СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник задач для практических работ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для проведения практических работ. В нем кратко изложен теоретический материал курса «Информатика и ИКТ».

Все практические работы предлагаются в нескольких вариантах,  которые ориентированы на учащихся, разного уровня успеваемости.

Для каждой практической работы обозначена цель и ориентировочное время выполнения.

Пособие позволяет оценить практическую подготовку учащихся по различным темам курса.

Педагогическая концепция пособия базируется на многолетнем опыте обучения учащихся гимназии автором данного пособия.

Основная цель пособия – на основе полученных теоретических знаний развить у учащихся практические навыки решения задач на ЭВМ.

Данное пособие может быть использовано как учителями информатики, так и учащимися общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Просмотр содержимого документа
«Сборник задач для практических работ»

2





Донецкая профильная гимназия

Будённовского района











РАЗРАБОТКА СБОРНИКА ЗАДАЧ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ






Методическое пособие для классов разного профиля



7-11 классы





Учитель Рыкун Т.В.












Донецк 2015

Содержание


Пояснительная записка........................................................................................................3

Введение...............................................................................................................................4

Теоретическая часть.............................................................................................................5

Практическая часть..............................................................................................................19

Литература............................................................................................................................32

Пояснительная записка


Пособие предназначено для проведения практических работ. В нем кратко изложен теоретический материал курса «Информатика и ИКТ».

Все практические работы предлагаются в нескольких вариантах, которые ориентированы на учащихся, разного уровня успеваемости.

Для каждой практической работы обозначена цель и ориентировочное время выполнения.

Пособие позволяет оценить практическую подготовку учащихся по различным темам курса.

Педагогическая концепция пособия базируется на многолетнем опыте обучения учащихся гимназии автором данного пособия.

Основная цель пособия – на основе полученных теоретических знаний развить у учащихся практические навыки решения задач на ЭВМ.

Данное пособие может быть использовано как учителями информатики, так и учащимися общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.


Введение


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.

Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода.


I ЧАСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ


Тема: Операционная система MS-DOS


Операционная система (ОС)– комплекс программ (модулей), организующих диалог с пользователем и управление компьютером, его ресурсами, запускающих другие программы на выполнение.

Чаще используются:

  • ОС MS-DOS фирмы Microsoft

  • WINDOWS

ОС




Командный процессор Файловая система Драйверы внешних устройств


  1. Командный процессор – часть ОС, которая выполняет анализ и инструкции командного языка.

Командный язык – набор команд, которые вводятся пользователем с клавиатуры и немедленно выполняются (запуск программ, вывод каталога, копирование файлов).

Командный файл – программа из указаний командного языка, которая выполняет последовательность каких-либо действий.

  1. Файловая система – совокупность программ, которые обеспечивают работу с файлами, их каталогами, а также сами файлы и каталоги, которые хранятся на устройствах внешней памяти.

Файл (от англ. file – досье, набор документов) – программа или организованная совокупность данных, имеющих своё название и хранящаяся на устройствах внешней памяти как единое целое. Различают программные файлы и файлы данных.

  1. Драйвер (от англ. driver – водитель) – программа ОС, управляющая работой отдельных внешних устройств ПК.

Файловая система MS-DOS


Название файла


=

Имя файла


+

.


+

Расширение (тип)



Имя файла состоит не более чем из 8 символов: латинские буквы, цифры и специальные символы: ~#$%&()_{}

Расширение (тип) файла используется для классификации файлов, определения принадлежности к какой-то группе с общими признаками, образуется не более чем из 3 символов и не является обязательным.

Примеры:

  • SYS – системные файлы ( учитываются при загрузке ОС)

  • TXT – текстовые, созданные в MS-DOS

  • DOC– текстовые, созданные с помощью WORD for WINDOWS

  • HLP – файлы, содержащие подсказки, справки

  • BAS, C, PAS - файлы, содержащие программы на языках программирования

  • BAT – командные файлы

  • COM, EXE - выполнимые файлы (готовые к выполнению программы)



Каталог (директория, папка) – специальное место на диске, в котором регистрируются все сведения о файлах.

