24.10.2018 Урок 31 Тема: САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Педагогическая цель: в ходе практической работы и наблюдений создать условия для ознакомления с единицей измерения длины – сантиметром; учить измерять длину отрезков при помощи линейки.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения –сантиметр; применять навыки счёта и знание состава чисел.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять взаимопроверку; различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работать в паре и оценивать товарища; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Познавательные: уметь разделять объекты (модели) на составные части в практической деятельности; соединять различные элементы, стороны объектов в единое целое в практической деятельности.
Личностные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Ход урока:
Организация начала урока
Мотивация к уроку
Здравствуйте ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Краткая беседа о здоровье.
Проверка правильной посадки за парту.
Проверка готовности к уроку
Загадки об учебных предметах (линейка, карандаш, ручка, книга). Слайды 1,2,3,4
- Зачем мы пользовались линейкой на уроках?
- Мы по ней считали, чертили ровные линии, соединяли точки и получали ломаную линию. Слайд 5
Определение темы урока и постановка целей
А сегодня мы научимся ей пользоваться как измерительным прибором. Кто знает, что обозначают цифры на линейке? А я вам подскажу. У вас дома наверняка есть этот предмет? Как его называет мама? Слайд 6
Сантиметр, верно. Это сантиметровая лента. Это тоже линейка, но мягкая для удобства измерения не плоских предметов. Деления здесь такие же как у вас на линейке. Так что обозначают цифры на линейке?
Правильно, сантиметры.
Вот вам, и тема нашего урока «Сантиметр» Слайд 7
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и как думаете применить линейку?
Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает и подводит учащихся к выводу.
Сравните свои предположения с тем, что предлагает учебник страница….
Прочитайте, что мы будем делать на уроке.
А ещё нельзя забывать то, чему научились: правильно писать цифры, быстро считать, знать состав числа.
А чтобы проверить как мы это запомнили, к нам пришли герои мультфильма со своими заданиями.
Актуализация знаний
Фронтальная работа тренажер-раскраска «Африка». Герои появляются на экране по одному, если дети дают верный ответ. Слайды 8,9,10,11,12,13
Работа в группах (задание от Попугая) «Разгадать ребус «Десять» Слайд 14
Межпредметная связь с уроком «Литературного чтения».
Это число, которое мы учили на прошлом уроке. Чем оно отличается от других? (двузначное)
Индивидуальная работа (задание от Мартышки)
6 учеников работают у доски (выполняют задания)
Восстановить натуральный ряд чисел и числа в обратном порядке Слайд 15
Вставить пропущенные числа в математических выражениях Слайд 16
Сравнить числа Слайд 17
Пропуски можно закрыть картинками с изображением фруктов. Дети «собирают фрукты». Краткая беседа о здоровом питании. Слайд 18
Работа в парах (задание от Слоненка)
«Бережок и речка». Динамическая игра с карточками, проверка хором. «Бережок» - карточки с цифрами, «Речка» - карточки с иллюстрациями разного количества предметов. По команде дети собираются в пары, демонстрируя состав числа 10.
Работа в парах и группах (задание от Удава) Устный счет «Собери части Удава». Каждая пара решает только один пример и передаёт следующей паре. Побеждает тот ряд, который справится раньше. Слайд 18
Физминутка «Мы – весёлые мартышки» https://www.youtube
Подготовка к восприятию нового материала. Просмотр фрагмента мультфильма
Все довольны вашей работой. Давайте смотреть мультфильм. Там, кажется, понадобится наша помощь.
Практическая работа с раздаточным материалом из разрезного приложения к рабочей тетради
Измерение удава полосками разного цвета. Слайд 19
Получают разные результаты. Сложите полоски. Они одной длины.
Приходят к выводу надо одинаковые мерки.
Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром.
Измерение с помощью линейки. Результаты совпали.
– Для измерения и черчения отрезков и прямых линий используют чертёжный инструмент… (линейку).
– Возьмите ваши линейки. Рассмотрите их внимательно. Что увидели?
– Расстояние от одного деления, обозначенного цифрой, до другого составляет один сантиметр. Сантиметр – единица измерения длины.
– Для измерения длины предметов существуют различные единицы длины: миллиметр, сантиметр, метр, километр и другие.
Историческая справка
- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения.
Физминутка (Самомассаж) Дети поглаживают называемые части тела.
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Это всё мерки.
Вершок-длина указательного пальца.
Работа по тетради и учебнику
Логическое задание
Измерение и обозначение длины отрезков и предметов
– Рассмотрите чертежи на странице 66 учебника.
– Что изображено? (Отрезки.) Докажите.
– Какой отрезок самый длинный? Какой короче других?
– Есть ли одинаковые по длине отрезки? Как вы это узнали?
– Можно ли по-другому узнать длину этих отрезков? Как?
Учащиеся упражняются в измерении длины различных предметов на рисунке страницы 66. (Отвертка и шуруп)
Пары «SOS» Сильный ученик показывает тем, кто затрудняется, как правильно прикладывать линейку к измеряемому предмету: «0» должен совпадать с началом измеряемого объекта.
Упражнение в измерении длины предметов.
Оптические иллюзии «Проверь свой глазомер» с последующим измерением линейкой. Слайд 20
Физминутка-тренажёр «Береги зрение» Слайд 21
Самостоятельная работа (дифференцированная)
Межпредметная связь с уроком «Окружающий мир»
Листочки каких деревьев вы видите на картинке?
(Клён, осина, береза, дуб)
- Я предлагаю вам, используя полученные знания, измерить длину листочков.
- У кого на парте лежит карточка с зелёного цвета – измерить длину листочков, записать ее в окошечке
- У кого на парте лежит карточка с красного цвета – измерить длину отрезков, потом листочков, записать в окошечки и соединить одинаковые результаты
Проверка Слайд 22
Пропедевтика темы «Задача»
Подготовленные учащиеся читают задачи в стихах. Дети решают и дают ответы. Слайды 23,24
Работа по учебнику страницы 66, 67 Решение задач записываются на доске.
Итог урока. Рефлексия
- Зачем нужны единицы измерения длины?
- Где в жизни они нам пригодятся?
Что было интереснее на уроке?
Что вызвало затруднения?
На следующих уроках мы сможем закрепить эти навыки.
Определите ваше настроение от своей работы на уроке. Слайд 25
Дети выбирают соответствующую наклейку из набора «Эмоции»