СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад раскрывает не только теоритическую чать самостоятельной работы, но и дает ей практическое применение на конкретных примерах. 

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках истории»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ






Доклад на тему:



«Самостоятельная работа на уроках истории»






Преподаватель истории:

Вагина О.А.











Шахты

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение 3 стр.

  1. Основная часть 5 стр.


  1. Практическая часть 10 стр.


  1. Выводы 14 стр.


  1. Используемая литература 15 стр.

ВВЕДЕНИЕ


Урок – это творчество преподавателя и учащихся. Самый опытный преподаватель оказывается беспомощным, если только он один творит на уроке. Лишь совместная работа делает урок эффективным и все обучение в целом. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Причина неудач на уроке в том, что урок – это совместный труд детей и педагога».

Исследователи, говоря об учебной деятельности, традиционно имеют в виду работу учащегося в классе. Но организация учебной деятельности ученика включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа учащегося. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающего может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания. В педагогической науке еще не сложилось единое понимание сущности самостоятельной работы.

Анализ опубликованных трудов и конкретной практики обучения в современном образовании свидетельствует, что дидакты, методисты и учителя-практики раскрывают сущность самостоятельной работы через описание либо путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими – как форма организации деятельности учащихся.

В педагогической литературе встречаются самые разнообразные определения самостоятельной работы. Р.М. Микельсон понимает под самостоятельной работой «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением преподавателя». Е.Я. Голант, не давая определения этого понятия, подчеркивает, что в теоретическом анализе проблемы самостоятельную работу не следует отождествлять самостоятельность учащихся в работе как черту личности с самостоятельной работой как условием воспитания этой черты. Проявление самостоятельности учащихся он усматривает в трех направлениях:


  1. организационно-техническая самостоятельность;

  2. самостоятельность в практической деятельности учащихся;

  3. самостоятельность в процессе познавательной деятельности.

При этом в последнем виде деятельности Е.Я. Голант вычленяет «деятельность, связанную с физическим трудом».

В дидактической литературе имеются и другие определения сущности самостоятельной работы. Л.В. Жарова в своем труде «Учись самостоятельности» под самостоятельной работой учащихся понимают «такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы». Некоторые исследователи (Л.М. Пименова, Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер и другие) делают попытки, и порой довольно удачные, изучить развитие активности и самостоятельности у учащихся в динамике – от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю сторону самостоятельных работ (процессуальную). Здесь, однако, отмечается невольное отождествление понятий самостоятельной деятельности учащихся и самостоятельной работы. В действительности же самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности учащихся.

Большое значение для повышения эффективности обучения имеет организация самостоятельной работы на уроках. Самостоятельной работой занимаются учащиеся или при опросе, или при изучении нового материала, или при закреплении материала. Такие работы являются основными дидактическими средствами усвоения знаний. Они носят различный характер: одни формируют знания, другие формируют понятия, третьи повышают эффективность процесса превращения знаний в убеждения. Кроме того, самостоятельная работа формирует уверенность в своих действиях, она способствует развитию волевых качеств личности, вырабатывает навыки и умения практического характера, навыки самостоятельной деятельности.

Таким образом, проанализировав педагогическую литературу и не найдя единого мнения по вопросу о самостоятельной работе, я поставила для своего исследования следующую цель: конкретизировать сущность самостоятельной работы, выявить ее назначение и место в учебном процессе и деятельности учащихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Прежде всего, определим исходные проблемы положения самостоятельной работы.

Во-первых, самостоятельная работа учащихся есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая преподавателем учебная работа учащихся должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебным предметом. Это означает для преподавателя четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у учащихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.

Во-вторых, самостоятельная работа учащихся более широкое понятие, чем домашняя работа, то есть выполнение заданий, данных преподавателем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме преподавателем работу. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, - самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма учебной деятельности учащихся, характеризующаяся всеми вышеперечисленными ее особенностями. Эта высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с работой учащегося в классе.

Проанализировав различные варианты определения самостоятельной работы учащихся, я пришла к выводу, что более полное определение (хотя, с моей точки зрения, и не лишенное некоторой односторонности) дает в своих исследованиях Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои учения и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий».

В решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает большая педагогическая проблема всего учебного коллектива – целенаправленного обучения учащихся содержанию этой работы. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А.К. Марковой приемы учебной работы. Их целенаправленное формирование у учащихся в классе обеспечивает дальнейшее и использование в самостоятельной работе. К таким приемам относятся:

* Приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание способов решения задач, самостоятельное построение учащимися системы задач определенного типа:

  • приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

  • общие приемы запоминания (структурирования учебного материала)

  • приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование учащимися разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы и т.д.;

  • общие приемы поиска дополнительной информации (справочники, каталоги, словари) и ее хранение в домашней библиотеке;

  • приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

  • приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха и т.д.