C:\






COMP




DEMO




TEACHER





UKRAINE




ABC



Start. bat

Abc.com

Pic.lib

Lexdrill.exe


Lexdrill.txt


Form_3.lex


Gran1.exe



Gran1.htp



Autoexec.bat




Config.sys




Корневой

каталог

Каталог

1 уровня

Каталог

2 уровня

Каталог

3 уровня

Каталог

4 уровня


Путь (маршрут) к файлу – последовательность из имён каталогов от корневого каталога к тому каталогу, в котором находится необходимый файл.

Накопитель – устройство внешней памяти, на котором хранятся файлы.

A:, B:- дискеты

C:, …, Z:- логические диски винчестера, оптические, сменные

Полное имя файла: C:\ TEACHER\ UKRAINE\ ABC\ abc.com

Текущий каталог – каталог, с которым в настоящее время работает пользователь.

Модули ОС MS-DOS

  1. Базовая система ввода-вывода (BIOS) размещена в ПЗУ, отвечает за тестирование основных компонент ПК, загрузку в ОЗУ, обработку системных прерываний

  2. Блок начальной загрузки MS-DOS (БНЗ) расположенный в «1» секторе на «0» дорожке системного диска, загружает с него в ОЗУ 2 модуля: модуль расширения BIOS и модуль обработки прерываний

  3. Модуль расширения BIOS (файл Io.sys) подключает дополнительно драйверы внешних устройств, которые перечислены в файле конфигурации Config.sys

  4. Модуль обработки прерываний (файл Msdos.sys) содержит подпрограммы, обеспечивающие работу файловой системы, устройств ввода-вывода, обслуживают завершение программ, их искусственное прерывание и обработку ошибок. Выполняет подготовку к загрузке командного процессора

  5. Командный процессор (файл Command.com)

  6. Утилиты MS-DOS

Специальные клавиши

Ctrl+C=Ctrl+Break

Прерывание и выход из программы

Ctrl+S

Остановка программы

Ctrl+Alt+Del

Перезагрузка

Alt+Tab

Скрыть панель

Основные команды

Внутренние

(немедленно готовые к выполнению:

в оперативной памяти)

Внешние

MD_имя

Создание каталога, подкаталога

FORMAT A

Форматирование диска A

CD_имя

Сделать текущим каталог

FORMAT A:/ S


При форматировании диска A копируются системные файлы

RD_имя

Удаление каталога

DEL_имя

Стирание файла

DIR

Просмотр текущего каталога

DIR ..

Просмотр каталога на 1 уровень выше

TREE A:

Древо

DIR ..\..

Просмотр подкаталога


DIR \

Просмотр корневого каталога


COPY_ откуда что_ куда

Копирование


COPY_имя_ A:

Копирование на диск А


REN_имя старое_имя новое

Переименование


TYPE_полное имя файла

Просмотр файла


COPY_ CON_имя файла

Создание нового файла (в конце Ctrl+Z или F6)


EDIT_имя файла

Редактирование файла


EXIT

Выход из программы


TIME

Время


DATE

Дата


CLS

Очистка экрана


Тема: Кодирование информации. Единицы измерения информации


Необходим единый язык, с помощью которого компьютер мог бы понимать и обрабатывать любую информацию.

Разнообразная информация может быть подана при помощи цифр – единым способом (цвета, ноты, дни недели). С давних времён люди пользуются шифрами, среди которых простейшие и удобные – цифры.

Для обработки компьютером любая информация подаётся в виде чисел, записанных с помощью цифр. А цифры подаются электрическими сигналами, с которыми и работает компьютер. Для удобства используют сигналы двух видов: 0 и 1 (двоичные цифры). Из них состоит язык, который понимает и использует компьютер. Информация, с которой работает компьютер, ‘кодируется’ с помощью этого языка.

Любая информация в компьютере передаётся с помощью двоичных чисел.

Наименьшее количество информации является одно из двух возможных значений: 0 или 1 (равновероятные события). Такое количество информации называется бит (bit от англ., binary digit – двоичная единица). Например, ‘цифра’ – ‘герб’.

1 байт = 8 бит

Общее количество различных комбинаций битов в байте: 28=256.

Производные единицы измерения ёмкости памяти компьютера:

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт


Тема: Основные этапы решения задач на ЭВМ. Понятие алгоритма. Способы задания алгоритмов. Типы алгоритмов. Блок-схема


Основные этапы решения задач на ЭВМ:

Постановка задачи




Построение модели




Выбор или разработка метода




Разработка алгоритма соответственно выбранного метода





Составление программы





Наладка и тестирование




Выполнение программы





Получение результата




Алгоритм – система предписаний, указаний, понятная исполнителю и направленная на решение или достижение поставленной цели.

Кратко: Алгоритм – последовательность действий, приводящая к решению задачи.

Свойства алгоритмов:

  1. Результативность: каждое действие приводит к чётко определённому результату

  2. Массовость: применение для целого класса задач

  3. Дискретность: решение задачи можно представить в виде нескольких шагов

  4. Однозначность (определённость): единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения

  5. Конечность: завершение работы алгоритма за конечное число шагов

  6. Формальность (понятность и правильность): любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять указания алгоритма (даже не понимая их содержания), может выполнить поставленную задачу, действуя по алгоритму





Способы задания алгоритмов:

  1. Устная форма

  2. Текст

  3. Специальный учебный алгоритмический язык

  4. Схема – графическое изображение алгоритма с помощью отдельных блоков, обозначающих то или иное действие

Типы алгоритмов:

  1. Ветвления, разветвляющийся

  2. Линейный

  3. Циклический

Блок-схемы:

1)


Начало или конец алгоритма

2)


Ввод или вывод данных

3)


Выполнение вычислений

4)


Подпрограмма

5)


Условие

6)


Цикл

7)


Спецсимвол соединитель



Тема: Основы работы с дисками


Размещение информации на магнитных дисках. Форматирование


Информация на диске записывается вдоль концентрических окружностей – дорожек, разделённых на секторы.

Сектор – минимальная единица чтения и записи данных на диске. Размер сектора указывает, сколько байт может быть записано в сектор. Ёмкость диска зависит от количества дорожек на диске, количества секторов на дорожке и размера сектора.

Форматирование – процесс разбивки диска на секторы и дорожки средствами ОС.


Кластер – группа логически последовательных секторов на диске. Все файлы на диске хранятся в виде цепочек кластеров.

Таблица размещения файлов (File Allocation Table, FAT) – список кластеров диска, по которому ОС находит все части необходимого файла. Для надёжности на диске находятся две одинаковые таблицы размещения файлов.


ОС

Средства форматирования дисков

MS DOS

Внешняя команда MS DOS FORMAT

Утилиты для форматирования (например, FORMAT)

Windows 95

Проводник\Контексное меню\«Форматировать»

Папка «Мой компьютер»\Меню «Файл»\«Форматировать»


Диагностика и коррекция дисков


ОС

Средства диагностики дисков

MS DOS

Внешние команды MS DOS CHKDSK, или SCANDISK

Утилиты для диагностики дисков, например NDD (Norton Disk Doctor) из комплекта Norton Utilites

Windows 95

Главное меню\Программы\Стандартные\Служебные программы\Проверка диска

Утилиты для диагностики дисков, например NDD из комплекта Norton Utilites для Windows 95

Дефрагментация дисков


При записи на диск ОС отводит для файлов свободные кластеры.

Фрагментация – явление, при котором в процессе удаления и перезаписи файлов через некоторое время на диске образуется много пустых кластеров, а также много файлов, записанных в кластерах на разных участках диска. Это сильно замедляет поиск \ загрузку файлов и приводит к дополнительному износу дисковода.

Дефрагментация – оптимизация дискового пространства, упорядочение кластеров, относящихся к одному файлу.


