2
Донецкая профильная гимназия
Будённовского района
РАЗРАБОТКА СБОРНИКА ЗАДАЧ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Методическое пособие для классов разного профиля
7-11 классы
Учитель Рыкун Т.В.
Донецк 2015
Содержание
Пояснительная записка........................................................................................................3
Введение...............................................................................................................................4
Теоретическая часть.............................................................................................................5
Практическая часть..............................................................................................................19
Литература............................................................................................................................32
Пояснительная записка
Пособие предназначено для проведения практических работ. В нем кратко изложен теоретический материал курса «Информатика и ИКТ».
Все практические работы предлагаются в нескольких вариантах, которые ориентированы на учащихся, разного уровня успеваемости.
Для каждой практической работы обозначена цель и ориентировочное время выполнения.
Пособие позволяет оценить практическую подготовку учащихся по различным темам курса.
Педагогическая концепция пособия базируется на многолетнем опыте обучения учащихся гимназии автором данного пособия.
Основная цель пособия – на основе полученных теоретических знаний развить у учащихся практические навыки решения задач на ЭВМ.
Данное пособие может быть использовано как учителями информатики, так и учащимися общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.
Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода.
I ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Тема: Операционная система MS-DOS
Операционная система (ОС)– комплекс программ (модулей), организующих диалог с пользователем и управление компьютером, его ресурсами, запускающих другие программы на выполнение.
Чаще используются:
ОС
Командный процессор Файловая система Драйверы внешних устройств
Командный процессор – часть ОС, которая выполняет анализ и инструкции командного языка.
Командный язык – набор команд, которые вводятся пользователем с клавиатуры и немедленно выполняются (запуск программ, вывод каталога, копирование файлов).
Командный файл – программа из указаний командного языка, которая выполняет последовательность каких-либо действий.
Файловая система – совокупность программ, которые обеспечивают работу с файлами, их каталогами, а также сами файлы и каталоги, которые хранятся на устройствах внешней памяти.
Файл (от англ. file – досье, набор документов) – программа или организованная совокупность данных, имеющих своё название и хранящаяся на устройствах внешней памяти как единое целое. Различают программные файлы и файлы данных.
Драйвер (от англ. driver – водитель) – программа ОС, управляющая работой отдельных внешних устройств ПК.
Файловая система MS-DOS
Название файла | = | Имя файла | + | . | + | Расширение (тип) |
Имя файла состоит не более чем из 8 символов: латинские буквы, цифры и специальные символы: ~#$%&()_{}
Расширение (тип) файла используется для классификации файлов, определения принадлежности к какой-то группе с общими признаками, образуется не более чем из 3 символов и не является обязательным.
Примеры:
SYS – системные файлы ( учитываются при загрузке ОС)
TXT – текстовые, созданные в MS-DOS
DOC– текстовые, созданные с помощью WORD for WINDOWS
HLP – файлы, содержащие подсказки, справки
BAS, C, PAS - файлы, содержащие программы на языках программирования
BAT – командные файлы
COM, EXE - выполнимые файлы (готовые к выполнению программы)
Каталог (директория, папка) – специальное место на диске, в котором регистрируются все сведения о файлах.
C:\ | | | | |
| COMP | | | |
DEMO | | | |
TEACHER | | | |
| UKRAINE | | |
| ABC | |
| Start. bat |
Abc.com |
Pic.lib |
Lexdrill.exe | |
Lexdrill.txt | |
Form_3.lex | |
Gran1.exe | | |
Gran1.htp | | |
Autoexec.bat | | | |
Config.sys | | | |
Корневой каталог | Каталог 1 уровня | Каталог 2 уровня | Каталог 3 уровня | Каталог 4 уровня |
Путь (маршрут) к файлу – последовательность из имён каталогов от корневого каталога к тому каталогу, в котором находится необходимый файл.
Накопитель – устройство внешней памяти, на котором хранятся файлы.
A:, B:- дискеты
C:, …, Z:- логические диски винчестера, оптические, сменные
Полное имя файла: C:\ TEACHER\ UKRAINE\ ABC\ abc.com
Текущий каталог – каталог, с которым в настоящее время работает пользователь.
Модули ОС MS-DOS
Базовая система ввода-вывода (BIOS) размещена в ПЗУ, отвечает за тестирование основных компонент ПК, загрузку в ОЗУ, обработку системных прерываний
Блок начальной загрузки MS-DOS (БНЗ) расположенный в «1» секторе на «0» дорожке системного диска, загружает с него в ОЗУ 2 модуля: модуль расширения BIOS и модуль обработки прерываний
Модуль расширения BIOS (файл Io.sys) подключает дополнительно драйверы внешних устройств, которые перечислены в файле конфигурации Config.sys
Модуль обработки прерываний (файл Msdos.sys) содержит подпрограммы, обеспечивающие работу файловой системы, устройств ввода-вывода, обслуживают завершение программ, их искусственное прерывание и обработку ошибок. Выполняет подготовку к загрузке командного процессора
Командный процессор (файл Command.com)
Утилиты MS-DOS
Специальные клавиши
Ctrl+C=Ctrl+Break | Прерывание и выход из программы |
Ctrl+S | Остановка программы |
Ctrl+Alt+Del | Перезагрузка |
Alt+Tab | Скрыть панель |
Основные команды
Внутренние (немедленно готовые к выполнению: в оперативной памяти) | Внешние |
MD_имя | Создание каталога, подкаталога | FORMAT A | Форматирование диска A |
CD_имя | Сделать текущим каталог | FORMAT A:/ S | При форматировании диска A копируются системные файлы |
RD_имя | Удаление каталога |
DEL_имя | Стирание файла |
DIR | Просмотр текущего каталога |
DIR .. | Просмотр каталога на 1 уровень выше | TREE A: | Древо |
DIR ..\.. | Просмотр подкаталога | |
DIR \ | Просмотр корневого каталога | |
COPY_ откуда что_ куда | Копирование | |
COPY_имя_ A: | Копирование на диск А | |
REN_имя старое_имя новое | Переименование | |
TYPE_полное имя файла | Просмотр файла | |
COPY_ CON_имя файла | Создание нового файла (в конце Ctrl+Z или F6) | |
EDIT_имя файла | Редактирование файла | |
EXIT | Выход из программы | |
TIME | Время | |
DATE | Дата | |
CLS | Очистка экрана | |
Тема: Кодирование информации. Единицы измерения информации
Необходим единый язык, с помощью которого компьютер мог бы понимать и обрабатывать любую информацию.
Разнообразная информация может быть подана при помощи цифр – единым способом (цвета, ноты, дни недели). С давних времён люди пользуются шифрами, среди которых простейшие и удобные – цифры.
Для обработки компьютером любая информация подаётся в виде чисел, записанных с помощью цифр. А цифры подаются электрическими сигналами, с которыми и работает компьютер. Для удобства используют сигналы двух видов: 0 и 1 (двоичные цифры). Из них состоит язык, который понимает и использует компьютер. Информация, с которой работает компьютер, ‘кодируется’ с помощью этого языка.
Любая информация в компьютере передаётся с помощью двоичных чисел.
Наименьшее количество информации является одно из двух возможных значений: 0 или 1 (равновероятные события). Такое количество информации называется бит (bit от англ., binary digit – двоичная единица). Например, ‘цифра’ – ‘герб’.
1 байт = 8 бит
Общее количество различных комбинаций битов в байте: 28=256.
Производные единицы измерения ёмкости памяти компьютера:
1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт
1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
Тема: Основные этапы решения задач на ЭВМ. Понятие алгоритма. Способы задания алгоритмов. Типы алгоритмов. Блок-схема
Основные этапы решения задач на ЭВМ:
Постановка задачи
Построение модели
Выбор или разработка метода
Разработка алгоритма соответственно выбранного метода
Составление программы
Наладка и тестирование
Выполнение программы
Получение результата
Алгоритм – система предписаний, указаний, понятная исполнителю и направленная на решение или достижение поставленной цели.
Кратко: Алгоритм – последовательность действий, приводящая к решению задачи.
Свойства алгоритмов:
Результативность: каждое действие приводит к чётко определённому результату
Массовость: применение для целого класса задач
Дискретность: решение задачи можно представить в виде нескольких шагов
Однозначность (определённость): единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения
Конечность: завершение работы алгоритма за конечное число шагов
Формальность (понятность и правильность): любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять указания алгоритма (даже не понимая их содержания), может выполнить поставленную задачу, действуя по алгоритму
Способы задания алгоритмов:
Устная форма
Текст
Специальный учебный алгоритмический язык
Схема – графическое изображение алгоритма с помощью отдельных блоков, обозначающих то или иное действие
Типы алгоритмов:
Ветвления, разветвляющийся
Линейный
Циклический
Блок-схемы:
1) | | Начало или конец алгоритма |
2) | | Ввод или вывод данных |
3) | | Выполнение вычислений |
4) | | Подпрограмма |
5) | | Условие |
6) | | Цикл |
7) | | Спецсимвол соединитель |
Тема: Основы работы с дисками
Размещение информации на магнитных дисках. Форматирование
Информация на диске записывается вдоль концентрических окружностей – дорожек, разделённых на секторы.
