  (как создаются новые слова; творческий подход русского человека при создании новых слов, рассуждение с описанием). Как определили тип?

  • Объясните постановку знаков препинания в 6,9,10 предложениях.

  • Какое средство автор использует для придания тексту выразительности? (сущ. с уменьш.-ласк. значением). Откуда берется это значение? (суффиксы)

Запись темы урока. Правописание суффиксов имен существительных.

Какие трудности могут быть в теме? (орфограммы, определение суффикса). Тема тесно связана со словообразованием.

Выпишем слова, определим в них суффиксы:

ЛОЖБИНОЧКА от ложбина или ложбинка

ОВРАЖЕК овраг

РОМАШКА ромашка

ВЫДУМЩИК выдумать

ИМЕЧКО имя

ЦВЕТОЧКА цветок цвет (словарь Тихонова)

СОЛНЫШКЕ солнце

   Почему овражЕк, но цветИк? (правило правописания суффикса)

Повторяем правила правописания.

Каждый ряд работает со своим набором слов и таблицей. Формулируем правила.

  1. Ключик, замочек, чайничек, молодчик, добытчик, старик, овражек, мешочек, ножик, смайлик, птенчик.

  2. Кладовщик, лазутчик, минометчик, кровельщик, пулеметчик, перебежчик, укладчик, конторщик.

  3. Пирожок, кулачок, волчонок, овражек, чашечка, девчонка, медвежонок, галчонок, ноченька.

  4. Письмецо, молодец, горец, пальтецо, свиданьице, креслице, ружьецо, маслице, холодец.

  5. Луковичка, умничка, ситечко, имечко, Валечка, Колечка, лестничка, пуговичка.

Делаем выводы о правописании этих групп суффиксов.

По ходу объяснения демонстрируем слайды. Есть и другие суффиксы (слайды, таблица). Мы разобрали самые трудные в написании.

Закрепление: Станоч…к, кирпич…к, однофамил…ца, рез..ик, копь…цо,  Ан..чка, свар..ик, кресл…це, осл…к, честолюб…ц,  пугов..чка, перевод..ик, носильщ..к, зайч..нок.  (на доске и в тетрадях).

Самостоятельная работа по вариантам (вставить пропущенные буквы).

Выводы: Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс сущ.? (определить, от какого слова образовано, подумать над смыслом, вспомнить правило)

Работа с таблицей. Мы работали в основном с оценочными суффиксами. Обратите внимание на суффиксы, обозначающие лицо.

Какие это суффиксы, какие еще вы знаете? (чик, щик, тель, ак, як, ец: горец, ан, анин: англичанин).

Задание: составьте небольшой текст-рассуждение на тему «Моя будущая профессия». В тексте используйте в качестве приема выразительности большое количество сущ., обозначающих лицо по профессии, роду занятий. Выделите в них суффиксы.

Д/з 1) упражнение 140 (Розенталь).

2) работа с текстом

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ... работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

(По Д.С. Лихачеву)

Задания.

1.  Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

2. Определите тему, основную мысль текста. (Что такое жизнь) (Жизнь есть творчество)

3. Определите тип речи. Докажите.

4. Сформулируйте проблему. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).

Перед вами слова , образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.

Пряник, калач, палец, ларец, горох, лист, листок, карандаш, кот, лоб, рот, ящик, дождь, дождик, стол, цвет, мост, ёж, орех, хвост, платок, замок, заяц, барабан, стул.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. А как вы думаете, с какой целью я приготовила вам следующую карточку Пуш…к, друж…к, горош…к, ореш…к, снеж…к, круж…к, замоч…к, ящич…к, внуч…к, флаж…к, старич…к, петуш…к, платоч…к, сыноч…к, звоноч…к, кусоч…к, меш…к, душ…к, порож…к, щелч…к.

Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.

Учитель. Сформулируйте правило.

Ученик. «После шипящих под ударением пишется О, в безударном положении -Е»

Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.

Ученики.« В существительных мужского рода пишется суффикс –ец-, а в существительных женского рода – суффикс –иц-»

Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.

Братец, борец, красавец, бакинец, волгоградец, хлебец, гребец, молодец, храбрец, рассказец, хитрец, пловец, чтец, гвардеец, горец, посланец, испанец, суворовец, жнец, столбец, кореец, гордец, казанец, лжец

Сгруппируйте их по значениям:

  • уменьшительно – ласкательное;

  • название лица по действию;

  • название лица по признаку;

  • название лица по месту жительства и по национальности;

  • название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. « И швец, и жнец, и на дуде игрец» – о каком человеке эта поговорка?

Ученик. О человеке, который умеет всё.

Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.

Ученик. «Мастер на все руки».

Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.

Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.

Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.

Ваня – красавец, Таня –красавица.

Коля – молодец, а Оля?

Ученик. Оля тоже молодец.

