Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Выступила с сообщением
на МО классных руководителей
Тропина Алена Александровна,
классный руководитель 7б класса
январь 2019г
Самоуправление в классном коллективе
январь 2019г
Тропина А.А.
Самоуправление – это социально-значимая деятельность, основанная на взаимном доверии и партнерских отношениях взрослых и детей. Самоуправление – ЭТО НЕ ИГРА.
Самоуправление – действенное средство самореализации личности, а, следовательно, и действенное средство воспитания.
Самоуправление - самодеятельность детей, направленная на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых зависит реальное изменение жизнедеятельности школы, класса.
Истинное самоуправление отличают такие черты, как участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива; самоуправление – это сотрудничество и партнерство педагогов и детей в принятии управленческих решений; это опыт общественной жизни школьников.
Идея школьного самоуправления зародилась в городах и государствах Европы в Х1У-ХУвв. Школы как самоуправляющиеся общины рассматривались в трудах ряда отечественных и зарубежных педагогов, в том числе Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, И.П.Иванова и др.
Идея управления школой теми, кто в ней учит и учится, была основным лейтмотивом школьных преобразований советского времени. Развитие самоуправления в школах России началось в конце 80-х годов ХХ века.
Право ребенка, обучающегося в школе, на участие в самоуправлении было зафиксировано еще в "Основных принципах единой трудовой школы", опубликованных 16 октября 1918 года, где прямо указывалось, что «дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны раньше чувствовать себя гражданами своей школы». Этот документ заложил основы и юридического, и педагогического понимания данного явления – самоуправления учащихся, которые в соответствии с законами и образовательными задачами должны иметь возможность осознавать, формулировать и выражать свое мнение, причем не только в виде пожеланий и просьб, а именно с точки зрения управления, то есть в форме обязательной для выполнения всеми, кого решение данного органа самоуправления непосредственно касается.
Здесь очень важна именно педагогическая интерпретация этого положения, нужно понять, что с наступлением 18-летия молодой человек за один день не может стать грамотным избирателем или депутатом местного законодательного собрания. Он должен быть психологически и практически готов к этому новому качеству своих прав и активному характеру жизни в обществе. А это не приходит только с помощью специальных курсов или уроков права. Нужна практика общественно-политической и нормотворческой деятельности, а это возможно только в процессе реализации принципов самоуправления, когда обучающийся реально включен в решение вопросов жизни общеобразовательного учреждения, классного коллектива.
Реализация ученического самоуправления
Наш класс имеет своего президента и свои министерства, занимающиеся конкретными вопросами: министерство образования и науки решает вопросы, связанные с успеваемостью и посещаемостью учащихся; министерство здравоохранения – гигиеническим состоянием кабинетов, внешним видом учащихся и др.; имеются министерства спорта и туризма, внутренних дел, печати, культуры.
Такое распределение обязанностей позволяет учащимся чувствовать себя не только причастными к общеклассным делам, но и быть хозяевами, самостоятельно решающими, на что обратить внимание при планировании КТД (коллективных творческих дел), кому поручить подготовку того или иного мероприятия, проводить всесторонний анализ уже проведенных мероприятий.
В течение сентября месяца проведены выборы в актив класса, определены цели и задачи, утверждены планы работ Министерств класса на новый учебный год. В течение года Министерствами ведётся работа по организации, проведению и контролю КТД, спортивных мероприятий, санитарно-гигиенического состояния кабинета, дежурства, участия в школьных мероприятиях.
Эффективный орган самоуправления - классное собрание
Структура классного собрания
Представление проблемы
Информация по проблеме
Дискуссия (что необходимо сделать?)
Предложения вариантов решений.
Выбор решения.
Обсуждение предполагаемого результата решения.
Закрытие собрания.
Требования
Систематичность в проведении собраний
Целенаправленность и проблематичность
Инициация откровенности и активности учащихся
Табу
Правила
Самостоятельность участников собрания в постановке проблем, выработке и принятии решений
Отсутствие давления
Корректное отношение друг к другу (внимание, активное слушание и т.д.)
На классном собрании учащиеся учатся
Младшие
Понимать и описывать проблему
Выступать не стесняясь
Высказывать свое мнение, мысли, участвовать в обсуждении проблемы
Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями
Устанавливать и поддерживать контакт
Ждать и не прерывать говорящего
Принимать решение адекватно проблеме
Старшие
Уметь предлагать более одного решения
Учитывать различные точки зрения
Предвидеть различные последствия предлагаемых решений
Использовать активное слушание для перефразирования идей
Реагировать на других на основе эмпатии
Ответственно выполнять намеченные дела
Развивать способности рефлексии
Неотъемлемой частью моей работы по развитию самоуправления в классе являются такие
воспитательные технологии как
- технология ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому обучающемуся
реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить
трудовые навыки;
- технология И.П. Иванова КТД (коллективное творческое дело) позволяет осуществить развитие
самоуправления в детском коллективе;
- педагогика сотрудничества;
- технология организации групповых форм общения Н.Е.Щурковой;
- информационные технологии.
Необходима система стимулирования и поощрения
Для наглядности и активизации детей на деятельность в классе задается система стимулирования. Успехи детей отражаются на стенде «Классный уголок» в разделах «Наши достижения» и «Поздравляем».
Обязательно делается благодарственная запись в дневнике учащегося. После значимого КТД обучающимся вручаются грамоты, подчёркивающие не только победу или участие, но и способности ребёнка (самому справедливому судье, самой очаровательной ведущей, лучшему игроку и т.п.)
Деятельность актива ученического самоуправления в классе результативна и заметна другим обучающимся класса. В реализации многих проектов активное участие принимали родители, без их моральной и материальной поддержки некоторые мероприятия были бы невозможны.
Лучшими результатами деятельности по самоуправлению за текущий год являются:
- школьные конкурсы «Сохраним Байкал», «Я талантлив», «Урожай – 2018», турпоход;
- тематические классные часы «Здоровым будешь – всё добудешь», «О маме можно говорить
вечно», «Вредные привычки и личная гигиена»;
- поездки в кинотеатр и театр им. Загурского, совмещённые с Днём именинника;
- литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения К.Симонова;
- литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения С.Есенина;
- интерактивная игра «Русский фольклор»;
- результативное участие в международном и всероссийском конкурсах «Дельфин» и «Летописец»;
- соблюдение санитарно-гигиенического состояния кабинета;
- организация дежурства.
Активом класса были отмечены следующие недочеты:
- недостаточная работа с активом школы;
- недостаток времени и условий для полноценной подготовки КТД;
- неответственное отношение к своим обязанностям отдельных членов министерств.
В перспективе: участие в работе Совета школы, тесное сотрудничество с родительским комитетом класса и родителями, укрепление и совершенствование системы самоуправления в классе через Министерства и чередование традиционных поручений.
Методическая литература:
1. Камульскитй Е.Д. Самоуправление коллектива М.,1989.
2. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М.,1999.
3. Тубельский А.Н. Управляют те, кто учится и учит // Директор школы. – М., 2003.