СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник диагностических материалов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор методик позоляет провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в объединениях художественной направленности

Просмотр содержимого документа
«Сборник диагностических материалов»












Сборник

диагностических материалов




















Как провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в объединениях художественной направленности?

Процесс организации и проведения диагностики результативности освоения образовательных программ, долгий и не всегда простой, требует больших затрат времени и сил, но результаты стоят того.

Предлагаю проследить путь от подготовки до проведения диагностики результативности освоения образовательной программы.

В первую очередь необходимо определиться с этапами планирования и проведения. Основной документ, на который нужно ориентироваться - это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Именно в ней сформулировано, что будет служить предметом проверки. Критерии оценки результативности обучения определяют критерии оценки результативности применительно к теоритической и практической подготовке детей, а также к уровню их воспитанности и развития.

На этапе планирования диагностики нужно составить план работы. Определиться с частотой проведения диагностики, с формой ее проведения, системой оценки, которую будет использовать педагог, с формой фиксации результатов, а главное – определиться, что именно будет проверяться, по каким критериям это оценивать и как проводить анализ результатов.

Основываясь на материалах учебного пособия Н.В. Барановой, выбрана следующая форма составления плана работы по проведению диагностики (Таблица №1).





























Таблица №1


План работы по проведению диагностики


Вид диагностики



Вводная

(нулевая)

Промежуточная

Итоговая

Цель диагностики

Выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Отслеживание динамики развития каждого ребёнка по усвоению образовательной программы.



Подведение итогов освоения образовательной программы.

Сроки проведения диагностики

10–20 сентября

Начало второго полугодия (можно по разделам программы.)

Конец учебного года

Формы диагностики

Беседа, тестирование, не сложные практические задания.

Собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные работы

Контрольные занятия, практи

ческие работы, зачеты, выставки.

Параметры оценки

Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе

Изучение динамики освоения предметного содержания

Теоритические знания, практические умения, навыки.

Критерии оценки

Способность ребенка выполнять задания легкого уровня

Способность ребенка самостоятельно выполнять задания среднего уровня

Способность ребенка самостоятельно выполнять задания высокого уровня

Система оценки

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Система трех уровней: высокий, средний, низкий

Формы фиксации результатов

Карта входящей диагностики

Таблица результатов диагностики

Таблица результатов диагностики

Направления анализа

Общий уровень творческих способностей

Уровень усвоения образовательной программы по разделам

Уровень усвоения образовательной программы по итогам года

Данный план является обобщенным и позволяет наглядно представить систему работы по диагностике ЗУН обучающихся на каждом её этапе, а также формы методы оценки и представления результатов.


Вводная диагностика

Вводная диагностика обучающихся проводится в начале учебного года для обучающихся 1 и 2 года обучения.

Цель диагностики – определить уровень мотивации, подготовленности и творческих способностей детей в начале обучения и уровень образовательных потребностей для обучающихся 2 года обучения.

Определение уровня мотивации

Анкета №1

Фамилия имя ____________

Возраст _________________

Дата заполнения _________________


1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?

  • Да, знаю

  • Немного

  • Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

  • Да, умею

  • Немного

  • Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?

  • Многому научиться

  • Что-то свое

  • Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?

  • Самому захотелось

  • Родители посоветовали

  • За компанию с другом

5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога.

Анкета № 2


Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут ________________________________________________

  2. Мне ______________________________________________________

  3. Я выбрал объединение _____________________________________

  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):

  • Из газет;

  • От учителя;

  • От родителей;

  • От друзей;

Свой вариант_____________________________________________________

  1. Я пришел в  сюда, потому что (нужное отметить):

  • Хочу заниматься любимым делом;

  • Надеюсь найти новых друзей;

  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;

  • Нечем заняться;

  • Свой вариант_____________________________________________________

  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

  • Определиться с выбором профессии;

  • С пользой проводить свободное время;

  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;

  • Свой вариант___________________________________________


Вывод: Результаты анкет №1 и №2 позволяют педагогу иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Результаты анкет также позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Данные анкет не обязательно заносить в таблицы. Но при желании можно построить диаграмму для того, чтобы можно было проследить как изменилась динамика роста мотиваций к занятиям за 2 года обучения.