Учитель. Нельзя ли по аналогии образовать существительное «молодица»? Существует ли такое слово в русском языке вообще?

Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.

Учитель. Вспомните :

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла…»

Кто это и откуда?

Ученик. Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Учитель. Подберите синонимы к слову «молодица» .

Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.

Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?

Ученик. Они относятся к разговорному стилю?

Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?

Ученик. «Невеста» и «невестка» не являются синонимами.

Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.

Учитель. Молодцы! Теперь обратите внимание на слова «молодЕц» и « мОлодец». Одинакового ли они значения? Можете заглянуть в словарь.

Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,

молодЕц –молодой человек, сильный, крепкого сложения. Или выражение похвалы. Например, « Он (она) у нас молодец».

Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.

Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).

Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд (слайд 6).

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.



Прочитайте вслух и сформулируйте правило.

Ученик. «Если ударение падает на окончание, то пишем букву Е, а если на основу – то пишем букву И».

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице (слайд 6)

Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.



Физкультминутка - упражнение для глаз



Учитель. Следующая пара суффиксов, требующих знания определенных правил, - это суффиксы –инк-, -енк -, а также –онк-. -Инк - это сочетание двух суффиксов:

- ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-

Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина (слайд 7)

Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.

Ученики записывают.

Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?

Песня – песни – песен – песенка//Башня – башни - башен – башенка

Пашня – пашни – пашен – пашенка//Черешня – черешни – черешен - черешенка

Спальня – спальни – спален – спаленка//Конюшня – конюшни – конюшен - конюшенка

Но дыня – дыни – дынь – дынька//Деревня – деревни – деревень - деревенька

Няня – няни – нянь – нянька//Барыня – барыни – барынь – барынька .

Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?

Ученик. Слово «пашенка» образовалось путём присоединения суффикса –к- к существительному множественного числа родительного падежа «пашен», а слово «Пашенька» - уменьшительно-ласкательная форма от имени «Паша» с суффиксом

- еньк-.

Учитель. Вот мы и подошли вплотную к суффиксам –еньк- и – оньк-, -онк- и –ёнк-. Поработаем в группах: 1 группа – привести примеры существительных с суффиксом –еньк-, 2 группа - -оньк-, 3 группа - -онк-, 4 группа - -ёнк-; сформулировать правило.

Учащиеся работают в группах, формулируют правила.

Ответы учащихся.

Учитель. А теперь проверьте себя по опорной таблице

Суффикс - ЕНЬК- пишется после шипящих и мягких согласных (тётЕНЬКа, СашЕНЬКа), а также в словах мамЕНЬКа, папЕНЬКа , хотя слова «мама», «папа» с твердой основой.

В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.

Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.

В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс

-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.

Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки.

Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.

Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.

Посмотрите примеры на доске:

Нянька- нянек- нянЕЧКа //Лейка- леек – леЕЧКа

Печка- печек- печЕЧКа//Окошко- окошек- окошЕЧКо//Ваня- ВанЕЧКа//Оля- ОлЕЧКа

Аня- АнЕЧКа//Маня – Манечка //Время- времЕЧКо//Имя- имЕЧКо

Семя- семЕЧКо//Темя- темЕЧКо//Лестница- лестнИЧКа//Синица- синИЧКа

Пуговица- пуговИЧКа//Ножницы- ножнИЧКи//Луковица- луковИЧКа

Рукавица- рукавИЧКа

Как прозвучит правило?

Ученики отвечают и проверяют

«Суффикс – ЕЧК - пишется в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в родительном падеже множественного числа суффикс –ЕК- с беглым Е; в существительных среднего рода на – МЯ, а также в ласкательных собственных именах женского и мужского рода. А суффикс - ИЧК - пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом –ИЦ» (

4.Закрепление умений и навыков.



Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания ЦТ. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?

Ученик. Умницы.

Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?

Ученик. Саша тоже умница.

Учитель. Как называются такие существительные?

Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.

Учитель. А чем вам не нравится слово «умник»?

Ученик. Оно имеет пренебрежительный или иронический оттенок значения: «Ну ты и умник!»

Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:

Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.

Проверьте себя (слайд 12)

Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице.

пражнение 1.  



Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами  -чик, -щик

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ...цы колон...а выползет большая. Мадон...а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ...к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар...к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн...ца, но кипит весь - к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн...ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать...цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис...нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж...к хуже? (Мих.). 9. Постоял...ц прибьется к дому, да хозя...н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер...шко, легка (Алиг.). 11. Письм...цо долгожданное из лазарета... (Недог.).