ОС

Средства дефрагментации

MS DOS

Внешняя команда MS DOS DEFRAG

Утилиты для дефрагментации дисков, например Speed Disk из комплекта Norton Utilites

Windows 95

Главное меню \ Программы \ Стандартные \ Служебные программы \ Дефрагментация диска

Утилиты для дефрагментации дисков, например Speed Disk из комплекта Norton Utilites для Windows 95


Восстановление информации на дисках


При удалении файла на диске из каталога изымаются сведения о нём (вытирается первый символ в имени), а цепочка кластеров в FAT помечается как свободная. При этом сама информация в секторах не вытирается. Это даёт возможность восстановить сведения в каталоге и в FAT и тем самым восстановить удалённый файл.


ОС

Средства восстановления файлов

MS DOS

Внешняя команда MS DOS UNDELETE

Утилиты для восстановления файлов, например Norton UnErase из комплекта Norton Utilites

Windows 95

Специальная папка «Корзина» на Рабочем столе

Утилиты для восстановления файлов, например Norton UnErase из комплекта Norton Utilites для Windows 95


Советы

  • Новые диски перед использованием необходимо отформатировать

  • Для нормальной работы компьютера необходимо систематически (1-2 раза в месяц) производить диагностику жёстких дисков и их дефрагментацию




Тема: Прикладное программное обеспечение



Прикладное программное обеспечение – программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя.

















Системы обработки текстов


Системы обработки текстов – программы для создания, редактирования и печати текстовых документов.


Наиболее распространённые текстовые процессоры: Microsoft Word, Word Perfect, «Лексикон», «Слово и дело». В настоящее время наибольшее распространение получил текстовый процессор Microsoft Word для Windows из интегрированного пакета Microsoft Office.


















Системы обработки графической информации


Компьютерная графика – создание, демонстрация и обработка графических изображений с помощью компьютера.




Электронные таблицы



Электронные таблицы (ЭТ) – диалоговая система обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы, состоящей из строк и столбцов.

В настоящее время термин «электронная таблица» используется как для собственно электронных таблиц, так и для программ их обработки (табличных процессоров). Наиболее распространённые ЭТ: SuperCalc, Quattro Pro, Lotus1-2-3, Microsoft Excel для Windows из интегрированного пакета Microsoft Office.






























Тема: Типы данных. Структура программы. Выражения в PASCAL. Основные линейные операторы


PASCAL – один из самых популярных языков программирования, создан в 1968 году швейцарским учёным Никлаусом Виртом, который являлся директором института информатики швейцарской Высшей Политехнической школы.

Алфавит:

  1. Буквы от A до Z

  2. Цифры от 0 до 9

  3. Знаки операций + - * / = =

  4. Специальные символы . , : ; ' ( ) [ ] { } _

  5. Служебные слова: DIV – деление нацело

MOD – остаток от деления

NOT – логическое отрицание

AND - логическое ''и''

OR - логическое ''или''

Приоритет выполнения операций:

  1. NOT

  2. * / DIV MOD AND

  3. + - OR

  4. = =

Структура программы:

Программа состоит из заголовка и блока, который может состоять из 6 разделов

PROGRAM ;


LABEL

{1-метки}

CONST

{2-константы}

TYPE

{3-типы}

VAR

{4-переменные}

PROCEDURE

END

{5-процедуры и функции}

FUNCTION

END

BEGIN

END

{6-операторы}

Раздел меток:

LABEL ;

Пример: LABEL met1, met2, kon,1;

Раздел констант:

CONST =;

=;

Целый

INTEGER

Вещественный

REAL

Логический, булевый

BOOLEAN

Символьный

CHAR

Пример: CONST PI=3.14; N=100; K=15;

Стандартные типы данных

(определяют множество допустимых значений и операций над ними):


Программа, написанная на языке PASCAL, оперирует некоторыми объектами, называемыми данными. Каждый элемент данных в программе является либо константой, либо переменной.

