Сборник контрольных диктантов и текстов для списывания по русскому языку
для обучающихся 2-4 классов
специальных (коррекционных) общеобразовательных школVIII вида
Предлагаемые примерные контрольные диктанты (далее к/д) и тексты для списывания по русскому языку предназначены с целью выявления уровня усвоения обучающимися начальных классов программного материала по русскому языку (программа под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2009г.). В их содержание включены основные вопросы курса русского языка 2-4-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный сборник составлен на основе пособия для учителей «Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 классы). Авторы: А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1980г.
Требования, предъявляемые к проведению контрольных диктантов и списываний
Диктант – одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступным по содержанию обучающимся данного класса.
В указанное количество входят: стартовый к/д, итоговые к/д за четверть, полугодие и год. График проведений к/д утверждается администрацией школы.
Одним из важных требований к написанию контрольного диктанта является строгое соблюдение объема и содержания работ. Объем контрольного диктанта должен быть таким, чтобы на выполнение работы обучающимися требовалось от 20 до 30 минут. За это время учащиеся должны не только выполнить работу, но и проверить её. Объем контрольного диктанта: для 2-го класса – 10-20 слов, для 3-го класса – 18-30 слов, для 4 класса – 30-38 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). График проведений контрольных диктантов утверждается администрацией школы.
Итоговые диктанты (четвертные, полугодовые, годовые, административные) выполняются в специальных тетрадях для к/д и хранятся учителями в течение учебного года, а тетради для слабоуспевающих учащихся – в течение всех лет обучения учащихся в начальной школе.
Оценки за итоговый контрольный диктант выставляется всем учащимся в журнал столбиком, оценки за такие работы учащийся должен знать на следующий день. На следующем уроке после проведения контрольного диктанта под руководством учителя организуется работа над ошибками, которая выполняется в контрольных тетрадях. Обучающийся выполняет только те задания, в котором он допустил ошибку. Оценка за работу над ошибками не выставляется. После индивидуальной работы над ошибками на этом же уроке организуется повторение материала с обучающимися всего класса с учетом анализа проведенной работы.
Учителю необходимо обратить внимание на организацию и методику проведения уроков учета и оценки знаний обучающихся по русскому языку.
Учитель должен предварительно выписать сложное написание слов на доске. Запись на доске должна осуществляться до урока.
Учителю не рекомендуется комментировать написание слов при проговаривании текста и читать слова по слогам.
Не рекомендуется собирать тетради, пока все учащиеся не проверять свои работы или пока не прозвенит звонок с урока.
Письменная проверка знаний, умений и навыков
(нормы оценок)
При проверке письменные работ по русскому языку работы оцениваются по пятибалльной системе в соответствии со следующими нормами:
2 класс:
оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок (допускаются 1-2 явные описки);
оценка «4» - за списывание, при котором сделано не более 2 ошибок, и за диктант, в котором не допущено более 3 ошибок;
оценка «3» - за списывание с 3 ошибками и за диктант с 4-5 ошибками;
оценка «2» - за списывание с 5 ошибками.
3 – 4 классы:
оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок;
оценка «4» - за списывание с 1-2 ошибками, за диктант, в котором не допущено более 3 ошибок;
оценка «3» - за списывание с 3 ошибками и за диктант с 4-5 ошибками;
оценка «2» - за списывание с 5 ошибками и за диктант с 6-10 ошибками.
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора корректного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения корректного написания одного требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода-воды, рот-ротик, грустный-грустить). Однотипные ошибки считаются за одну.
2-й класс
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу;
различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р–л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать под диктовку простые по структуре предложения;
писать под диктовку текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Примерные контрольные диктанты и тексты для списывания
Стартовые контрольные диктанты по теме:
«Звуки и буквы. Повторение»
I вариант
В лесу.
Дети шли в лес. Дети пели. Эхо тоже пело. Белка слушала песню.
(12 слов)
II вариант
Лук и горох.
Боря сажал лук. Валя сажала горох. Рос лук. Рос горох. Лук для салата. Горох для супа. (13 слов)
III вариант
Дома.
Мама ушла. Папа дома. Я делаю уроки. Папа читает книгу. Потом мы играем в шашки. (15 слов)
Контрольные диктанты за I четверть по теме:
«Слова со стечением согласных»
I вариант
Гриша.
Гриша сыпал крупу курам. Тут и петух. Он клюнул Гришу в руку.
(12 слов)
II вариант
Клетка.
У брата клетка. Там птицы. Для птиц крупа и крошки. Это корм.
(12 слов)
III вариант
Света.
Света встала рано. Света у крана. Света мыла руки с мылом. Она идёт в школу. (15 слов)
Контрольные диктанты за II четверть по теме:
«Обозначение на письме твердых и мягких согласных гласными буквами»
I вариант
Мы играем.