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Арбуз...к, авт...сварщик, бород...ща, воробьишк..., волюшк..., вертушк..., вязальщ...ца, вод...проводч...к, гвозд...к, грузил..., гнезд...ко, грязищ..., голосишк..., дворн...ч...ха, доклад...ца, дядюшк..., желез...бетон, земл...мер, землишк..., зеркальц..., имень...ц..., кипятильн...к, капитал...ц, ковк...сть, колыш...к, лес...тундра, общ...ствовед, пальт...цо, письм...нос...ц, пчел...вод, пыл...сое, письм...цо, плать...це, птиц...лов, ружьишк..., рыж...к, свет...тень, стал...литей...к, словечк..., семечк..., сен...кос, тем... чко, угл...коп, хлеб...ц, хохотушк..., человек...день, шалунишк..., электр...механ...к.





Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн...ки - люди утренние, все танц...ры - ночные, вечерние сущ...ства (Пришв.). 2. У разных деревьев - разные подшефные: подберез...в...ки прячутся под березами, подосин...в...ки - под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж...ка, масленка или мох...в...ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож...ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн...цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч...р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж...ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж...ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме...чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем...на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн...ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн...ки, блин...ки, торговцы гречнев...ками, жаренными на постном масле. Сбитен...щ...ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый напит...к, согревавший извоз...ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц... с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин...ц...(П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя...на, то огород - хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн...ц...й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил...щ... храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба...ч...цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим...ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем...на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц...м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич...кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути...ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн...ками, обращен был в некошеный луг... (П.). 15. В сие время за...ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя...ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди...ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн...ка (П.). 16. В гости...ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш...чка согнулась под потолком. Игруш...к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт...ки, золотые орехи, привязывать к пря...н...кам и крымским яблокам серебряные верев...чки (А. Т.). 17. Вен...ч...ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч...к. Он был выдумщ...к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки... (Пауст.).

 



Упражнение 2.  Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос...мигран...ик, варе...ик, гости...ица, гриве...ик, дровя...ик, дружи...ик, имени...ик, коре...ик, листвен...ица, моше...ик, мали...ик, нефтя...ик, подли...ик, подоко...ик, покло...ик, путешестве...ик, родстве...ик, ряби...ик, сезо...ик, совреме...ик, соплеме...ик, стра...ик, труже...ик.

Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 6. Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.



3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. проход...ик, пиль...ик, притвор...ик, рез...ик

  2. бан...ик, камен...ик, подпис.ик, перебеж...ик

  3. обид...ик, поднос...ик, буфет...ик, заказ....ик

  4. погон...ик, совет...ик, застрой...ик, тюрем...ик

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ореш...к, здань...це, Лиз...нька, Зо...нька

  2. трещ...нка, масл...це, метел...ца, спутн...ца

  3. сем...чко, выш...на, леснич…ство, человеч...ще

  4. поясоч...к, клоч...к, подруж...нька, пугов...чка

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   красиль..ик, перебе..ик, изво..ик

2)   плюш..чка, лестн..чка, луков..чка

3)   тет..нька,  младен..ц, письм..цо

4)   кра..шек, плать..шко,  свеч..нька

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

 

 

1.                  В каком слове пишется И?

1)                 ящич...к

2)                 кресл...це

3)                 нож...нька

4)                 тяж...сть

 

2.                  В каком слове пишется И?

1)                 француж…нка

2)                 виш…нка

3)                 нищ…нка

4)                 солом…нка

 

3.                  В каком слове пишется И?

1)                 Миш...нька

2)                 помещень...це

3)                 текуч...сть

4)                 брат...ц

 

4.                  В каком слове пишется Е?

1)                 помидорч...к

2)                 мастер...ца

3)                 гостин...ца

4)                 клубоч...к

 

5.                  В каком слове пишется Е?

1)                 студенч...ство

2)                 земля-кормил...ца

3)                 крив...зна

4)                 кузнеч...к

В каком слове пропущена буква Е?

1) череш...нка

2) завал...нка

3) трещ...на

4) жемчуж...на

В каком слове пропущена буква И?

1) студенч...ство

2) нищ...та

3) одноч...ство

4) досто...нство

. В каком слове пропущена буква Е?

1) больш...нство

2) муж...ство

3) тиш...на

4) масл...це

4. В каком слове пропущена буква И?

1) сем...чко

2) нищ...нка

3) крив...зна

4) характер...ц

5. В каком слове пропущена буква Е?

1) луж...ца

2) луков...ца

3) брат...ц

4) кресл...це

6. В каком слове пропущена буква И?

1) письм...цо

2) горош...нка

3) ружь...цо

4) врем...чко

7. В каком слове пропущена буква И?

1) плать...це

2) бас...нка

3) доч...нька

4) книж...чка

8. В каком слове пропущена буква Е?

1) великан...ще

2) книж...ца

3) пугов...чка

4) неж...нка

9. В каком слове пропущена буква Е?

1) здоровь...це

2) рож...ца

3) Сон...чка

4) владел...ца

10. В каком слове пропущена буква И?

