СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 5 классе. Тема « Имя существительное как часть речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1.Обучающая: познакомить с новыми значениями имени существительного как части речи; формировать умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки; формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;

2.Развивающая: развивать на примере материала по русскому языку память, внимание, мышление (ассоциативное), эмоционально-волевую сферу, речь.

3.Воспитательная: воспитывать уважение к традициям народа.

Повторение: самостоятельные и служебные части речи, однокоренные слова и формы слова.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе. Тема « Имя существительное как часть речи».»



Открытый урок по русскому языку в 5 классе (КРО).


Тема « Имя существительное как часть речи».

Цель:

1.Обучающая: познакомить с новыми значениями имени существительного как части речи; формировать умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки; формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;

2.Развивающая: развивать на примере материала по русскому языку память, внимание, мышление (ассоциативное), эмоционально-волевую сферу, речь.

3.Воспитательная: воспитывать уважение к традициям народа.

Повторение: самостоятельные и служебные части речи, однокоренные слова и формы слова.

Ход урока


I. Организационный момент. (Проверка учебных принадлежностей).


-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

-Скажите, вы любите праздники?

-А какие праздники вам известны?

(Слайд№2)

-Отгадайте, какие из них изображены на этих фотографиях?

Народная пословица гласит: «Праздник – душа народа!»

-Как вы понимаете смысл этого выражения?

II. Проверка домашнего задания.

В народе говорят: «Как потрудился, так и попразднуешь». Посмотрим, кто из вас достоин праздника?

(Слайд № 3). Напоминаю, дома вы должны были подобрать поговорки, пословицы о праздниках и выделить в них самостоятельные и служебные части речи. А поможет нам игра «Эстафета». Условия таковы: каждый из вас будет называть по одному примеру друг за другом, но повторять сказанное нельзя.

– Будьте внимательны! Начали!

–Молодцы, справились с домашним заданием. Но победителем станет тот, кто безошибочно назовет в пословице самостоятельные и служебные части речи.

Повторение.

-Вспомните, какие части речи относятся к самостоятельным? Назовите их.

-Какие части речи относятся к служебным? Назовите их.

-Кто смелый?

-Итак, победителем становится...


III. Работа по теме урока.


1. Актуализация знаний.

-Изучение самостоятельных частей речи в русском языке начинается с имени существительного.

-А что вы уже знаете об имени существительном?

(Слайд№4)

2.Работа с учебником.

-Проверим себя по учебнику. Действительно ли вы все знаете об имени существительном? Откройте учебник на странице 191 и прочитайте выделенный материал.

-Думаю, что вы догадались, как звучит тема нашего урока.

-Мы будем говорить об имени существительном как части речи.

(Слайд№5)

– Ребята, в «Лист урока» запишите число, тему урока « Имя существительное как часть речи».

В ходе урока мы познакомимся с новыми значениями имени существительного как части речи; будем учиться находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки и продолжим разговор о народных традициях.


3. Ассоциативная цепочка.


-Знаете ли вы, что главным атрибутом и христианских и мусульманских праздников является ярмарка?

(Слайд№6)

Посмотрите на картину астраханского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Что вы видите на картине?

(Слайд№7)

-Какие у вас ассоциации возникли со словом ярмарка? Что такое ярмарка?

Ярмарка – это торг. Ярмарка - это .......

-Какие существительные отвечают на вопрос что? (Неодушевленные существительные).

-Кто приходит на ярмарку? Купец приходит. Кто ещё…………

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?

(Одушевленные существительные).


4.Лексическая работа. В «Толковом словаре» Ожегова дается такое определение этого слова.

(Слайд№7)

Ярмарка - торг, на который съезжаются продавцы и покупатели в определенный срок, в определенное место.

Задание: спишите определение, найдите имена существительные одушевленные и неодушевленные в данном предложении.

Вывод: имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.


5.Словарная работа.

(Слайд№8)

-На ярмарке продавцов товара называют коробейниками. Они зазывают народ, приговаривая: «Ой, полным - полна моя коробочка. Есть и ситец и парча...». У нас тоже сыскался удалец-молодец. Прошу к доске.

(Слайд № 9, звучит музыка).

-Только вот беда с ним приключилась, голос он потерял. Будет свой товар показывать молча. Поэтому и диктант мы будем писать «Немой». К доске пойдет Ахмед и запишет название предлагаемого товара. И вы, ребята, работаете молча.

-Итак... (звучит музыка «Коробейники»).

(Слайд № 10)

Проверим: самовар, платок, ложки, матрешка, медведь, конфеты, баранки.

Задание: выделите в словах знакомые орфограммы.

-Какие части речи перед нами? (Имена существительные). Почему?

А в каком числе используются они? (В единственном и множественном).

6.Работа с поэтическим текстом в парах.

-А вы хотите узнать, что же говорил наш коробейник? (Да).

(Слайд№11)

Задание: вставьте в текст из словарного диктанта подходящие по смыслу слова. Можете работать в парах.

А на ярмарке товары:

Расписные -------ы.

Продаются п----и, л---и

И румяные -------и

И на дивного ------я

Смотрят долго, не спеша.

