СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа в 11 классе на тему «Пунктуационные нормы и средства выразительности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа в 11 классе на тему «Пунктуационные нормы и средства выразительности» предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по пунктуации и по средствам выразительности  

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа в 11 классе на тему «Пунктуационные нормы и средства выразительности»»

Самостоятельная работа

11 класс

Пунктуационные нормы и средства выразительности

Вариант1

1.  Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3)  Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4)  Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

2.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно размахнувшись (4) ударил арестованного по плечам.

3.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Бил с правотой уверенной, весомой,

и, взмокший, раскрасневшийся, весёлый,

он крикнул мне: «Добавь и (1) ты (2) малыш!»

Не помню, сколько их, галдевших, било.

Быть может (3) сто (4) быть может (5) больше было,

но я, мальчишка, плакал от стыда.

И если (6) сотня, воя оголтело,

кого-то бьёт,  — пусть даже и за дело!  —

сто первым я не буду никогда!

(Е. А. Евтушенко)

4.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других высказываний.

5.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ольгу томило мучительное однообразие её жизни (1) но (2) когда уже совсем становилось невмоготу (3) и (4) всё начинало казаться бессмысленным (5) она говорила себе (6) что будни какой-нибудь известной актрисы ненамного разнообразнее её буден (7) и успокаивалась.

6.  Найдите предложения, в которых тире ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Салехард является столицей самого крупного в мире газодобывающего района  — Ямало-Ненецкого автономного округа. (2)До 1933 года этот город носил другое название  — Обдорск («место при Оби»). (3)Салехард  — единственный на планете город, расположенный на широте Северного полярного круга.

(4)История Салехарда уходит своими корнями в историю освоения севера Западной Сибири, создания государственности у аборигенного населения, индустриального обустройства Заполярья. (5)После присоединения Сибири к России на месте остяцкого городка  — это около слияния реки Полуй с Обью  — русскими казаками берёзовского воеводы Никиты Траханиотова в 1595 году был заложен Обдорский острог. (6)Острог в 1635 году был переименован в Обдорскую заставу, затем её преобразовали в центр Обдорской волости Берёзовского уезда Тобольской губернии  — село Обдорск.

(7)В 1897 году в Обдорске было 30 домов, 150 торговых лавок, числилось 500 постоянных жителей, а в декабре – январе там проходила ежегодная Обдорская ярмарка  — на неё съезжались тысячи продавцов и покупателей. (8)После образования Ямало-Ненецкого национального округа Обдорск стал его столицей и в 1933 году получил новое имя  — Салехард (от ненецкого «Сале-Харн», что означает «селение на мысу»).

7.  Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)   И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко

(К. Симонов)

Б)  Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

(С. Есенин)

В)  Не молиться тебе, а лаяться

Научил ты меня, господь.

(С. Есенин)

Г)  Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле.

(С. Есенин)

Д)  Как в смирительную рубашку,

Мы природу берем в бетон.

(С. Есенин)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1)  риторический вопрос

2)  эпитет

3)  антитеза

4)  парцелляция

5)  метонимия

6)  гипербола

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  эпифора

9)  метафора



Ответы

  1. 2, 3

  2. 1,2,3,4

  3. 2345

  4. 1

  5. 12567

  6. 1268 (обособл.приложение)

  7. А5, Б2,В3,Г7,Д9





















































Самостоятельная работа

11 класс

Пунктуационные нормы и средства выразительности

Вариант 2



1.  Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Я любил подолгу бродить по улицам или по парку или вдоль берега моря.

2)  В сухом и чистом воздухе пахнет полынью и сжатой рожью гречихой и полевой гвоздикой.

3)  Спасительный огонёк маяка то появлялся то исчезал в тумане то снова виднелся вдали.

4)  Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.

5)  Порванные сапоги отдали в мастерскую и там их починили.

2.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.

3.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или(1)лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

4.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.

5.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

6.  Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эгикал  — один из крупнейших средневековых башенных комплексов горной Ингушетии, расположен он на южном склоне горы Цей-Лоам в двух километрах от реки Ассы. (2)До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди, а сегодня Эгикал  — необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, законсервированный древний город. (3)Когда-то селение славилось потомственными ремесленниками: оружейниками, кузнецами, гончарами, ювелирами, а также отважными воинами и знатоками народной медицины. (4)Из Эгикала вышли десятки известных в Ингушетии фамилий и талантливых людей, прославивших его; один из них  — классик ингушской литературы Идрис Муртузович Базоркин, похороненный здесь же на родовом кладбище. (5)Всего на территории горной Ингушетии насчитывается около 500 памятников традиционной архитектуры. (6)Они охраняются государством и относятся к Джейрахо-Ассинскому историко архитектурному и природному музею-заповеднику. (7)Как правило, около каждого башенного комплекса установлены информационные стенды с названием и датировкой.

7.  Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  Серой белкой прыгну на ольху,

Ласочкой пугливой пробегу,

Лебедью тебя я стану звать.

(А. Ахматова)

Б)  Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу.

(А. Пушкин)

В)  В любой любви есть капля яда,

Любовь прошла  — в душе досада,

И горечь сердце обожгла

(И. А. Бунин)

Г)  Восток пурпуровым ковром

Зажгла стыдливая Аврора

(Ф. И. Тютчев)

Д)   И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться,

сказать иногда: «Черт побери все!»  — его ли душе не любить ее?

(Н. Гоголь)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1)  многосоюзие

2)  риторический вопрос

3)  антитеза

4)  парцелляция

5)  гипербола

6)  сравнение

7)  ассонанс

8)  метафора

9)  эпитет




Ответы 2 вар

  1. 25

  2. 13

  3. 1234

  4. 2

  5. 124

  6. 23 (однородные члены)

  7. 67892





Источник: Решу ЕГЭ. Русский язык. https://rus-ege.sdamgia.ru/archive


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя