СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник проектных задач для 1-3 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике представлены проектные задачи для работы с учащимися 1-3 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сборник проектных задач для 1-3 классов»

Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования города Иркутска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №17









СБОРНИК



ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ










Автор: преподаватель начальных классов

Климусова Ирина Викторовна

















Иркутск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Введение

    2. Алгоритм разработки проектной задачи для учителя

    3. Этапы работы над проектной задачей


3-5

3

3

4

  1. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ 1 КЛАССА «КАРЛОСОН ПРОСИТ О ПОМОЩИ»

2.1. Паспорт проектной задачи

2.2. Замысел проектной задачи

2.3. Содержание проектной задачи


6-10


6

7

8

  1. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ 2 КЛАССА «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ»

3.1. Паспорт проектной задачи

3.2. Замысел проектной задачи

3.3. Содержание проектной задачи


12-17

12

12

14

  1. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ 3 КЛАССА «ДЛЯ МАМ И БАБУШЕК»

4.1. Паспорт проектной задачи

4.2. Содержание проектной задачи


18-24


18

19

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
























Пояснительная записка

Введение

С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учеником системой учебных действий с изучаемым предметным материалом.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования система учебных действий носит название универсальные учебные действия (УУД). В связи с обозначенным новым образовательным результатом в практику начальной школы входит проектная задача, которая ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.

По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда

не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер» [1].

Как отмечалось ранее, проектная задача —совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным».

Еще одной особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Этот «продукт» в некоторых случаях может быть в дальнейшем «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью, например, проектирование конкретного экскурсионного маршрута или составление программы праздника и др.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т. е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование учителем таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.


Алгоритм разработки проектной задачи для учителя

  1. Определить вид и место проектной задачи.

Стартовая, текущая или итоговая.

Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

Одновозрастная или межвозрастная — найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

наличие квазижизненной ситуации.

наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1). Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2). Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3). Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1). Определить роль каждого участника групповой работы.

2). Ознакомиться с условием задачи.

3). Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4). Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5). Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6). Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7). Предъявление готового продукта.

8). Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9). Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).


Этапы работы над проектной задачей

Этап работы над проектной задачей

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД у младшего школьника

1 этап. Постановка проб­лемы (мотивационный)

Цель и задачи:

  1. Перевод проблемы в за­дачу.

  2. Определение замысла проектной задачи.

Планирование деятель­ности по решению постав­ленной цели с распределе­нием обязанностей

  1. Создает мотивацию у учащихся на деятельность.

  2. Помогает сформулиро­вать:

  • проблему проекта;

  • цель и задачи.

  1. Организует поиск уча­щимися оптимального спо­соба достижения постав­ленных целей задач.

  2. Наблюдает (метод встро­енного наблюдения), контр­олирует.

Консультирует учащихся

Вживаются в си­туацию, осуществ­ляют уточнение целей и задач, объе­диняются в рабочие группы

Личностные УУД - у учащихся формирует­ся внутренняя позиция, адекватная мотива­ция учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направлен­ных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД - учащиеся учатся ис­кать информацию, овладевают действием мо­делирования.

Коммуникативные УУД - учащиеся прио­бретают умения организовывать и осуществ­лять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно вы­ражать

2 этап. Выполнение зада­ний (деятельностный)

Цепи и задачи:

1.Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного про­дукта).

2. Анализ полученного ре­зультата


  1. Сохраняет мотивацию у учащихся на деятельность.

  2. Оказывает консультатив­ную помощь (по запросу участников) в создании «продукта».

3.Фиксирует все идеи.

  1. Наблюдает (метод встроенного наблюдения), контролирует.

5.Заполняет оценочный лист

Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением по­ставленной задачи

Личностные УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственно­сти, развитие познавательных интересов, чув­ства взаимопомощи.

Регулятивные УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направлен­ных на организацию своей работы. Умение

планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со свер­стниками в учебной деятельности. Познавательные У УД - умение сравнивать данные, находить отличия. Коммуникативные УУД - учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, ар­гументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

3 этап. Представление результатов (рефлексив­но-оценочный)

Практическая помощь (по необходимости)

Представляют про­дукт деятельности (зрителям или эк­спертам), рефлексия

Личностные УУД - самоопределение, дей­ствия нравственно-этического характера. Регулятивные УУД - учащиеся учатся опре­делять последовательность высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД — учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач









Проектная задача для 1 класса «Карлсон просит о помощи»


  1. Паспорт проектной задачи


Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача


Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 1 классе, рекомендуемое время проведения – до 2-х уроков


Дидактические цели












Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных знаний и умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

Апробация умения пользоваться моделями, схемами и таблицами для поиска оптимального решения задачи.