Переменная – величина, значение которой изменяется в процессе выполнения программы. Переменная определена именем (идентификатором) и значением, которое заранее неизвестно.

Константа – величина, которая известна и значение которой не изменяется в процессе выполнения программы.

Оператор присваивания:

:=;

Раздел описания типов данных:

TYPE =;

Пример: TYPE masiv=ARRAY[1..n] of integer;

Раздел описания переменных:

VAR :;

Пример: VAR A, B, Z:INTEGER;

S, T: REAL;

L:BOOLEAN;

I, J, K: INTEGER;

MAS: ARRAY [1..10] OF REAL;

Раздел операторов:

BEGIN

;

;

N

END.

Пример:PROGRAM SUMMA;

VAR A, B, S: REAL;

BEGIN

WRITELN ('Введите 2 числа');

READLN(A, B);

S:=A+B;

WRITELN ('Сумма чисел равна',S)

END.

Стандартные функции:

В математике

На языке PASCAL

Аргумент

Результат

Заметки

Sin x

Sin(x)

Integer, real

Real


Cos x

Cos(x)

Integer, real

Real


ex

Exp(x)

Integer, real

Real


Ln x

Ln(x)

Integer, real

Real

x0

√x

Sqrt(x)

Integer, real

Real

x0

Arctg x

Arctan(x)




|x|

Abs(x)

Integer, real

Integer, real


x2

Sqr(x)

Integer, real

Integer, real


ab

Exp(b*ln(a))





Тема: Информационная система



Информационная (вычислительная) система

совокупность взаимосвязанных средств (аппаратных и программных), которые осуществляют хранение и обработку информации


Аппаратное обеспечение (АО)

от англ. hardtware (твёрдое изделие) (''железо'') – набор устройств, из которых состоит компьютер

Программное обеспечение (ПО)

от англ. software (мягкое изделие) (''софт'') – набор программ, управляющих действиями компьютера при его использовании для решения задач

Системные программы

предназначены для управления устройствами компьютера и процессами вычисления
Инструментальные системы

предназначены для создания новых программ; в эти системы включаются различные языки программирования

Прикладные программы

к ним относят всё программное обеспечение, которое не входит в первые две категории


Архитектура ЭВМ – состав и взаимное соединение устройств ПК.

II часть: практическая


Практическая работа


Тема: «Перевод чисел в другие системы счисления»

Цель: Отработка навыков перевода чисел из 10 с/с в 2 с/с, 8 с/с, 16 с/с с проверкой.

Время: 30 мин

Номер варианта Условие Результат
1

2

Задание: Перевести числа в данные системы счисления с проверкой. Занести в таблицу все полученные результаты.

Таблица









































Практическая работа


Тема: Составление и отладка программ линейной структуры»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ линейной структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание: Разработать алгоритм вычисления функций, приведенных в таблице (выбрать свой номер варианта).

Таблица

Номер

варианта

Задание

1

Составь алгоритм вычисления значения a по формуле:

2

Составь алгоритм вычисления значения m по формуле:

3

Составь алгоритм вычисления значения c по формуле:

4

Составь алгоритм вычисления значения p по формуле:

5

Составь алгоритм вычисления значения v по формуле:

6

Составь алгоритм вычисления значения h по формуле:

7

Составь алгоритм вычисления значения q по формуле:

8

Составь алгоритм вычисления значения w по формуле:

9

Составь алгоритм вычисления значения r по формуле:

10

Составь алгоритм вычисления значения f по формуле:

11

Составь алгоритм вычисления значения n по формуле:

Практическая работа


Тема: «Составление и отладка программ линейной и разветвляющейся структуры»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ линейной и разветвляющейся структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание: Разработать алгоритм вычисления функций, приведенных в таблице (выбрать свой номер варианта). Ввести текст программы в среде PASCAL, отладить и выполнить расчёты для трёх вариантов исходных данных, которые следует выбирать такими, чтобы функция вычислялась по всем веткам алгоритма. Вывести результаты вычислений на экран.

