СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник проблемных ситуаций в начальных классах при организации уроков русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник проблемных ситуаций может быть реализован в начальных классах при организации уроков русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сборник проблемных ситуаций в начальных классах при организации уроков русского языка.»

Сборник проблемных ситуаций может быть реализован в начальных классах при организации уроков русского языка.

  1. Тема «Правописание суффиксов –ик- и –ек-»

Этапы урока

Анализ

Учитель

Обучающиеся

Постановка проблемы

Постановка проблемы через побуждающий диалог



Прием: Столкновение мнений

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

  

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?



- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

 

 

- Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу.

Затем открывают для обозрения.

  

Учащиеся отвечают: 

У нас два мнения: либо

–ик-, либо –ек-

 

Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

 

Правописание суффиксов -ик- и

-ек- (формулировка темы урока)

Поиск решения проблемной ситуации

Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)

 

- Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

 

- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)

 

 

-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)

 

Учитель делает подсказку:

-Измените данные слова, поставьте их во множественном числе.

- Что вы заметили?







- Сделайте вывод.

 













Проверим получившееся у нас правило с правилом в учебнике.

- После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)

- А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент)



-ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)

 

 -Нет, например, в слове порезик есть приставка.









Учащиеся отвечают:

в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.



Учащиеся формулируют правило:

Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек-

 

  1. Тема «Ударение»

На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Прошу в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много. Обсуждаем особенности данных слов. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным. Также делаем вывод о важности правильного произношения слов и правильного указания ударения в письменной речи, следовательно, и о необходимости научиться находить ударный слог.

  1. Тема «Корень слова»

На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к выводу, что есть слова, в которых сразу два корня.

  1. Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»

По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

  1. Тема «Правописание суффиксов -чик- и –щик»

Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик - и – щик -. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?

Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

  1. Тема «Наречие»

Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?
Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1. Обучающийся у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?

Ученики: Неизменяемая часть речи.

Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)

Ученики: Окончания.

Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)

  1. Тема «Существительное с суффиксом -ник-»

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай - чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-")

  1. Тема «Глаголы исключения»

Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.

Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?

Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Ученики: Глаголы-исключения.

  1. Тема «Предлоги»

Проблема: Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Обучающиеся уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Обучающиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.

Решение: Подводящий диалог

Давайте попробуем разобраться вместе (на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу "птичку)

- Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)

- К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?

- К какому предмету относится действие? (птичка)

- Где может сидеть птичка?

По ходу ответов, мы прикрепляем птичку в нужном месте: в - внутри, около - рядом, под, на, за, перед и т. д.)

- Что помогло нам определить место нахождения птички?

- Где встречали эти слова?

- Каково значение этих слов?

Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.

- Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")

  1. Тема «Мягкий знак после шипящих»

На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается задание (пробное действие).

- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».

Обучающиеся выполняют пробное действие в тетрадях.

- Кто записал. Какие у вас получились результаты?

Обучающиеся зачитывают свои варианты.

- У нас в классе возникло несколько мнений (1.Гуашь, камышь; 2 гуаш, камыш; 3 гуаш, камышь, 4 гуашь, камыш).

- Кто прав?

- Проверьте себя по образцу.

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)

− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

Этап выявления места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).

− В чем затруднение? Почему оно возникло? (Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет. )

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

- Сформулируйте тему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих).

- Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

На доску вывешивается план:

Алгоритм – план исследования:

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Определите род имен существительных.

4. Запишите слова, распределив их в группы по родам.

5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

6. Сделайте вывод. Сформулируй правило.

Этап реализации построенного проекта.

−Предлагаю поработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах.

− Выполните план в парах.

Слова на карточках. Ключ, дочь, карандаш, молодёжь, вещь, лещ, уж, мышь.

- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

- Где мы можем себя проверить, правильное ли открытие сделали? (По учебнику)

- А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)

  1. Тема «Глаголы исключения»

Этап актуализации знаний.

- Какую тему проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов.)

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы).

Выполняют задание.

- Теперь определите спряжение глаголов «видеть» и «стелить». (Видеть – глагол первого спряжения, стелить – второго.)

- Проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы заметили?

- Итак, что вы хотели сделать? (Определить спряжение глаголов.)

- Какое правило применили? (Правило о спряжении.)

- Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Нет, не получилось. (Осознание неприменимости известного правила).

- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока).

  1. Тема «Образование новых слов при помощи суффиксов»

Мотивирующий приём «яркого пятна»:

– Что с точки зрения языка позволяет отличить дом от домика, домик от домища, домище от домины?

На доске представлен рисунок из книги И. Г.Милославского «Как разобрать и собрать слово».















  1. Тема «Предложение. Текст»

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием “на ошибку”.

– Проверьте работу ученика, которому надо было расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?

На доске: Дети шли по лесу! Вдруг раздался шорох. Кто там. Это ёжик?

