СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий формативного оценивания Всемирная история 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий формативного оценивания Всемирная история 6 класс»























Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Всемирная история»

6 класс

Уважаемый учитель!

Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.

Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.

Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.

Плодотворной работы и творческих успехов!

Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в некоммерческих целях.

Содержание

I четверть 4

Раздел «Падение Римской империи» 4

Раздел «Феодализм» 9

Раздел «История ислама». 13

II четверть 14

Раздел Крестовые походы 14

Раздел «Монголы» 17

Раздел «Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века» 19

III четверть 22

Раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке» 22

Раздел «Торговля, ремесло и освоение мира» 25

IV четверть 28

Раздел «Эпоха Возрождения» 28

Раздел «Реформация» 33

Раздел «Научная революция» 35


I четверть Раздел «Падение Римской империи»

Тема

Введение. Почему Римская империя пала на Западе?

Цели обучения

6.3.1.1 Знать хронологические рамки раннего, среднего,

позднего средневековья и отмечать их на ленте времени

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Отмечает на ленте времени хронологические рамки средневековья

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1.Отметьте на ленте времени периоды истории средних веков. Укажите их хронологические рамки.

Средние века



Дескриптор

Обучающийся

  • отмечает периоды истории средних веков на ленте времени;

  • указывает хронологические рамки.



Тема

Введение. Почему Римская империя пала на Западе?


Цель обучения

6.3.2.1 Выявлять и классифицировать причины распада Римской империи

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Характеризует причины падения Римской империи

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание

Распределите причины падения Западной Римской империи на политические и социально- экономические.

  1. Разрушение денежной системы, упадок торговли

  2. Неоправданно высокие налоги для населения, проживающего в сельскохозяйственных районах

  3. Падение авторитета императорской власти

  4. Борьба между правительством и богатыми римлянами

  5. Армия Западной Римской империи потеряла свою боеспособность и не могла сдерживать нашествие варварских племен

  1. Рабство задерживало развитие экономики Западно-римской империи

  2. Произошло отчуждение армии от интересов гражданского населения Римской империи.


Политические причины

Социально-экономические причины





Дескриптор


Обучающийся

  • определяет политические причины падения империи;

  • определяет социально-экономические причины падения империи.



Тема

Почему Римская империя сохранилась на Востоке?

Цели обучения

6.3.2.3 Описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее прочности

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет политические и социально-экономические причины долговечности Византийской империи

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание

Определите политические и социально-экономические причины долговечности Византийской империи.

  1. В Византийской империи было слабее развито рабство

  2. Земля была менее истощена и давала более высокие урожаи

  3. Сохранился обмен между городом и деревней

  4. В Византийской империи было развито ремесло и торговля

  5. Император получал больше доходов от налогов и пошлин

  6. Император мог содержать сильную армию и большой флот

  7. Централизованное управление государством


Политические причины

Социально-экономические причины





Дескриптор



Обучающийся

  • определяет политические причины долговечности Византийской империи;

  • определяет социально-экономические причины долговечности Византийской империи.



Тема

Почему в 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми?

Цели обучения

6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на примере её взаимоотношений с соседними государствами

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет политику дипломатии Византии на примере её взаимоотношений с соседними государствами

Уровень мыслительных навыков

Навыки высокого порядка

Задание

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«В начале царствования Юстиниана приехало посольство турков в Константинополь. Дизабул разрешил послать посольство, главой которого был Маниах. Вождь согдианцев убедил Дизабула в том, что для турков более выгодно связаться с римлянами (византийцами) и к ним переправить шелк и заявил свою готовность совместно с турками ехать как посол к римлянам для установления дружбы. Император через переводчика ознакомился с написанной на скифском языке грамотой и принял послов любезно. Они ответили, что у них существует четыре царства, но высшую власть над всем народом имеет Дизабул.

Так как турки, которых раньше называли саками, послали послов к Юстиниану, то последний решил также и к ним послать таковых. Он приказал Земарху Киликийскому, готовится к этому путешествию. Тот после необходимой для такого длинного пути подготовки в начале августа отправился совместно с Маниахом и его спутниками. После многодневной дороги, когда Земарх и его люди приехали в Согдиану, им навстречу вышли несколько турков, специально для этого посланных, которые предложили им для покупки железо. Этим они хотели показать, что в их стране имеются железные рудники. После этого их повели туда. Где был хакан к горе Эктаг. В долине этой горы жил тогда Дизабул. Послов позвали к кагану. Тот сидел в своем шатре на стуле с двумя колесами, которые в случае надобности могла тянуть одна лошадь. Шатер был украшен пестрыми шелковыми коврами.

1) С какой целью было направлено посольство во главе с Земархом к тюркскому каганату?


2) Почему дипломатия играла важную роль в Византийской империи?