Ах ты, ярмарка-душа!

-Что же у вас получилось?

(Слайд№12)

А на ярмарке товары:

Расписные самовары.

Продаются платки, ложки

И румяные матрешки.

И на дивного медведя

Смотрят долго, не спеша.

Ах ты, ярмарка-душа!

-А как вы догадались, какое слово нужно вставить? (Нам помогли окончания).

-А что такое окончание? Это часть слова, которая указывает на грамматическое значение.

- В первой строчке слово ярмарка в каком числе и роде употреблено?

(В единственном числе, женском роде, потому что можем подставить местоимение она).

-А слово товары? ( Во множественном числе). А род можем определить? (Нет).

-Задание: впишите над именами существительными число, род.


Индивидуальная работа.

Задания по карточке.

-Проверим задание.

Вывод: имена существительные изменяются по числам и родам, а во множественном числе только по числам.


8.Синтаксический разбор предложения.

(Слайд№13)

-Ни одна ярмарка не обходится без скоморохов. А кто такие скоморохи?

Одни ученые говорят, что это слово в переводе с греческого языка означает «мастер шутки», а с арабского-переводится как «шутка, шут».

-Запишем предложение. К доске пойдет Азамат.

Скоморохи - русские средневековые актёры, певцы, танцоры, музыканты. (Слайд№13)

Проверьте, все ли правильно написано?

Произведите синтаксический разбор предложения.

Задание: определите падеж имени существительного.

Вывод: если главные члены выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится знак тире.

(Слайд№14)

9.Физминутка.

-А какая же ярмарка обходится без цыган и медведя?!

На ярмарке у нас раздолье-

Медведя водят на показ.

А медведь-то не простой:

Красивый, умный, заводной!

Станцуй нам, мишка, дорогой.

В роли мишки выступит сегодня..., а я в роли цыганки (в руках бубен).

Раз-два, раз-два -

Пошла кругом голова.

Руки вверх, а ноги шире -

Получилось три-четыре.

Будем топать, будем петь,

Как на ярмарке медведь.

(Звучит «Барыня»).

10.Значение имени существительного.

–Мы продолжаем наш разговор об имени существительном. Что же обозначает имя существительное? (Предмет).

(Слайд№15)

Посмотрите внимательно на экран! Попробуйте определить значение слова синева. Что такое синева? (Имя существительное). А разве имя существительное обозначает признак? Оно имеет значение признака, но обозначает его как предмет. От какого слова образовалось существительное синева? (Синий – синева.)

(Слайд№15)

Попробуйте определить значение слова резьба. Что такое резьба? А разве имя существительное обозначает действие? Оно имеет значение действия, но обозначает это действие как предмет. ( Резать – резьба).

Какой вывод можем сделать? Имена существительные имеют не только значение предмета.

Закрепление материала. Работа с прозаическим текстом.

Не только художники, но и писатели были поражены размахом ярмарки. (Слайд№16)

Вот как Н. В. Гоголь описал «Сорочинскую ярмарку». Прослушайте текст.

«Господи, боже мой, чего нет на той ярмарке! Шум, брань, мычание..., рев.... Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы...- все ярко, пёстро...Если бы в кармане было хоть тридцать рублей, то и тогда бы не закупил всей ярмарки». Тридцать рублей - это большие деньги по тем временам.

Самостоятельная работа.

Задание: выпишите из текста в таблицу имена существительные по значению.

(Слайд№17)

-Начнем вместе. Первое слово – ярмарка-это событие....

-Что же у нас получилось?

(Слайд№18)

Предметы одушевленные

Предметы неодушевленные

Явления

События

Признак

волы

цыганы

бабы

мешки

сено

горшки

карман

рубли

шум

брань

мычание

рев

ярмарка

яркость

пестрота



(Слайд№19)

Работа в группах. Развитие речи. Доказательство.

-Наш урок близится к концу, а на ярмарке народ веселится, пляшет и поет. Одним словом гуляет. Посмотрите на эту картину. Составьте предложение из «рассыпанных слов»: гулянье, собрался, народ, праздничное на.

-Что же получилось? Народ собрался на праздничное гулянье. Докажите, что слово гулянье является именем существительным?

Образец доказательства перед вами. Прочитайте внимательно.

1.Слово гулянье- это имя...

2.Во-первых, это слово обозначает...

3.Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки...

4.В-третьих, в предложении является...

5.Значит, это имя...

-Кто от группы будет выступать?

Подведение итогов. Фронтальное повторение.

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы оно отвечает?

-Какие значения имеет?

-Каким членом предложения может являться?

Домашнее задание.
Для всех: выучить теоретический материал, смотреть в учебнике на стр. 191-192.

Упражнение № 469,страница в учебнике 191

Сочинение – описание «Что я видел на ярмарке.

Оценки за урок.

-Все работали хорошо, но особенно...

В заключение урока хочу сказать, что узнать о ярмарке, увидеть ее красоту помогли картины астраханского художника Б. М. Кустодиева.

Андре Бенуа сказал о его картинах: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка,... русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…».

Урок окончен. Спасибо за участие.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!