Занести в таблицу значения всех вариантов исходных данных и полученных результатов.

Сравнить текст отлаженной программы с написанным в тетради. При необходимости внести изменения.

Таблица

Номер

варианта

Функция

Исходные данные

Результаты

1

2

3

1

2

3

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12









Практическая работа


Тема: «Составление и отладка программ циклической структуры»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ циклической структуры. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

Таблица

Номер

варианта

Задание

1

Вводится N чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 3.

2

Вводится S чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 4.

3

Вводится X чисел. Найти произведение и сумму чисел больших 1.

4

Вводится Т чисел. Найти произведение чисел больших 2, сумму чисел меньших 2, количество чисел равных 2.

5

Вводится B чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 5.

6

Вводится K чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 6.

7

Вводится Z чисел. Найти произведение и сумму чисел меньших 2.

8

Вводится Т чисел. Найти произведение чисел меньших 4, сумму чисел больших 4, количество чисел равных 4.

9

Вводится P чисел. Найти сумму и количество чисел по модулю меньших 7.

10

Вводится T чисел. Найти произведение и количество чисел по модулю больших 9.

11

Вводится К чисел. Найти произведение чисел больших 7, сумму чисел меньших 7, количество чисел равных 7.


Практическая работа


Тема: «Операции со строковыми выражениями»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ обработки строк. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

Таблица

Номер

варианта

Задание

1

В строке удалить все буквы «н»

2

В строке сосчитать количество букв «о»

3

В строке заменить все буквы «з» на «п»

4

В строке заменить все буквы «м» на «в»

5

В строке сосчитать количество букв «н» и «з»

6

В строке сосчитать количество букв «п» и «к»

7

Одномерный массив содержит h строк. Определить строки длины, большей 5

8

Одномерный массив содержит m строк. Определить строки длины 10

9

Одномерный массив содержит n строк. Определить строки длины, меньшей 7

10

Одномерный массив содержит k строк. Определить строки максимальной и минимальной длины

11

Одномерный массив содержит a строк. Упорядочить строки по убыванию их длины

12

Одномерный массив содержит d строк. Упорядочить строки по возрастанию их длины

13

Одномерный массив содержит s строк. Определить строку минимальной длины и количество букв s в ней


Практическая работа


Тема: «Путешествие по файловой системе MS-DOS»

Цель: Приобретение практических навыков поиска файлов и каталогов, создания и редактирования текстовых файлов, смены атрибутов файлов. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

  1. Очистить содержимое диска А
  2. Скопировать на диск А папку Msdos_4 с РАБОЧЕГО СТОЛА

  3. Запустить систему MS-DOS

  4. Перейти на диск А

  5. Определить, какой объём памяти свободен на диске? Записать в тетрадь.

  6. Воссоздать древо каталога:

    A:\




    MSDOS_4




    PASCAL

    TEXT

    PYT

  7. Ответить на все вопросы, содержащиеся в текстовых файлах (сохранить изменения в файлах).

  8. В папке PYT создать файл- программу (текст программы записать в тетрадь):


Таблица

Номер

варианта

Задание

1

В массиве B(P,P) найти произведение и количество чисел по модулю больших 9.

2

В массиве A(N,N) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 3.

3

В массиве B(S,S) найти произведение и количество чисел по модулю больших 4.

4

В массиве A(P,P) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 7.

5

В массиве A(X,X) найти произведение и сумму чисел больших 1.

6

В массиве A(B,B) найти сумму и количество чисел по модулю меньших 5.

7

В массиве B(K,K) найти произведение и количество чисел по модулю больших 6.

8

В массиве A(Z,Z) найти произведение и сумму чисел меньших 2.

9

В массиве A(К,K) найти произведение чисел больших 7, сумму чисел меньших 7, количество чисел равных 7.

10

В массиве B(Т,T) найти произведение чисел больших 2, сумму чисел меньших 2, количество чисел равных 2.