Анкета № 3

Выявление образовательных потребностей обучающихся

Фамилия, имя _______________________________________________

  1. Сколько тебе лет ____________________________________________

  2. В каком объединении ты занимаешься? _________________________

  3. Сколько лет ты занимаешься в этом объединении? _______________


    1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор (да, нет, не знаю, свой вариант ответа).


п\п

Варианты ответов

Твое мнение

1

хочу занять свое время после школы


2

занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями


3

хочу узнать новое, интересное для себя


4

мне нравится педагог


5

хочу научиться что-то делать сам


6

мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое


7

хочу узнать о том, что не изучают в школе


8

занятия здесь помогают мне становиться лучше


9

занятия в объединении помогают мне преодолеть трудности в учебе


10

мне нравится общаться с ребятами


11

мне нравится участвовать в выставках и конкурсах


12

здесь замечают мои успехи


13

меня здесь любят


14

Свой вариант


    1. Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению: да, нет, не знаю, свой вариант ответа).

1

узнал много нового, интересного, полезного


2

стал лучше учиться


3

приобрел новых друзей


4

стал добрее и отзывчивее к людям


5

научился делать что-то новое самостоятельно


6

твой вариант


Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкет ответы обучающихся группируются по категориям образовательных потребностей.

Познавательные потребности

- мне интересно то, чем мы занимаемся в объединении

- хочу узнать новое, интересное для себя

- хочу узнать о том, что не изучают в школе

Потребности коррекции и компенсации

- хочу занять свое время после школы

- занятия здесь помогают мне становиться лучше

- занятия в объединении помогают мне преодолеть трудности в учебе

Коммуникативные потребности

- занимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьями

- мне нравится педагог

- мне нравится общаться с ребятами

Потребности эмоционального комфорта

- здесь замечают мои успехи

- меня здесь любят

Потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации

- хочу научиться что-то делать сам

- мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое

- мне нравится участвовать в выставках их конкурсах.

   

Вывод: Результаты данной диагностики позволяют педагогу определить какие виды познавательных потребностей преобладают в группе. Это нужно для того, чтобы он мог подобрать правильные формы и методы организаций занятий.

Например: если результаты диагностики покажут, что в группе есть воспитанники, которым не комфортно, то педагогу предстоит решить данную проблему, уделяя им особое внимание, чаще привлекая их к участию в мероприятиях, выставках и конкурсах, а также поручая им важные для коллектива задания. Это позволит повысить эмоциональную комфортность в коллективе.    

Таким образом, можно сказать, что ребенок приходит в объединение со своими потребностями. Задача педагога определить данные потребности и создать условия для их удовлетворения.

Для определения уровня творческих способностей обучающихся на первом занятии можно предложить выполнить несложное творческое задание. Например: самостоятельно выполнить аппликацию из цветной бумаги на тему:

- «Золотая осень».

- «Здравствуй школа».

- «Мой любимый цветок» и др.

Выполненные работы оцениваются по следующим критериям.

  1. Самостоятельность в работе: 

- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);

- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);

- не может выполнить задание (1-4 б.).

  1. Цветовое решение:

-  гармоничность цветовой гаммы (8-10 б.);

- необычное цветовое решение богатство сближенных оттенков (5-7 б.)

- не гармоничность цветовой гаммы (1-4б.)

  1. Креативность: 

- оригинальное исполнение работы сложность в передачи форм (8-10 б.);

- владение изобразительными навыками, самостоятельность замысла (5-7 б.);

- слабое владение изобразительными навыками, требуется помощь педагога (1-4б.).

  1. Качество исполнения:  

- изделие аккуратное (8-10 б.);

- содержит небольшие дефекты (5-7 б.);

- содержит грубые дефекты (1-4б.).

  1. Оригинальность работы: 

- оригинальность темы, использование разных вариаций (8-10 б.);

- однотипность (5-7 б.);

- простейшее выполнение работы (1-4 б.)

Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу. Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей.

