Министерство образования И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Сборник подвижных игр и упражнений на развитие быстроты у обучающихся вторых классов на уроках физической культуры .
Смирнова А.О.
Специальность 49.02.01
«Физическая культура»
Группа 432ф
Научный руководитель:
Бабарыкина Г.А.
Екатеринбург
2023
Содержание
Пояснительная записка
Основная часть
1.Подвижные игры для развития быстроты на уроках физической культуры.
2.Физические упражнения для развития быстроты в разделе легкая атлетика в основной части урока.
Заключение
Список литературы
Пояснительная записка
Быстрота – одно из основных физических качеств человека. Быстрота – это умение человека выполнять какое-то двигательное действие с максимальной скоростью. Быстрота играет большую роль в жизни. Быстрота реагирования, быстрое совершение действий – важные качества для многих профессий. Это качество нужно развивать, выполняя специальные упражнения. Упражнение должно быть простым. Главное условие – это повторение и выполнение упражнения с максимальной скоростью.
Изучение двигательной активности детей младшего школьного возраста в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с тем, что происходит заметное её снижение, связанное с одной стороны с интенсификацией процесса подготовки детей к школе и обучение в ней, с другой – с широким внедрением средств автоматизации в быт народа. В результате снижаются функциональные возможности организма, происходит замедленное физическое развитие.
Развитие быстроты занимает важное место в физическом воспитании младших школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Младший школьный возраст критически важный период в воспитании быстроты и в виду того что попытки развития быстроты в зрелые годы - сложны и малоэффективны.
Быстроту можно развивать во всех разделах физической культуры, не только в легкой атлетике, но и в подвижных играх, лыжной подготовки. Использование данных упражнений и игр, на уроках физической культуры во 2 классе, соответствуют требованиям:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Основной образовательной программе 2 класса МАОУ СОШ №4 с УИОП АГО г. Асбест;
- ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения, утвержденному приказом от 31.05.2021 № 286;
- Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ №4 с УИОП АГО г.Асбест.
Цель: оказание методической помощи учителю физической культуры в выборе эффективных средств для развития быстроты у обучающихся 2 класса по разделу легкая атлетика, подвижные игры.
Обоснование выбора содержания:
- теоретическое обоснование: физические упражнения для развития быстроты у обучающихся 2 класса применяются во всех частях урока физической культуры;
- практического обоснования: проводя эмпирическое исследование по определению исходного уровня быстроты у обучающихся 2х классов в разделах легкая атлетика и подвижные игры, можно сказать, что уровень нормальный, но есть те дети которые отстают в развитие быстроты от нормы.
Применение в практической деятельности:
В школе МАОУ СОШ №4 с УИОП АГО г.Асбест, в рамках урока по физической культуре. Часть урока- основная. В основной части урока будем отводить минут по 10-15 на физические упражнения.
Адресная направленность:
Данный сборник, предоставленный в работе, будет интересен учителям по физической культуре и окажет методическую помощь при проведении уроков у обучающихся 2 классов для развития быстроты в таких разделах, как легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка. Этот сборник можно применять в других общеобразовательных организациях, а также дополнительного образования. При наличии соответствующей материально технической базы, инвентаря. В данной работе подобраны упражнения, которые способствуют развитию быстроты у обучающихся 2х классов, которые можно использовать в каждой части урока. В формировании быстроты, как показывает опыт, большое значение имеют упражнения средней и высокой интенсивности.
Мы достигли цели работы, а именно оказание методической помощи учителям физической культуры, в подборе упражнений для развития быстроты у обучающихся 2х классов.
Подвижные игры для развития быстроты на уроках физической культуры.