Сектор – минимальная единица чтения и записи данных на диске. Размер сектора указывает, сколько байт может быть записано в сектор. Ёмкость диска зависит от количества дорожек на диске, количества секторов на дорожке и размера сектора.
Форматирование – процесс разбивки диска на секторы и дорожки средствами ОС.
Кластер – группа логически последовательных секторов на диске. Все файлы на диске хранятся в виде цепочек кластеров.
Таблица размещения файлов (File Allocation Table, FAT) – список кластеров диска, по которому ОС находит все части необходимого файла. Для надёжности на диске находятся две одинаковые таблицы размещения файлов.
ОС | Средства форматирования дисков |
MS DOS | Внешняя команда MS DOS FORMAT |
Утилиты для форматирования (например, FORMAT) |
Windows 95 | Проводник\Контексное меню\«Форматировать» |
Папка «Мой компьютер»\Меню «Файл»\«Форматировать» |
Диагностика и коррекция дисков
ОС | Средства диагностики дисков |
MS DOS | Внешние команды MS DOS CHKDSK, или SCANDISK |
Утилиты для диагностики дисков, например NDD (Norton Disk Doctor) из комплекта Norton Utilites |
Windows 95 | Главное меню\Программы\Стандартные\Служебные программы\Проверка диска |
Утилиты для диагностики дисков, например NDD из комплекта Norton Utilites для Windows 95 |
Дефрагментация дисков
При записи на диск ОС отводит для файлов свободные кластеры.
Фрагментация – явление, при котором в процессе удаления и перезаписи файлов через некоторое время на диске образуется много пустых кластеров, а также много файлов, записанных в кластерах на разных участках диска. Это сильно замедляет поиск \ загрузку файлов и приводит к дополнительному износу дисковода.
Дефрагментация – оптимизация дискового пространства, упорядочение кластеров, относящихся к одному файлу.
ОС | Средства дефрагментации |
MS DOS | Внешняя команда MS DOS DEFRAG |
Утилиты для дефрагментации дисков, например Speed Disk из комплекта Norton Utilites |
Windows 95 | Главное меню \ Программы \ Стандартные \ Служебные программы \ Дефрагментация диска |
Утилиты для дефрагментации дисков, например Speed Disk из комплекта Norton Utilites для Windows 95 |
Восстановление информации на дисках
При удалении файла на диске из каталога изымаются сведения о нём (вытирается первый символ в имени), а цепочка кластеров в FAT помечается как свободная. При этом сама информация в секторах не вытирается. Это даёт возможность восстановить сведения в каталоге и в FAT и тем самым восстановить удалённый файл.
ОС | Средства восстановления файлов |
MS DOS | Внешняя команда MS DOS UNDELETE |
Утилиты для восстановления файлов, например Norton UnErase из комплекта Norton Utilites |
Windows 95 | Специальная папка «Корзина» на Рабочем столе |
Утилиты для восстановления файлов, например Norton UnErase из комплекта Norton Utilites для Windows 95 |
Советы
Тема: Прикладное программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение – программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя.
Системы обработки текстов
Системы обработки текстов – программы для создания, редактирования и печати текстовых документов.
Наиболее распространённые текстовые процессоры: Microsoft Word, Word Perfect, «Лексикон», «Слово и дело». В настоящее время наибольшее распространение получил текстовый процессор Microsoft Word для Windows из интегрированного пакета Microsoft Office.
Системы обработки графической информации
Компьютерная графика – создание, демонстрация и обработка графических изображений с помощью компьютера.
Электронные таблицы
Электронные таблицы (ЭТ) – диалоговая система обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы, состоящей из строк и столбцов.
В настоящее время термин «электронная таблица» используется как для собственно электронных таблиц, так и для программ их обработки (табличных процессоров). Наиболее распространённые ЭТ: SuperCalc, Quattro Pro, Lotus1-2-3, Microsoft Excel для Windows из интегрированного пакета Microsoft Office.