  1. Тема «Предметы одушевленные и неодушевленные»

– На какие две группы вы можете разделить слова? Запишите их в два столбика.

– Объясните, почему вы так сделали? По какому правилу?

На доске: брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, шуба, дуб, котенок, Коля, сосед, урок, воробей, день.

  1. Тема «Спряжение глаголов»

Анализ

Учитель

Обучающиеся

Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и побуждение к проблеме

Что такое склонение?

Изменение по падежам

Какие части речи мы научились склонять?

Имена существительные и прилагательные

Попробуйте просклонять

глагол прыгать.

Получилось?

(испытывают затруднения, проблемная ситуация)

-Нет.

  • В чем затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Глаголы не склоняются

-Как изменяются глаголы? (учебная проблема как вопрос).



  1. Тема «Род имён существительных»

- Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц: воробей, ворона, сорока, корова, собака, заяц, лиса, волк

- распределите их на две группы по любому признаку (птицы и звери, домашние и дикие животные)

- Замените эти слова на более короткие ОН и ОНА.

- Запишите следующие слова: окно, дерево, поле. Можно ли эти слова соотнести со словами ОН и ОНА? Какой вывод можно сделать? (Существует ещё одна группа слов)

- Замените эти слова местоимением (ОНО). Подберите слово к этой группе. Дети выводят правило, а затем сравнивают по учебнику.

- Запишите слова, распределив их в три столбика. О какому признаку вы это сделаете? Ягода, трактор, поле, кузнец, окно, море, лес, школа, песня, орех;

- Придумайте предложения с существительным ж.р., обозначающем времена года, явления природы;

- Определите род имён существительных.

Седой туман поднимался над рекой. Возле нашего посёлка есть озеро. Наступила золотая осень.

- Составьте предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определите род.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

- Из данных слов выпишите имена существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

- Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, выпиши в столбик, поставив их в начальную форму, укажи род.

Золотое солнце в яркой синеве,

Золотые тени движутся в траве.

  1. Тема «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных»

  1. Постановка учебной проблемы.

– Запишите под диктовку пословицу:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ученики записывают пословицу, один ученик работает у доски.

– Если затрудняетесь, какую букву писать, оставьте место для её написания.

– Какое возникло затруднение?

(Выбор буквы в окончаниях существительных.)

– Почему возникла трудность в выборе буквы? (Это гласная буква, она обозначает другой звук в безударном положении.)

– Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? (Предположения детей: нужно проверять, знать правило.)

  1. Тема «Неопределенная форма глагола»

На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.

Детей прошу определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо.

  1. Тема «Слова, которые обозначают действия предметов»

На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

  1. Тема «Имя существительное»

-Прочитайте предложение

-На большой ели и на маленькой ѐлочке повисли дождевые капли.

-Найдите однородные члены предложения.

-Ели, ѐлочке.

-К какой части речи они относятся?

-Это существительные.

-Определите их род и падеж (Предъявление первого факта).

-Женский род, предложный падеж.

-Выделите их окончания. (Предъявление второго факта).

-Выделяют окончания, испытывают удивление (Возникновение проблемной ситуации).

-Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

-Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (Осознание противоречия).

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

-Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания. (Учебная проблема как вопрос).

  1. Тема «Связь слов в предложении»

-Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу.

- Луг покрылся зелѐной травой. Выделяют основу.

-Установите связи остальных слов в предложении. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация).

-Вы смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия).

-Мы такого еще не делали.

-Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные слова. (Осознание противоречия).

-Какова же тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы).

-Связь слов в предложении. (Учебная проблема как тема урока)

  1. Тема «Предложения с прямой речью перед словами автора»

- Составьте схему предложения. «А ты кем будешь на карнавале?» - спросил Мишка. (В.Драгунский) (Практическое задание, сходное с предыдущими).

Ученик у доски составляет схему: «П?» - А.

-Теперь посмотрите на мою схему. (Открываю схему, доказывая, что задание не выполнено). Ученики видят схему «П?» - а.

-Итак, какое вам было дано задание?

-Составить схему предложения с прямой речью.

-Какое правило вы пытались применить?

-Знаки препинания в предложениях с прямой речью 294 после слов автора.

-А почему вам не удалось выполнить задание верно? (Побуждение к осознанию противоречия).

-Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора. (Осознание противоречия.)

-Какая будет сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы).

-Предложения с прямой речью перед словами автора. (Учебная проблема как тема урока).

  1. Тема «Разделительный Ъ и Ь знаки»

Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления

Учитель

Ученики

Предлагаю написать словарный диктант (двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках)

Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений.

-Какое было задание?

Сколько мнений в классе?

Так чего мы ещё не знаем?

Так какая сегодня тема урока?





  • Написать слова.


  • Где пишутся Ь и Ъ знаки.

  • Правописание Ь и Ъ знаков.