Сборник задач по функциональной грамотности
4,8 классы
МАОУ СОШ №38
Автор: Магаленга М.С.
Сборник задач по функциональной грамотности
Васина А.О. Вонгай О.В. Ковалева Е.А. Зубенко Е.В. Любимова Ю.С. Гавриленко С.В Зверева Н.Н. Соловьева Е.С. | Нестерчук О.В. Голушко Н.Л. Пуд Д.В. Панасюк В.Н. Никитина А.А Томилова А.С Захарова Э.Ю Чубарова Н.Э. |
Дата
МАОУ СОШ №38
© 2022
имя держателя авторских прав
ISBN: 123-45678-9
Напечатано в России
Оглавление
Гуманитарный блок 5
Естественно-научный блок 15
Математический блок 23
Гуманитарный блок
автор: Васина А.О. 4 класс
Прочитай текст.
Кант с де..ства был хилым, болезне…..ым ребенком, но при этом отличался исключительной пытливостью ума и н..блюдательностью.
З..метив необычные сп..собности сына, мать решила сделать все, чтобы маленький Иммануил получил хорошее обр..зование и посвятил себя духовной деятельн..сти.
Ему не было еще и д..сяти лет, когда он начал посещать начальную школу, «коллегию Фридриха». Кант учился на Латинском отделении. Отсюда он вынес любо…ь к римской поэзии.
Задание к тексту: вставь пропущенные буквы в словах.
Гуманитарный блок
автор: Голушко Н.Л. 8 класс
Арсений - большой знаток истории и литературы, любит собирать информацию о знаменитых ученых, врачах, учителях, актерах…
Прочитайте интересные факты из жизни философа Иммануила Канта и ответьте на вопросы.
Интересные факты из жизни философа.
Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.
На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
• Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
• Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
• Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.
Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
Вопросы:
1. Кем был Иммануил Кант? (Выберите один ответ)
А) Модельером
Б) Врачом
В) Философом
Г) Победителем олимпийских игр.
2.Носил ли Иммануил Кант парик?
А) да
Б) нет
3.Чьим умом пользовался И. Кант?
А) Слуг
Б) Родителей
В) Своих учеников
Г) Собственным.
4. Какую программу на основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения выработал Иммануил Кант?
А) «Гигиеническую программу»
Б) «Политическую программу»
В) «Математическую программу»
Г) «Культурную»
5. Выпишите ошибки из текста.
Держать в холоде голову, ноги и сердце. Мыть ноги в горячей воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца). Больше спать (постель – гнездо здоровья). Спать только ночью и днем, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Аристотель» – навязчиво повторяя его про вслух, гулять в теплую погоду.
6. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде». Какая пословица наиболее ярко раскрывает смысл высказывания?
А) Дерево красиво листвой, человек — одеждой.
Б) Наряди пень, и пень будет хорош.
В) Даже если моду изобретают кретины, ты будешь дурой, если не будешь им подражать.
Г) Хорошо одеваться — это профессия, и у того, кто ее выбрал не остается времени на что-либо еще.
7. На основе прочитанного текста выберите верные суждения:
А) От природы Иммануил Кант был очень слабым и болезненным;
Б) умер в возрасте 78 лет;
В) подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня;
Г) на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон»;
Д) Если сон не приходит сам, надо уметь его позвать в гости.
Гуманитарный блок
автор: Гавриленко С.В. 8 класс
Ответьте на вопросы.
В каком году будет отмечаться 300-летие Канта?
Почему Кант является главной исторической личностью Кёнигсберга (Калининграда)?
Как назывался первый университет Кёнигсберга, в котором работал Кант? В честь кого он получил это название?
В какой области знаний известен учёный И. Кант
В современном Калининграде есть место, которое соединяет воедино в себе имя Иммануила Канта и Петра Великого. Запишите 6-значный номер (индекс) этого места.
Как звали скульптора, воссоздавшего памятник Иммануилу Канту (Университетская 2)
Каким образом оплачивался труд И. Канта первые 15 лет преподавания в университете Альбертина
Подданным каких государств являлся Иммануил Кант
В результате каких исторических событий Иммануил Кант стал подданным Российской короны
Гуманитарный блок
автор: Зверева Н.Н. 8 класс
Составление синквейна.
1.Прочитайте стихотворение.
Изучение философии
Без учения Канта немыслимо.
Он так много опробовал,
И предельно точны его мысли.
Чистый разум – сложнейшее
Из введенных им новых понятий.
Но попробуем вместе мы
Посидеть, разобрать и понять их.
Эмпирическим знаниям,
То есть опытом не подтвержденным,
Говорит он заранее:
Есть предел, точно определенный.
То есть, лишь размышление,
Без поддержки теории практикой,
Может стать заблуждением,
Отвлеченьем от истины разума.
Принцип трансцедентальности
(Это поиск в одной лишь теории),
Может сделать формальностью
Рассуждения мудрые многие.
Лишь проверив идею практически,
Мысль реальностью подтвердив,
Можно вывести категорический
Философский императив.
Категории самые разные
Принимать нам придется в расчет:
От причин или же чрезвычайностей
До того, что нам вечность дает.
И тогда сможем жизни план выстроить,
Что-то важное не упустив.
Это будет – категорический,
Как нас учит Кант, императив.
Непростое он создал учение,
Дав большую задачу уму!
И за это – ему восхваление.
И за это – спасибо ему.
Аверина Виктория
СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Критерии оценивания синквейна
Соответствие тематике (тема проекта и синквейна совпадают) – 1 балл.
Содержание (в содержании нет фактических ошибок и противоречий) - 1 балл.
Грамотность (в содержании нет орфографических и пунктуационных ошибок) – 1 балл.
Художественность образов (передача настроения, состояния, характера человека, окружающей среды, мероприятия) – 2 балла.
Гуманитарный блок
автор: Захарова Э.Ю. 4 класс
Прочитайте текст слайда и выпишите как можно больше фактов об И. Канте (время и место рождения, семья и т.д.)
(по 1 баллу за каждый факт)
Воспользовавшись информацией, содержащейся на слайде, объясните, кто такой шорник? Какой словарь поможет вам (этимологический, орфографический, толковый, русско-английский)?
(1 балл за толкование слова; 2 балла, если не только верно указан словарь, но и дано оригинальное обоснование)
Естественно- научный блок
автор: Соловьева Е.С. 4 класс
Прочитайте текст.
Распорядок дня Иммануила Канта выглядел примерно следующим образом. Кант вставал в 5:00 утра. Его слуга Мартин Лампе, служивший ему, по меньшей мере, с 1762 по 1802 год, будит своего господина. Старому солдату приказано быть настойчивым, так что дольше Канту спать не придется. Кант был горд тем, что ни разу не проспал положенного подъема даже на полчаса, хотя ему бывало трудно рано вставать. Вероятно, в молодости ему не всегда удавалось выспаться. После этого Кант выпивает одну-две чашки некрепкого чая. Затем он готовится к лекциям и работает над своими книгами до 7:00. Сами лекции начинаются в 7:00 и продолжаются до 11:00. После их завершения он снова работает над своими трудами до обеда. Ровно в час начинался обед, который растягивался до четырех или даже пяти часов дня и на который Кант приглашал небольшое (не менее трех и не более девяти) количество гостей. Обед для философа был единственным приемом пищи в течение суток. Послеобеденные часы посвящались чтению. Ровно в семь часов вечера начиналась часовая прогулка. Кант был при этом настолько пунктуален, что знавшие философа горожане сверяли по нему свои часы. Ровно в десять часов Кант ложился спать.
Озаглавьте текст.
Взрослые должны регулярно cпать 7 или более часов в сутки. Соответствует ли продолжительность сна Канта нужному времени?