У нас игрушки. У Любы юла. У Нюры труба. Нюра трубит. Юра поёт песню. (14 слов)
II вариант
Зимой.
Была зима. Лена гуляла. Щёки у Лены красные. Руки тёплые. (10 слов)
III вариант
Башня.
У Люси кубики. Ставит Люся кубик на кубик. Строит башню. Петя взял нижний кубик. Башня упала. (16 слов)
Контрольные диктанты за III четверть по теме:
«Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»
I вариант
Буян.
На ферме конь Буян. Буян возит сено для фермы. Дядя Лёня кормит Буяна.(13 слов)
II вариант
Книги.
Мы любим читать книги. Я читаю про собаку Каштанку. Галя – про коня Орлика. Миша – про деда Мазая. (17 слов)
III вариант
В парке.
Петя Орлов был в парке. Вот ель. А там белка Тишка. Она ручная. Петя дал Тишке орех. (17 слов)
Итоговые контрольные диктанты на тему:
«Повторение пройденного за год»
I вариант
Полка.
Сева и Павлик пилили планки. Планка к планке – вышла полка. Полка на стенке. На полке кисти, краски, картон. (18 слов)
II вариант
Федя и Вера.
Вот буфет. В буфете ваза. Там сливы и вишня. Федя ел грязные фрукты. Вера фрукты мыла. Кто делал правильно? (19 слов)
III вариант
Лиза.
У Лизы кролики. Лиза дала кроликам капусту. Дала вареные зёрна. Зёрна упали на землю. Пришли куры. Сыты кролики и куры. (20 слов)
3-й класс
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных;
делить слова на слоги;
переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.
Примерные контрольные диктанты
Стартовые контрольные диктанты по теме:
«Повторение»
I вариант
Осень.
Вот и осень. Лес голый. Идет дождь. Всюду грязь. Стал дуть холодный ветер. По улицам трудно ходить. Можно упасть. (19 слов)
II вариант
В школу.
Сентябрь. Мне семь лет. Я иду в школу. В руках у меня портфель. Там букварь и тетрадь. В школе нас ждет учитель. Мы входим в класс. (26 слов)
III вариант
Кисель.
Мама ставит воду на огонь. Она будет варить кисель. Нужно мыть фрукты, класть сахар. Кисель готов. Ко мне идёт Игорь. Мы будем пить кисель и есть вафли. (27 слов)
Контрольные диктанты за I четверть по теме:
«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
в середине слова»
I вариант
Осень.
Дул сильный ветер. Лил дождь. Гулять было нельзя. Мальчики играли дома. Собака Жулька ушла под крыльцо. Кот Васька спит на стуле. Пришла осень. (23 слова)
II вариант
Собака.
У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом. (23 слова)
III вариант
Рисунок.
Юра – школьник. Отец дал мальчику альбом. Юра взял кисть и краски. Он рисует зимний день. Бульвар белый от снега. Вдоль бульвара елочки. Они тоже в снегу. (27 слов)
Контрольные диктанты за II четверть по теме:
«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
на конце слова»
I вариант
Коля.
Коле шесть лет. Он уже умеет читать. Мама купила Коле букварь. Там есть стихи. Коля любит их читать. (18 слов)
II вариант
В парке.
Июль. Жаркий день. Дети в парке. Здесь тень. Можно бегать, прыгать играть в мяч. Я люблю играть в парке. (19 слов)
III вариант
Осень.
Настала осень. Идёт дождь. На улице грязь. Лена пришла из школы. Она вымыла обувь. Повесила сушить плащ. В доме тепло. Хорошо посидеть у окна, почитать книгу. (26 слов)
Контрольные диктанты за III четверть по теме:
«Звонки и глухие согласные на конце слова»
I вариант
Петин брат.
У Пети есть брат. Брат работает в Москве. Петя знает Москву. Это большой город. Петя был у брата. Он видел завод. Брат – мастер цеха. (24 слова)
II вариант
Ноябрь.
Ноябрь. Сад пуст. Наступил холод. Выпал первый снег. В воздухе кружились пушистые снежинки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, сад, луг, огород. (24 слова)
III вариант
Зима пришла.
Наступила зима. Выпал пушистый снег. Ударил сильный мороз. Ребята вышли в парк. Там пруд. На пруду лёд. У Коли коньки. У Нины лыжи. Оля возит Лену на санках. Весело ребятам. (30 слов)
Контрольные диктанты за год по теме:
«Повторение пройденного за год»
I вариант
Парк для зверей.
На улице Садовой чудесный парк. Тут живут разные звери. Возле обезьян всегда народ. Ребятам очень нравиться большой слон. Он качает головой. Слон просит хлеб и сахар. (26 слов)
II вариант
Кот Васька.
