СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация самостоятельной деятельности школьников. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках математики в рамках реализации ФГОС»

Самостоятельная работа на уроках математики в рамках реализации ФГОС


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Поэтому одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация самостоятельной деятельности школьников. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. Важно не только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но и формировать у них навыки самостоятельной работы, потребность в непрерывном самообразовании. В связи с этим перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников, в ходе выполнения которой не только закрепляются умение и навыки, но и развивается их творческое мышление и способной к решению теоретических и практических задач. Кроме того и одним из средств активизации умственной деятельности учащихся на уроках математики является выполнение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению сознательного и прочного овладения знаниями.

Самостоятельная работа включает два этапа: подготовительный и исполнительный. На первом этапе ученики знакомятся с заданием, осмысливают его, выделяют, что нужно сделать, какие потребуются для этого задания и действия, составляют план выполнения задания. Второй этап заключается в том, что ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его.

В процессе самостоятельной работы детей очень важно наблюдать за её выполнением, держа под особым контролем тех учеников, которые испытывают затруднения. Большое значение имеют и навыки самопроверки. Каждая самостоятельная работа должна быть тщательно проверена учителем, или самими учащимся по предложенному образцу.

Опираясь на требования образовательного стандарта можно выделить следующие виды самостоятельных работ: закрепление пройденного материала, систематизация и обобщение знаний, получение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие творческой деятельности учащихся.

Закрепление пройденного материала – необходимое условие эффективности учебного процесса. На уроках математики данный вид работ требует постоянного наличия и включает примеры заданий из каждого раздела пройденной темы.

Систематизация и обобщение знаний школьниками в ходе самостоятельной работы является важным и необходимым условием для детального понимания учебного материала и формирования способностей к сравнению, анализу, синтезу, обобщению и конкретизацию. На уроках математике в качестве подобных задания мною применяются учебные задания в виде тестов и диагностических работ.

Формирование умений и навыков в ходе самостоятельной работы на уроках математики подразумевает использование однотипных примеров и задач при изучении таких тем как функция и её определения, дробно-рациональные уравнения, разложение квадратного трехчлена на множители и другие требующие запоминания алгоритма действия.

По моему мнению, наиболее продуктивными видами самостоятельных работ для большинства учащихся являются закрепление и обобщение знаний. Однако наиболее продуктивная самостоятельная работа на уроках математики осуществляется через индивидуальный подход к учащимся. Закрепление пройденного материла, и систематизация знаний повышают уровень усвоения знаний у учеников с низким и средним уровнем мыслительной деятельности.

Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся:

  • работа с книгой

  • работа с дидактическим материалом.

Умение работать с учебником - одно из важнейших умений учиться. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд становится мучением для ученика. Без овладения умением рационально работать с учебником невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником.

Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащихся:

  • по заданному образцу

  • по правилу или целой системе правил

  • конструктивные, требующие творческого подхода

Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».


Используемая литература:

Математика 5-11 классы. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. Г.Б.Полтавская, Волгоград, 2014г.