Учитывая, что Кант принимал пищу один раз в день, предположите какие блюда и продукты были у него на обед.
Какие продукты обязательно должны быть в рационе школьника? Какие продукты вы считаете вредными?
Какие источники информации пополнят твои знания о И. Канте?
А) Интернет
Б) Словари, энциклопедии
В) Географическая карта
Г) Телевизионные или радиопередачи из цикла «Из жизни замечательных людей»
Д) Другие источники. Какие?
Естественно- научный блок
автор: Зубенко Е.В. 4 класс
Когда Иммануил Кант заканчивал урок, он выходил на ночную улицу и всматривался в небосвод, который мерцал тысячами звëзд. Канта охватывал восторг и желание проникнуть в тайны прекрасного неба.
Помогите учёному отгадать загадки:
Утра звездою ее называли,
А в Древнем Риме ее почитали
Прекрасной богиней любви, красоты.
Как именуют планету, знаешь ты?
Я стремлюсь в его свет.
Огромнейшая из планет.
У греков на Олимпе обитает,
И у римлян тоже всеми управляет.
Естественно- научный блок
автор: Любимова Ю.С. 8 класс
Как известно, Иммануил Кант был не только философом, но и большим любителем природы. Он знал, что миграция птиц ‒ это масштабное сезонное перемещение птиц из мест их размножения и обратно. Каждый год друзья Канта пересчитывали перелётных птиц в определённых местах. Учёные ловили некоторых птиц и метили их, прикрепляя к их ногам цветные кольца и флажки. Учёные и в наше время используют наблюдение за мечеными птицами и их подсчёт волонтёрами, чтобы определить пути миграции птиц.
Большинство перелётных птиц собираются в определённом месте, а затем мигрируют большими стаями, а не в одиночку. Такое поведение сформировалось в результате эволюции. Какое из следующих утверждений является наилучшим научным объяснением такого поведения большинства перелётных птиц как результата эволюции?
У птиц, мигрировавших в одиночку или небольшими стаями, было меньше шансов выжить и оставить потомство.
У птиц, мигрировавших в одиночку или небольшими стаями, было больше шансов найти подходящую пищу.
Перелёт большими стаями давал возможность птицам других видов присоединиться к миграции.
Перелёт большими стаями давал каждой птице больше шансов найти место гнездования.
Естественно- научный блок
автор: Томилова А.С. 8 класс
Гипотеза происхождения Вселенной
Под действием различных природных сил появлялись неоднородности в распределении плотности материи, иными словами, появлялись сгущения и разрежения. Сгущения становились центрами притяжения для более легких образований, а сами, в свою очередь, устремлялись к более плотным сгущениям. Это стремление наталкивалось на противодействие, какое оказывает уплотненный газ. В результате вокруг сгущений возникали вихри, которые приводили к их относительному движению. Сгущения становились все более крупными, пока, наконец, не превратились в Солнце и планеты.
Подобный механизм образования Солнечной системы Кант распространил на всю Вселенную. Новые космические тела возникают на все более далеких расстояниях от первоначального центра, а в старых областях они постепенно разрушаются. Однако погибающие космические системы могут служить возрождению новых. На остывающие звезды падают замедлившие свое движение планеты и нагревают их.
Кант высказал немало пророческих идей: существуют двойные звезды, за Сатурном есть еще планеты Солнечной системы, кольцо Сатурна состоит из метеорных тел, у других планет тоже есть кольца.
Итак, Кант признавал естественное возникновение Солнечной системы из первоначально холодного облака пыли и газа. Первоначально появилось Солнце, а впоследствии – планеты.
Используя текст ответьте на вопросы:
Какая буква соответствует иллюстрации гипотезы Канта Лапласа
Существование каких планет предсказал кант
Благодаря какому физическому закону происходило уплотнение материи?