Тема: Типы данных. Структура программы. Выражения в PASCAL. Основные линейные операторы
PASCAL – один из самых популярных языков программирования, создан в 1968 году швейцарским учёным Никлаусом Виртом, который являлся директором института информатики швейцарской Высшей Политехнической школы.
Алфавит:
Буквы от A до Z
Цифры от 0 до 9
Знаки операций + - * / = =
Специальные символы . , : ; ' ( ) [ ] { } _
Служебные слова: DIV – деление нацело
MOD – остаток от деления
NOT – логическое отрицание
AND - логическое ''и''
OR - логическое ''или''
Приоритет выполнения операций:
NOT
* / DIV MOD AND
+ - OR
= =
Структура программы:
Программа состоит из заголовка и блока, который может состоять из 6 разделов
PROGRAM ; | |
LABEL | {1-метки} |
CONST | {2-константы} |
TYPE | {3-типы} |
VAR | {4-переменные} |
PROCEDURE … END | {5-процедуры и функции} |
FUNCTION … END |
BEGIN … END | {6-операторы} |
Раздел меток:
LABEL ;
Пример: LABEL met1, met2, kon,1;
Раздел констант:
CONST =;
=;
Целый | INTEGER |
Вещественный | REAL |
Логический, булевый | BOOLEAN |
Символьный | CHAR |
Пример: CONST PI=3.14; N=100; K=15;
Стандартные типы данных
(определяют множество допустимых значений и операций над ними):
Программа, написанная на языке PASCAL, оперирует некоторыми объектами, называемыми данными. Каждый элемент данных в программе является либо константой, либо переменной.
Переменная – величина, значение которой изменяется в процессе выполнения программы. Переменная определена именем (идентификатором) и значением, которое заранее неизвестно.
Константа – величина, которая известна и значение которой не изменяется в процессе выполнения программы.
Оператор присваивания:
:=;
Раздел описания типов данных:
TYPE =;
Пример: TYPE masiv=ARRAY[1..n] of integer;
Раздел описания переменных:
VAR :;
Пример: VAR A, B, Z:INTEGER;
S, T: REAL;
L:BOOLEAN;
I, J, K: INTEGER;
MAS: ARRAY [1..10] OF REAL;
Раздел операторов:
BEGIN
;
…;
N
END.
Пример:PROGRAM SUMMA;
VAR A, B, S: REAL;
BEGIN
WRITELN ('Введите 2 числа');
READLN(A, B);
S:=A+B;
WRITELN ('Сумма чисел равна',S)
END.
Стандартные функции:
В математике | На языке PASCAL | Аргумент | Результат | Заметки |
Sin x | Sin(x) | Integer, real | Real | |
Cos x | Cos(x) | Integer, real | Real | |
ex | Exp(x) | Integer, real | Real | |
Ln x | Ln(x) | Integer, real | Real | x0 |
√x | Sqrt(x) | Integer, real | Real | x0 |
Arctg x | Arctan(x) | | | |
|x| | Abs(x) | Integer, real | Integer, real | |
x2 | Sqr(x) | Integer, real | Integer, real | |
ab | Exp(b*ln(a)) | | | |
Тема: Информационная система
Информационная (вычислительная) система – совокупность взаимосвязанных средств (аппаратных и программных), которые осуществляют хранение и обработку информации |
Аппаратное обеспечение (АО) от англ. hardtware (твёрдое изделие) (''железо'') – набор устройств, из которых состоит компьютер | Программное обеспечение (ПО) от англ. software (мягкое изделие) (''софт'') – набор программ, управляющих действиями компьютера при его использовании для решения задач |
Системные программы предназначены для управления устройствами компьютера и процессами вычисления | Инструментальные системы предназначены для создания новых программ; в эти системы включаются различные языки программирования | Прикладные программы к ним относят всё программное обеспечение, которое не входит в первые две категории |
Архитектура ЭВМ – состав и взаимное соединение устройств ПК.
II часть: практическая
Практическая работа
Тема: «Перевод чисел в другие системы счисления»
Цель: Отработка навыков перевода чисел из 10 с/с в 2 с/с, 8 с/с, 16 с/с с проверкой.
Время: 30 мин
Номер варианта | Условие | Результат |
1 | | |
2 | | |
Задание: Перевести числа в данные системы счисления с проверкой. Занести в таблицу все полученные результаты.