Высокий уровень – 40 – 50 баллов

Средний уровень – 30 – 39 баллов

Низкий уровень - 5 - 29 баллов


п\п

ФИ обучающегося

Самостоятельность в работе

Цветовое решение

Креативность

Качество исполнения

Оригинальность

работы

Количество баллов


Уровень (высокий, средний, низкий)











Выводы: Определение уровня творческих способностей обучающихся в группе на начальном этапе обучения, необходим педагогу для того, чтобы он смог подобрать соответствующий уровень сложности заданий для каждого ребенка. Также педагог будет иметь представление об общей картине творческих способностей своих воспитанников, сможет проследить их динамику роста.


Для определения уровня творческих способностей обучающихся в конце обучения используется сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса, которая представляет собой задание «Закончи рисунок».

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями (рис №1) и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших школьников и дошкольников.





Рис. №1


ФИ _________________________

Дата_________________________








Ключ к тесту Торренса.

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки:

- рисунки, при создании, которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

- рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название, осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

«Оригинальность» - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш). 8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Интерпретация результатов тестирования.

1.Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и не конформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

2. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торранса.. Преобразование «сырых» показателей в Т-шкалу.

Рассмотрим на примере выполненного теста как подводить итоги обучающейся Ивановой Анны.

Каждая клеточка рисунка оценивается по трем категориям. Первая цифра – номер категории, вторая – баллы за оригинальность, третья – баллы за разработанность


Результаты заносятся в таблицу №2.


Таблица №2

Оценочный лист

Фамилия Имя ____________________________

Возраст __________________________________

Дата проведения теста._____________________


№п\п

№ категории

Оригинальность

Разработанность

1

57

1

5

2

36

1

6

3

36

1

6

4

34

0

7

5

33

0

7

6

19

2

4

7

37

0

3

8

0

0

0

9




10





Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме (таблица №2)







Таблица № 2



Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

Т-шкала

1-3 класс

4-8 класс

9 – 11 класс

1.-2 класс

3- 8 класс

9-11 класс

100


-

-

66

110

108

95

-

-

-

62

101

101

90

-

-

-

58

92

95

85

20

-

-

54

83

88

80

19

20

20

49

75

81

75

18

18

18

45

68

74

70

16

17

17

40

62

68

65

15

15

16

35

55

61

60

13

13

14

31

48

54

55

12

И

12

26

39

47

50

10

9

11

22

30

40

45

9

7

9

18

23

33

40

7

5

7

14

16

27

35

6

3

5

10

11

20

30

4

1

4

5

7

13

25

2

-

1

1

2

7

20

1

-

-

-

55

1


При заключении сравниваются результаты теста ребенка со значениями по Т-шкале.

Таким образом по результатам прохождения теста Ивановой Анны можно сделать заключение: Оригинальность идей – низкая. Разработанность – верхняя граница нормы.

Выводы: Результаты диагностики позволяют педагогу выявить уровень креативности своих воспитанников. Результаты не у всех могут быть положительными. Поэтому у педагога может возникнуть необходимость в подборе специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, он также может применить ряд уже проверенных общих подходов к стимулированию и развитию креативности.


По итогам проведения вводной диагностики необходимо подвести итоги, сделать выводы и результаты вводной диагностики занести в карту.


Карточку индивидуального развития ребенка, которая позволяет проследить динамику.




Фамилия, имя__________________________________

Возраст_______________________________________

Название детского объединения___________________

Педагог_______________________________________

Дата начала наблюдения___________________



Качества

Оценка качеств в баллах по времени

Исходное состояние

Середина обучения

Завершение обучения



Мотивация к занятиям.




Познавательная нацеленность




Творческая активность






Промежуточная диагностика

Промежуточная диагностика обучающихся проводится по завершению изучения темы или раздела общеобразовательной программы. В зависимости от темы программы можно использовать следующие материалы.


Тестовые задания для обучающихся



1.Работа с бумагой и картоном.


I. Верны ли утверждения?

  1. Бумага – это волокнистый материал

а) Да

б) Нет

  1. Бумага более прочная в поперечном направлении, чем в долевом

    1. Да

    2. Нет

  2. Альбомная бумага лучше впитывает влагу, чем промокательная

    1. Да

    2. Нет

  3. Линия разрыва на бумаге будет более ровной, если сделать на ней чёткий сгиб

    1. Да

    2. Нет

  4. Эскиз выполняют от руки и на глаз

    1. Да

    2. Нет

  5. Начинать измерение по линейке и угольнику нужно с цифры 1

    1. Да

    2. Нет

II. Выбери правильный ответ.

1.Виды декоративно-прикладного искусства.

