Открытый урок по русскому языку в 5 классе (КРО).
Тема « Имя существительное как часть речи».
Цель:
1.Обучающая: познакомить с новыми значениями имени существительного как части речи; формировать умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки; формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;
2.Развивающая: развивать на примере материала по русскому языку память, внимание, мышление (ассоциативное), эмоционально-волевую сферу, речь.
3.Воспитательная: воспитывать уважение к традициям народа.
Повторение: самостоятельные и служебные части речи, однокоренные слова и формы слова.
Ход урока
I. Организационный момент. (Проверка учебных принадлежностей).
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Скажите, вы любите праздники?
-А какие праздники вам известны?
(Слайд№2)
-Отгадайте, какие из них изображены на этих фотографиях?
Народная пословица гласит: «Праздник – душа народа!»
-Как вы понимаете смысл этого выражения?
II. Проверка домашнего задания.
В народе говорят: «Как потрудился, так и попразднуешь». Посмотрим, кто из вас достоин праздника?
(Слайд № 3). Напоминаю, дома вы должны были подобрать поговорки, пословицы о праздниках и выделить в них самостоятельные и служебные части речи. А поможет нам игра «Эстафета». Условия таковы: каждый из вас будет называть по одному примеру друг за другом, но повторять сказанное нельзя.
– Будьте внимательны! Начали!
–Молодцы, справились с домашним заданием. Но победителем станет тот, кто безошибочно назовет в пословице самостоятельные и служебные части речи.
Повторение.
-Вспомните, какие части речи относятся к самостоятельным? Назовите их.
-Какие части речи относятся к служебным? Назовите их.
-Кто смелый?
-Итак, победителем становится...
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
-Изучение самостоятельных частей речи в русском языке начинается с имени существительного.
-А что вы уже знаете об имени существительном?
(Слайд№4)
2.Работа с учебником.
-Проверим себя по учебнику. Действительно ли вы все знаете об имени существительном? Откройте учебник на странице 191 и прочитайте выделенный материал.
-Думаю, что вы догадались, как звучит тема нашего урока.
-Мы будем говорить об имени существительном как части речи.
(Слайд№5)
– Ребята, в «Лист урока» запишите число, тему урока « Имя существительное как часть речи».
В ходе урока мы познакомимся с новыми значениями имени существительного как части речи; будем учиться находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки и продолжим разговор о народных традициях.
3. Ассоциативная цепочка.
-Знаете ли вы, что главным атрибутом и христианских и мусульманских праздников является ярмарка?
(Слайд№6)
Посмотрите на картину астраханского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Что вы видите на картине?
(Слайд№7)
-Какие у вас ассоциации возникли со словом ярмарка? Что такое ярмарка?
Ярмарка – это торг. Ярмарка - это .......
-Какие существительные отвечают на вопрос что? (Неодушевленные существительные).
-Кто приходит на ярмарку? Купец приходит. Кто ещё…………
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?
(Одушевленные существительные).
4.Лексическая работа. В «Толковом словаре» Ожегова дается такое определение этого слова.
(Слайд№7)
Ярмарка - торг, на который съезжаются продавцы и покупатели в определенный срок, в определенное место.
Задание: спишите определение, найдите имена существительные одушевленные и неодушевленные в данном предложении.
Вывод: имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
5.Словарная работа.
(Слайд№8)
-На ярмарке продавцов товара называют коробейниками. Они зазывают народ, приговаривая: «Ой, полным - полна моя коробочка. Есть и ситец и парча...». У нас тоже сыскался удалец-молодец. Прошу к доске.
(Слайд № 9, звучит музыка).
-Только вот беда с ним приключилась, голос он потерял. Будет свой товар показывать молча. Поэтому и диктант мы будем писать «Немой». К доске пойдет Ахмед и запишет название предлагаемого товара. И вы, ребята, работаете молча.
-Итак... (звучит музыка «Коробейники»).
(Слайд № 10)
Проверим: самовар, платок, ложки, матрешка, медведь, конфеты, баранки.
Задание: выделите в словах знакомые орфограммы.
-Какие части речи перед нами? (Имена существительные). Почему?
А в каком числе используются они? (В единственном и множественном).
6.Работа с поэтическим текстом в парах.
-А вы хотите узнать, что же говорил наш коробейник? (Да).
(Слайд№11)
Задание: вставьте в текст из словарного диктанта подходящие по смыслу слова. Можете работать в парах.
А на ярмарке товары:
Расписные -------ы.
Продаются п----и, л---и
И румяные -------и
И на дивного ------я
Смотрят долго, не спеша.
Ах ты, ярмарка-душа!
-Что же у вас получилось?
(Слайд№12)
А на ярмарке товары:
Расписные самовары.
Продаются платки, ложки
И румяные матрешки.
И на дивного медведя
Смотрят долго, не спеша.