обучение умению верно восстанавливать недостающую в таблице информацию, составлять схему движения героев с учетом заданного направления движения.

Апробация способов сотрудничества в микрогруппах при решении ряда практических задач: распределение обязанностей, выполнение персональных заданий, коллективное обсуждение результатов, взаимоконтроль.

Предметные знания и умения, метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

Знание качественных характеристик звуков русского языка.

Умение анализировать слого-звуковую модель на предмет ее корректности.

Умение применять различные освоенные орфографические знания в обозначенных ошибко-опасных местах.

Умение выполнять сложение чисел в концентре «сотня».

Умение применить знания порядкового счета для расположения объектов в пространстве при заданном направлении движения.

Метапредметные

Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

Умение читать модели, схемы, таблицы для решения поставленных задач.

Умение самостоятельно создавать знаково- символическую модель в соответствии с заданными условиями.

Умение критически относиться к информации и видеть ошибки.

Владение комбинаторными умениями.

Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемый педагогический результат

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный продукт — разработать оптимальный план помощи Карлсону, подготовить к нему возможные таблицы, схемы, модели и обосновать привлекательность своего проекта.

Продуктивное взаимодействие в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе, степень участия каждого члена группы в разрешении проектной задачи.

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий. составлен оптимальный план помощи Карлсону (т. к. данная проектная задача предполагает несколько правильных решений, крайне важным становится привлекательность разработанного проекта с точки зрения массы продуктов, их питательности, а также отсутствия противоречий в предлагаемых решениях).

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта


  1. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности в соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе.

Задание № 1 предполагает определение имени героя проектной задачи. Ученики должны сравнить слого-звуковые модели с данными словами и определить ту, в которой отсутствуют ошибки в характеристике звуков. в этом задании ученики должны будут продемонстрировать знание качественных характеристик звуков и умение обнаружить ошибки в составленных моделях, соотнеся их с записанными словами.

Результат — определен герой, от чьего имени будут предлагаться задания в проектной задаче.

Задание № 2 ставит задачу прочесть письмо-обращение героя о помощи. Для того чтобы письмо можно было осмыслить необходимо орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

Результат выполнения этого задания – принята задача последующей работы — поиск пути помощи герою.

В заданиях 3 и 6 ученики должны будут продемонстрировать умения производить операции сложения и сравнения чисел в концентре «сотня». обращаем внимание учителя на то, что в таблицах первоклассники встретятся с единицами измерения массы и вместимости, названия и общепринятое сокращение которых могут не знать: грамм, миллилитр. Учитель самостоятельно решает вопрос о знакомстве детей с терминами: обращается за помощью к тем ребятам, кому эти величины знакомы, или называет их сам, акцентирует внимание на их соотношении с изученными величинами килограмм и литр преждевременно.

Кроме предметных умений, в этих заданиях ученики должны использовать свои навыки работы с таблицами. ребята самостоятельно определяют перечень блюд, которые составят их меню, аргументировать свой выбор в случае завтрака или ужина с точки зрения усвоения продуктов.

Результат выполнения заданий № 3 и № 6 — составленные группой меню соответствуют нормам по массе и по содержанию.

Задание № 4 потребует применения учениками знаний порядкового счета для расположения объектов в пространстве при заданном направлении движения, при этом детям предлагается использовать условные символы для обозначения героев, т. е. составить условную модель.

Результат выполнения задания № 4 составлена схема, которая учитывает порядок следования героев и заданное направление их движения.

В задании № 5 ученики опять должны будут применить умение производить сложение и сравнение чисел в пределах концентра «сотня», продемонстрировать навык работы со схемой, отвлекающим условием будет маршрут, по пути следования которого нет продуктового магазина. Здесь важным является то, насколько ученики смогут критически подойти к этой информации и не принимать ее во внимание. Задание № 5 предлагает вариативное решение, оптимальным станет выбор наиболее короткого маршрута.

Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени.

Итоговым продуктом является составленное заболевшему Карлсону меню для завтрака (ужина) и полдника с точным указанием блюд и их количества.

Группа может предложить в качестве презентационного варианта таблицу или рисунок меню. основные требования: освещение всех пунктов проектной задачи, наглядность, красочность оформления, аргументированность решений. После этого происходит защита проектов. Дети сами должны определить оптимальное меню из всех предложенных.


  1. Содержание проектной задачи

Вам пришло письмо от одного из литературных героев. Он просит вас о помощи.

Задание 1. Чтобы узнать, кто из героев просит о помощи, найдите правильно составленную слого-звуковую модель имени нашего героя.


Буратино Карлсон Айболит


То, что произошло с героем, написано в письме. Однако, когда он писал вам свое письмо, подул ветер и опрокинул на письмо стакан с водой. Часть букв оказалась размытой. восстановите весь текст письма и узнайте, что случилось.


Задание 2.

Дорогие р….бята, недавно у меня был День рождения. В гости я пригласил …..уратино, …..инни-Пуха, и …..езнайку. Мы реш…ли пойти в парк на аттракционы. По пути мы купили по 2 мороженых и столько же – на обратной д…роге домой. Дома мы съели по 4 пирожных, по 3 шокола… ки и по баноч…е варенья. Утром у меня разболелся ж…вотик и горлышко. пришлось вызвать врач…. Доктор ….йболит выписал лекарство и сказал, чтобы я упо- треблял в пищ… полезные продукты. А какие продукты полезные, я не знаю, но очень хоч… выздороветь. Подскаж…те мне, пожалуйста, какими продуктами полезно питаться.











Чебурашка советует употреблять в пищу овощи и фрукты. именно овощи и фрукты богаты витаминами. (витамины — это вещества, которые поступают с пищей. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.)

Мышонок Пик рекомендует крупы, потому что каши помогают работе желудка, они богаты углеводами. (Крупа — пищевой продукт, состоит из цельных или дробленых зерен различных растительных культур. Углеводы — основа растительных продуктов, главный источник энергии в организме человека.)

Кот в сапогах предлагает включать в меню молоко, творог, яйца, мясо, потому что белки необходимы для пищеварения, они обеспечивают защиту организма.

Доктор Айболит составил таблицу примерного количества пищи для одного приема в течение всего дня так, чтобы наш герой не переедал.


Примерное количество пищи для одного приема

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Основное блюдо – 30 г Напиток – 20 мл

Хлеб с маслом – 15 г

Салат – 10 г

Первое блюдо – 30 г Мясо – 10 г

Гарнир – 15 г

Напиток – 20 мл

Напиток – 20 мл Булка – 20 г

или фрукты – 30 г

Основное блюдо – 30 г Напиток – 20 мл

Хлеб с маслом – 15 г


Задание 3. Составьте меню для завтрака или для ужина нашему герою, чтобы завтрак или ужин были полезны для организма, используйте информацию таблиц «Примерное количество пищи для одного приема» и «Масса некоторых блюд».

Масса некоторых блюд

Основное блюдо

Кол-во (г)

Напиток

Кол-во (мл)

Общее кол-во пищи для одного приема

Каша гречневая с маслом

30

Настой шиповника

20


Пудинг творожный

30

Молоко кипяченое

20


Каша рисовая молочная

45

Чай

50


Каша овсяная с маслом

30

Сок яблочно-виноградный

20


Омлет

30

Кефир

15


Каша манная молочная

50

Персиковый нектар

20


Вермишель в молоке

25

Ряженка

25


Пюре картофельное

30

Какао

40



Условимся, что Буратино обозначим , Винни-пуха - , а Незнайку - .


Друзья в воскресенье отправилась проведать нашего героя. Буратино идет третьим, Незнайка движется перед ним.


Задание 4. Изобрази схему передвижения всех друзей, обрати внимание на

направление движения.

Перед тем, как наведаться в гости, решено зайти в магазин, купить вкусные и полезные гостинцы.

Задание 5. Каким маршрутом нужно воспользоваться друзьям? Отыщи наиболее короткий маршрут.