1) блюд...чко

2) солом...нка

3) француж...нка

4) сит...чко

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

2



Задание 11 № 14511

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) не­раз­борч..вый, овлад..вать

2) высме..ва­ю­щий, отапл..вать

3) за­ботл..вый, за­манч..вый

4) за­пе­чатл..вать, ми­лост..вый

5) за­вистл..вый, коч..вать

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

3

Задание 11 № 14512

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) пре­терп..ва­ю­щий, замш..вый

2) ка­ра­кул..вый, остр..нький

3) леле..вший, извил..на

4) ми­лост..вый, измуч..нный

5) раз­брызг..вая, тюл..вый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

4

Задание 11 № 14513

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) накапл..вать, улыбч..вый;

2) податл..вый; нул..вой

3) се..вший, перекле..вать

4) сид..вший, потч..вать

5) выздоров..ть, смекал..стый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь

5

Задание 11 № 14514

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) удоста..вать, масл..це

2) отво..вав, плать..це

3) локт..вой, ключ..к

4) угр..ватый, досто..н

5) дешев..нький, баш..нка

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

6

Задание 11 № 14515

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) усидч..вый, зелён..нький

2) отстёг..вавший, сем..ни

3) находч..вый, страдал..ц

4) щегол..ватый, тёт..нька

5) прислуш..ваться, талантл..вый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

7

Задание 11 № 14516

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) вышаг..вая, нищ..та

2) эмал..вый, зно..н

3) насмешл..вый, лен..вый

4) накрахмал..вший, врем..чко

5) делов..тый, пес..нка

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

8

Задание 11 № 14517

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) выкрик..вать, горош..нка

2) повизг..вая, глянц..вый

3) неряшл..вый, во..вать

4) книж..ца, дом..ще

5) сирен..ватый, юрод..вый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

9

Задание 11 № 14518

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) фасол..вый, дожд..вой

2) высме..вать, мороз..ц

3) на­смешл..вый, пла­точ..к

4) сонл..вый, мо­лодц..ватый

5) удва..вать, болот..стый

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

Сообщить об ошибке · Помощь

10

Задание 11 № 14520

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) усидч..вость, текуч..сть

2) пут..во́й, зор..нька

3) налаж..вать, син..ватый

4) отпуг..вая, шалаш..к

5) расклан..вшийся, крив..зна

Правило: Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

Пояснение ·

Поделиться

· Видеокурс ·

2 комментария · Сообщить об ошибке · Помощь

11

Задание 11 № 14521

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) отта..в, ореш..к

2) вкрадч..вый, меньш..нство

3) запрыг..вать, движ..мый

4) алюмини..вый, пород..стый

5) задумч..вый, гир..вой (спорт)

Задание 11 № Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) не­раз­борч..вый, овлад..вать

2) высме..ва­ю­щий, отапл..вать

3) за­ботл..вый, за­манч..вый

4) за­пе­чатл..вать, ми­лост..вый

5) за­вистл..вый, коч..вать


1) пре­терп..ва­ю­щий, замш..вый

2) ка­ра­кул..вый, остр..нький

3) леле..вший, извил..на

4) ми­лост..вый, измуч..нный

5) раз­брызг..вая, тюл..вый


1) накапл..вать, улыбч..вый;

2) податл..вый; нул..вой

3) се..вший, перекле..вать

4) сид..вший, потч..вать

5) выздоров..ть, смекал..стый


1) удоста..вать, масл..це

2) отво..вав, плать..це

3) локт..вой, ключ..к

4) угр..ватый, досто..н

5) дешев..нький, баш..нка


1) усидч..вый, зелён..нький

2) отстёг..вавший, сем..ни

3) находч..вый, страдал..ц

4) щегол..ватый, тёт..нька

5) прислуш..ваться, талантл..вый


1) вышаг..вая, нищ..та

2) эмал..вый, зно..н

3) насмешл..вый, лен..вый

4) накрахмал..вший, врем..чко

5) делов..тый, пес..нка


1) выкрик..вать, горош..нка

2) повизг..вая, глянц..вый

3) неряшл..вый, во..вать

4) книж..ца, дом..ще

5) сирен..ватый, юрод..вый


1) фасол..вый, дожд..вой

2) высме..вать, мороз..ц

3) на­смешл..вый, пла­точ..к

4) сонл..вый, мо­лодц..ватый

5) удва..вать, болот..стый


1) усидч..вость, текуч..сть

2) пут..во́й, зор..нька

3) налаж..вать, син..ватый

4) отпуг..вая, шалаш..к

5) расклан..вшийся, крив..зна

1) отта..в, ореш..к

2) вкрадч..вый, меньш..нство

3) запрыг..вать, движ..мый

4) алюмини..вый, пород..стый

5) задумч..вый, гир..вой (спорт)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!