Администрация города Липецка
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«НОВОЛИПЕЦКИЙ»
Г. ЛИПЕЦКА
398046, г. Липецк, ул. П.И. Смородина, д.14а, тел. 56-01-20, cdtnov@yandex.ru
Сборник о деятельности
детского творческого объединения
мультстудия «АЛАДДИН»
педагога дополнительного образования
Егоровой Евгении Михайловны
Составитель: Егорова Евгения Михайловна,
педагог дополнительного образования
г.Липецк, 2024
Творчество – неотъемлемая часть моей жизни. Именно поэтому я выбрала профессию педагога. Дети помогают взрослым смотреть на мир с широко открытыми глазами, а взрослые детям увидеть прекрасное и воплотить это в жизнь.
Меня зовут Егорова Евгения Михайловна. Я окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» г. Липецк, дата окончания обучения 2014 по специальности «Изобразительное искусство», классификация «Учитель изобразительного искусства». Мой трудовой педагогический стаж начался с 2012 года в ДОУ №85 на должности воспитателя.
С 2014 года и по сегодняшний день работаю педагогом дополнительного образования в МАУ ДО ЦТТ «Новолипецкий» г. Липецка. Являюсь руководителем мульстудии «Аладдин». Мультипликация одна из интереснейших тем кинематографии, а аниматор удивительный человек, в котором должны совмещаться самые разные качества и умения. В студии дети могут отдохнуть от учебы и заняться любимым делом. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, о способностях памяти, воображения и мышления. Работая с детьми школьного возраста, я отметила, что дети очень увлечены процессом создания мультфильмов, учащиеся задействуют свой творческий потенциал, начиная от работы над сценарием до создания образов персонажей, разрабатывают эскизы, лепят и конструируют.
Развитие творческого потенциала детей и обучение творчеству каждого ребёнка считаю одним из актуальных вопросов в своей педагогической деятельности.
Основные педагогические технологии которые я применяю в своей деятельности это:
Личностно – оринтированное обучение
Разноуровневое обучение
Коллективно – взаимное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Метод проектов
Технология модульного обучения – это альтернатива традиционному обучению. Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний, навыков и умений. Поэтапное формирование необходимых знаний для усложнения. От простого к сложному. Усложнение материала (проекта) в зависимости от уровня подготовки и полученных знаний и года обучения учащихся.
Личностно – оринтированное обучение, позволяет учащимся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Учащиеся сами выбирают тему проекта и материал и технику (рисованная, пластилиновая, компьютерная анимация) для создания будущего мультфильма. Выбором темы будущего мультфильма могут служить, как личные интересы и увлечения учащихся, так и связь с школьной программой.
Разноуровневое обучение позволяет обеспечить усвоение учебного материала в зависимости от способностей и уровня развития обучающих. Объединение посещают дети разных школьных возрастных групп, а так же разного уровня знаний, умений и навыков, использование данного метода дает возможность найти занятие под силу каждому учащемуся (написание сценария, создание раскадровки, озвучивание персонажей, монтаж и тд.).
Коллективно – взаимное обучение позволяет объединить учащихся для выполнения одной общей цели, создание мультфильма. Это возможность работать в команде.
Организация учебной деятельности не возможна без применения комплексом здоровьесберегающих технологий:
соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
рациональная плотность занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
четкая организация учебного труда;
строгая дозировка учебной нагрузки;
смена видов деятельности;
обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
построение занятия с учетом работоспособности учащихся;
индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
профилактика стрессов:
работа в группах, где ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на занятиях; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Ведущей методикой в работе объединения мультстудии «Аладдин» является проектная деятельность. Главная цель которого, организация самостоятельной деятельности учащихся, умения приобретать необходимые знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Результатом данной методики является, поэтапное создание готового мультфильма (фильма), в процессе съёмок которого учащиеся проходят все этапы «рождения» мультфильма, начиная от написания сценария до монтажа. Педагог в процессе работы над проектом может подсказать источники информации, а может просто направить обучающихся в нужном направлении для поиска самостоятельно. В результате ученики должны самостоятельно или в процессе командной работы в результате совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей. Одним из начальных этапов работы является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и и выборе темы будущего мультфильма (фильма или клипа).