Здесь приведены как общие приемы организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы.


Программа обучения самостоятельной работе


Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

  • диагностирование учащимися собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний;

  • определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного времени;

  • определение цели самостоятельной работы – ближайшей и отдаленной. Например, для продолжения обучения в институте;

  • самостоятельный выбор учащимися объекта изучения и его обоснование для себя;

  • разработку конкретного плана, досрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с преподавателем в классе может служить образцом, составления такой программы;

  • определение форм и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля учащийся выбрал выполнение конкретных видов работы (реферат, составление или заполнение таблицы, чтение параграфа и так далее), которые кому-то нужны, необходимы, то есть, чтобы результаты работы были личностно значимы для него.


Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматривается в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, по характеру побуждения и т.д.

Виды самостоятельной работы


Типичные виды самостоятельной работы

Цели (дидактические, развивающие, воспитательные)

Источники и средства самостоятельной деятельности

Характер деятельности

-1-

-2-

-3-

-4-

Работа с книгой

Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний. Формирование учебных умений. Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание культуры умственного труда, познавательных интересов.

Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно-популярная литература.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Упражнение

Закрепление знаний. Применение знаний. Развитие умений и навыков. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. Воспитание самоконтроля.

Учебники, пособия, сборники упражнений, дидактические материалы, программированные материалы, технические средства.

Репродуктивный, поисковый.

Работа с картой

Усвоение новых знаний. Закрепление и применение знаний. Формирование предметных умений. Развитие пространственных представлений.

Физические, политические, экономические карты. Контурные карты по истории и географии.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Заполнение таблиц

Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Изложение преподавателя, учебники, пособия, справочники, карты, рабочие тетради.

Поисковый

Доклады

Получение новых знаний. Формирование умений и навыков. Развитие самостоятельности учащихся.

Книги, учебники, газеты, радио, телевидение, выставки, опыты, наблюдение.

Поисковый, творческий.

Рекомендации при работе с книгой (журналом, газетой):


  1. Чтение книги (источника) для себя:

  1. сплошное чтение;

  2. повторное чтение;

  3. беглое чтение, ознакомление с источником;

  4. частичное использование источника;

  5. другие (специфичные по предметам);


  1. Отбор в книге (статье) материала по какому-либо вопросу:

  1. на один вопрос;

  2. по системе вопросов, относящихся к одной теме;

  3. группировка материала по определенному вопросу (признаку);


  1. Отыскивание в книге (статье) ответов на поставленные вопросы, требующие продуктивной познавательной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, доказательства или опровержения, оценки).


  1. Выделение основного и второстепенного в тексте:

  1. составление заголовков абзацев (параграфов);

  2. выделение основной мысли в каждом разделе (главе) книги;

  3. выделение угловых вопросов;

  4. составление логического плана по теме;

  5. заучивание наизусть.


Рекомендации по работе с текстом:


  1. Сформулируйте общее представление о произведении (Ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины побудившие автора написать работу).


  1. Внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Спишите неясности, используя словари и справочную литературу.


  1. Выделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую часть, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, его аргументацию, обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос, раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту совокупность, которая послужила основой для сделанного выбора.

  2. Еще раз просмотрите текст, установите логические связи между частями, составьте структурный план и на его основе тезисы или конспект. Оформите соответствующие записи в тетради.



Рекомендации по составлению конспекта:


  1. Ознакомьтесь с произведением

  2. Составьте план

  3. Запишите название источника, укажите автора произведения и год издания

  4. Конспективную запись разделите на части в соответствии с пунктами плана

  5. Каждая часть должна содержат изложение какого-либо теоретического положения и его аргументацию

  6. В ходе работы подчеркните наиболее существенное, сделайте заметки на полях

  7. Запишите конспект


Рекомендации по выполнению упражнений:


  1. Внимательно прочтите упражнение

  2. Ознакомьтесь с заданием, данным к упражнению

  3. Вспомните или прочтите правила, на которые даны задания

  4. Выпишите слова, требующие вашего особого внимания

  5. Выполните задания на черновике

  6. Перепишите упражнение в тетрадь


Рекомендации по работе над темой урока:


  1. Уяснение темы

  2. Повторение известного по данной теме

  3. Постановка цели работы

  4. Чтение параграфа в целом

  5. Членение параграфа на части и выделение главной мысли в них

  6. Анализ примеров и подбор собственных

  7. Составление плана параграфа

  8. Пересказ по плану


Самостоятельной работе на уроке придается большое значение, так как она является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, приучает самостоятельно приобретать знания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Опыт показывает, что большое значение для повышения эффективности обучения имеет организация самостоятельной работы на уроках истории. Поэтому в своей практической работе я опираюсь на изученные мной теоретические основы организации самостоятельной рабаты на уроках истории и обществознания. Рассчитана она на 5 – 10 – 15 минут, а то и на весь урок. Самостоятельной работой учащиеся занимаются или при опросе, или при изучении нового материала, или при закреплении. Особенно интересна для учащихся групповая форма организации самостоятельной деятельности, которая может быть реализована при проведении практических работ, составлении таблиц, решении проблемно-поисковых и частично-поисковых задач. Так как каждый учащийся находит возможность применить свои способности, знания, навыки, жизненный опыт.

Часто на своих уроках я использую дифференцированные задания по самостоятельной работе. Дифференциация заданий – важнейший путь стимулирования самостоятельной деятельности учащихся. Но осуществлять ее в условиях классно-урочной системы занятий не легко, отсюда следует выделить четыре группы учащихся в соответствии с их учебными возможностями.

К первой группе относятся учащиеся, обладающие глубокими знаниями, способностями, готовностью к самостоятельной работе, высоким темпам работы. Их характеризует интерес к предмету.

Учащиеся второй группы отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают изучаемый программный материал, легко справляются с однотипными заданиями, проявляют интерес к предмету. Но эти учащиеся не обнаруживают творческого подхода при выполнении заданий.

Учащиеся третьей группы неглубоко знают теоретический материал. Интерес к предмету у них не выражен. Затруднений при выполнении самостоятельной работы у них гораздо больше, чем у первых двух групп.

Учащиеся четвертой группы – обнаруживают незнание теоретического материала, у них отсутствуют навыки самостоятельной работы. Поэтому с заданиями на начальном этапе они фактически не справляются, так как не всегда способны понять их суть.

При организации самостоятельной работы с этими группами я не только учитываю индивидуально-типичные особенности учащихся, но и стремлюсь развивать положительные стороны их деятельности, преодолевать характерные для них затруднения.

Ничто не развивает учащихся так, как проблемное обучение. Только при наличии проблемных ситуаций происходит развитие интеллекта учащихся. Например, тема урока «Россия на рубеже XIX – XX веков» перед учащимися поставлен проблемный вопрос: «Почему Россия в начале XX века являлась узлом противоречий?»

Учащиеся, работая с текстом учебника, ищут факты, доказывающие, что Россия действительно была узлом противоречий, который требовал немедленного разрешения.

Постоянное внимание я уделяю работе учащихся с учебником. Работу стараюсь разнообразить, использую карточки-задания, таблицы, вожу игровые элементы и т.д. цель данной работы – научить самостоятельно добывать знания, трезво оценивать свои знания, умения, стараться достичь лучших результатов. Но всегда нужно помнить о том, что учащиеся будут только тогда работать эффективно, когда они представляют себе задание. Содержание мотива может быть разнообразным, но практика показала, что, если задача определена собственными интересами, они значительно сильнее и дольше побуждают к преодолению трудностей решения. Поддержанию оптимальной мотивации способствует постепенное наращивание сложности задач.

С большим интересом учащиеся выполняют такой вид самостоятельной работы как триады. Это задание учащиеся получают на 2-3 минуты. Даю 20-30 слов, их нужно разбить на 7-10 групп по три слова. Каждую группу (триаду) должно объединять что-то общее, например: восстание, революция, диктатура; или купцы, мещане, дворяне. Учащиеся, составляя триады, записывают только номера слов. Такие задания способствуют развитию логического мышления, смекалки, вносят разнообразие в учебную деятельность, способствуют лучшему усвоению понятий.

На своих уроках я использую и самостоятельные работы реконструктивного вида. Например, при изучении темы «Россия в начале ХХ века» ученикам было предложено на основании чтения текста учебника определить связь и взаимообусловленность кризисного состояния в экономике с политическим кризисом в России накануне революции. При выполнении этих заданий в процессе ряда сравнений и переформулирований уже включено добывание новых знаний, хотя основное значение здесь имеет еще реконструкция старого, хорошо усвоенного материала.