№ | Содержание | Дозировка | ОМУ |
1 | «Борьба за мяч» -эта игра развивает у детей быстроту и ловкость движений. Две команды размещаются на месте игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу играющие стараются выполнить 5—10 передач между своими игроками. За это команда получает очко. Команда, набравшая большее число очков, выигрывает. | | Не разрешается вырывать мяч из рук соперника. Кроме того, нельзя топить или захватывать соперника за любую часть тела. Побеждает команда, большее количество раз владевшая мячом. Игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте. Победа может присуждаться и за большее время владения мячом. |
2 | «Быстро по местам» По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: а) в общей шеренге или отдельных шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. | | Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения. |
3 | «Встречная эстафета» «За мячом» Совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности. Участвуют две команды, каждая команда делится на две группы. Группы строятся в колонну по одному лицом друг к другу (расстояние между колоннами 2,5-3 м). Капитаны команд держат в руках мяч. По сигналу капитаны перебрасывают мяч игроку напротив себя, а сами бегут вперёд («за мячом) и становятся в конец второй колонны. Следующий перебрасывает мяч игроку напротив, бежит вперёд, становится в конец колонны и т.д. Эстафета заканчивается тогда, когда команды поменяются местами. Выигрывает команда первой закончившая эстафету. | | Перебрасывать мяч можно каким-то определённым способом, который оговаривается вначале игры: двумя руками снизу, от груди; двумя руками с отскоком об пол; одной рукой от плеча. |
4 | «Два мороза» Совершенствование навыков быстроты, ловкости, координации движений. Перед началом игры выбирается и очерчивается площадка шириной примерно как в вышибалах. На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей. Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца. Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов. Морозы хором произносят: Мы два брата молодые, Два мороза удалые: Я — мороз Красный нос, Я — мороз Синий нос Кто из вас решится В путь дороженьку пуститься? Все дети хором отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз! После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом. Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить». Игроки, настигруные Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза. Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом. Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками. Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра начинается сначала. | | Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше, и кто останется в доме - считаются «замороженными». Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки. |
5 | «Убегай-догоняй» развитие быстроты двигательной реакции. Две команды свободно плавают в воде. Руководитель выбрасывает мяч на середину между игроками. Каждая команда стремится завладеть мячом и удержать его как можно дольше. Захватив мяч, игроки команды перебрасывают его друг другу. Вторая команда старается перехватить мяч. Завладев им, игроки этой команды также перебрасывают его друг другу. Варианты игры: 1) передача выполняется в параллельных шеренгах; 2) игра идет по варианту игры "Мяч капитану". | | Игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте. Победа может присуждаться и за большее время владения мячом. Не разрешается вырывать мяч из рук соперника. Кроме того, нельзя топить или захватывать соперника за любую часть тела. Побеждает команда, большее количество раз владевшая мячом. |
6 | «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между ними 2-3 м. Водящий и один из игроков убегающий располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становиться «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями. | | Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега. Побеждает команда, игроки которой меньше количество, раз были водящими. Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки. |
7 | «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Участники выстраиваются в колонну по одному, одна рядом с другой, преподаватель называет, какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняет задание, например, добегает до отметки поворота и возвращается назад в свои колонны на свои места. Варианты задания: а) различные исходные и финишные положение игроков: упор присев, сидя, лежа на груди; б) различные способы передвижения; в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель, | | Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку игроков и запомнить свои номера. После каждой пробежки начисляются очки: 2- победителю, 1 – проигравшим. За невыполнение пробежки группа не получает не одного очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд С меньшим числом игроков. Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера. |
8 | «Музыкальные змейки» Совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности; развитие внимания Дети делятся на две команды – «змейки» (мальчики и девочки), держат друг друга за талию. Перед началом игры звучит музыка для каждой команды, которую они должны запомнить. Желательно, чтобы это была музыка разного характера. Например, для девочек - более лёгкая, весёлая (в верхнем регистре), для мальчиков - маршевая, более сдержанная (в низком регистре). Когда команды запомнили свою мелодию, они начинают двигаться в любом направлении в соответствии её звучания, т.е. каждая «змейка» двигается под свою музыку, по её окончании команды приседают. Как только звучит незнакомая мелодия, команды должны вернуться в исходное положение. Выигрывает команда - «змейка», которая быстрее встала на своё место. | | По окончании соответствующей музыки каждая команда приседает. Важно не разрывать «змейки», двигаться только под свою мелодию и как можно быстрее построиться на исходном месте. |
