Ход:
- Ребята, у меня есть конверт. Давайте посмотрим, что же там лежит. Смотрю с помощью документ камеры.
Ребята называют содержимое конверта. (самовар, тульский пряник, филимоновская игрушка)
В: Ребята, что это? Это промыслы.
Назовите общим словом. Из какой области эти промыслы?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия?
- Тема нашего занятия звучит так «Промыслы Тульского края»
- А какую мы можем поставить перед собой цель?
- Ребята, посмотрите на план.
А давайте с вами вспомним, что мы знаем про эти промыслы.
Д: Перед нами Филимоновская игрушка.
В: Кто скажет, где делали эти игрушки?
Д: Эти игрушки делали в деревне Филимоново.
В: Из чего изготавливаются филимоновские игрушки?
Д: Из белой глины.
В: Какая особенность есть у этих игрушек?
Д: У всех фигурок длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькой головкой.
В: Какие цвета используются при росписи?
Д: Три цвета – желтый, красный, зеленый.
В: Какие персонажи бывают у филимоновских фигурок?
Д: Барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.
В: Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
Д: Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять.
Проводится интерактивная игра «Выбери филимоновскую игрушку»
(Дети должны выбрать филимоновскую игрушку, среди игрушек других промыслов).
В: Ребята, посмотрите на стол, здесь перепутались все игрушки. Давайте поможем мастерам отобрать только филимоновские игрушки.
В. Молодцы ребята, вы все правильно сделали. А сейчас давайте вспомним, какие промыслы у нас еще представлены.
В. Ребята, кто мне расскажет, что тут представлено?
Д. Пряники – это чудо Тульского края
В. Поднимите руки те, кто пробовал тульские пряники. Замечательно.
В. Из чего делаются пряники?
Д: Пряники делаются из теста, оно для пряников особое, добавляется к нему много душистых пряностей. От них пряники получили своё название.
В. Ребята, а что означает печатный пряник?
Д. В Туле издавна делали печатные пряники. Печатными пряники назвали потому, что на самом деле их печатали, как книгу. Для этого изготавливали пряничную доску.
В: Посмотрите, какие разные пряники. Что можно сказать, какие бывают пряники?
Д: Красивые, вкусные, ароматные, аппетитные, большие, маленькие.
В: Какой формы бывают пряники?
Д: (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные) и размеру, в виде различных фигурок животных и птиц.
(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных пряников).
В. Молодцы ребята. Сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Собери пряники».
Физкультминутка
Самовар похож на чайник (Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево)
Очень важный, как начальник (Поднимают плечи).
Вот фарфоровые чашки (Приседают, руки на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца –(кружатся, рисуя круг руками)
Только стукни – разобьются. -Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, -потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. -Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос - Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
В: Молодцы. Про что, мы еще не поговорили?
Д. Про самовар.
В: Ребята, как вы думаете, почему его так назвали?
Д: Потому что «сам варит».
В: Какие бывают самовары?
Д: Большие и маленькие, электрические и дровяные.
В: А в чем особенность самовара?
Д: Особенность самовара в том, что он долго сохраняет тепло, стенки так устроены что, когда самовар закипает, он словно поет, пыхтит. Этот звук ни с чем не перепутаешь.
(Рассказ детей сопровождается показом картинок с изображением различных самоваров).
- Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?
Нет, чтобы не было беды, и не случился пожар, самовар растапливали на улице.
Итог:
В. Ребята, о промыслах какой области мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
В. Какие промыслы относятся к тульской области?
Д. Филимоновская игрушка, тульский пряник, самовары.
В. Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, тут у меня нарисован самовар, с филимоновской росписью. Давайте сделаем сервис. Я вам дам чашки с блюдцами, а вам нужно будет расписать их, как в Филимоново. (Дети расписывают картонные заготовки, затем оформляют выставку-сервиз на магнитной доске).
В. Молодцы, ребята. А теперь оценим свои работы.