СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа №19

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа выполнена в полном объёме Карачанской, Бычковой и Стогний

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа №19»

История пенсионного фонда России

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

Функции пенсионного фонда

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Ставки страховых взносов на 2019 год

Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере (п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):

1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);

865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).

Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заклю­че­ны гражданско-правовые договоры.

Основные ставки страховых взносов для работодателей

Ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;

  • на ФСС – 2,9%;

  • на ОМС – 5,1%;

  • на травматизм – от 0,2% до 8,5% (ст. 1 За­ко­на от 22.12.2005 N 179-ФЗ, ст. 1 За­ко­на от 31.12.2017 N 484-ФЗ).

Пониженные страховые взносы в 2019 году: ставки (таблица)

С 2019 года переходят с пониженных тарифов на основные сразу несколько категорий страхователей. К ним относятся:

организации и ИП на УСН, ведущие определенные виды деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);

организации и ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в т.ч. аптеки (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ);

ИП на патенте (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Все перечисленные страхователи с 2019 года также должны платить взносы по ставке 10%, если выплаты в пользу их работников в течение календарного года превысят предельную базу.

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2019 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2018 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Остальные страхователи, имевшие право платить взносы по пониженным тарифам в 2018 году, вправе применять их и в 2019 году.

Не меняются ставки и у страхователей, получивших статус, дающий право на применение пониженных тарифов. К примеру, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и др. (пп. 10-14 п. 1, пп. 4,5 п. 2 ст. 427 НК РФ).



Категория страхователя

Тарифы, %

на ОПС

на ВНиМ

на ОМС

организации, ведущие деятельность в сфере информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ)

8

2

4

страхователи, производящих выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ)

0

0

0

некоммерческие организации на УСН, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта, кроме профессионального (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

20

0

0

Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

20

0

0

организации, занимающиеся производством анимационной аудиовизуальной продукции – фильмов, состоящих из двигающихся на экране рисованных или объемно-кукольных образов и объектов, создаваемых в том числе с использованием компьютерной графики (пп. 15 п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ)

8

2

4



Ставки страховых взносов для ИП


Если у ИП есть работники, то взносы с их выплат предприниматель должен начислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ). Они приведены выше.

Что касается взносов, уплачиваемых ИП за себя, то для исчисления фиксированных взносов процентные ставки не нужны. А если доход предпринимателя за год превысит 300 тыс. руб., то, как и прежде, он должен будет доплатить взносы на ОПС из расчета 1% от суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

ТЕСТ

1. К трудовым пенсиям не относится пенсия:

1. по старости

2. по случаю потери кормильца

3. социальная

Вопрос 2. Право на пенсию по старости имеют граждане при наличии страхового стажа:

1. не менее 5 лет

2. не менее 20 лет

3. не менее 25 лет

Вопрос 3. Трудовая пенсия по старости состоит из:

1. страховой и накопительной частей

2. социальной и расчетной частей

3. гарантированной и расчетной частей

Вопрос 4. Страховщиком по пенсионному страхованию в РФ является:

1. Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды

2. Фонд социального страхования РФ

3. страховые компании

Вопрос5. Страховым случаем по пенсионному страхованию является:

1. потеря кормильца

2. материнство

3. временная нетрудоспособность

Вопрос 6. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – это:

1.документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, содержащий сведения о застрахованном лице, включенные в информационные ресурсы ПФР

2. текущий счет, открытый в ПФР на каждое застрахованное лицодля учета поступающих страховых взносов работодателя

3. лицевой счет застрахованного лица, открытый работодателем для зачисления страховых взносов на пенсионное страхование

Вопрос 7. Источниками финансирования накопительной части трудовой пенсии являются:

1.суммы страховых взносов на социальное страхование, зачисленные в федеральный бюджет;

2.средства бюджета Пенсионного фонда РФ в размере суммы страховых взносов, внесенных работодателями, которые не будут тратиться до выхода застрахованного на пенсию, а будут постоянно инвестироваться и прирастать на сумму инвестиционного дохода

3.средства бюджета Пенсионного фонда РФ в размере суммы страховых взносов, внесенных работодателями, и пенсионных прав в денежном выражении, рассчитанных с учетом среднего заработка и стажа работы застрахованного;

Ворос 8 .Негосударственный пенсионный фонд – это:
а) некоммерческая организация

б) кредитная организация

в) коммерческая организация

Вопрос 9. Пенсионные накопления можно инвестировать в:

1. эмиссионные ипотечные ценные бумаги

2. депозитные вклады

3. банковские вклады на предъявителя

Вопрос 10. Кто является страхователем по Пенсионному страхованию в РФ:

1. сам работающий

2. работодатель

3. государство