У Гриши жил кот Васька. Шуба у него густая. Хвост пушистый. Глаза у Васьки хитрые. Днем Васька лежит и спит. Ночью ловит мышей. Васька ест мясо, пьёт молоко. (29 слов)
III вариант
Трудная задача.
У Бори есть друзья – Серёжа и Гриша. Учитель задал трудную задачу. Боря не смог решить задачу. Гриша дал свою тетрадь. А Серёжа не дал. Он помог товарищу понять задачу. Кто настоящий друг? (33 слова)
4-й класс
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения;
устанавливать связи между словами по вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный текст и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Примерные контрольные диктанты
Стартовые контрольные диктанты по теме:
«Разделительный мягкий знак»
I вариант
Кот Васька.
Спит на крыше кот Васька. Шерсть у Васьки серая. Хвост пушистый. Хорошо бы мышку поймать, да лень коту встать. Любит он спать и мурлыкать. (24 слова).
II вариант
В лесу.
Сентябрь. Хорошо утром пойти в лес. Тонкие стебли трав мокрые. На них капельки росы, словно бусы. Клен, береза стали краснеть. Только ель стоит зеленая. (24 слова).
III вариант
Маленький художник.
Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога. А дальше зеленый лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку. (26 слов).
Контрольные диктанты за I четверть по теме:
«Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»
I вариант
Огород.
У тети Вали дача. Там огород. На грядках растет морковь. Вьются усы гороха. Налилась соком спелая репка. Клонит головку алый мак. Есть на грядках укроп и салат. Уже зацвел картофель. (30 слов)
II вариант
Огород.
У тёти Вали дача. Там огород. На грядках растёт морковь. Вьются усы гороха. Налилась соком спелая репка. Клонит головку алый мак. Есть на грядках укроп и салат. Уже зацвел картофель. (30 слов)
III вариант
Зайчик.
В школьном уголке жил зайчик. Шерсть у зайчика серенькая. Уши большие. Зубки и когти острые. Сначала зайчик был труслив. Потом привык к ребятам. Заяц грыз морковку, капусту. Дети охотно кормили зайца. (31 слово)
Контрольные диктанты за II четверть по теме:
«Проверяемые и непроверяемые безударные гласные»
I вариант
Первый снег.
Выпал первый снежок. Пушистым ковром он лежит на полях и реках. Всё бело кругом. Вдали темнеет лесок. Скорей туда! Деревья убраны белыми хлопьями. Снег блестит на солнце. Лес как сказка! (30 слов)
II вариант
Волчата.
Маленькие волчата на волков похожи. Играют около норы и прыгают за бабочками. Возятся, как щенки. А ветка хрустнет – прячутся в норе. Там они ждут мать – волчицу. Волчица несет им свою добычу. (31 слов)
III вариант
Новый магазин.
На углу улицы новый магазин. В нём продают посуду. Стоят рядами кувшины. Блестят на солнце стаканы. Радуют глаз тарелки, чашки, блюдца. В магазине чистота. У входа толпится народ. Продавцы в нарядных халатах встречают первых покупателей. (35 слов)
Контрольные диктанты за III четверть по теме:
«Имена собственные»
I вариант
Озеро Байкал.
Озеро Байкал – самое большое в мире. Оно огромное, как море. Вода в озере не солёная, а пресная. В Байкал впадает много рек. Вытекает только одна. Это река Ангара. На берегу Ангары построили красивый город Ангарск. (35 слов)
II вариант
По Волге.
Летом я и мама плавали по Волге. Берега этой реки очень красивы. Мы любовались лесами, лугами, полями, городами. В Астрахани мы ели сочные арбузы. В Волгограде мы ходили на Мамаев курган. (31 слово)
III вариант
Метро.
Быстро мчатся поезда метро. Они перевозят много пассажиров. Самое большое и красивое метро в Москве. Одна станция выходит на улицу Пушкина. Здесь я живу. Есть метро в Харькове, Екатеринбурге, Киеве. Строится метро и в других городах. (36 слов)
Итоговые контрольные диктанты по теме:
«Повторение пройденного материала»
I вариант
Весна.
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Прилетели вестники весны – грачи. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. Пришла весна. Здравствуй, весна! (34 слова)
II вариант
Рыбки.
Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотыми. Обрадовался Витя. Ещё красивей стали рыбки. (35 слов)
III вариант
Утренние лучи
Уронило солнце утренние лучи. Первый луч упал на зайчика. Заяц поднял длинные лучи. Побежал травку вкусную искать. Второй луч упал на ульи. Вылетела пчела мёд добывать. Третий луч упал на лентяя. Он повернулся на другой бок и заснул. (38 слов)