Таблица
Практическая работа
Тема: Составление и отладка программ линейной структуры»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ линейной структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание: Разработать алгоритм вычисления функций, приведенных в таблице (выбрать свой номер варианта).
Таблица
Номер варианта | Задание |
1 | Составь алгоритм вычисления значения a по формуле: |
2 | Составь алгоритм вычисления значения m по формуле: |
3 | Составь алгоритм вычисления значения c по формуле: |
4 | Составь алгоритм вычисления значения p по формуле: |
5 | Составь алгоритм вычисления значения v по формуле: |
6 | Составь алгоритм вычисления значения h по формуле: |
7 | Составь алгоритм вычисления значения q по формуле: |
8 | Составь алгоритм вычисления значения w по формуле: |
9 | Составь алгоритм вычисления значения r по формуле: |
10 | Составь алгоритм вычисления значения f по формуле: |
11 | Составь алгоритм вычисления значения n по формуле: |
Практическая работа
Тема: «Составление и отладка программ линейной и разветвляющейся структуры»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ линейной и разветвляющейся структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание: Разработать алгоритм вычисления функций, приведенных в таблице (выбрать свой номер варианта). Ввести текст программы в среде PASCAL, отладить и выполнить расчёты для трёх вариантов исходных данных, которые следует выбирать такими, чтобы функция вычислялась по всем веткам алгоритма. Вывести результаты вычислений на экран.
Занести в таблицу значения всех вариантов исходных данных и полученных результатов.
Сравнить текст отлаженной программы с написанным в тетради. При необходимости внести изменения.
Таблица
Номер варианта | Функция | Исходные данные | Результаты |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
Практическая работа
Тема: «Составление и отладка программ циклической структуры»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ циклической структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
Таблица
Номер варианта | Задание |
1 | Вводится N чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 3. |
2 | Вводится S чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 4. |
3 | Вводится X чисел. Найти произведение и сумму чисел больших 1. |
4 | Вводится Т чисел. Найти произведение чисел больших 2, сумму чисел меньших 2, количество чисел равных 2. |
5 | Вводится B чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 5. |
6 | Вводится K чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 6. |
7 | Вводится Z чисел. Найти произведение и сумму чисел меньших 2. |
8 | Вводится Т чисел. Найти произведение чисел меньших 4, сумму чисел больших 4, количество чисел равных 4. |
9 | Вводится P чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 7. |
10 | Вводится T чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 9. |
11 | Вводится К чисел. Найти произведение чисел больших 7, сумму чисел меньших 7, количество чисел равных 7. |
Практическая работа
Тема: «Операции со строковыми выражениями»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ обработки строк. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
Таблица
Номер варианта | Задание |
1 | В строке удалить все буквы «н» |
2 | В строке сосчитать количество букв «о» |
3 | В строке заменить все буквы «з» на «п» |
4 | В строке заменить все буквы «м» на «в» |
5 | В строке сосчитать количество букв «н» и «з» |
6 | В строке сосчитать количество букв «п» и «к» |
7 | Одномерный массив содержит h строк. Определить строки длины, большей 5 |
8 | Одномерный массив содержит m строк. Определить строки длины 10 |
9 | Одномерный массив содержит n строк. Определить строки длины, меньшей 7 |
10 | Одномерный массив содержит k строк. Определить строки максимальной и минимальной длины |
11 | Одномерный массив содержит a строк. Упорядочить строки по убыванию их длины |
12 | Одномерный массив содержит d строк. Упорядочить строки по возрастанию их длины |
13 | Одномерный массив содержит s строк. Определить строку минимальной длины и количество букв s в ней |
Практическая работа
Тема: «Путешествие по файловой системе MS-DOS»
Цель: Приобретение практических навыков поиска файлов и каталогов, создания и редактирования текстовых файлов, смены атрибутов файлов. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
- Очистить содержимое диска А
Скопировать на диск А папку Msdos_4 с РАБОЧЕГО СТОЛА
Запустить систему MS-DOS
Перейти на диск А
Определить, какой объём памяти свободен на диске? Записать в тетрадь.
Воссоздать древо каталога:
A:\ | | |
| MSDOS_4 | |
| | PASCAL TEXT PYT |
Ответить на все вопросы, содержащиеся в текстовых файлах (сохранить изменения в файлах).