а) Теннис, шахматы, гимнастика.

б) Вышивание, витраж, мозаика, квиллинг, оригами.

в) Футбол, фигурное катание.

2. В каких видах декоративно прикладного искусства используется бумага?

а) Вышивка шёлковой лентой.

б) Квилинг.

в) Витраж.

3. Техника оригами (базовые формы). Выбери правильный ответ.

а) Рыба, птица, воздушный змей.

б) Утка, ёж, крокодил.

в) Шар, квадрат, ромб.

4. В цветовой круг входит сколько основных цветов?

а) 6

б) 7

в) 8

5.К холодным цветам относятся

а) Синий, фиолетовый.

б) Зеленый, синий, фиолетовый

в) Красный, фиолетовый.

г) Жёлтый, красный.

6. Выбери родственные цвета.

а) Синий, фиолетовый.

б) Жёлтый, оранжевый.

в) Синий, жёлтый.

2. Работа с природным материалом

1. Укажи, что относится к природным материалам:

а) листья;
б) желуди;
в) цветы;
г) бумага;
д) плоды;
е) семена; 
ж) кора;
з) ткань;
и) глина.

2. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?

а) Не ломать деревья;
б) не мусорить;
в) громко разговаривать; 
г) не рвать редкие растения.

3. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?

а) легко ломаются;
б) не ломаются.

4. Почему для сушки листьев используют газетную бумагу? Потому что...

а) Она хорошо впитывает влагу;
б) для удобства.

5. Что ты понимаешь под "аппликацией"?

а) выравнивание; 
б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов.

6. Определи порядок сушки цветов и листьев:

а) накрой газетами и положи сверху груз;
б) отбери яркие, не засохшие цветы и листья;
в) положи их на газету, расправь;
г) через несколько дней разложи их в папки.

7. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?

а) Приклей;
б) нарисуй эскиз; 
в) составь композицию; 
г) подбери материалы; 
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.

8. Как называется предварительный набросок?

а) Эскиз;
б) аппликация;
в) сюжет.

9. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?

а) Эскиз;
б) аппликация;
в) композиция.

10. Что такое фон?

аОсновной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции;
б) цветовая гамма.

г) хорошо впитывает воду.

10. Что такое муляж?

а) Копия предмета; 
б) скелет предмета; 
в) слепок, точно передающий форму предмета.


    1. Работа с синтетическими материалами.


Заполни таблицу, к какому материалу присущи какие свойства.

Свойства

Пластмассы

Поролон


Полиэтилен


Глянец (блеск)




Водопроницаемость





Деформация





Пластичность





Прочность





Упругость






4. Украшения для интерьера в технике «терра»

Восстанови правильную последовательность выполнения коллажа в технике «терра».

а) ДВП нужного размера намочить водой

б) Дать  высохнуть (до следующего занятия).

в) Раствор равномерно распределяем по всей поверхности шпателем или рукой.

г) Оформляем работу в рамку Нам понадобится: шпаклевка, гипс, вода. Приготовить раствор по консистенции  густой сметаны.

е) Начинается творческий процесс. Вмазываем  природный материал и делаем рельефные углубления

ж) Берем краски, кисть и раскрашиваем (на следующем занятии).



5. Лепка

1. Как называется искусство лепки из соленого теста?

а) тестолепка

б) тестопластика

в) энкаустика

2. Как называется мечта, выдумка, нечто не существующее в реальности?

а) фантазия

б) игра

в) творчество

3. Соразмерность, соотношение частей предмета между собой и по величине

а) гармония

б) колорит

в) пропорциональность

4. Какие ингредиенты входят в состав теста:

а)Сахар, мука, вода

б) Вода, соль, мука

в) Вода, соль, мука, клей ПВА

5 Что мы называем тестопластикой:

а) Наука о составе теста

б) Выпекание калачей и булочек

в) Изготовление изделий из солёного теста

6. Что такое деталь:

а) Инструмены, которыми мы работаем

б) Элемент (нос, рот, рука, глаз), изготовленный для поделки

в) Какой -то инородный предмет

7.Тесто, которым мы пользовались на предыдущем уроке, осталось и почему то стало липнуть к рукам, что делать:

а) Добавить муки

б) Добавить соли

в) Не стоит мучиться, выкинуть его и замесить новое

8. Как эффективнее приклеить деталь из солёного теста к изделию:

а) Взять клей ПВА, а лучше «Мастер»

б). Смочить водой при помощи кисточки приклеиваемую деталь и то место, куда будем клеить, затем резаком процарапать горизонтальные и вертикальные линии, после чего только соединить.

