Самоуправление детского коллектива.5 класс.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе.
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. Сложности данного периода состоят в следующем:
дети переходят от одного учителя;
появляются новые предметы;
возрастает сложность школьной программы;
появляется кабинетная система;
меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе;
дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба;
в этот период повышается тревожность.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно в классе, в приоритете всех модулей воспитательной программы можно обозначить модуль «Самоуправление». Я поделюсь своим опытом работы с классом в этом направлении.
Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельность в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения уважительных отношений одноклассников.
Ведущей функцией детского коллектива является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность.
В 5 классе реализую программу самоуправления «Классная команда». Основа его организации – это система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.
Главное на данном этапе это помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно представляя им всё больше самостоятельности.
Постоянные групповые поручения, выполняемые пятиклассниками, помогают сдружиться, учат продуктивному взаимодействию и сотрудничеству.
На первых классных часах, чтобы детей узнать лучше, провела несколько тестирований:
− Первичная социально-педагогическая диагностика;
− Адаптация пятиклассника;
− Я — пятиклассник.
Анализ анкет очень помог по организации актива класса. Была сформирована модель самоуправления и у нас появился актив класса. В классе много лидеров, причем как девочек, так и мальчиков.
В пятом классе все желают быть старостами, мэрами. И если их не выбирают, то они обижаются. На собрании были проведены дебаты, предложены кандидаты и самовыдвиженцы, и затем началось голосование. В итоге с перевесом в один голос победила Маша, а её заместителем стал Сергей.
Мэра класса избрали сроком на учебный год, и является первым помощником классного руководителя. Он организует совместную работу различных групп по подготовке и проведению классных и школьных мероприятий, осуществляет связь класса с общешкольными органами самоуправления и школьной администрацией по вопросам внеурочной деятельности, ведёт учёт посещаемости, помогает классному руководителю. Зам мэра является помощником мэра.
Далее актив класса выбрали по интересам.
4 группы назвали их центрами, Каждый цент курирует один из членов :
«Наука и образование» - ответственные за учёбу, организуют «скорую помощь» нуждающимся, подготовку коллективных творческих дел познавательной направленности, являются консультантами, оказывают помощь классному руководителю при проверки ведения дневников. Создана группа класса в «контакте» и ответственный размещает домашнее задание, для тех детей кто пропустил уроки.
Творческие ребята возглавили центр «Культура и досуг» -ответственные за проведение праздников - организуют подготовку и проведение «Классных вечеринок», экскурсий и т.д. Отвечают за поздравления с днями рождения, различными праздниками, за выпуск плакатов и газет. В 1 полугодии -Осенины и Новогодняя дискотека., участвуют каждый месяц в школьных акциях, участие в мастерской Деда Мороза.
Спортсмены стали возглавлять центр «Олимпийский» отвечают за подготовку к спортивным соревнованиям, Дням здоровья, помогают классному руководителю проводить беседы о здоровом образе жизни,(осенний кросс, осенний поход на природу).
Центр «Закон и порядок» - ответственные за порядок и дисциплину, за дежурство в классе, в столовой, зеленый уголок в классе, следят за сохранностью школьной мебели.
Прогнозируемый результат:
Умение организовать школьную деятельность.
Мобильность выполнения коллективных дел;
Товарищеские взаимоотношения;
Формирование лидерских и организаторских навыков, навыков самовоспитания.