СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сатирический образ человека

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сила жизни - великая сила.Радость которую она даёт,искупает все страдания и невзгоды,выпадающие на долю человека.....(С. Моэм)

Просмотр содержимого документа
«Сатирический образ человека»

Тема: Сатирические образы человека.

Цели: познакомить учащихся с понятием «сатирический образ» человека в искусстве; поговорить о понятии «карикатура», об истории создания карикатуры; научить рисовать дружеский шарж.

Материалы: сатирические изображения ; бумага, кисти, черная акварель.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Приветствие , проверка готовности учеников к уроку. )

  1. Беседа учителя

«Сила жизни – великая сила. Радость , которую она даёт, искупает все страдания и невзгоды, выпадающие на долю человека. Только благодаря ей и стоит жить , потому что она действует изнутри и ярким своим пламенем освещает каждую минуту нашего существования, так что даже невыносимое кажется нам выносимым» (С. Моэм)

В течение всего учебного года на уроках изобразительного искусства мы с вами создаём различные рисунки, зарисовки , делаем наброски. На прошлом занятии мы говорили о графических портретах, как правило, на них изображают выдающихся деятелей искусства политики, науки и т. д. Однако данные образы не обязательно должны быть серьёзными. Порой людей изображают и в шуточной форме. Такой сатирический рисунок называется карикатурой (рис. 28). Особенность карикатуры заключается в сознательном преувеличении некоторых качеств модели. И главное для рисовальщика- карикатуриста – это художественное преувеличение, постоянная экспрессия.

Виды карикатуры

Познакомимся с основанными видами карикатуры. Карикатура бывает: линейная и контурная ( по форме); насыщенная (штриховая, черно – белая или цветная); по содержанию – юмористическая, шарж, философская, политическая; по технике исполнения- графика, живопись, скульптура, плакат, книжные иллюстрации, календари, открытки и. т. д.

История карикатуры

Карикатура зародилась еще в эпоху Возрождения. Именно тогда появился рисунок, созданный на бумаге при помощи нескольких быстрых росчерков пера. Первые художники – карикатуристы Лоренцо Бернини и Агостино Карраччи изображали огромные смешные головы на маленьких тонких тельцах.

Затем карикатура получила распространение в Германии и Голландии, там основной темой рисунков стали политические распри. Так появились изображения, прославляющие насмешку над властью.

Во Франции расцвет карикатуры пришёлся на времена Французской революции, там она также имела политический подтекст. Следует отметить , что история карикатуры неотделима от истории цензуры. Уже начиная с XVIв. Публикуются указы, запрещающие распространение информации клеветнического характера. Однако в 1789 г. Цензуру во Франции отменили и каждый человек приобрёл право говорить все, что хочет. Но , несмотря на это, история карикатуры знает множество безымянных публикаций по причине их незаконного распространения.

В XIX в. Художники- карикатуристы начинают пользоваться наибольшей свободой. Карикатура процветает в Англии, пропагандируя антинаполеоновские настроения. Особым мастерством отличаются карикатуристы того времени – Томас Роулендсон и Джеймс Гилрей. Именно им удалось поднять искусство карикатуры на невиданный уровень.

Дж. Гилрей являлся крупнейшим мастером политической карикатуры. Работа в технике офорта (офорт – это своеобразный вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создают при помощи травления металла кислотами), свои первые работы он исполнял в качестве книжных иллюстраций. В 80-е гг. XVIIIв. Гилрей начал работать в сатирической графике. Благодаря ему карикатура стала обретать статус самостоятельного вида искусства. Сатира и юмор стали использовать в качестве орудия для борьбы с общественными пороками. Гилрей работал прежде всего в жанре политической карикатуры. Известны его работы, посвящённые Наполеону Бонапарту, под названием «маленький Бонни». В этой серии карикатур Гилрей безжалостно изобразил Наполеона в самом дурном образе – самовлюблённым и подлым человеком. Художник был прекрасным рисовальщиком, прекрасно владел линией и благодаря этому создавал самые утонченные формы. Карикатуры Гилрея имели огромный успех, после себя мастер оставил около 1500 работ.