Дескриптор


Обучающийся

  • определяет цель посольства Византии в Тюркский каганат;

  • объясняет роль дипломатии как один из факторов долговечности Византийской империи.


Тема

Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь?

Цели обучения

6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на

примере её взаимоотношений с соседними государствами

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет политику дипломатии Византии на примере её взаимоотношений с соседними государствами

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Прочитайте текст исторического источника. Ответьте на вопросы.

Олег же, немного отойдя от Царьграда, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья. Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают месячное в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбы и плоды. И пусть устраивают им баню, как только (они) захотят. Когда же русские отправятся к себе домой, то пусть взимают у Вашего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно. И обязались греки. И сказали цари и все бояре. Если явятся русские не для торговли, то пусть не взимают месячное. Пусть (русский) князь запретит своим послам и (вообще) прибывающим сюда русским творить бесчинство в наших селах и в нашей стране. Прибывающие (сюда) русские пусть обитают вблизи (монастыря) святого Мамонта; ... И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского чиновника, безоружными, человек по 50, и пусть торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких торговых пошлин. Итак, царь Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплатить дань и присягали обе стороны; сами (греки) целовали крест, а Олега и его дружинников привели к присяге по русскому обычаю; и клялись те своим оружием и своими богами Перуном и Белесом, богом скота. И так был утвержден мир.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

  1. Как данный исторический источник свидетельствует о взаимоотношении Византийской империи и Киевской Руси?


  2. Какими правами пользовались русские послы и купцы в Константинополе?





Дескриптор

Обучающийся

  • описывает взаимоотношения Византийской империи и Киевской Руси;

  • определяет права русских послов в Константинополе.




Раздел «Феодализм»

Тема

Что представляла собой феодальная экономика?

Цели обучения

6.4.1.1 Характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли

Критерии оценивания

Обучающийся

Определяет особенности развития средневековых городов

Определяет роль ремесла и торговли

Уровень мыслительных навыков

Применение

Навыки высокого порядка

Задания

1.Рассмотрите схему. Определите места возникновения средневековых городов.


2.Причитайте отрывки из источников, ответьте на вопросы и выполните задания.

«Для нужд обитателей замка начали сходиться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, погодя лавочники, затем владельцы постоялых дворов для питания и убежища тем, кто вел торговые дела в присутствии владельца, который часто бывал там же, начали возводить здания и отели, где размещались те, кто не мог жить в середине замка. И стало их обычаю говорить: «Идем к мосту». Здесь поселение настолько разрослось, что скоро образовалось большой город, который до сих пор в простом языке называется «Брюгге» (мост)».

«Каждому городу славу создавали ремесленники, изделия которых распространялись не только в ближних селениях, но и подчас в отдаленных землях. Ремесленники были основной частью населения города. Ремесленник-мастер был главным работником в мастерской. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Мастер закупал сырьё (кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются изделия) и вырабатывал из него изделия. Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей. Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи. Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую».

  1. Как возникали средневековые города?


  2. Определите, в чем отличие ремесленника от крестьянина?


  3. Какова была роль ремесленников в средневековом городе?




  1. Подпишите всех работников ремесленной мастерской.


Дескриптор

Обучающийся

    • называет места возникновения средневековых городов;

    • характеризует процесс возникновения средневекового города;

    • определяет отличие ремесленника от крестьянина;

    • определяет роль ремесленников в средневековом городе;

    • подписывает изображение мастера;

    • подписывает изображение подмастерья;

    • подписывает изображение ученика.



Тема

Что представляла собой феодальная экономика?

Цели обучения

6.1.1.1 Описывать социальную структуру феодального

общества

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет представителей сословий средневекового общества

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1.Прочитайте информацию о представителях разных сословий и расположите их на пирамиде в соответствии с их положением в средневековом обществе.

  1. Кузнец: «Я делаю все изделия из металла. Это включает все инструменты для работы в поле, замки и ручки. Я свободный человек и искусный мастер».

  2. Священник: «Я служу Богу в церкви. Я помогаю жителям деревни в их проблемах, и я знаю немного о медицине. Я верен моему епископу и попу».

  3. Батрак: «У меня нет земли, чтобы выращивать урожай, кроме маленького сада. Я самый бедный житель деревни и завишу от благотворительности».

  4. Король: «Надо мной только Бог. Я повинуюсь лишь Богу. Вся земля принадлежит мне, и я передаю землю другим в обмен на их преданность»

  5. Крепостной: «Лорд деревни дает мне часть земли на его полях, чтобы я выращивал на ней свой урожай взамен на мою преданность и послушание».

  6. Рыцарь: «Я становлюсь вашим слугой с сего этого дня. Я буду верен вам за земли, которые вы вверили мне». Я содержу землю барона и руковожу ей для него. Я буду сражаться за него.

  7. Барон: «Я становлюсь вашим слугой с этого дня. Я буду верен вам за земли, которые вы вверили мне». Я содержу большие участки земли для короля и имею власть над ними.

