СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоуправление в классном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о самоуправлении в классном коллективе, о реализации ученического самоуправления через эффективные технологии

Просмотр содержимого документа
«Самоуправление в классном коллективе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»














САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ











Выступила с сообщением

на МО классных руководителей

Тропина Алена Александровна,

классный руководитель 7б класса














январь 2019г


Самоуправление в классном коллективе

январь 2019г

Тропина А.А.


Самоуправление – это социально-значимая деятельность, основанная на взаимном доверии и партнерских отношениях взрослых и детей. Самоуправление – ЭТО НЕ ИГРА.

Самоуправление – действенное средство самореализации личности, а, следовательно, и действенное средство воспитания.

Самоуправление - самодеятельность детей, направленная на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых зависит реальное изменение жизнедеятельности школы, класса.

Истинное самоуправление отличают такие черты, как участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива; самоуправление – это сотрудничество и партнерство педагогов и детей в принятии управленческих решений; это опыт общественной жизни школьников.


Идея школьного самоуправления зародилась в городах и государствах Европы в Х1У-ХУвв. Школы как самоуправляющиеся общины рассматривались в трудах ряда отечественных и зарубежных педагогов, в том числе Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, И.П.Иванова и др.

Идея управления школой теми, кто в ней учит и учится, была основным лейтмотивом школьных преобразований советского времени. Развитие самоуправления в школах России началось в конце 80-х годов ХХ века.

Право ребенка, обучающегося в школе, на участие в самоуправлении было зафиксировано еще в "Основных принципах единой трудовой школы", опубликованных 16 октября 1918 года, где прямо указывалось, что «дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны раньше чувствовать себя гражданами своей школы». Этот документ заложил основы и юридического, и педагогического понимания данного явления – самоуправления учащихся, которые в соответствии с законами и образовательными задачами должны иметь возможность осознавать, формулировать и выражать свое мнение, причем не только в виде пожеланий и просьб, а именно с точки зрения управления, то есть в форме обязательной для выполнения всеми, кого решение данного органа самоуправления непосредственно касается.

Здесь очень важна именно педагогическая интерпретация этого положения, нужно понять, что с наступлением 18-летия молодой человек за один день не может стать грамотным избирателем или депутатом местного законодательного собрания. Он должен быть психологически и практически готов к этому новому качеству своих прав и активному характеру жизни в обществе. А это не приходит только с помощью специальных курсов или уроков права. Нужна практика общественно-политической и нормотворческой деятельности, а это возможно только в процессе реализации принципов самоуправления, когда обучающийся реально включен в решение вопросов жизни общеобразовательного учреждения, классного коллектива.

Реализация ученического самоуправления

Наш класс имеет своего президента и свои министерства, занимающиеся конкретными вопросами: министерство образования и науки решает вопросы, связанные с успеваемостью и посещаемостью учащихся; министерство здравоохранения – гигиеническим состоянием кабинетов, внешним видом учащихся и др.; имеются министерства спорта и туризма, внутренних дел, печати, культуры.

Такое распределение обязанностей позволяет учащимся чувствовать себя не только причастными к общеклассным делам, но и быть хозяевами, самостоятельно решающими, на что обратить внимание при планировании КТД (коллективных творческих дел), кому поручить подготовку того или иного мероприятия, проводить всесторонний анализ уже проведенных мероприятий.

В течение сентября месяца проведены выборы в актив класса, определены цели и задачи, утверждены планы работ Министерств класса на новый учебный год. В течение года Министерствами ведётся работа по организации, проведению и контролю КТД, спортивных мероприятий, санитарно-гигиенического состояния кабинета, дежурства, участия в школьных мероприятиях.




Эффективный орган самоуправления - классное собрание


Структура классного собрания

  • Представление проблемы

  • Информация по проблеме

  • Дискуссия (что необходимо сделать?)

  • Предложения вариантов решений.

  • Выбор решения.

  • Обсуждение предполагаемого результата решения.

  • Закрытие собрания.


Требования

  • Систематичность в проведении собраний

  • Целенаправленность и проблематичность

  • Инициация откровенности и активности учащихся


Табу

  • Обсуждение, осуждение, обвинение друг друга

  • Наказание

  • Критика мнений


Правила

  • Самостоятельность участников собрания в постановке проблем, выработке и принятии решений

  • Отсутствие давления

  • Корректное отношение друг к другу (внимание, активное слушание и т.д.)


На классном собрании учащиеся учатся

Младшие

  • Понимать и описывать проблему

  • Выступать не стесняясь

  • Высказывать свое мнение, мысли, участвовать в обсуждении проблемы

  • Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями

  • Устанавливать и поддерживать контакт

  • Ждать и не прерывать говорящего

  • Принимать решение адекватно проблеме


Старшие

  • Уметь предлагать более одного решения

  • Учитывать различные точки зрения

  • Предвидеть различные последствия предлагаемых решений

  • Использовать активное слушание для перефразирования идей

  • Реагировать на других на основе эмпатии

  • Ответственно выполнять намеченные дела

  • Развивать способности рефлексии


Неотъемлемой частью моей работы по развитию самоуправления в классе являются такие

воспитательные технологии как

- технология ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому обучающемуся

реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить

трудовые навыки;

- технология И.П. Иванова КТД (коллективное творческое дело) позволяет осуществить развитие

самоуправления в детском коллективе;

- педагогика сотрудничества;

- технология организации групповых форм общения Н.Е.Щурковой;

- информационные технологии.


Необходима система стимулирования и поощрения

Для наглядности и активизации детей на деятельность в классе задается система стимулирования. Успехи детей отражаются на стенде «Классный уголок» в разделах «Наши достижения» и «Поздравляем».

Обязательно делается благодарственная запись в дневнике учащегося. После значимого КТД обучающимся вручаются грамоты, подчёркивающие не только победу или участие, но и способности ребёнка (самому справедливому судье, самой очаровательной ведущей, лучшему игроку и т.п.)


Деятельность актива ученического самоуправления в классе результативна и заметна другим обучающимся класса. В реализации многих проектов активное участие принимали родители, без их моральной и материальной поддержки некоторые мероприятия были бы невозможны.


Лучшими результатами деятельности по самоуправлению за текущий год являются:

- школьные конкурсы «Сохраним Байкал», «Я талантлив», «Урожай – 2018», турпоход;

- тематические классные часы «Здоровым будешь – всё добудешь», «О маме можно говорить

вечно», «Вредные привычки и личная гигиена»;

- поездки в кинотеатр и театр им. Загурского, совмещённые с Днём именинника;

- литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения К.Симонова;

- литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения С.Есенина;

- интерактивная игра «Русский фольклор»;

- результативное участие в международном и всероссийском конкурсах «Дельфин» и «Летописец»;

- соблюдение санитарно-гигиенического состояния кабинета;

- организация дежурства.


Активом класса были отмечены следующие недочеты:

- недостаточная работа с активом школы;

- недостаток времени и условий для полноценной подготовки КТД;

- неответственное отношение к своим обязанностям отдельных членов министерств.


В перспективе: участие в работе Совета школы, тесное сотрудничество с родительским комитетом класса и родителями, укрепление и совершенствование системы самоуправления в классе через Министерства и чередование традиционных поручений.





Методическая литература:


1. Камульскитй Е.Д. Самоуправление коллектива М.,1989.

2. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М.,1999.

3. Тубельский А.Н. Управляют те, кто учится и учит // Директор школы. – М., 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!