11

В массиве B(C,C) найти произведение чисел меньших 4, сумму чисел больших 4, количество чисел равных 4.


Практическая работа


Тема: «Операции с группой файлов в NC. Поиск файлов»

Цель: Приобретение практических навыков копирования, переименования, перемещения группы файлов; поиска файлов, удовлетворяющих данным условиям.

Задание:

  1. Запустить систему NC

  2. Перейти на диск А

  3. Создать каталоги и файлы согласно древу каталогов (индивидуально).

  4. Переместить файлы с расширением PAS из папки … в папку PASCAL, с расширением TXT из папки … в папку TEXT

  5. Переименовать файлы 2) с именем … (имеющих одно имя), в файлы с теми же расширениями, но 2) с именем file

  6. Из папки NEW скопировать все файлы 2) с именем NOTE, расширением TXT в папку DOC

  7. Записать список файлов, находящихся в папке NEW, которые:


Таблица

Номер

варианта

Условия поиска файлов

1

1) имеющих расширение MDB; 2) с именем RUMP; 3) начинающихся на букву ш

2

1) имеющих расширение DOC; 2) с именем WIN; 3) начинающихся на букву t

3

1) имеющих расширение SYS; 2) с именем ETS; 3) начинающихся на букву v

4

1) имеющих расширение COM; 2) с именем TIPS; 3) начинающихся на букву s

5

1) имеющих расширение PAS; 2) с именем BC; 3) начинающихся на букву g

6

1) имеющих расширение BAS; 2) с именем TEST; 3) начинающихся на букву w

7

1) имеющих расширение PIF; 2) с именем PP; 3) начинающихся на букву I

8

1) имеющих расширение MNU; 2) с именем ШКОЛА; 3) начинающихся на букву R

9

1) имеющих расширение INI; 2) с именем VC; 3) начинающихся на букву L

10

1) имеющих расширение EXT; 2) с именем LOGO; 3) начинающихся на букву з

11

1) имеющих расширение EXE; 2) с именем CAL; 3) начинающихся на букву г


Практическая работа


Тема: «Работа с объектами в WINDOWS»

Цель: Приобретение практических навыков создания, копирования, переименования файлов и каталогов, создания и редактирования текстовых файлов, смены атрибутов файлов. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

  1. Перейти на диск А
  2. Очистить содержимое диска А
  3. Создать каталоги и файлы согласно древу каталога:

    A:\




    TEXT




    WORD.DOC

    Блокнот.txt


    PASCAL



    EXCEL



    Tab.xls



    Символы.doc


  4. Переименовать файл Блокнот.txt в Лист.txt

  5. Скопировать файл Tab.xls в папку EXCEL

  6. Переместить файл Символы.doc в папку TEXT


Практическая работа


Тема: «Подпрограммы-процедуры с параметрами»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ для решения математических задач с использованием подпрограмм-процедур с параметрами. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

Таблица

Номер

варианта

Задание

Сложность

1

Известны радиус основания R и высота H для двух цилиндров. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого цилиндра.


2

Известны радиус основания R, высота H и апофема L для двух конусов. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого конуса.


3

Известен радиус R для трёх шаров. Определить объём V и площадь боковой поверхности S для каждого шара.


4

Известна длина трёх окружностей. Найти их площади.

*

5

Известны стороны двух треугольников. Определить радиус R описанной и r вписанной окружностей для каждого треугольника.

*

6

Даны коэффициенты a, b, c трёх квадратных уравнений вида . Определить корни данных уравнений.

*

7

Известен радиус R описанной окружности для правильного восьмиугольника. Найти его площадь, используя подпрограмму нахождения площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.

*

8

Заданы координаты пяти точек на плоскости. Определить, какая из них находится ближе всего к точке M(1,2)ִ

**

9

Заданы координаты трёх пар точек на плоскости. Записать уравнения трёх прямых, проходящих через пару точек.

**

10

Заданы координаты трёх точек лежащих на трёх различных окружностях. Записать уравнения этих окружностей с центрами в начале координат, проходящих через данную точку.