Этапы работы над проектом. Создания мультфильма.
1. Написание сценария мультфильма
Выбор темы для будущего мультфильма. Авторский замысел - первая ступень творческого процесса, возникающее в воображении до начала непосредственной работы над мультфильмом, представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах, первоначальная схема будущего фильма. На этом этапе разрабатывается общая концепция, идея мультфильма выбранный вариант дорабатывается в полноценный сценарий.
2. Разработка персонажей и декораций
К разработке персонажей, обычно, приступают, когда уже известны основные задачи мультфильма, целевая группа и предпочтения по стилистике. На каждого персонажа рисуется эскиз, как будет в дальнейшем выглядеть тот или иной персонаж. Так же происходит с декорациями, каждый фон отдельно отрисовывается и отмечается на плане, где будет находиться тот или иной предмет. Когда все эскизы персонажей и декораций разработаны и утверждены, можно смело приступать к раскадровке. Параллельно происходит изготовление персонацей и декораций для съемок.
3. Раскадровка
Нужно заметить, что раскадровка, является необязательным этапом. Раскадровка помогает понять еще до начала создания анимации, как примерно будет выглядеть мультфильм. Поэтому если есть какие-то особенные пожелания или опасения на этот счет, то раскадровка для мультфильма может быть полезна.
Суть раскадровки проста - это отрисовка основных сцен мультфильма в статике. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, расположение основных предметов на фоне и, также, расположение персонажей относительно фона.
Раскадровка может быть черно-белой, а может быть и цветной. Детализация и прорисовка тоже может быть разной - всё зависит от сложности мультфильма, уровня подготовки учащихся и поставленных задач.
4. Аниматик
Аниматик - это анимированная раскадровка. Это уже не статичные картинки, но еще и не мультфильм - нечто среднее между ними. Аниматик, обычно, создается четко по раскадровке и по времени мультфильма. Наиболее важные моменты могут быть уже анимированы в аниматике (полностью или условно). Что-то может быть схематически показано стрелками, вставлены какие-то дополнительные поясняющие кадры, что-то подписано текстом и т.д. Аниматик не обязан быть чистовым. Его функция - сделать более понятным материал, а так же определиться с хнонометражом будущего фильма.
5. Съемочный процесс. Анимация.
Теперь можно заниматься съемками мультика. Все необходимое для этого у аниматора уже есть. Данный этап осуществления съемок полностью зависит от выбранной техники. Если это кукольная анимация процесс работы будет выполняться непосредственно на съемочном пространстве, где выставляются персонажи и декорации, ставиться камера и съемка происходит «по кадрово». Компьютерная анимация происходит немного по-другому. Каждый персонаж анимируется в программе, причем каждый персонаж может быть анимирован на разных компьютерах, а потом уже собираться в один мультфильм.
6. Озвучивание.
Также, для полноценного мультфильма, обычно, требуется озвучивание анимации. Озвучивание может быть разного уровня сложности и состоять из следующих составляющих: дикторская начитка или работа актеров, озвучивание событий в мультфильме, наложение музыки, написание стихов, песни, оригинальной музыки, сведение всего материала.
7. Постпродакшн, компоузинг.
Постпродакшн и компоузинг для мультфильмов - это работа, которая может проводиться уже после того, как мультфильм готов. Это является необязательным этапом. К примеру, может быть видео людей снятое с хромакеем (на зеленом фоне, который в последствии удаляется при компоузинге). Скажем, какие-то люди танцуют на этом видео. Можно сделать анимированные фоны и поместить туда этих танцующих людей, то есть они будут танцевать уже в такой мультяшной стране. Или, наоборот, фотографии или видео могут быть использованы как фон, а сверху могут быть наложены анимированные персонажи.
С помощью компоузинга можно достичь красивого органичного совмещения анимации с фонами, сделать цветокоррекцию и т.п. Все это позволяет сделать мультфильм максимально привлекательным и законченным.
8. Рефлексия
После того как мультфильм прошел через все фазы создания, остается еще одна не мало важная деталь. Рефлексия проделанной работы. Каждый учащийся хочет получить оценку своей деятельности, не только сам, но и со стороны. У наших учащихся такая возможность есть. Все работы учеников мультстудии «Аладдин» представлены в общем доступе сети интернет, а это значит, что работы могут увидеть не только родители, друзья и знакомые, но и совершенно посторонние люди. Следовательно, такой метод работы заставляет учащихся качественно выполнять работы.
