СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе (1 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

     Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе (1 класс).»











Сборник заданий для формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

(1 класс).






































Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задания по смысловому чтению предназначены для проверки сформированности навыков смыслового чтения учащихся, позволяют проконтролировать планируемые результаты обучения, связанные с пониманием текстов различного содержания, стиля и вида.

В сборнике подобраны тексты, связанные с Пермским краем. Задания могут быть использованы не только как контрольные, но и как обучающие на уроке литературного чтения, поскольку формируют универсальные учебные действия. Представленные задания имеют разную степень сложности, что позволяет проводить дифференцированную работу.

В данной разработке представлены следующие тексты:

К разделу «Здравствуй, сказка»:

- сказка «Кто зимы не видал» Владимира Воробьёва;

- сказка «Волк и гусь» Валериана Баталова;

- отрывок из повести-сказки «Капризка» Владимира Воробьёва;

- древняя притча «Веник».

Владимир Воробьев

Кто зимы не видал

(сказка)


Жил-был заяц Барабанщик. Так его прозвали за то, что он любил лапами по пенькам стучать. Подбежит к старому пню и ну по нему барабанить:

- Тук-тук! Тра-та-та!

Жуки, пауки, букашки, таракашки - все с перепугу наружу выскакивают, выпрыгивают. А зайка над ними смеётся, потешается:

- Ага! Испугались? Эх вы, мелкота! Нигде вы не бывали. Ничего не видали. Потому и боитесь всего на свете. То ли дело мы, зайцы!

Однажды жуки, пауки, букашки, таракашки и комарьё всякое на зайца совсем разобиделись.

- А где ты, серый, бывал? - затопали на него ножками пауки.

- Чего ты, косой, особенного ви-идал? - заныли комары.

- Мы и сами с усами, - сказали жуки. - С твоё-то, Барабанщик, знаем!

- Вот уж-жо поднатуж-жимся, дож-ждёшься, дож-ждёшься от нас, -жужжали мухи.

- Ах, так! - рассердился на них заяц. - Я косой? Я серый? А шубку мою белую видели? А что зимой всё кругом белым-бело, знаете?

Но букашки, таракашки, жуки, пауки зайца на смех подняли:

- Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Врёт серый про шубку белую!

- Какая такая зима?

- Почему белым-бело?

Прискакали лягушки. Приползли ужи. Прибежали ежи. И тоже все над зайцем смеяться стали:

- Ну и врёт Барабанщик!

- Всегда здесь зеленым-зелено!

- Всегда зайцы серые.

А заяц так им всем сказал:

- Раз вы мне не верите, я сюда зимой прибегу. Всех вас разбужу. Шубку белую покажу.

И ускакал в лес.

Прошло лето. Миновала осень. Попрятались и уснули в старом пне под корой жуки, пауки, букашки, таракашки и комарьё всякое. Крепко спят под пеньком лягушки, ежи. И никто из них не видал, как пришла зима и стало от снега кругом белым-бело.

И вот однажды прибежал сюда Барабанщик да как забарабанит в пень:

- Тук-тук! Тра-та-та! Просыпайтесь, поднимайтесь! Поскорее выходите, на меня поглядите!

Но никто не просыпался. Никто не отзывался. Тогда заяц забарабанил ещё сильней:

- Тр-ра-та-та! Тр-ра-та-та! - И закричал нарочно: - Просыпайтесь,

поднимайтесь все, кто в пне живёт, кто лета ждёт! Лето пришло!

Тут изо всех щелей старого пня полезли букашки, таракашки, жуки, пауки и комарьё всякое. Выползли из-под пня лягушки, ужи и ежи. А как осмотрелись, так все и ахнули:

- Ах!

Кругом белым-бело. И на зайце шубка белая! Засучили лапками пауки. Затрясли усами жуки. Ежи колючками стучат. Ужи шипят сердито:

- Ш-шутки ш-шутишь, Барабанщик!

Только мухи сначала обрадовались:

- Ух, сколько сахару!

А как сели на снег, сразу лапки поджали и давай жужжать:

- Ж-ж-и-вотики ж-жёт, ж-жёт.

- 3-зи-зи-ма, зи-има! - зазвенели жалобно комары.

Лягушки - те только квакнули:

- Ква-а! - И глаза от удивления вытаращили. А заяц Барабанщик скок на пень и говорит:

- Теперь будете знать, какая такая зима?!

Но тут все поскорее опять попрятались. Кто в пень, кто под пень. От холода, от зимы подальше.

А наперёд уговорились: не судить, не рядить о том, чего сами не видели.

Задания к тексту

  1. Назови главного героя сказки:

А) букашки;

Б) пауки;

В) заяц Барабанщик;

Г) таракашки.

  1. Почему зайку прозвали Барабанщик?

А) громко прыгал;

Б) любил лапами по пенькам стучать;

В) стучал в барабан.

  1. О чем не знали букашки, таракашки и жуки?

А) о том, что наступает весна;

Б) о том, что наступает осень;

В) о том, что наступает зима.

  1. Почему зайка смеялся над жуками, букашками, таракашками?

А) потому что они маленькие;

Б) потому что они испугались зайку;

В) потому что они нигде не бывали, ни чего не видали.

  1. О чем договорились с зайкой букашки, таракашки, жуки?

А) не обижать друг друга;

Б) не мирится между собой;

В) не судить, не рядить о том, чего сами не видели.



Валериан Баталов  

Волк и гусь.

(сказка)


Был холодный осенний вечер. Скрылось за синим лесом оранжевое солнце. К реке вышел волк и осмотрелся. Он был голоден и думал только  об одном: где подкараулить ягнёнка или украсть курицу?

Трава на берегу в сером инее. Пастухи уже не гоняют скот на луга, в тёплых хлевах на мягком сене дремлют овцы и телята. Но в деревню волку дороги нет: там собаки и мужики с ружьями.

Вдруг увидел он у замёрзшей заводи птицу и пополз к ней, хоронясь за кустами.

У заводи на одной ноге стоял гусь. Он отбился от стаи и теперь  дремал, сунув голову под крыло. Волк подкрался и схватил его.

- Уж не меня ли ты ждал? - спрашивает.

- Нет, - отвечает гусь. - Я стоял на льду и не заметил, как примёрзла одна нога. Дёрнул её - она и оторвалась. Не могу теперь до дому дойти на одной ноге.

- Придётся съесть тебя, калеку, - усмехнулся волк.

- Съешь, - согласился гусь. - Только у нас, гусей, есть такой обычай - плясать перед смертью. Разреши мне сплясать?

Волк подумал: "Не ускачет гусь далеко на одной ноге". Сказал:

- Пляши. - И сел, облизываясь, на кочку. - Только недолго.

- Га-га, - пропел гусь. Он подпрыгнул на одной ноге, вытянул вторую, оттолкнулся, распахнул крылья и полетел в сторону деревни.

А волк сидел на кочке и выл от обиды и голода.

Задания к тексту

  1. В какое время года происходило действие сказки?

А) летом;

Б) зимой;

В) осенью.

  1. Почему волку нельзя идти в деревню?

А) там собаки и мужики с ружьями;

Б) темно идти;

В) далеко идти.

  1. Кого увидел волк возле замерзшей заводи?

А) собаку;

Б) птицу;

В) мышку.

  1. Какой обычай есть гусей:

А) плясать перед смертью;

Б) стоять на месте;

В) спать.

Владимир Воробьев


«Капризка».

(отрывок из повести-сказки)


Павлик проснулся и сразу увидел маленького человечка, ростом с кошку.

Он сидел на спинке Павликовой кровати и болтал ножками. Волосы у него торчали во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд.

Павлик сказал:

— Какой ты смешной! Ты кто?

— Я Капризка, — пропищал человечек и уставился круглыми глазами.

— Откуда ты взялся?

— А я убежал!

— Убежал? От кого?

Капризка не ответил. Он сказал:

— Давай, Павлик, со мной дружить.

— Давай. А что мы будем делать?

Капризка опасливо посмотрел на дверь и предложил:

— Ты только слушайся меня во всём. Вот увидишь, как будет весело.

В это время дверь открылась и вошла бабушка. Капризка незаметно юркнул под кровать.

— Пора вставать, — сказала бабушка.

Павлик хотел послушаться, но Капризка из-под кровати тихонько пропищал:

— Скажи: не хочу!

Павлик сказал:

— Не хочу!

— Это ещё что за новости! — удивилась бабушка. — Ты заболел? — Она потрогала его лоб и сказала: — Ты здоров. Поднимайся. Не капризничай.

Павлик хотел одеваться, но Капризка из-под подушки шепнул:

— Скажи: не буду одеваться.

Павлик нарочно захныкал:

— Не буду одеваться.

Бабушка рассердилась:

— Мы в детский сад опоздаем! Надевай чулки.

А Капризка опять своё:

— Плачь, плачь, дрыгай руками, дрыгай ногами. Увидишь, как здорово получится! Хи-хи-хи!

Павлик во весь голос заплакал, замахал руками, задрыгал ногами.

Бабушка стояла у Павликовой кровати и удивлялась. Она сама одела Павлика.

И тогда Капризка пропищал ему на ухо:

— Вот видишь, как интересно! Тебя уговаривают, одевают… Скажи: не стану умываться.

— Не стану умываться! — закричал Павлик.

Бабушка за руку потащила Павлика в ванную.

Когда они если завтракать, Капризка прошмыгнул под стол и говорит оттуда:

— Скажи: не хочу есть.

— Не хочу есть, — сказал Павлик.

Бабушка опять удивилась:

— Что с тобой? Отчего ты сегодня такой?

Она булку маслом намазала. Сахарницу пододвинула. И варенья дала. Вишнёвого.

— Оттолкни чашку, оттолкни, — бормотал Капризка.

Павлик оттолкнул чашку с чаем. Она разбилась, и горячий чай полился под стол.

— Ой-ой-ой! — заверещал Капризка.

Бабушка прогнала Павлика из-за стола. Это было уже невесело.


Задания к тексту


1. Назовите автора сказки «Капризка»? ____________________________________

2. Назовите имя ребенка, который познакомился с Капризкой?_______________

3. Что пролил за столом мальчик?

1)горячий чай;

2)компот;

3)какао.

4. Определи, каких героев не было в сказке.

1)Павлик;

2)Бабушка;

3)Кот в сапогах;

4)Капризка;

5)Садовник;

6)Золотая рыбка.

5. Как ты думаешь, хорошие или плохие советы давал Капризка мальчику? Приведи пример из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запишите ответ на вопрос.

Как вы понимаете слово «бормотал»? _______________________________________


Веник

(древняя притча)

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом. Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

Задания к тексту


1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей; Б) старик, один сын; В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;

Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) скучно;
Б) плохо;
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) на примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям? __________________________________________________________________________

9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении? __________________________________________________________________________





К разделу «Люблю всё живое»:

- Отрывок из рассказа В. Бианки «Сумасшедшая птичка»;

- «Оляпка»;

- «Лесной великан»;

- Басня «Ветер и солнце» К. Д. Ушинского.



Евгений Пермяк

«Сумасшедшая птица»

(отрывок)

Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, – значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.

У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.

Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.

Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.






Задания к тексту

  1. О ком рассказывается в этом рассказе? Выпиши предложение, которое подтверждает твой ответ.

- о лягушке; - о рыбке; - о птичке;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте выписанное предложение и дополните его недостающими словами.

Она была жива и здорова, бегала по _________и распевала свою ________ песенку, похожую на _______ и журчание ручья.

  1. Почему тело оляпки блестит под водой?

___________________________________________________________________

  1. В какое время года происходят описанные события?

- летом; - осенью; зимой; - весной;

5. Как передвигается оляпка под водой?

- плавает; - бегает; - летает;

6. Как ты понимаешь слово «погружается»?

_____________________________________________________________________

Подбери синоним. ____________________________________________________

7. Восстанови последовательность событий в тексте, расставь цифры:

- Она поднялась на воздух, полетела над рекой.

- Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку.

- Она гребла под водой крыльями, словно пловец руками.

- Птичка на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

8. Опираясь на текст, выбери слова, которые характеризуют действия оляпки:

- бегала; - гребла; - скрылась; - чирикала;

9. Почему рассказ называется «Сумасшедшая птица»? Объясни свой ответ.

______________________________________________________________________

10. Куда бы ты поместил данный текст?

- в сборник рассказов;

- в энциклопедию;



Оляпка.

Оляпка или обыкновенная оляпка  — птица. Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей.

Птица размером со скворца. Оперение имеет тёмно-бурое с ярким белым передником, густое, несмачивающееся.

Распространена на Кольском полуострове, Урале, Кавказе, в Карпатах и Южной Сибири. Обитает по берегам быстрых прозрачных рек и ручьев.

Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 метров.

Гнездо оляпка устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Насиживает кладку только самка, но выкармливают птенцов в течение 20—25 дней оба родителя. За год успевает вырастить два выводка.

Зимует на незамерзающих участках рек и речушек в предгорьях.

Оляпка считается национальной птицей Норвегии.


Задания к тексту

  1. Кто такая оляпка? ___________________________________________________

  2. Чем питается оляпка?________________________________________________

  3. Какое время оляпка может оставаться под водой?_______________________

  4. Где устраивает гнездо оляпка?________________________________________

  5. Из чего устроено гнездо оляпки?_______________________________________

  6. Где зимует оляпка?__________________________________________________

  7. Что является главной особенностью этой птицы?

- способность хорошо плавать и нырять;

- умение красиво петь;

- долго не спать;

8. Национальной птицей какой страны является оляпка?

- России; - Норвегии; - Китая;

9. Как ты понимаешь слово «мелководье»?______________________________

10. Куда бы ты поместил данный текст?

- в сборник рассказов;

- в энциклопедию.



Лесной великан

Бурый медведь - самый крупный хищ­ник в Пермском крае. Звери обладают мощным телосложением. При внешней неповоротливости мед­ведь очень ловок и подвижен. Хорошо плавает, быстро бегает, умеет лазать по деревьям, может осторожно и бесшумно ходить по лесу.

У бурого медведя отличное чутье, неплохое зрение, слух заметно слабее. Медведи - всеядные животные. Они - отличные охотники и рыболовы. Охотятся за медом диких пчел и нередко грабят ульи на пасеках. Ле­том, когда выбор наиболее разнообразен, медведь питается в основном растительными кормами: плодами, ягодами, орехами, листьями и побегами растений, травами. К осени звери накапливают жир и залегают в берлогу в конце октября - ноябре, как только уста­новится постоянный снежный покров. Про­буждаются и выходят из берлоги к началу апреля.

Медведь — ловкий, быстрый и ковар­ный зверь. Он способен постоять за себя, и охота на них довольно опасна. На человека может напасть зимой не залегший в берлогу истощенный шатун, а летом по­тревоженные невзначай медведица с медвежатами.

Бурые медведи неплохо приручаются и дрессируются. Потому-то мы и видим их так часто на арене цирка.

Задания к тексту


1. Выпиши из текста хотя бы 3 признака, характеризующих медведя.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


2. К какой группе животных по способу питания относится медведь:

а) хищные б) растительноядные в) всеядные


3. Чем питается медведь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Когда медведь залегает в спячку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Напиши полный ответ на вопрос. Почему мы часто видим медведей на арене цирка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Почему медведя называют лесным великаном?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



К разделу «Край родной, навек любимый»:

- «Дикий предок розы»;

- «Пермский край»;

- «Кама»;

- «Сказ о богатыре Каме»;

- «Животный мир Прикамья»;

- «Рябина». В. Михайловский и И. Соколов-Микитов.

- «Рябина»;

- «Смородинка». Евгений Пермяк.

Дикий предок розы


В Карагайском районе Пермского края встречается дикий предок розы – шиповник. Это листопадный кустарник высотой 1 - 2 м. Стеб­ли его покрыты шипами, отсюда название «шиповник».

Ажурные листья - сложные, состоят из несколь­ких листочков, число которых всегда нечетное - 5, 7 или 9. Лис­точки могут быть мелкими и крупными, светло- или темно-зе­леными, блестящими и тусклыми, гладкими и морщинистыми.

Особенно хорош шиповник в пору цветения. Его ук­рашают одиночные или собран­ные в соцветия душистые цвет­ки - розовые, красные, малиновые, белые или желтые.

По форме цветок шиповника представляет собой звезду с пятью лучами. Звез­да всегда олицетворяла благополучие, здоровье и душу. Число пять счи­талось священным: у нас пять чувств, пять пальцев на руке, пятью хлебами Иисус накормил пять тысяч человек, на его теле было пять ран.

В августе-сентябре созрева­ют красные плоды шиповника. В их мякоти содержится вита­минов в 6 - 8 раз больше, чем в ягодах черной смородины, в 100 раз больше, чем в яблоках, а ви­тамина Р (цитрина) — в 10 раз больше, чем в лимонах и апель­синах. Поэтому плоды шиповни­ка издавна используются в меди­цине. Из них делают витаминные экстракты, сиропы, драже.

Задания к тексту


1. Составьте предложение из 5 слов со словом «шиповник».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. В каком районе Пермского края встречается шиповник?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Почему дикий предок розы называется «шиповник»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Какими могут быть листочки шиповника?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Почему число пять счи­талось священным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Почему плоды шиповни­ка издавна используются в меди­цине?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





В. Михайловский

И. Соколов-Микитов.

Рябина

Рябина - одно из наиболее любимых деревьев. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Можно найти немало песен и стихов, посвященных рябине, ее стройному облику, белоснежным, душистым цветкам, ярким плодам. Как не заглядеться на рябину, когда стоит она в белом весеннем уборе, или осенью, когда горят грозди ярко-красных ягод!



Задания к тексту


1.Сколько предложений в тексте? _________________________________________________________________________


2. Из какого предложения видно, что автор относится к рябине как к живому существу?

Подчеркни это предложение одной чертой.


3. В каком предложении автор выражает свое восхищение красотой рябины?

Напиши номер этого предложения. __________________________________________


4.Напиши полный ответ на вопрос. Что посвящают рябине люди?

__________________________________________________________________________


5.Куда лучше поместить этот текст? Подчеркни правильный ответ.


- в сборник рассказов; - в энциклопедию.



Рябина


Рябина - дерево величиной 4-10 метров. Ствол покрыт серой гладкой корой. Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. Живет рябина долго - 100-200 лет. Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Плоды рябины - маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.


Задания к тексту



1.Сколько предложений в тексте? __________________________________________________________________________


2.Напиши полный ответ на вопрос. Чем покрыт ствол рябины?

__________________________________________________________________________


3.Напиши полный ответ на вопрос. Когда собирают плоды рябины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Куда лучше поместить этот текст? Подчеркни правильный ответ.


- в сборник рассказов; - в энциклопедию.




Кама

Кама – река бассейна Каспийского моря, самый крупный приток Волги. Протекает по территории Удмуртской республики, Кировской области, Пермского края, республик Башкортостан и Татарстан. Наиболее крупные населенные пункты, расположенные на берегах Камы — города Соликамск, Пермь, Краснокамск, Сарапул, Набережные Челны. Длина реки Кама составляет 1805 километров, по длине занимает 6 место в Европе.

Начинается Кама близ удмуртского села Куличи. Именно в этом месте стоит постамент с надписью: "Здесь берет начало уральская река Кама".


Задания к тексту



1.Сколько предложений в тексте? ___________________________________________

2.Назови хотя бы два крупных населенных пункта, через которые протекает Кама._____________________________________________________________________

3.Выбери верное утверждение.

- Река Кама самая глубокая река мира.

- По длине река Кама занимает 6 место в Европе.

4.Выбери верный ответ. Длина реки Камы:

А) около 1 тысячи км

Б) более 2 тысяч км

В) 1804 км

5.Убери лишние слова, которые не относятся к описанию реки Камы:

КАМА: рыба, река, Москва, вода, Соликамск, широкая, Татарстан, Пермь, глубокая, море, Пермский край, дельфины.

6.Куда лучше поместить этот текст? Подчеркни правильный ответ.

- в сборник рассказов; - в энциклопедию.



Сказ о богатыре Каме.

Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось Небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров её чистыми слезами. Так потекла река Кама.

Задания к тексту



1.Сколько предложений в тексте? __________________________________________________________________________

2.Напиши полный ответ на вопрос. Как Небо наказало людей?

__________________________________________________________________________

3.Найди в тексте предложение, вставь пропущенные слова.

Поникли ____________, пожухли _________.

4.Найди в словаре значение слова «палица».

_________________________________________________________

5.Что значит слово «пробороздил»?

_________________________________________________________

6.Куда лучше поместить этот текст? Подчеркни правильный ответ.

- в сборник рассказов; - в энциклопедию.



Животный мир Прикамья

Животный мир Прикамья также интересен и разнообразен. В чащах лиственных лесов встречаются лоси — великаны леса. Взрослые животные по величине больше крупной лошади, весят до 400 килограммов. Они теперь распространены по всей области. Ежегодно по особым разрешениям — лицензиям — производится отстрел части поголовья. Лось дает вкусное мясо и прочную кожу. По лесам северо-запада области, в сосновых борах, в которых много ягеля - «оленьего мха», пасутся дикие северные олени. В обширных лесных массивах обитают бурые медведи. Подбирая падаль, медведи являются неплохими санитарами тайги. На них охота разрешается только зимой. Почти по всей области встречаются волки, которые наносят ущерб животноводству и особенно поголовью лосей. Вот на них-то охота разрешена в течение всего года. Повсеместно распространена лисица, но чаще всего она попадается там, где леса перемешиваются с полями.

Задания к тексту



  1. Перечисли животных, которые встречаются в тексте.

_____________________________________________________________________

  1. Сколько килограммов весит взрослый лось?____________________________

  2. Кого называют санитарами тайги?

- лосей; - медведей; - лисиц.

4. На кого охота разрешена только зимой?

- на волков; - на лосей; - на медведей.

5. Продолжи предложение.

По лесам северо-запада области, в сосновых борах, в которых много ягеля,

пасутся_________________________________________________________________

6. На кого охота разрешена в течение всего года?____________________________

7. Соедини слово и его значение.

ягель особое разрешение

лицензия «олений мох»

8. Как ты понимаешь слово «повсеместно»? Подбери синоним.

_________________________________________________________________________



Пермский край

Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины, на стыке двух частей света –Европы и Азии.

Прикамье значительно больше некоторых соседних государств России.

Границы Пермского края очень извилистые и большую протяжённость. Край граничит с двумя областями и тремя республиками.

Многоводная красавица Кама связывает наш край со многими регионами страны. Через систему каналов она обеспечивает выход к пяти европейским морям – Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Чёрному.

Территорию Пермского края пересекают железные дороги, соединяющие нас с различными уголками России.

Пермский край часто называют – Пермским Прикамьем. Это значит «земля, лежащая при Каме-реке».





Задания к тексту



  1. Придумайте названия данному тексту.



  1. Почему реку Каму называют «многоводной»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите названия морей, к которым имеет выход Кама.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните значение фразы «земля, лежащая при Каме-реке».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дополните предложение.

- Пермский край расположен на стыке двух частей света – __________и__________.



К. Д. Ушинский

Ветер и Солнце

(басня)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Задания к тексту


1. Определи персонажей произведения:

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) на лесной тропинке;

б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;

в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) выглянуло;

б) улыбнулось;

в) осушило;
г) обогрело.

7. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор. __________________________________________________________________________8. Определи жанр произведения. __________________________________________________________________________







Евгений Пермяк

«Смородинка»

Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.   Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает:

— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.    Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. 

Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.     К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.     Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт.

Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.


Задания к тексту


1. Понравился вам этот рассказ? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой была Таня? 

1)Работящей;

2)ленивой;

3)трудолюбивой;

4)капризной.

3. Дополните предложения своими примерами.

Малина, смородина, _________________________________ -  это кустарники.

Дуб, береза, _________________________________________- это деревья.

4. Прочитайте в тексте диалог папы и Танюши. Дополните предложения недостающими словами.

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать _______________. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: «Как же из этих палочек вырастет __________________, когда у них нет ни корешков, ни веточек?» А отец отвечает: «Зато на них _________________ есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый ___________».

5. Запишите ответ на вопрос. Как вы понимаете слово «черенки»?

__________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!