**

11

Заданы координаты трёх точек лежащих на трёх различных окружностях с центрами в начале координат. Определить, какая из трёх окружностей имеет наименьший радиус.

**

12

На плоскости ломаная задана координатами N своих вершин. Определить звено наибольшей длины.

**

13

Известны три стороны треугольника. Определить его углы в градусной мере.

***

14

Заданы координаты трёх точек лежащих на одной окружности. Определить радиус данной окружности (Сделать чертёж).

***










Таблица-подсказка

(некоторые формулы из математики)

Длина окружности

Расстояние d между двумя точками A(x1,y1) и B(x2,y2)

Площадь круга

Уравнение окружности, с центром в точке O(a,b) и радиусом R

Объём цилиндра

Теорема синусов

Площадь боковой

поверхности цилиндра

Теорема косинусов

Объём конуса

Связь радианной меры n и градусной α (для угла)

Площадь боковой

поверхности конуса

Площадь треугольника по стороне a и высоте h, проведенной к этой стороне

Объём шара

Площадь треугольника по двум сторонам a и b и углу между ними α

Площадь боковой

поверхности шара

Площадь треугольника по трём сторонам a, b и c (формула Герона)

Радиус окружности описанной около треугольника

Площадь параллелограмма по стороне a и высоте h, проведенной к этой стороне

Радиус окружности вписанной в треугольник

Площадь параллелограмма по двум сторонам a и b и углу между ними α

Уравнение прямой

Площадь параллелограмма по двум диагоналям d1 и d2 и углу между ними α


Таблица-указаний

4

7

9

12















Практическая работа


Тема: «Подпрограммы-процедуры без параметров»

Цель: Приобретение практических навыков разработки алгоритмов и программ с использованием подпрограмм-процедур без параметров. Отработка навыков ввода и редактирования текста программы в среде программирования. Отладка программы. Анализ результатов.

Время: 30 мин

Задание:

Таблица

Номер

варианта

Задание

1

Известны длины сторон двух треугольников. Найти сумму их площадей.

2

Известны радиусы двух окружностей. Найти произведение квадратов их площадей.

3

Известны длины сторон трёх прямоугольников. Найти сумму квадратов их площадей.

4

Известны длины диагоналей двух ромбов. Найти произведение квадратов их площадей.

5

Известны длины двух сторон и радианная мера угла между ними для двух параллелограммов. Найти сумму их площадей.

6

Известны длины основания и высоты, проведенной к нему, для двух треугольников. Найти разность квадратов их площадей.

7

Известны длины диагоналей и радианная мера угла между ними для двух параллелограммов. Найти произведение их площадей.

8

Известны радиусы двух окружностей. Найти сумму квадратов длин их окружностей.

9

Известны длины двух сторон и радианная мера угла между ними для двух треугольников. Найти произведение их площадей.

10

Известны длины основания и высоты, проведенной к нему, для двух параллелограммов. Найти сумму квадратов их площадей.

11

Известны длины сторон двух треугольников. Выяснить, существуют ли данные треугольники, если да, то определить вид треугольников (по сторонам) и найти их площадь.

12

Известны длины сторон двух треугольников. Выяснить, существуют ли данные треугольники, если да, то определить вид треугольников (по углам).




Литература


  1. Фролов Г.Д., Кузнецов Э.И Элементы информатики. - М.: Высшая школа, 2005.

  2. Абрамов С., Зима Е.И. Начала информатики. – М.: Наука, 2008.

  3. Бонн К., перевод с голландского Макарова В.С. Паскаль для всех. – М.: 1988.

  4. Молчанов С.И. Основы программирования. Турбо Паскаль 7.0. – М.: Аквариум, 1999.

  5. Есипова Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике информатика в школе №6 1996г

  6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990

  7. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении ( Методические рекомендации) М. 1989г

  8. Современные открытые уроки информатики 8-11 кл. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова Ростов – на -Дону 2003 год

  9. Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» http://festival.1september.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!