СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Служебные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип данного урока - урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

   В ходе урока учащиеся будут стремиться овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам), осуществлять речевое взаимодействие - формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание, классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.

Просмотр содержимого документа
«"Служебные части речи"»

Тема: Служебные части речи.


Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).

М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.

6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

  1. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Психологический настрой.

- Закройте глаза. Представьте, что светит солнышко. Вы тянетесь навстречу его лучам. Ваше тело наполняется силой, бодростью. Поймайте один лучик, приложите к своему сердцу. Остальные оставьте тем, кого любите. Дотроньтесь ладошками друг до друга. Пусть тепло солнышка останется в ваших сердцах.

Один из пойманных лучиков несёт свет знаний. Я желаю вам удачи на сегодняшнем уроке, отличных оценок.



II. Формулирование темы и целей урока.



  1. Работа с электронным письмом.

На слайде (доске) представлена запись:

Дорогой друг! Осень - это … повод … грусть, … это время года прекрасно своим разноцветным настроением.

– Прочитайте.

– Что не так в этих предложениях? Почему?

  1. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами. Дети записывают его в тетрадях:

Дорогой друг! Осень - это не повод для грусти, потому что это время года прекрасно своим разноцветным настроением.

– Что вы сделали, чтобы прочитать текст письма?

– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)

3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.)

– Сформулируйте цели урока.

– Что изменилось в тексте письма, когда все служебные части речи оказались на своих местах?

–Для чего же нужны служебные части речи в тексте?

- А почему предлог, союз, частица получили такие названия? Предположения учащихся о происхождении названий служебных слов.




Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

1. Овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план).

2. Составлять рассказ по плану, вопросам.

3. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.



III. Актуализация изученного.


1.Ученики, занимающиеся внеурочной деятельностью по русскому языку, представляют свои мини – проекты по теме урока. (Презентация).

Все остальные ученики дополняют список ключевых слов, записывают в 3 столбика предлоги, союзы, частицы.

2.Блиц-опрос. Беседа по вопросам, которые задают кружковцы на повторение и систематизацию изученного. Учащиеся готовят ответы в парах.

- После выступления учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по русскому языку, класс оценивает их работу.

3. Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 (стр. 147) с применением изучающего чтения). Проверка понимания прочитанного.

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Что осталось непонятным?

Задания по вариантам.

- 1 вариант составляет вопросный план текста о служебных частях речи.

- 2 вариант переводит информацию, представленную в правиле, в таблицу

1 вариант.

Вариант вопросного плана:

1) Какие части речи относятся к служебным? Что их объединяет?

2) Для чего служат предлоги?

3) Роль союзов в предложении.

4)Значение частицы не.

2 вариант. Составление обобщённой схемы текста в рамке, опираясь на мини – проекты, представленные ранее.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

(нет лексического значения, не изменяются,

не являются членами предложения)


Предлог Союз Частицы

связывает соединяет придают

существительные

и личные местоимения однородные члены и дополнительные оттенки

с другими словами части сложного предложения словам.



Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).






Физкультминутка.

Положите ладони на парту. Представьте: осень, тучки закрыли небо. Пошёл дождь. Сначала он был маленьким (движения пальцев медленные), потом становился всё сильнее (движения пальцев быстрые), затем стал стихать. Наконец, дождь закончился, выглянуло солнышко. (Дети улыбаются друг другу).










IV. Развитие учебно­языковых и правописных умений.


  1. Работа с текстом А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин».

(развивается умение определять роль союзов, предлогов, частиц в предложениях, устно объяснять постановку знаков препинания.)

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнёт и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Прочитайте текст, передавая настроение лирического героя стихотворения.

- Какие картины осени возникают в вашем воображении? Что заметили необычное в тексте? В выделенном отрывке подчеркните основы предложений(8 основ), объясните знаки препинания. Найдите служебные слова. Какова роль служебных частей речи в представленной строфе?

2. - А каково ваше настроение осенью? Напишите мини – сочинение, используя выделенные служебные части речи и материалы, собранные в течение урока.

(Фон - видеофрагмент «Осень глазами русских художников»). Проверка работ.



Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.


– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.

– Рефлексия.

1). Найти ошибки в схемах.

[ и ]. 2) [ – =] и [ – =]. 3) [ , а ].

2.)Найти предлог в предложениях.

1. Всё было тихо вокруг.

2. Всё вокруг дома было усеяно кленовыми листьями.

3) Выписать слово, которое пишется с не слитно.

(Не)был, (не)навидеть, (не)смог.


– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? На доску прикрепляются разноцветные осенние листики (зелёные, красные, коричневые) в зависимости от настроения учеников, заполняется «Карта учёта знаний»


Знаю

Сомневаюсь

Нужна поддержка.





Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



Написать грамматическую сказку о служебных частях речи или выполнить упр. 220

.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!