в) Свой вариант: ___________________________________________________

9. Зачем необходимо класть тесто в целлофановый пакет:

а) Чтобы на него не покушались грызуны

б) Чтобы оно не высыхало

в) Свой вариант:___________________________________________________

10.Зачем лакируют изделия из солёного теста?

а) Чтобы избавить изделие от порчи путём попадания на него влаги?

б) Изделие приобретает законченный вид.

в) Свой вариант:__________________________________________________









Тестовые задания для повторно обучающихся


              1. Работа с бумагой и картоном


Проверка знаний правил техники безопасности, их соблюдение, организация рабочего места

1. Выбери три правильных ответа при работе с ножницами.

а) Перебрасывать ножницы через стол.

б) Ножницы должны быть с острыми концами.

в) Передавать ножницы кольцами от себя.

г) Использовать ножницы по назначению.

д) Следить за движением лезвий во время работы.

е) Хранить ножницы в чехле или отведенной коробочке.

2 Выбери три правильных ответа при работе с клеем.

а) Выбирать кисточку в зависимости от выполняемой работы (большая или маленькая поверхность для нанесения клея).

б) Набирать большое количество клея на кисть.

в) Излишки клея убирать, осторожно прижимая её к краю ёмкости.

г) Кисточку после работы хорошо промыть или поставить в ёмкость с водой (подготовить для мытья все кисточки).

д. После работы с клеем руки мыть необязательно.

5. Выбери три правильных ответа при работе с канцелярским ножом.

а) Для резания бумаги небольшую часть лезвия.

б) Когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть внутри.

в) При работе с канцелярским ножом необязательно быть внимательным.

г) При резании картона удобно пользоваться линейкой.


Проверка знаний приемов работы и умение применять их практике


1. Восстанови правильную последовательность выполнения изделия в технике «оригами».

а) Декоративное оформление работ.

б) Подбор бумаги определённого цвета.

в) Изготовления исходной формы.

г) Определение последовательности работы.

д) Складывание базовой формы.

е) Сборка и склеивание деталей.

ж) Работа по схеме.

2. Восстанови правильную последовательность выполнения аппликации из бумаги.

а) Наклеивание деталей изображения.

б) Раскладывание деталей изображения на фоне.

в) Подбор бумаги.

г) Вырезание деталей изображения.

д) Высушивание аппликации.

е) Выбор сюжета(натуры, узора).

3. Восстанови правильную последовательность выполнения поделки в технике «квиллинг».

а) Выбор бумаги.

б) Склеивание деталей.

в) Заготовка полосок из бумаги.

г) Рассматривание образца.

д) Скручивание деталей.

е) Сборка поделки.

ж) Оформление работы.

4. Какой материал используется в технике «квиллинг». Выбери правильный ответ.

а) Глина.

б) Пластилин.

в) Кожа.

г) Бумага.

д) Картон.

5. Когда возникла техника «квиллинг». Выбери правильный ответ.

а. 20 век.

б. Конец 18 века.

в. Середина 9 века.

г. Конец 14 века.

д. Начало 21 века.

6. Кто впервые начал заниматься «квиллингом». Выбери правильный ответ.

а. Купцы.

б. Монахини.

в. Крестьяне.

2. Работа с природным материалом


1. Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

а) материалы растительного происхождения….(листья, цветы, ветки корни)

б) материалы животного происхождения …...(кожа, яичная скорлупа, перо)

в) материалы минерального происхождения ….(песок, камни, ракушки)

2. Работа над композицией нужно начинать с ……(эскиза)

3. Цвета по оттенкам и светлоте разделяются на два вида…..(холодные и теплые)

4. Какие природные материалы используются во флористики?

а) Камни и ракушки.

б) Цветной песок.

в) Яичная скорлупа.