В папке PYT создать файл- программу (текст программы записать в тетрадь):
Таблица
Номер варианта | Задание |
1 | В массиве B(P,P) найти произведение и количество чисел по модулю больших 9. |
2 | В массиве A(N,N) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 3. |
3 | В массиве B(S,S) найти произведение и количество чисел по модулю больших 4. |
4 | В массиве A(P,P) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 7. |
5 | В массиве A(X,X) найти произведение и сумму чисел больших 1. |
6 | В массиве A(B,B) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 5. |
7 | В массиве B(K,K) найти произведение и количество чисел по модулю больших 6. |
8 | В массиве A(Z,Z) найти произведение и сумму чисел меньших 2. |
9 | В массиве A(К,K) найти произведение чисел больших 7, сумму чисел меньших 7, количество чисел равных 7. |
10 | В массиве B(Т,T) найти произведение чисел больших 2, сумму чисел меньших 2, количество чисел равных 2. |
11 | В массиве B(C,C) найти произведение чисел меньших 4, сумму чисел больших 4, количество чисел равных 4. |
Практическая работа
Тема: «Операции с группой файлов в NC. Поиск файлов»
Цель: Приобретение практических навыков копирования, переименования, перемещения группы файлов; поиска файлов, удовлетворяющих данным условиям.
Задание:
Запустить систему NC
Перейти на диск А
Создать каталоги и файлы согласно древу каталогов (индивидуально).
Переместить файлы с расширением PAS из папки … в папку PASCAL, с расширением TXT из папки … в папку TEXT
Переименовать файлы 2) с именем … (имеющих одно имя), в файлы с теми же расширениями, но 2) с именем file
Из папки NEW скопировать все файлы 2) с именем NOTE, расширением TXT в папку DOC
Записать список файлов, находящихся в папке NEW, которые:
Таблица
Номер варианта | Условия поиска файлов |
1 | 1) имеющих расширение MDB; 2) с именем RUMP; 3) начинающихся на букву ш |
2 | 1) имеющих расширение DOC; 2) с именем WIN; 3) начинающихся на букву t |
3 | 1) имеющих расширение SYS; 2) с именем ETS; 3) начинающихся на букву v |
4 | 1) имеющих расширение COM; 2) с именем TIPS; 3) начинающихся на букву s |
5 | 1) имеющих расширение PAS; 2) с именем BC; 3) начинающихся на букву g |
6 | 1) имеющих расширение BAS; 2) с именем TEST; 3) начинающихся на букву w |
7 | 1) имеющих расширение PIF; 2) с именем PP; 3) начинающихся на букву I |
8 | 1) имеющих расширение MNU; 2) с именем ШКОЛА; 3) начинающихся на букву R |
9 | 1) имеющих расширение INI; 2) с именем VC; 3) начинающихся на букву L |
10 | 1) имеющих расширение EXT; 2) с именем LOGO; 3) начинающихся на букву з |
11 | 1) имеющих расширение EXE; 2) с именем CAL; 3) начинающихся на букву г |
Практическая работа
Тема: «Работа с объектами в WINDOWS»
Цель: Приобретение практических навыков создания, копирования, переименования файлов и каталогов, создания и редактирования текстовых файлов, смены атрибутов файлов. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
- Перейти на диск А
- Очистить содержимое диска А
Создать каталоги и файлы согласно древу каталога:
A:\ | | |
| TEXT | |
| | WORD.DOC Блокнот.txt |
| PASCAL | |
| EXCEL | |
| Tab.xls | |
| Символы.doc | |
Переименовать файл Блокнот.txt в Лист.txt
Скопировать файл Tab.xls в папку EXCEL
Переместить файл Символы.doc в папку TEXT
Практическая работа
Тема: «Подпрограммы-процедуры с параметрами»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ для решения математических задач с использованием подпрограмм-процедур с параметрами. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
Таблица
Номер варианта | Задание | Сложность |
1 | Известны радиус основания R и высота H для двух цилиндров. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого цилиндра. | |
2 | Известны радиус основания R, высота H и апофема L для двух конусов. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого конуса. | |
3 | Известен радиус R для трёх шаров. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого шара. | |
4 | Известна длина трёх окружностей. Найти их площади. | * |
5 | Известны стороны двух треугольников. Определить радиус R описанной и r вписанной окружностей для каждого треугольника. | * |
6 | Даны коэффициенты a, b, c трёх квадратных уравнений вида . Определить корни данных уравнений. | * |
7 | Известен радиус R описанной окружности для правильного восьмиугольника. Найти его площадь, используя подпрограмму нахождения площади треугольника по двум сторонам и углу между ними. | * |