Математический блок
автор: Пуд Д.В. 8 класс
Задача. «Геометрическая». На карте показан путь Йогана, одного из студентов Иммануила Канта от дома до университета. Йоган измерил длину каждого участка и подписал его. Используя рисунок, определите, длину пути (в м), если масштаб 1 см:10000 см
Математический блок
автор: Ковалева Е.А.8 класс
Дом Канта За всю свою жизнь Кант сменил много квартир. Он любил тишину и покой. Деятельность на благо философии требовала от мыслителя сосредоточенности. И вот, в 1783 году, накопив необходимую сумму, Кант покупает домик. Этот дом находился на Принцессенштрассе, 2, недалеко от Королевского замка.
На рисунке изображен верхний этаж дома Канта. Справа при входе располагалась столовая. Слева – гостиная. Библиотека имела смежную стену со спальней, отмеченной цифрой 3. Окна кабинета выходили на восток. Из кабинета был выход на балкон. Сторона каждой клетки – 1м.
Задание 1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены в плане. Занесите ваши ответы в таблицу.
Объект | Кабинет | Библиотека | Столовая | Гостиная |
Цифра | | | | |
Задание 2. Найдите площадь балкона (6).
Задача 1. Кант и музыка.
Иммануил Кант много размышлял о месте музыки среди других видов искусства. По силе эмоционального воздействия, по создаваемому ее душевному волнению философ ставил ее на второе место после поэзии. Также он отмечал положительное воздействие музыки на творческие способности, на сам процесс творчества.
И вот однажды Кант был приглашён на концерт «Волшебная флейта». Начало концерта было назначено на 17:00. Продолжительность выступления 1 час 30 минут. Путь от дома Канта до концертного зала составлял 20 минут. В какое время нужно было Канту выйти из дома, чтобы успеть за 10 минут до начала концерта и по пути заглянуть к коллеге на 15 минут?
Задача 2. Гардероб Канта.
Иммануил Кант любил красиво одеваться. Делал он это изыскано следуя моде того времени, стараясь следить за её изменениями. Канта даже прозвали "элегантный магистр". Наряд его состоял из костюма, кружевной сорочки, чулков, туфель и треуголки.
Портной тщательно подходил к пошиву одежды для Канта.
1. На пошив одной сорочки необходимо было истратить 2 метра ткани. Сколько метров ткани требовалось на пошив 3 таких сорочек?
2. Сколько сорочек получится из 18 метров ткани?
3. Из 54 метров ткани портной сшил 9 камзолов, а из 45 метров – столько же штанов. На сколько метров ткани больше израсходовал портной на один камзол, чем на одни штаны?
Задача 3. Кант и кулинария.
Иммануил Кант не был гурманом, не гонялся за изысканными блюдами, но любил, чтобы простая пища была вкусно и хорошо приготовлена. Обед был единственной трапезой, которую разрешал себе философ. Обед длился два-три часа. «Он ел не просто с аппетитом, но с наслаждением, — вспоминал один из гостей Канта. Кант был большим поклонником местного блюда – клопсов (тефтелей из говяжьего или свиного фарша в соусе).
Как-то раз повару Канта нужно было приготовить 5 порций клопсов. Порция состояла из 7 клопсов по 30 граммов каждый. Попробуй узнать, сколько повару нужно было взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 40% массы.
Задача 4. Дом Канта.
Иммануил Кант решил облагородить территорию у своего дома по улице Принцессенштрассе и высадить фруктовые деревья. Площадь участка 18 соток (1 сотка = 100м2). Длина участка в два раза меньше ширины.
Сколько саженцев нужно купить, если расстояние между деревьями должно быть 6 метров. Выполните чертеж к задаче. Укажите необходимое количество деревьев, ответ поясните.
Математический блок
автор: Нестерчук О.В.4 класс
Задача 1: производить простые вычисления на английском языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Монеты Кенигсберга
Count and say:
Example: 1 + 8 = ….. (one plus eight is nine)
5 + 3 = ___
2 + 4 = ___
1 + 9 = ___
7 + 1 = ___
Задача 2.