Ах ты, ярмарка-душа!
-А как вы догадались, какое слово нужно вставить? (Нам помогли окончания).
-А что такое окончание? Это часть слова, которая указывает на грамматическое значение.
- В первой строчке слово ярмарка в каком числе и роде употреблено?
(В единственном числе, женском роде, потому что можем подставить местоимение она).
-А слово товары? ( Во множественном числе). А род можем определить? (Нет).
-Задание: впишите над именами существительными число, род.
Индивидуальная работа.
Задания по карточке.
-Проверим задание.
Вывод: имена существительные изменяются по числам и родам, а во множественном числе только по числам.
8.Синтаксический разбор предложения.
(Слайд№13)
-Ни одна ярмарка не обходится без скоморохов. А кто такие скоморохи?
Одни ученые говорят, что это слово в переводе с греческого языка означает «мастер шутки», а с арабского-переводится как «шутка, шут».
-Запишем предложение. К доске пойдет Азамат.
Скоморохи - русские средневековые актёры, певцы, танцоры, музыканты. (Слайд№13)
Проверьте, все ли правильно написано?
Произведите синтаксический разбор предложения.
Задание: определите падеж имени существительного.
Вывод: если главные члены выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится знак тире.
(Слайд№14)
9.Физминутка.
-А какая же ярмарка обходится без цыган и медведя?!
На ярмарке у нас раздолье-
Медведя водят на показ.
А медведь-то не простой:
Красивый, умный, заводной!
Станцуй нам, мишка, дорогой.
В роли мишки выступит сегодня..., а я в роли цыганки (в руках бубен).
Раз-два, раз-два -
Пошла кругом голова.
Руки вверх, а ноги шире -
Получилось три-четыре.
Будем топать, будем петь,
Как на ярмарке медведь.
(Звучит «Барыня»).
10.Значение имени существительного.
–Мы продолжаем наш разговор об имени существительном. Что же обозначает имя существительное? (Предмет).
(Слайд№15)
Посмотрите внимательно на экран! Попробуйте определить значение слова синева. Что такое синева? (Имя существительное). А разве имя существительное обозначает признак? Оно имеет значение признака, но обозначает его как предмет. От какого слова образовалось существительное синева? (Синий – синева.)
(Слайд№15)
Попробуйте определить значение слова резьба. Что такое резьба? А разве имя существительное обозначает действие? Оно имеет значение действия, но обозначает это действие как предмет. ( Резать – резьба).
Какой вывод можем сделать? Имена существительные имеют не только значение предмета.
Закрепление материала. Работа с прозаическим текстом.
Не только художники, но и писатели были поражены размахом ярмарки. (Слайд№16)
Вот как Н. В. Гоголь описал «Сорочинскую ярмарку». Прослушайте текст.
«Господи, боже мой, чего нет на той ярмарке! Шум, брань, мычание..., рев.... Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы...- все ярко, пёстро...Если бы в кармане было хоть тридцать рублей, то и тогда бы не закупил всей ярмарки». Тридцать рублей - это большие деньги по тем временам.
Самостоятельная работа.
Задание: выпишите из текста в таблицу имена существительные по значению.
(Слайд№17)
-Начнем вместе. Первое слово – ярмарка-это событие....
-Что же у нас получилось?
(Слайд№18)
Предметы одушевленные | Предметы неодушевленные | Явления | События | Признак |
волы цыганы бабы | мешки сено горшки карман рубли | шум брань мычание рев | ярмарка | яркость пестрота |
(Слайд№19)
Работа в группах. Развитие речи. Доказательство.
-Наш урок близится к концу, а на ярмарке народ веселится, пляшет и поет. Одним словом гуляет. Посмотрите на эту картину. Составьте предложение из «рассыпанных слов»: гулянье, собрался, народ, праздничное на.
-Что же получилось? Народ собрался на праздничное гулянье. Докажите, что слово гулянье является именем существительным?
Образец доказательства перед вами. Прочитайте внимательно.
1.Слово гулянье- это имя...
2.Во-первых, это слово обозначает...
3.Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки...
4.В-третьих, в предложении является...
5.Значит, это имя...
-Кто от группы будет выступать?
Подведение итогов. Фронтальное повторение.
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы оно отвечает?
-Какие значения имеет?
-Каким членом предложения может являться?
Домашнее задание.
Для всех: выучить теоретический материал, смотреть в учебнике на стр. 191-192.
Упражнение № 469,страница в учебнике 191
Сочинение – описание «Что я видел на ярмарке.
Оценки за урок.
-Все работали хорошо, но особенно...
В заключение урока хочу сказать, что узнать о ярмарке, увидеть ее красоту помогли картины астраханского художника Б. М. Кустодиева.
Андре Бенуа сказал о его картинах: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка,... русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…».
Урок окончен. Спасибо за участие.
10