9 | «Третий лишний» развитие ловкости, координации движений, внимательности, быстроты; совершенствование умения ориентироваться на местности. Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между ними 2-3 м. Водящий и один из игроков убегающий располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становиться «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями. | | Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега. Побеждает команда, игроки которой меньше количество, раз были водящими. Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки. |
10 | «Вышибалы» или «Снайпер» Совершенствование навыков быстроты, ловкости, координации движений. Играющие делятся на две команды (считалками или по договоренности). В каждой команде выбирается «снайпер», остальные становятся обычными игроками. «Снайпер» первой команды перебрасывает мяч своей команде (своим игрокам), пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему «снайперу», опять же при этом пытаясь выбить игрока второй команды. | | Вся прелесть и интрига игры в том, что роль «хищников» и «жертв» постоянно переходит от одной команды к другой, и игроки никогда не выбывают из игры «совсем», соскучиться не успеешь! В случае, если игрока выбивают, он не выбывает из игры, а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему «снайперу». В случае, если игрок команды поймал мяч «с лету», мяч переходит к этой команде и уже они начинают перебрасываться со своим «снайпером». Мяч, пойманным от земли, не считается — игрок выбывает с игрового поля. В итоге к концу игры бОльшая часть игроков оказывается рядом со своим «снайпером» за линией поля, а оставшиеся несколько игроков находятся буквально «под расстрелом». |
2. Физические упражнения для развития быстроты в разделе легкая атлетика в основной части урока.
№ | Содержание | Дозировка | ОМУ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Бег по отметкам на дистанцию 20 м. Бег с высоким подниманием бедра при незначительном передвижении вперед. Бег прыжками вперед. Бег вверх по наклонной дорожке Бег наперегонки к цели. Прыжки на скакалке. Передвижение на четвереньках. Ритмичные подскоки со скакалкой. Подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами. Старт из различных исходных положений (стоя, сидя или лежа). | | Линии расположены на расстоянии 40-50 см друг от друга, при беге наступать на каждую отметку. Упражнение выполняют в среднем и быстром темпе по 50-70 м. Пытаясь добиться максимальной длины шага при минимальном угле отталкивания С различным углом подъема Нагрузку в беге регулируют изменением расстояния. Соблюдаем правила безопасности. Максимально возможной скоростью. Стараться выполнять в соревновательной форме, в эстафетах. Подряд в 1-3 прыжках: 3-4 подскока в обычном стараясь периодически «прокрутить» ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук. С периодическим ускорением ее вращения для увеличения быстроты отталкивания Руки работают активно с ногами. Соблюдаем технику безопасности, следим за дистанцией. |
Заключение:
В общей системе образовательной работы в школах физическое воспитание детей занимает ключевое место. Вследствие целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, усиленно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Развитие двигательных способностей занимает особое место в физическом воспитании школьников.
Многие школьники не имеют шансов достичь высоких результатов в беге, прыжках метании не потому что, им мешает плохая техника движений, а главным образом недостаточно развитые основные двигательные качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В данном аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой и физических упражнений на развитие быстроты в значительной степени совершенствует, активизирует деятельность школьников младших классов.
Провела подбор подвижных игр, развивающих быстроту.
Таким образом, спортивные игры и упражнения на развитие быстроты позволяют преодолевать однообразие стандартных средств физической подготовки. Их набор обычно сводится к типовым физическим упражнениям. При таком подходе дети зачастую утрачивают интерес к занятиям физической культурой, относятся к ним как к неизбежному злу. Использование подвижных игр в сочетании с общеразвивающими упражнениями создают благоприятные условия и для повышения уровня физической подготовленности детей. Игры создают атмосферу праздника, разнообразят учебный процесс, повышают мотивацию физических и спортивных занятий.
Список литературы:
1. Бутин, И. М. Лыжный спорт: учебник для студентов пед. институтов но специализации «Физическое воспитание» / И. М. Бутин. - М.: Просвещение, 2003.
2. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.
3. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. – Николаев: 2003.
4. В.С. Фарфель, В.М Зациорский, М.А. Годик, выделяют ещё одну форму проявления быстроты – быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагают определение «скоростные качества»
5. Фомин, С. К. Подвижные игры на лыжах / С. К. Фомин. - Киев: Здоровье, 2004. Нормативный документ ГТО (2 ступень).
6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта // Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000.
7.Сайт Российская электронная школа.