СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные и служебные части речи. Повторение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи. Повторение»

Тема урока. Самостоятельные и служебные части речи. Повторение изученного в 7 классе

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных; формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений.

Послушайте сказку, сформулируйте тему нашего урока.

«В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

-помогали словам в предложении принять нужную форму;

-связывали слова в предложении и части предложения;

-вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»

Правильно. Сегодня мы вспомним самостоятельные и служебные части речи.

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

3. Работа по теме

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

- Назовите, какие относятся к служебным?

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.

А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

2) Тренировочные упражнения

Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.


1. Нельзя задать вопрос.


2. Являются членами предложения.


2. Не являются членом предложения.


3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка.


4. Закрепление учебного материала.

- Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

1) Работа с учебником

Спишите текст, решая орфогр.и пунктуац. задачи. Укажите части речи выделенных слов.

По­(?)ут­ру когда вз..­шло со..н­це, на су­гли­ни­стом пр..­гор­ке вы­би­лось из земли пер­вое пё­рыш­ко пер­вой тр..­вин­ки. Острое блед­но(.)зе­лё­ное жаль­це её про­ни­за­ло со­прев­шую ткань неизвес(..)но от­ку­да за­не­сён­..о­го осе­нью кле­но­во­го листа и тот(?)­час п..­ник­ло под не(?)по­мер­ной тя­же­стью св..­лив­шей­ся на него дож­де­вой капли. Но вско­ре южный ветер про­ш..л­ся низом. Влаж­ным пра­хом рас­..ы­пал­ся от­жив­ший своё кле­но­вый лист. Дрог­нув ска­ти­лась на землю капля. Тот­(?)час вся за­тре­пе­тав под­ня­лась вы­пря..ми­лась не(?)при­мет­ная тра­вин­ка. Но она упор­но и жадно тя­ну­лась к веч­но­му ис­точ­ни­ку жизни, к солн­цу.

2)Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка по ключу:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

5. Итог урока

- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

6. Д/З стр. 64 упр. 133.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!