Иммануил Кант занимался систематикой растений, животных, но всё больше его интересы входили в область философии. Кант был натуралистом-наблюдателем. Научное наблюдение в естествознании уже в то время довольно резко распадалось по объектам исследования на две области. В одной имелись совершенно ясные и определенные предметы исследования или описания - растения и животные, минералы, кристаллы, ископаемые; эти наблюдательные науки образовали царства природы; они стояли впереди всего описательного естествознания того времени. Перед вами интересные факты о животных. Ваша задача - записать в строчку только цифры:
- Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительные антилопы могут мчаться со скоростью 80км/ч.
Самая крупная птица – африканский страус. В случае опасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
Самое быстрое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на коротких дистанциях гепард мчится со скоростью 110 км/ч.
Пчела летит со скоростью 18 км/ч.
В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100 км/ч.
Земляная кукушка населяет сухие равнины. Живет на земле и летать не любит. Зато бегает быстрее всех других летающих птиц, развивая скорость до 25 км/ч.
А теперь расположите в порядке возрастания скорости. Какой порядок у вас получился?
Теперь с помощью шифра расшифруйте слово:
25 | 100 | 70 | 110 | 80 | 18 |
а | ч | д | а | а | з |
Задача 2.
По свидетельствам современников, Кант очень любил гулять. Перед вами схемы движения Иммануила Канта и его слуги Мартина Лампе.
Соотнеси стрелочками формулы со схемами задач:
1. | a. |
2. | б. |
3. | в. |
4. | г. |
5. | д. |
Математический блок
автор: Чубарова Н.Э.4 класс
Задача 1.
Философ Эммануил Кант будучи профессором Кёнигсбергского университета зарабатывал 72 талера в год;
В то время 1 Талер = 30 грошам (это деньги в Пруссии и некоторых немецких княжествах).
Стоимость жизни в те годы:
- оплата жилья: 60 грошей
- 3 ½ фунта мяса: 15 грошей
- 3 буханки ржаного хлеба: 10 грошей
- 1 ½ фунта масла: 9 грошей
- 3 фунта муки: 3 гроша
- расходы на отопление: 5 грошей
- 2 порции овощей: 3 гроша
- кусок мыла: 2 гроша
- 1 пара обуви-28 грошей
Узнайте:
Сколько талеров оставалось у Канта в месяц после всех покупок?
Математический блок
автор: Вонгай О.В.8 класс
Задача Канта про часы
Как известно, Кант был холостяком и имел столь укоренившиеся привычки, что жители Кёнигсберга (современного Калининграда) завидев, как он проходит мимо того или иного дома, могли проверять по нему свои часы.
Однажды вечером Кант с ужасом обнаружил, что настенные часы в его кабинете отстали. Очевидно, что слуга, который в тот день уже кончил работать, забыл их завести.
Великий философ никак не мог узнать, который час, ибо его наручные часы находились в ремонте. Поэтому он не стал переставлять стрелки, а пошел в гости к своему другу Шмидту, купцу, жившему примерно в миле от Канта.
Войдя в дом, Кант взглянул на часы в прихожей и, пробыв в гостях несколько часов, отправился домой. Он возвращался по той же дороге, что и всегда, медленной, степенной походкой, которая не менялась у него в течение двадцати лет.
Кант не имел ни малейшего представления о том, сколько времени он шел домой (Шмидт незадолго до этого переехал и Кант еще не успел определить, сколько времени потребуется ему для того, чтобы дойти до дома своего друга).
Однако, войдя в дом, он сразу же поставил часы правильно.
Вопрос
Теперь, когда вы знаете все обстоятельства дела, ответьте на вопрос: каким образом Кант сумел узнать верное время?