С собой друзья хотят взять гостинцы для полдника. В магазине они обратили внимание на разные фрукты.

Задание 6. Помоги выбрать друзьям фрукты, учти рекомендацию Доктора Айболита: «не переедать». Воспользуйся таблицами «Примерное количество пищи для одного приема» и «Витаминный состав и масса некоторых фруктов».

Витаминный состав и масса некоторых фруктов


Фрукт

Количество (г)

Витамины

Общее количество фруктов для полдника

Абрикос

5

А, в, с, е


Слива

10

А, е, в2, рр


Банан

30

А, е, в, рр


Груша

15

А, е, в, с


Гранат

55

C, B6, B12


Персик

20

С, рр, е, в, КК


Итоговое задание. Заполните таблицу.


Вопрос

Ответ

Кто из героев просит о помощи?


Для какого приема пищи вы составляли меню?


Какое количество пищи рекомендует принимать Доктор Айболит в это время?


Перечислите продукты, которые вы включили в меню.




Вы учли рекомендацию Доктора Айболита: «не переедать»? Соответствует ваше меню допустимому количеству пищи?


Какой маршрут до дома нашего героя, по вашим подсчетам, оказался наиболее рациональным? Докажите, приведите расчеты





Какие фрукты купили в магазине друзья?


Оцените составленное вами меню с учетом купленных фруктов с точки зрения питательности и разнообразия.


Определите цель проектной задачи «Карлсон просит о помощи»




Рефлексивная анкета

(заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе)

Поставь галочку на оценочной шкале:

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Карлсон просит о помощи».


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

да нет

Почему? ____________________________________________________________

















Проектная задача для 2 класса «Выходной день»


  1. Паспорт проектной задачи


Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе, рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков

Дидактические цели







Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

Проверка умений пользоваться схемами и таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

Умение работать с величинами: переводить сравнивать, вычислять.

Умение ориентироваться относительно сторон горизонта и определять местоположение объекта.

Владение приемом коррекции сплошного предложения как косвенным признаком сформированности навыка чтения.

Метапредметные

Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

Умение критически подходить к представленной информации.

Владение комбинаторными умениями.

Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

Умение читать схемы.

Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемый педагогический результат

Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — разработать план проведения выходного дня: подготовить маршрут, состоящий из трех мест отдыха.

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий. Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха.

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.


  1. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, причем выполнение некоторых заданий подчинено определенной последовательности (задания 2, № 3, № 5), а некоторые можно выполнять в любой последовательности (задания № 1, № 4, № 6). В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке плана проведения выходного дня.

Задание № 1. Определить время выхода каждой из подруг из дома. Демонстрируют умение проводить вычисления единиц времени.

Задание № 2. Наметить два из трех мест отдыха, ограниченных временными рамками до 14 ч 30 минут.

Ученики на основе схемы движения троллейбусов должны выяснить, до какого объекта подруги смогут доехать за 30–35 минут, чтобы не опоздать на сеанс. соотнести время окончания сеанса и время на передвижение ко второму месту отдыха таким образом, чтобы и там успеть к началу, при условии, что пребывание их там должно быть не дольше 14 ч 30 минут.

В этом задании ученики должны будут демонстрировать навыки применения арифметических действий с единицами времени, табличного умножения числа 5, а также им представится возможность применить таблицу умножения на числах второго десятка (что является повышенным уровнем сложности для второклассника).

Результат выполнения этих заданий — предложить маршрут отдыха, состоящий из двух мест, при этом не выходя за указанные временные рамки.

Задание № 3. Ответить на вопрос о времени пребывания в зоопарке до его закрытия. Ученики на основе обозначенного во втором задании времени 14 ч 30 минут должны определить номера маршрутов троллейбусов, которыми нужно воспользоваться, чтобы доехать до цирка — третьего места отдыха, подсчитать время в пути и, исходя из этих данных, вычислить остаток времени на пребывание в зоопарке.

Обобщением временных затрат на дорогу и пребывание в местах отдыха станет Задание 5. Ученикам нужно ответить на вопрос о длительности двух отрезков времени.

Это задание, как и предыдущие, потребует от учащихся умения производить арифметические вычисления единиц времени.