г) Цветы и листья.

«Пронумеруй правильно последовательность выполнения композиции»

а) Последовательно наклей материал по рисунку. (2)

б) Нарисовать эскиз на картоне. (1)

в) Положить под пресс. (4)

г) Разместить на картоне листья, цветы …..(как будет выглядеть аппликация).


3. Работа с синтетическими материалами.


1. Укажи, что относится к синтетическим материалам:

а) листья;
б) поролон;
в) цветы;
г) бумага;
д) синтепон;
е) семена; 
ж) пластик;
з) ткань;
и) пластмасса..

2. Чем отличаются поролон от синтепона?

а) плотностью;
б)  гибкостью;

в.) по запаху

3. Чем лучше красить поролон?

а) Гуашью;
б) акварелью;

в) краской - аэрозоль

5.  Как придать объем лепестку из пластика?

а)   при помощи утюга;
б)  при помощи свечки.

5. Каков порядок выполнения аппликации из поролона?

а) Приклей;
б) нарисуй эскиз; 
в) составь композицию; 
г) приготовь лекала; 
д)  вырежи детали.

6. Как называется предварительный набросок?

а) Эскиз;
б) аппликация;
в) сюжет.

  1. Украшения для интерьера в технике «терра»


1.Что означает слово «терра»?

а) земля

б) вода

в) воздух

2.Коллаж это?

а) способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.  вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок...

в) приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п...

3. Соразмерность, соотношение частей предмета между собой и по величине

а) гармония

б) колорит

в) пропорциональность

4. Элементы изображения, частично выступающие над плоским фоном и создающие выпукло-вогнутую поверхность

а) блики

б) детали

в) рельеф

5. Как называется равнозначное положение правой и левой части предмета?

а) диагональ

б) симметрия

в) высота

6. Как называется положение линии или предмета соответственно линии

горизонта?

а) горизонталь

б) диагональ

в) вертикаль

7.Как называется положение линии или предмета соответствующее направлению отвеса?

а) горизонталь

б) диагональ

5 Работа с кожей

1.Что не изготовляют из кожи?

а) посуда;

б) одежда;

в) обувь;

г) электроприборы;

д) мебель.

2. Какой предмет не используется в работе с кожей?

а) шило;

б) пинцет;

в) чеснокодавка;

г) пробойник.

3.Какой обработки кожи не бывает?
а) термической;
б) клеевой;
в) солевым раствором.

4.  Какой способ соединения кожи не существует?

а) склеивания;

б) оплётки;

в) обмётка.

5. Что не относится к дополнительным деталям из кожи:

а) бахрома;

б) рулетики;

в) цветы;

г) прошва.

6. Какую кожу не используют в быту? 

а) овечью;

б) свиную;

в) кошачью;

г) телячью;

д) козью.

7. Какой материал не подвергают термической обработке?

а) кожа;

б) замша;
в) кожзаменитель.

Контрольные вопросы

Отметьте знаком “+“ все правильные ответы

1. Классификация аппликации по используемым материалам (какие материалы используются в аппликации).

2. Техники исполнения бумажной аппликации.

3. Виды бумаги и картона.

4. Технология выполнения квилинга. Материалы, инструменты.

5. Виды художественных работ из природного материала.

6. Виды художественных работ из нетрадиционных (бросовых) материалов.

8. Приемы лепки.

9. Что такое мозаика.

10. Отличие барельефа от рельефа.

11. Технология коллажных работ.

12. Символика древних образов в русском народном орнаменте.

13. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Контрольные вопросы (2-й год обучения)

1. Технология выполнения флористических композиций.

2. Правила сбора и хранения природных материалов.

3. Стили флористических коллажей.

4. Технология выполнения броши из кожи.

5. Виды художественных работ из капрона.

6. Дать определение коллажу.

7. Жанры коллажей в технике «терра».

Выводы: Результаты промежуточной диагностики позволяют педагогу определить уровень теоретической подготовки обучающихся по конкретной теме выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы, внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика предусматривает проверку теоретических знаний и практических умений и навыков, которые определены общеобразовательной программой. Диагностика может проводиться разных формах - это могут быть защита творческих проектов, самостоятельные практические работы, выставки. Самыми оптимальными вариантами для направления декоративно прикладного искусства являются защита творческих проектов и индивидуальные выставки с защитой своих работ. Рассмотрим методику их организации и проведения.

