СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самые распространённые вопросы от родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самые распространённые вопросы от родителей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад №118 «Золотой ключик»















«7 вопросов родителей детей с нарушениями речи»










Подготовила

учитель-логопед

Валова Анна Владимировна











г. Краснодар 2025

7 вопросов родителей детей с нарушениями речи

1. Когда нужно обращаться к логопеду?

Согласно логопедическим нормам, к полуторагодовалому возрасту ребенок должен иметь в своем активном лексиконе порядка 30 слов. Это могут быть слоги или даже придуманные ребенком слова. Главное, чтобы ребенок мог донести свою мысль до взрослого. Но всё больше практикующих специалистов отмечают, что детей, чье речевое развитие соответствует показателям возрастных норм, в последние годы становится меньше.



настоятельно рекомендую родителям «обращаться к специалисту не по факту достижения ребенком определенного возраста, а если у ребенка наблюдаются отклонения в речевом развитии. Даже детям младенческого возраста может понадобиться помощь специалиста».



Для того, чтобы не пропустить момент, когда нужно обраться к специалисту, обратите внимание на следующие сигналы:



Ребенок не реагирует на голос близких взрослых;

Отсутствует зрительный контакт со взрослыми;

Отсутствует эмоциональная и двигательная реакция на маму и значимых взрослых;

Отсутствует указательный жест;

В 2-3 месяца нет гуления;

В 5-6 месяцев нет лепета;

К одному году ребенок еще не произнес ни одного слова;

Ребенок начинает произносить первые фразы после двух лет;

Ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь взрослого;

Наблюдается неравномерное развитие речевых компонентов (лексики, грамматики, связной речи);

К четырем-пяти годам речь смазанная и нечеткая;

Отмечаются стойкие сложности формирования чтения и письма в начальных классах,

2. Как понять, что логопед подходит ребенку?

Нередко бывает так, что занятия с логопедом длятся месяцами, а результата это не приносит. Вот как определить «хорошего логопеда» «Тот самый логопед должен выслушать запрос родителей, провести диагностику ребенка и помочь родителям увидеть его сильные стороны, при этом обратив внимание на причины речевого нарушения и объяснив, с чем стоит начать работать в первую очередь».



Ключевыми факторами в выборе специалиста для ребенка должны служить две вещи:



Логопеду удалось наладить контакт с ребенком и он занимается с удовольствием;

Логопед не обещает «вылечить» ребенка за 10-15 занятий.

Кроме того, хороший логопед иногда может говорить не очень приятные слова о реальном положении дел и обязательно просит родителей активно включаться в работу. 2-3 занятия в неделю со специалистом — это конечно хорошо, но с речью нужно работать ежедневно и постоянно.



3. Сколько должно длиться занятие?

«Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста должна соответствовать „Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“. Для детей 4-го года жизни это не более 15 минут, для детей 5-го .6-го года жизни — 20 минут, а для детей 7-го года жизни — 30 минут»



В детском саду ребенка берут заниматься в среднем 2-3 раза в неделю, в зависимости и рекомендаций, выданных ПМПК.



4. Что именно должно происходить на занятии ребенка с логопедом?

Работа логопеда не сводится к одной лишь постановке звуков, которая никак не ассоциируется с игрой. Логопед учит правильно и красиво говорить, а также грамотно читать и писать. Помогает решить проблемы понимания обращенной речи и нарушения голоса.



Игра — ведущая деятельность у дошкольников, и большинство логопедических техник выстраиваются именно через игры. Логопедический массаж сменяется артикуляционной гимнастикой, нейропсихологические игры чередуются со словесными. А со старшими дошкольниками и школьниками логопед еще и может заниматься сторителлингом, как в устном, так и в письменном формате.



5. Какие логопедические методики считаются эффективными?

Логопедия наука относительно молодая. Ее становление и активное развитие началось лишь в XX веке. Регулярно проводятся масштабные исследования, разрабатываются новые методы коррекции и лечения, в том числе и аппаратные. БОС-терапия, микротоки, нейродинамиечская гимнастика на тренажерах, аппаратная тренировка артикуляционных мышц, различные виды физиотерапии и многое другое. Однако доказанной эффективности у большинства из этих техник пока нет.



6. Что такое логоритмика и нужна ли она на занятиях?

Логоритмика со стороны выглядит как обычная физкультура: дети просто двигаются в такт музыке. Однако эта методика уже успела себя хорошо зарекомендовать.



Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки. Музыкальный ритм служит организующим началом для координации речи и движения. И логоритмические упражнения могут помочь детям как на самых первых этапах освоения речи (стимуляция речи), так и при формировании речевого дыхания, слоговой структуры слова, мелодики и ритма фразы. Кроме того, это замечательный инструмент для развития артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, творческих способностей детей.



7. Что могут сделать сами родители?

В детском саду логопеды настоятельно просят родителей заниматься с детьми дома, оставляют тетради с  заданиями. Это действительно ежедневная работа: родители под руководством логопеда отрабатывает необходимые задания, которые вызывают у ребенка затруднения, или же многократно повторяют слова на тот или иной звук для того, чтобы он быстрее вошел в речь.



Артикуляционная гимнастика, рекомендуемая логопедами достаточно часто на первых занятиях, выполняется ребенком строго под контролем специалиста.



Практически все речевые нарушения у детей (за редким исключением, когда речь идет об органических поражениях мозга), поддаются коррекции. Важно вовремя заметить нарушение и привлечь к работе специалиста. И наконец очень важно просто как можно больше говорить со своими детьми.



ФРЦ ПМПК — сайт Федерального ресурсного центра Психолого-медико-педагогических комиссий. Здесь можно найти ПМПК в любом регионе России, а также узнать подробнее об их работе, ознакомиться с памятками и рекомендациями для родителей. На сайте также есть многочисленные материалы для врачей, логопедов и дефектологов.