Задание № 4 предполагает демонстрацию учеником знаний классов животных и умения ориентироваться относительно сторон света. Ученики должны вписать в клетки названия классов животных (количество клеток является формой самоконтроля в определении названия; класс млекопитающих дети должны назвать более распространенным термином звери, а класс пресмыкающихся — термином рептилии) и указать направления движения подруг, чтобы оказаться у вольеров с представителями класса зверей и у аквариумов с представителями класса рептилий.

Задание № 6 представляет учащимся возможность продемонстрировать умение читать сплошное предложение, записанное с нарушением правил оформления мысли на письме (слова в предложениях-названиях увеселительных мероприятий написаны слитно).

Результат выполнения этого задания — на основе анализа информации в афише ученики должны отметить недостающую: цену билета и, возможно, контактную информацию (телефон для справки).

Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до 2-х уроков учебного времени.

Итоговое задание — синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлен оптимальный план проведения выходного дня. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.

Продуктом может стать схема посещения мест отдыха и передвижения по городу на троллейбусах, выполненная на основе данной схемы троллейбусных маршрутов.

Частично итог может быть представлен в виде таблицы, тогда за основу можно взять задание № 5 и дополнить его информацией о пребывании в зоопарке и недостающей информацией на афише.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Дети сами должны выбрать наиболее точный план проведения выходного дня, наиболее аргументированно представленный, наглядно и красочно оформленный.


  1. Содержание проектной задачи

В воскресенье Света и Оля договорились встретиться на троллейбусной остановке в 11 часов дня.

Задание 1. Свете до остановки идти 10 минут, а Оле 15 минут. В котором часу нужно выйти из дома каждой из подружек, чтобы не опоздать на встречу?

От места встречи подруг идут несколько маршрутов по городу. Время движения троллейбуса между двумя соседними остановками в любом направлении 5 минут. Места отдыха и маршруты троллейбусов обозначены на схеме движения троллейбусов.




Расписание сеансов городских театров и парков

Название места отдыха

Время сеанса

Название представления



Сеансы для детей

11ч 40 мин – 12 ч 40 мин

12 ч 50 мин – 13 ч 50 мин

Мультфильм для детей

«Алеша Попович и Тугарин змей»

16 ч 00 мин – 17 ч 30 мин

Художественный фильм

для детей «Аленький цветочек»

Сеансы для взрослых

20 ч 30 мин – 22 ч 00 мин

Художественный фильм



12 ч 00 мин – 13 ч 00 мин

«Дело в шляпе»



13 ч 30 мин – 14 ч 30 мин



«Очаровательные кошки»





11 ч 00 мин – 12 ч 20 мин

13 ч 10 мин – 14 ч 30 мин



Представление с участием дрессиро- ванных дельфинов «Водная сказка»

Задание 2. Куда девочки могут отправиться, чтобы через 30–35 минут быть на месте и увлекательно провести время до 14 часов 30 минут? Воспользуйтесь схемой движения троллейбусов и таблицей «Расписание сеансов городских театров и парков».

После этого девочки решили поехать в зоопарк.

Задание 3. Какими маршрутами троллейбусов нужно воспользоваться, чтобы добраться до зоопарка? Сколько при этом необходимо совершить пересадок?

Сколько времени подруги могут пробыть в зоопарке до его закрытия?












Время сеанса

10 ч 00 мин 11 ч 20 мин

12 ч 00 мин 13 ч 20 мин

Время работы

с 10 ч 00 мин

до 18 ч 00 мин

Время работы

с 11 ч 00 мин

до 20 ч 00 мин

Время работы

с 9 ч 30 мин

до 22 ч 00 мин

В зоопарке некоторые представители фауны живут в открытых вольерах, некоторые – в закрытых павильонах и аквариумах. Для удобства посетителям предлагается план размещения всех животных, представленных для обозрения. В плане указаны классы животных и место размещения каждого класса на территории зоопарка.

Задание 4. Соотнесите класс животных и место их размещения в зоопарке. В каком направлении нужно идти Свете и Оле, чтобы посмотреть на представителей млекопитающих и пресмыкающихся?



Возвращаясь с домой, девочки обратили внимание на время, которое они потратили на дорогу.

Задание 5. Подсчитайте, сколько всего времени подруги были в пути, пока передвигались от одного места отдыха к другому, сколько времени они провели в местах отдыха? Внесите числовые данные в таблицу.