8 | Заданы координаты пяти точек на плоскости. Определить, какая из них находится ближе всего к точке M(1,2)ִ | ** |
9 | Заданы координаты трёх пар точек на плоскости. Записать уравнения трёх прямых, проходящих через пару точек. | ** |
10 | Заданы координаты трёх точек лежащих на трёх различных окружностях. Записать уравнения этих окружностей с центрами в начале координат, проходящих через данную точку. | ** |
11 | Заданы координаты трёх точек лежащих на трёх различных окружностях с центрами в начале координат. Определить, какая из трёх окружностей имеет наименьший радиус. | ** |
12 | На плоскости ломаная задана координатами N своих вершин. Определить звено наибольшей длины. | ** |
13 | Известны три стороны треугольника. Определить его углы в градусной мере. | *** |
14 | Заданы координаты трёх точек лежащих на одной окружности. Определить радиус данной окружности (Сделать чертёж). | *** |
Таблица-подсказка (некоторые формулы из математики) |
Длина окружности | | Расстояние d между двумя точками A(x1,y1) и B(x2,y2) | |
Площадь круга | | Уравнение окружности, с центром в точке O(a,b) и радиусом R | |
Объём цилиндра | | Теорема синусов | |
Площадь боковой поверхности цилиндра | | Теорема косинусов | |
Объём конуса | | Связь радианной меры n и градусной α (для угла) | |
Площадь боковой поверхности конуса | | Площадь треугольника по стороне a и высоте h, проведенной к этой стороне | |
Объём шара | | Площадь треугольника по двум сторонам a и b и углу между ними α | |
Площадь боковой поверхности шара | | Площадь треугольника по трём сторонам a, b и c (формула Герона) | |
Радиус окружности описанной около треугольника | | Площадь параллелограмма по стороне a и высоте h, проведенной к этой стороне | |
Радиус окружности вписанной в треугольник | | Площадь параллелограмма по двум сторонам a и b и углу между ними α | |
Уравнение прямой | | Площадь параллелограмма по двум диагоналям d1 и d2 и углу между ними α | |
Таблица-указаний |
4 | |
7 | |
9 | |
12 | |
Практическая работа
Тема: «Подпрограммы-процедуры без параметров»
Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ с использованием подпрограмм-процедур без параметров. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.
Время: 30 мин
Задание:
Таблица
Номер варианта | Задание |
1 | Известны длины сторон двух треугольников. Найти сумму их площадей. |
2 | Известны радиусы двух окружностей. Найти произведение квадратов их площадей. |
3 | Известны длины сторон трёх прямоугольников. Найти сумму квадратов их площадей. |
4 | Известны длины диагоналей двух ромбов. Найти произведение квадратов их площадей. |
5 | Известны длины двух сторон и радианная мера угла между ними для двух параллелограммов. Найти сумму их площадей. |
6 | Известны длины основания и высоты, проведенной к нему, для двух треугольников. Найти разность квадратов их площадей. |
7 | Известны длины диагоналей и радианная мера угла между ними для двух параллелограммов. Найти произведение их площадей. |
8 | Известны радиусы двух окружностей. Найти сумму квадратов длин их окружностей. |
9 | Известны длины двух сторон и радианная мера угла между ними для двух треугольников. Найти произведение их площадей. |
10 | Известны длины основания и высоты, проведенной к нему, для двух параллелограммов. Найти сумму квадратов их площадей. |
11 | Известны длины сторон двух треугольников. Выяснить, существуют ли данные треугольники, если да, то определить вид треугольников (по сторонам) и найти их площадь. |
12 | Известны длины сторон двух треугольников. Выяснить, существуют ли данные треугольники, если да, то определить вид треугольников (по углам). |
Литература
Фролов Г.Д., Кузнецов Э.И Элементы информатики. - М.: Высшая школа, 2005.
Абрамов С., Зима Е.И. Начала информатики. – М.: Наука, 2008.
Бонн К., перевод с голландского Макарова В.С. Паскаль для всех. – М.: 1988.
Молчанов С.И. Основы программирования. Турбо Паскаль 7.0. – М.: Аквариум, 1999.
Есипова Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике информатика в школе №6 1996г
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990
Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении ( Методические рекомендации) М. 1989г
Современные открытые уроки информатики 8-11 кл. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова Ростов – на -Дону 2003 год
Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» http://festival.1september.ru