Тема: «Сбережем наш общий дом!»
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Познакомить с разнообразием природы; взаимосвязь с живой и не живой природой. Определить значение природы для человека; привить бережное отношение к ней.
Задачи:
Образовательные: обеспечить необходимые условия для личностного развития детей; повысить общий уровень экологической культуры детей.
Развивающие: развивать творческие и коммуникативные способности; речь, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: побуждать к активным практическим действиям в защиту живого мира; воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Здоровье сберегающие: создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; сохранение здоровья детей и повышения двигательной активности и умственной работоспособности; создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: наглядности, Красная книга, карточки, интерактивная доска , мультимедиа, презентация,
Ход занятия
1.Организационный момент.
У: -Здравствуйте ребята ! Садитесь.
Ребята ,я вам прочту стихотворение ,а вы внимательно прослушайте:
Есть просто дом ,
Есть дом науки
А есть еще природы дом
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и в холод.
Входи сюда ,будь сердцем чуток,
Не оскверни ее святынь.
Ребята ,о чем это стихотворение?
2.Введение в тему воспитательного часа.
Слайд 1. Природа -.наш общий дом . Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля.
Посмотрите вокруг : какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце,
животные, птицы. Это все природа! Она нас поит, кормит, одевает, и взамен требует совсем немного- бережного взаимоотношения к себе. Однако порой и взрослые и дети небрежно ведут себя по отношению к ней .Некогда красивейщие водоемы превращаются в сточные канавы , пересыхают реки, задыхаются от мусора леса ,исчезают редкие виды животных и растений. Земля -наш общий, и ее нужно охранять .Охрану природы, правила поведения в ней изучает наука –экология.
Экология-это наука изучающая взаимоотношения человека, животных,растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой.
Слайд 2. Загрязненная природа
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыпается вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Если люди ничего не сделают, тогда нарушатся законы природы. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
У:- Для того чтобы охранять природу, нужно ее хорошо знать. Сегодня мы проверим, готовы ли вы быть друзьями природы, хорошо ли вы ее знаете.
Лепесток 1: «Природа»: Распределите слова в 2 столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: мальчик, ягода, солнце, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, дождь, почва.
У:- Время вышло. Задание предлагаю озвучить представителю от каждого совета.
Слайд 3. Природа.
Вывод: Молодцы вы хорошо знаете объекты живой и неживой природы.
Лепесток 2: «Животные». Нашу Землю населяют разные животные, разгадав кроссворд вы назовете ключевое слово.
У:- Разгадай кроссворд
1. Он забавный, но колючий,
И живет в лесу дремучем.
В клубок свернется — не найдешь,
Всем известно это...
2. Рыжая красавица
Хороша весь год,
Хитро улыбается
И в норе живёт!
3. Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт.
4. Есть в реке работники,
Столяры и плотники,
Выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
5. Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый …
6.Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга..
7. Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.
8. С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Вывод: У: - Какое слово у вас получилось?
О:- Животные
Слайд 4. Животные.
У:- Молодцы, хорошо знаете животных.
Лепесток 3: «Птицы»
У:- Догадайтесь по описанию о какой птице идет речь. Соотнесите описание с изображением пернатого.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут .
(снегирь)
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая.
(ворона)
Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом.
(дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(воробей)
Хоть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда.
(синичка)
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…..
(грач)
Слайд 5. Птицы.
Вывод: У:-Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле.
Лепесток 4: перед вами разные растения, в течении 5 мин распределите их на 3 группы. деревья, кустарники, травы. Подпишите названия.
Слайд 6.Растения.
Вывод: У:- Молодцы, хорошо справились с заданием. А вы знаете ребята, что растения – это легкие планеты. 1 га леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
У:- Вы любите ходить в лес?
О:-Да
У:- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
У:- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Открываю свою лесную книгу.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
(нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
(нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
(да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
(да)
Если разведу костер,
А тушить не буду?
(нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду.
(нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
(да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
(да)
Лепесток 5: Расшифруйте словосочетание:
АГИНК ЯАНСАРК
(Красная книга)
- Прочтите, что у вас получилось.
Слайд 7. Красная книга
Красная книга - это главная книга природы. На её страницах описаны редкие и исчезающие растения и животные. Чем меньше будет занесено животных и растений в этой книге, тем наша природа будет богаче.
Лепесток 6: Работа над пословицами
У:- Объясните, как вы понимаете смысл пословиц, записанных на лепестке №6. Каждая группа работает над своей пословицей.
- Лес – легкие Земли – береги, как свои.
- Береги природу ,она добром ответит.
- Когда пьешь воду ,помни об источнике.
- Возле леса жить - голодному не быть
Слайд 8. Пословицы
Вывод: У: - Надеюсь, вы многое узнали о нашей прекрасной земле, будете её любить, беречь и охранять.
Лепесток 7. Нарисовать знак «Правила друзей природы», который отразит то, что реально в ваших силах сделать для изменения сложившейся ситуации. Как нам жить дальше в согласии с природой?
1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе.
2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не будем обижать лягушек и жаб.
5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.
6. Не будем рубить лес.
7. Не будем разводить костры.
8. Не будем выбрасывать мусор в водоёмы, в лес, на поля и луга.
9. Будем сажать деревья и кустарники.
10. Будем развешивать кормушки и домики для птиц.
11. Будем подкармливать диких животных и птиц.
Рефлексия
У:- Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали, самое главное вы поняли как надо беречь природу на нашей планете земля. Давай те же населим нашу землю прекрасными обитателями.
Открываем конверт - ЦВЕТЫ
У:- Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте!
Открываем конверт: - БАБОЧКИ
У:-Эти сказочные насекомые не проживут без цветов, пожалуйста, украшайте
Открываем конверт: ПТИЦЫ
У:-Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. Отпускайте их на землю.
Открываем конверт : РЫБЫ
У:-Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны
У:- Молодцы ребята. Спасибо всем за участие! До свидания!