№ маршрута троллейбуса

Время в пути

Место отдыха

Время отдыха




























Когда Оля и Света возвращались домой, они увидели афишу развлекательного центра Сюрприз».


Задание 6. Какую информацию узнали девочки из этой афиши? Какой важной информации в этой афише нет?

Итоговое задание. Заполните таблицу.


Вопрос

Ответ

В котором часу должна выйти из дома каждая из девочек?

Оля – …..ч …..мин Света – ….ч ….мин

Какие места отдыха вы определили для посещения подругами? объясните свой выбор


Сколько времени, по вашим подсчетам, девочки могут провести в зоопарке?


Какие классы животных представлены в зоопарке?


В каком направлении, согласно плану зоопарка, нужно двигаться девочкам, чтобы увидеть млекопитающих и пресмыкающихся, если они находятся в центре зоопарка?


На что подруги потратили больше времени: на отдых или на дорогу? Докажите, представьте свои расчеты (воспользуйтесь заполненной таблицей задания № 5).





Какая информация афиши развлекательного центра Сюрприз», на ваш взгляд, наиболее интересная? Какой важной информацией вы дополнили приглашение? Запишите.


Определите цель проектной задачи «Выходной день»



Рефлексивная анкета

(заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:


  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Выходной день».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

да нет

Почему? _________________________________________________


ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ 3 КЛАССА «ПРАЗДНИК ДЛЯ МАМ И БАБУШЕК»


  1. Паспорт проектной задачи


Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, технология) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в обра­зовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе, рекомендуемое время проведения - до 2-х уроков

Дидактические цели

Комплексное использование освоенных матема­тических, языковых и технологических умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

Проверка умений пользоваться технологиче­ской картой изготовления поделки и таблицами для поиска необходимой (недостающей) инфор­мации, заполнять таблицу заданной информацией на основе самостоятельного поиска информации.

Сотрудничество в микрогруппах: коллективно­распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на ко­торые опирается задача

Предметные

Умение применять таблицу умножения и произ­водить действия умножения в концентре «Сотня».

Умение осуществлять арифметические дейст­вия с единицами времени.

Умение переводить единицы времени из мел­ких в более крупные и сравнивать их.

Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам сторон.

Умение читать технологическую карту изготов­ления поделки с целью обнаружить пропуски в технологической цепочке действий.

Умение орфографически верно восстанавли­вать пропуски букв в словах.

Умение дополнять исходный текст в соответст­вии с заданным жанром.

Метапредметные

Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предло­женного объема.

Умение критически подходить к информации, представленной в технологической карте и при­глашении на праздник.

Умение переводить визуальный ряд (техноло­гическую карту изготовления поделки) в слове­сную форму и лаконично формулировать этапы выполнения поделки.

Владение комбинаторными умениями.

Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

Умение договариваться для выполнения кол­лективно-распределительной работы при реше­нии ряда задач.

Умение выбирать оптимальный вариант реше­ния задачи.

Умение объективно оценивать себя, рефлекси­ровать

Планируемый педагогический результат

Демонстрация навыков усвоения предметного ма­териала.

Умение применять предметные навыки в нестан­дартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — подгото­вить праздничное поздравление для мам и бабу­шек к 8 марта

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий. Составлено оптимальное праздничное поздрав­ление.

Продуктивность взаимодействия учащихся в ми­крогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта


  1. Содержание проектной задачи

Задание 1. Изучите этапы выполнения сюрприза, восстановите их после­довательность и обозначьте цифрами. Какого действия, на ваш взгляд, не хватает?


Этапы выполнения сюрприза



Составьте полную инструкцию по выполнению сюрприза, запишите ее.


Инструкция по выполнению сюрприза


1.____________________________________________________________________________



2.____________________________________________________________________________



3.____________________________________________________________________________



4.____________________________________________________________________________



5.____________________________________________________________________________



Задание 2. Прочтите начало приглашения, устранив все пропуски букв, и закончите его, не забыв указать важную для гостей информацию.



Милые мамоч…а и бабу...ка,

приглашаю вас на наш праз…ник

«Цв...ты для любимых с…рдец».

Праз…ник состоится по адресу:

улица Ст…пана …азина 20 , актовый зал.