Этапы организации и проведения итоговой выставки

  1. Определение темы, места и времени проведения выставки.

  2. Подбор и оформление экспонатов выставки.

  3. Оформление выставки и сопутствующих материалов.

  4. Открытие и проведение выставки.

  5. Закрытие выставки.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов.

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать:

  • календарный и учебный период; (итоговая выставка проводится по результатам учебного года).

  • тема выставки определяется заранее и, как правило, заносится в план выставок объединения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, холл образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения итоговой выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких дней.

2 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

  • работы предоставляются воспитанниками детского объединения на период проведения выставки;

  • систематически отбираются лучшие работы (формируется фонд итоговой выставки).

К оформлению выставочных работ воспитанников детского объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь:

  • законченный вид;

  • необходимое оформление;

  • приложенную к ней этикетку со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

3 этап. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные дополнения, эстетическое оформление.

Возможные варианты расположения работ при построении выставочной экспозиции:

  • последовательно от простых работ воспитанников до сложных работ.

  • композиционно, работы объединены по небольшим тематическим композициям;

  • работы могут быть сгруппированы по темам или разделам образовательной программы.

4 этап. Открытие выставки — небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения, который может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога образовательного учреждения;

  • презентацию содержания выставки;

  • представление участников выставки;

  • экскурсию по выставке проводят обучающиеся они знакомят с экспонатами техникой выполнения, использованными материалами и т.д.)

5 этап. Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, так как позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога образовательного учреждения;

  • подведение итогов выставки (отмечаются лучшие работы, активные учащиеся, творческие находки детей);

  • награждение участников выставки;

  • заключительное слово педагога (в том числе о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

Защита проекта

Защита проекта является формой проверки выполнения проекта и предполагает всестороннее обоснование слушателем предложенных им решений поставленных проблем. Защита проводится публично в присутствии слушателей, при участии руководителя. Задача обучающегося – в течение 5-10 минут рассказать (не выходя за рамки регламента!), с чего начинался проект, к каким результатам привел, почему это важно и интересно. Во время защиты лучше рассказывать, а не читать. Примерный план выступления может выглядеть следующим образом:

1. Представиться

2. Познакомить с темой проекта

3. Назвать цель проекта (лучше начинать со слов: Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о.....)

4. Назвать задачи проекта (что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов: Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать....)

5. Раскрыть содержание проекта (рекомендуется использовать презентацию)

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что...)

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает ... баллов)

8. Коллективное обсуждение и оценка проекта.

Вывод: Использование вышеизложенных форм итоговой диагностики являются самыми оптимальными для общеобразовательных программ по декоративно прикладному искусству. Поскольку они помогают определить уровень освоения обучающимися и теоретических и практических умений и навыков предусмотренных программой. Уровень усвоения теоретического материала прослеживается при защите проекта и при проведении экскурсии по выставке. Уровень практических умений навыков можно оценить по творческим работам и по продукту проектной деятельности.

Результаты итоговой диагностики результативности обучающихся определяют: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; полноту выполнения образовательной программы. Обоснованность перевода обучающегося на следующий этап обучения. Результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего обучения.


Заключение

Рассмотрев этапы планирования и проведения диагностики результативности общеобразовательных программ художественной направленности обучающихся можно сказать, что диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность педагогу улучшить показатели результативности педагогического процесса:

- Сохранность контингента.

- Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития.

- Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.

- Успешное освоение детьми программы.

- Соответствие результатов деятельности целевым установкам.

- Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.

Считаю, что имея в своем арсенале инструменты отслеживания роста воспитанника, легко выстроить индивидуальный маршрут обучения, осуществить каждому воспитаннику индивидуальный подход. Кроме того, грамотно организованный контроль, помогает воспитывать сознательное и ответственное отношение к учебно – познавательной деятельности.

























Список литературы


1. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному твор честву в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 3 (89).

2. Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2018. – № 3.

3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2014. – № 12.

4. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе. // Внешкольник. – 2019. – № 12.

5.Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополни тельное образование. – 2002. – № 12.

6. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.

7. Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2011. – № 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!