Не обходятся уроки и без вариативных самостоятельных работ. Например, по курсу «История России ХХ века» темы: «Февральская революция» учащиеся из моего рассказа и самостоятельного чтения учебника познакомились с общей характеристикой военных событий в послефевральский период, с империалистической сущностью войны, с основным положением страны и трудящихся. Учащиеся знали о тех четырех позициях, которые выявились в послефевральский период по отношению к войне: 1) война до победного конца во имя союзнических обязательств и спасения отечества; 2) война во имя защиты революции; 3) немедленный мир, прекращение войны; 4) никакой поддержки временному правительству по вопросам воины и мира, прекращение войны на основе передачи всей власти Советам. В качестве задачи самостоятельной работы учащимся было предложено доказать принадлежность выдвинутых лозунгов соответствующим политическим партиям, отражающим интересы определенных классов. Решая эту задачу, учащиеся с помощью анализа сущности классовых интересов, которые проявились в данных четырех позициях, определили партийную принадлежность каждого из лозунгов.

Ну а какой же урок истории без творчества, без творческих самостоятельных работ учащихся. Например, по теме «Культура Киевской Руси» я начинаю объяснение нового материала словами: «Представим себе, что мы историки-исследователи, которые должны написать доклад или составить устный доклад по теме «Культура Киевской Руси». С чего мы должны начать составление доклада?» Т.е от учащихся требуется гипотетически построить план поиска. Такая работа сильно увлекает учащихся и дает им возможность мобилизовать свои знания. Т. о. учащийся при выполнении творческих работ вынужден, прежде всего, задуматься о нахождении способа деятельности и о характере тех существенно новых знаний, которые он должен получить в ходе решения задачи.

На уроках истории я применяю такой прием, как запись учащимися плана рассказа преподавателя. Изучая параграфы учебника, учащиеся пользуются этим планом. Достигается сознательное и прочное усвоение учащимися знаний.

Если содержание какой-либо части изучаемой темы целесообразно выразить сжато в виде схемы или таблицы, то я составляю их вместе с учащимися. Например, при изучении темы «Появление государства у восточных славян. Первые русские князья» организация управления в Киевской Руси была представлена в виде следующей схемы:

Учащиеся записывают новые слова и самостоятельно дают им определения.

Все виды самостоятельных работ помогают повышению сознательности учащихся в освоении ими знаний и достижению прочности усваиваемого материала.

На уроках истории я применяю различные приемы составления учащимися планов прочитанного:

  • преподаватель формулирует устно или пишет на доске пункт за пунктом плана и предлагает учащимся найти в параграфе учебника соответствующие части;

  • учащиеся составляют план параграфа коллективно в процессе беседы, которую ведет преподаватель;

  • каждый учащийся составляет индивидуально свой план с тем, чтобы по этому плану вести рассказ.

В задания по составлению планов входит непременно требование – выделить самостоятельно главную мысль параграфа и отразить ее в плане или выписать особо.

На уроках истории очень интересным и важным видом работы является работа в группах или индивидуально по рабочим тетрадям со специальными заданиями. Эта работа помогает опросить как можно больше учащихся или дать задания учащимся, которые пропустили предыдущую тему, а также дать задания для неуспевающих учащихся.

Очень интересным и важным видом самостоятельной работы является изучение доступных пониманию учащихся исторических документов. Чтение и анализ документов самими учащимися и последующее изложение содержания и истолкование его при помощи вопросов преподавателя способствует большей прочности запоминания этого материала. Так при изучении темы «Крестьянская война под предводительством С. Разина» учащиеся самостоятельно читали и анализировали отрывки из документов, подводя итог разинскому бунту.

Легко понимаемый учащимися материал я не излагаю, а даю на самостоятельное изучение темы при помощи учебника, рабочей тетради, иллюстраций, исторических карт.

ВЫВОДЫ


Проанализировав используемую литературу и изучив проблему на практике, я пришла к следующим выводам.

Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения.

Самостоятельная работа будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении развития их способностей, если она организована в системе уроков. Чтобы обеспечить успех самостоятельной работы учащихся, учителю нужно заботиться о том, чтобы любое задание отвечало определенным условиям, среди которых важнейшими являются: посильность для учащихся и принятие ими цели заданий как собственной.

В организации самостоятельной работы учащихся большую роль играет их инструктирование. Методы инструктирования следует изменять, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности.

Самостоятельная работа имеет очень много достоинств в обучении учащихся:

Во-первых, обеспечивается система организации самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения.

Во-вторых, предусматривается всесторонняя диагностика учебной деятельности, что дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при отборе заданий, коррекции действий и оценке результатов.

В-третьих, реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений. Это в первую очередь, как показали эксперты, способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности учащихся.

В-четвертых, ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся. Целенаправленное поведение взаимоконтроля и самоконтроля не только активизирует учение, но и стимулирует ответственность учащихся.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Голант Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой. М, 1983 г.


  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М, 1985г.


  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Л., 1987 г.


  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М, 1988 г.


  1. Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ на уроке. М, 1979 г.


  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М, 1978 г.


  1. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений. Л., 1991 г.




15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!