__________________________________

___________________________________

___________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________



Задание 3.

В киоске продавец предложила имеющиеся варианты пригла­сительных открыток. Выберите соответствующий событию вариант пригла­сительной открытки. Подсчитайте затраты на покупку с учетом того, что каж­дый ученик класса вручит одну пригласительную открытку дома, заполните таблицу «Цена. Количество. Стоимость покупки.»



1

Цена 1 рубль

2

Цена 3 рубля

3

Цена 5 рублей




4

Цена 3 рубля

5

Цена 2 рубля

6

Цена 4 рубля

Запишите в таблицу:


Цена

(руб.)

Количество

(штук)

Стоимость

(руб.)






Задание 4.

Для концерта были подготовлены следующие номера самодеятельности:

2 песни, 3 тан­ца, выразительное чтение стихотворений, 2 конкурса и 1 игра. Разнообразие номеров необходимо для того, чтобы учесть вкусы всех приглашенных гостей. С этой же целью обычно разные по жанру номера чередуют.



Продолжительность номеров указана в таблице:

Название номера

Продолжительность(мин)

«Мама» (песня)

7

«Мамины глаза» (песня)

5

«Озорные ребята» (танец)

10

«Вальс для бабушек» (танец)

8

«Ручеек» (танец)

10

Л. Квитко. «Бабушкины руки» (стихотворение)

5

Е. Благинина. «Мама спит...» (стихотворение)

4

«Мастер Заплетайкин» (командный конкурс для мальчиков и мам по заплетанию косичек)

15

«Мастер Убирайкин» (командный конкурс для девочек и пап по сбору разбросанных вещей)

15

Литературная игра

15

Общее время всех номеров

94


Установите очередность номеров таким образом, чтобы гости не устали от однообразия. Предложите такую концертную программу, которая должна длиться не более 1 часа. Для удобства заполните таблицу ниже.


Концертная программа «Цветы для любимых сердец»


Название номера

Продолжительность (в мин)


1



2



3



4



5



6



7



8




Длительность концертной программы(в мин)
















Задание 5. Составьте поздравление, которое сделает вручение подарка не­повторимым, будет содержать заботу и любовь к родным людям.



Задание 6.

В завершение праздника будет сделана общая фотография на память. Для того чтобы она пополнила классный альбом, для нее нужно оформить рамку. Для этого предлагается использовать атласную ленту и выполнить рамку сво­ими руками.



















Рассчитайте длину атласной ленты таким образом, чтобы из нее получилась рамка для фотографии, длина которой 27 см, а ширина 22 см.


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Итоговое задание. Заполните таблицу.


Вопрос

Ответ

Определите цель проектной задачи «Праздник для мам и бабушек»


Какие этапы работы вы предлагаете, чтобы подгото­вить сюрприз?


Какой важной информацией вы дополнили приглаше­ние?


Какую открытку вы выбрали из предложенных? Объя­сните свой выбор


Какова общая стоимость покупки открыток?


Какова длительность концерта? Какие номера вошли в вашу концертную программу?

Презентация концертной программы

Что в вашем поздравлении говорит о заботе и любви к тому человеку, к которому адресовано поздравление?

Оглашение поздравитель­ного адреса

Ленту какой длины вы посоветуете взять для изготов­ления рамки? Обоснуйте ответ, представив свои расчеты.









Анкета


Поставь галочку на оценочной шкале:


1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Празд­ник для мам и бабушек»

0

1

2


3


4


5

6


7

8


9

10


2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2


3


4


5

6


7

8


9

10


3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен для своей группы)

0

1

2


3


4


5

6


7

8


9

10


4.Оцени, насколько слаженно и дружно работала твоя группа

0

1

2


3


4


5

6


7

8


9

10


5.Хотел бы ты поработать ещё раз в этой группе?

Обведи : да нет

Почему? _______________________________________________________________




















Заключение



Проектирование – популярный тренд отечественного образования. Данный вид учебной деятельности школьников обладает многими преимуществами, основное из которых – познание окружающего мира через практическую творческую деятельность. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью





























































Список использованной литературы

  1. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. — М.: просвещение, 2010. — 176 с. (стандарты второго поколения)

  2. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 / Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (112 с.). – М., 2020