Готовые работы учащихся:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLFuqFm4xITf0Da9JT78iEHzTpPdVQZrgU
Обучающиеся ежегодно принимают участие в Международных, Всероссийских и региональных конкурсах и фестивалях киновидеотворчества, показывая высокий уровень освоения программы, что подтверждается наличием дипломов и грамот. Мультстудия «Аладдин» стала победителем во многих конкурсах, таких конкурсов как, Международный фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «30 кадров», Международный молодежный кинофестиваль «МЫ», Всероссийский открытый фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель», Межрегиональный фестиваль короткометражных фильмов «Корабел» им. А. Л. Ромашова, Московский городской конкурс детских анимационных фильмов «Маяк анимации» и многие другие.
Как руководитель мультстудии «Аладдин», тесно сотрудничаю со средствами массовой информации. Выступала на Липецком канале в передаче «С новым утром», на радио «Липецк FM», участвовала в съемках рубрики посвященной мультипликации на портале «город48», участвовала в видеоконференции фестиваля «Магия кино», наша мультстудия поддерживает дружеские отношения с Липецкой Энергетической Компанией. Воспитанники мультстудии подарили сотрудникам компании к их профессиональному празднику мультфильм об энергетиках. Делюсь опытом своей работы с коллегами на педагогических советах. Принимаю участие в телемостах городского педагогического сообщества педагогов дополнительного образования. Информацию о своем опыте работы размещаю на различных интернет ресурсах:
http://cttnov.ru/11519/
https://multiurok.ru/id67040986/files
https://vk.com/jinnstudio
Ежегодно наш центр технического творчества «Новолипецкий» проводит Международный фестиваль «30 кадров», в котором мы являемся непосредственными организаторами. В конкурсной программе принимают участие студии Липецка, регионов и республик России, а так же Казахстан, Белорусь, Эстония, Украина. Воспитанники студии принимают активное участие в организации фестиваля, как ведущие, так и участники. Представителями жюри являются председатель союза писателей России по Липецкой области, режиссеры и актеры, общение с которыми не проходит даром для воспитанников студий и участников фестиваля.
https://vk.com/public118944255
Моя педагогическая практика показывает, что в работе важны систематичность и последовательность, в основе которой лежит поэтапное усложнение деятельности учащихся.
Усложнение по следующим направлениям:
усложнение работы;
повышение степени самостоятельности;
усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого учащимися;
сокращение инструкций от педагога;
создание условий для проявления инициативы учащихся.
Моя задача, как педагога научить детей не только создавать красивую картинку, а помочь найти им такое соотношение тепла и света, которое бы могли передать внутреннее состояние автора, возродить и преумножить духовные ценности и нравственные и моральные качества каждого учащегося. Придать персонажам такие эмоции, что бы заворожить зрителя, помочь поверить в чудо, что бы он мог переживать, удивляться и радоваться вместе с персонажами. Создавать настоящий, неповторимый, волшебный мир анимации.
Каждый день мои воспитанники вдохновляют меня на новые педагогические поиски. Я верю в то, что пока меня окружают дети, мои творческие идеи не иссякнут.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Создание мультфильма. Съемочный процесс. Покадровая съемка.
Пленэрные фотосъемки. Осень 2023 г.
Рабочий процесс. Работа в программах по созданию мультфильмов.
Рабочий процесс. Работа в программах по созданию мультфильмов.
Рабочий процесс. Работа над декорациями.
Работа со звуком. Озвучивание персонажей для
мультфильма «Серебряная метель»
Гримирование актеров для съемок клипа «Зима»
Участие во Всероссийском фестивале «Весенняя капель»
Награждение Гран-при фестиваля за мультфильм «Серебряная метель»
Международный кинофестиваль «30 кадров»
Открытое занятие по теме: «Создание мультфильма»
Показ работ выполненных учащимися мультстудии АЛАДДИН.
МБОУ СШ №21 летний школьный лагерь.
Посвящение в студийцы. Вручение свидетельства. Праздничное чаепитие.