Математический блок
автор: Никитина А.А.4 класс
Задача
Однажды Иммануил Кант был приглашён на День рождения к его другу Иоганну Шеффнерву. Он попросил помочь своего друга подготовиться к празднику, и они дружно взялись за подготовку мероприятия, составили список, что им нужно подготовить для праздничного стола:
I. Для угощения
Для угощения Иоганн составил меню:
1) Салат
2) Пирожные
3) Напиток
В библиотеке знаменитого повара он нашел интересную статью
Салат «Прусский»
Глядя на разнообразие блюд из картофеля в Германии, даже не верится, что еще пару сотен лет назад в не самой "сытой" по тем временам европейской стране пришлось развернуть небывалую рекламную кампанию. А инициатором ее выступил король Пруссии Фридрих Великий (1712 - 1786).
Невзрачное заморское растение пытались расхвалить на все лады: симпатичные цветочки украшали бюсты и прически местных модниц, в честь картофеля, или, как его прежде называли, "тартюфеля" (от немецкого Tartuffel) устраивались званые обеды. "Чего крестьянин не знает, того он и знать не желает", - любят приговаривать в Германии. А после того, как первые смельчаки отравились плодами диковинного растения - и подавно!
Приходилось идти и на хитрости. Вот, к примеру, один из "рекламных ходов" Фридриха Великого: собранные клубни картофеля приказали охранять солдатам, создавая таким образом для этого плода имидж запретного. А запретный плод, как известно, сладок. Акция привлекла внимание жителей Пруссии, после чего они несколько изменили свое отношение к картофелю.
Впрочем, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В годы неурожая и голода народ задумался и…от вершков перешел к корешкам. Клубни распробовали и полюбили. "Да так полюбили, что до недавних пор немцев считали самыми большими "картофельными" едоками в Европе", - утверждает эксперт кулинарного фольклора Петра Фёде (Petra Foede).
Прусский салат
В каждом регионе его готовят по-своему. Швабы - с мелко порубленным луком, уксусом и растительным маслом. Баварцы лук обжаривают вместе со шпеком, а салат заправляют соусом из мясного бульона, горчицы, растительного масла, уксуса, соли, сахара и перца. В гамбургский салат добавляют сельдь слабого посола и заправляют майонезом. В Бранденбурге никак не обойтись без соленых огурчиков и укропа.
На 4 порций нужно взять
Продукты | Количество |
Картофель | 4 шт |
Огурцы | 2 штуки |
Лук | 1 шт |
Яйца | 2 шт. |
Майонез | 2 столовые ложки ложки |
Соль | 10 г. |
Задание 1. Иоганн узнал, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Иммануил должен купить продуктов на салат? Запишите ответ в бланк ответов.
Задание 2. Тут же Иоганн взялся исправлять таблицу для Иммануила. Помогите ему, заполните третий столбец таблицы. Заполните таблицу, представленную в бланке ответов.
Задание 3. Сколько килограммов картофеля нужно купить Иммануилу, если в одном килограмме содержится 4 штуки? Запишите ответ в бланк ответов.
Задание 4. Используя иллюстрацию с ценами сосчитайте, сколько денег потратит Иммануил на овощи для салата? Запишите ответ в бланк ответов.
Задание 6. Посчитайте какую сумму денег потратит Иммануил на все продукты для салата.
Задание 7. Иммануил зашел в кондитерскую за пирожными. Там он ознакомился с прейскурантом.
Ознакомившись с ценами Иммануилу,
надо было выбрать,
какая покупка будет дешевле:
1
6 пирожных или 2 торта.
Помогите ему сделать это.
Задание 8. Иоганн, тоже отправился на базар, чтобы купить предметы сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб.
У Иоганна в кармане были монеты:
Монеты | Количество | Монеты | Количество |
| 20 шт. | | 12 шт. |
| 10 шт. | | 11 шт. |
Сосчитайте, сколько денег останется у Иоганна после покупки.
Математический блок
автор: Панасюк В.Н.4 класс
Иммануил Кант не любил есть в одиночестве. Однажды он пригласил гостей на чай. В его шкафу было 16 чашек с синими цветочками, чашек в горошек – на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?