В России карикатура распространилась в XIX в. Это было связано прежде всего с развитием в стране литературы и публицистики. В газетах стали появляться первые статьи сатирического характера, а вместе с этим и рисунки, откликающиеся на те или иные события в политической жизни страны. Однако в то время существовала царская цензура, которая жестко пресекала распространение оскорбительных идей. Но, вопреки указам властей, развитие карикатуры продолжалось. Помимо официальной карикатуры появлялась и любительская - рисунки передавали друг другу тайком, переписывали. Со временем в журналах стали создаваться целые сатирические отделы, появились отдельные рисованные издания, направленность которых не всегда была политической.

Искусство карикатуры поднимало в первую очередь бытовые вопросы, высмеивало чиновников – казнокрадов, торговцев, аристократов, актеров. Сатирический рисунок стремился выявить и высмеять любую несправедливость в стране и являлся некоей противоборствующей силой властям. Так, цензура тщательно следила за появлением карикатур на царскую власть.

В середине XIX в. в России появляется целый ряд сатирических журналов. Наиболее известный – «Ералаш» - русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и издававшийся в Петербурге в период с 1846 по 1849г. Журнал в своеобразной форме отражал явления общественной жизни столицы. Многие иллюстрации журнала были выполнены самим издателем, а также такими мастерами, как Н. А. Степанов, И. И. Пальм. В 1865г. художник Н. А. Спепанов издал свой журнал «Будильник»,в котором были опубликованы первые карикатуры художника Дмитрия Орлова, известного как Дмитрия Моор. Излюбленной техникой этого мастера был черно- белый рисунок тушью с добавлением ярко – красной туши. В своих сатирических рисунках Моор высмеивал социальный распад России начала XX в. Особенную известность он получил в годы революции и Гражданской войны в России, создав такие плакаты, как «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Помоги!», «Красный подарок белому пану!». Антирелигиозная сатира Моора также имела широкую популярность (цикл иллюстраций в жунале «Безбожник у станка»)

Развитие карикатуры в России в начале XX в. связано главным образом с бурной политической жизнью в стране. так, в 1900г. появляется предреволюционная карикатура. В 1905г., в момент первой русской революции, карикатура достигает своего пика. К этому времени относятся такие имена, как С. Чехонин и В. Серов. В период с 1910 по 1914 г. в Петербурге издавался сатирический журнал под названием «Сатирикон», который публиковал огромное количество карикатур. Однако после революции 1917г. журнал был закрыт.

На развитие политической карикатуры широко повлияло творчество такого коллектива, как Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов). Коллектив сложился в 1924 г. С самого начала художники создавали карикатуры на различные темы литературных произведений. Но уже с 1927г. мастера стали работать над карикатурами на международными и внутренние политические темы. Так появляются сатирические образы антифашисткой тематики: «Адольф», «Муссолини 28 года», « Фашистский театр военных действий в Испании». В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы создали свой первый военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Со временем плакаты художников стали сопровождать Советскую армию от Москвы до Берлина, поднимая боевой дух солдат.

В настоящее время искусство карикатуры продолжает развиваться. Известные сатирические работы выставлены в Государственном музее политической истории России а Санкт – Петербурге. Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»( учебник, с. 118) и ответьте на вопросы.

- Каким способом она создана?(Графическим.)

- Какие выразительные средства использовал художник – карикатурист? (Линию)

- Сумел ли мастер передать нужное настроение своей героини? (Художник передал спокойное настроение героини.)

3. Творческое задание

Попробуйте графическим способом выполнить добрый шарж на своего товарища. Для работы используйте белую бумагу и черную акварель. Первичный рисунок лучше выполнить карандашом. Постарайтесь, чтобы ваша работа получилась веселой и задорной!

4.Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

- Что такое карикатура?

- В какую эпоху появилась карикатура?

- Назовите виды карикатуры по технике исполнения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!