  8. Лорд: «Я становлюсь вашим слугой с этого дня. Я буду верен вам за земли, которые вы вверили мне». Я содержу землю барона и руковожу ей для него. У меня тоже есть власть.


Дескриптор

Обучающийся

  • определяет социальное положение представителей средневекового общества


Тема

Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество?

Цели обучения

6.2.2.2 Определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись)

Критерии оценивания

Обучающийся

  • определяет отличительные особенности романского и готического стилей

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Определите архитектурный стиль сооружений на каждой иллюстрации.











Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


1

2

3







Дескриптор

Обучающийся

отличает романский и готический стили на иллюстрациях.




Раздел «История ислама».

Тема

Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610 и 1258 годы?


6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Характеризует международные отношения в средневековье

Уровень мыслительных

навыков

Знание и понимание

Задание

Расставьте события в хронологической последовательности.

  1. Таласская битва

  2. Образование арабского халифата

  3. Первые видения пророка Мухаммеда. Начало проповеди ислама

  4. Образование арабского государства во главе с Мухаммедом

  5. Хиджра (переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину)

  6. Восстание Абу Муслима, в результате которой на смену династии Омейядов пришла династия Аббасидов

  7. Захват турками-сельджуками Багдада


1

2

3

4

5

6

7











Дескриптор

Обучающийся

  • располагает исторические события в хронологической последовательности.



  1. четверть
Раздел Крестовые походы

Тема

Почему произошли крестовые походы?

Цели обучения

6.3.2.6 Определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Отмечает на контурной карте маршрут движения крестоносцев в походах

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Нанесите на контурную карту маршрут движения крестоносцев в первом, во втором, третьем и четвертом крестовых походах.


Дескриптор

Обучающийся

  • отмечает на контурной карте маршрут в первом крестовом походе;

  • отмечает на контурной карте маршрут во втором крестовом походе;

  • отмечает на контурной карте маршрут в третьем крестовом походе;

  • отмечает на контурной карте маршрут в четвертом крестовом походе.



Тема

Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир?

Цели обучения

6.3.2.6 Определять причины и последствия крестовых

походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет причины и последствия крестовых походов

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1.Определите политические и социально экономические причины крестовых походов.

Вставьте номера утверждений в соответствующие столбцы.

  1. Стремление итальянских городов-республик (Венеция и Генуя) утвердиться на берегах Средиземного моря и контролировать торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию

  2. Стремление Римского папы расширить сферу своего влияния и получить новые источники доходов

  3. Увеличение численности населения в Европе

  4. Право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном, поэтому появился слой безземельных рыцарей (младшие сыновья феодала)

  5. Представления жителей Европы о несметных богатствах Востока

  6. В конце 1080-х – начале 1090-х череда стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы)

  7. Европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке

  8. Экономический кризис, охвативший Западную Европу и приведший к обеднению всех слоёв населения

  9. Стремление Католической церкви поднять свой пошатнувшийся авторитет

  10. Опасение перед распространением ислама

Политические

Социально-экономические





Дескриптор

Обучающийся

  • определяет политические причины крестовых походов;

  • определяет социально-экономические причины крестовых походов.




Тема

Как крестовые походы изменили христианскую Европу и

мусульманский мир?

Цель обучения

6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Характеризует последствия влияния религий на мировую культуру

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание

Определите положительные и отрицательные последствия Крестовых походов для запада и Востока. Вставьте номера утверждений в соответствующую ячейку. Сделайте вывод.

  1. Ослабление Восточной Римской империи, отдавшее её во власть турок

  2. Небывалое дотоле развитие торговых отношений, что содействовало обогащению и усилению городского класса

  3. Ослабление рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, облегчило королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.

  4. Походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости

  5. Мореплавание достигло небывалого развития

  6. Перемены в быту (соблюдение правил личной гигиены, посещение горячих бань, использование мыла, благовоний).

  7. Авторитет римской церкви был сильно подорван неудачей тех стремлений и надежд, с которыми церковь организовала походы.

  8. Крестовые Походы подготовили так называемое Возрождение, которое хронологически непосредственно примыкает к ним и в значительной степени есть их следствие.

  9. С Востока были перенесены рожковое дерево, шафран, абрикос, лимон, фисташки. В большом количестве стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис

  10. В значительном количестве ввозились также произведения высокоразвитой восточной промышленности — ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани, ковры, ювелирные изделия, краски и т.п.

  11. Гибель бесчисленного количества людей

  12. Знакомство западных ученых с арабской и греческой наукой, как следствие значительные успехи в математике, астрономии, естественных науках.

Характеристика

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Сторона света

Запад



Восток



Вывод:





Дескриптор

Обучающийся

  • определят последствия крестовых походов для стран Востока.



Раздел «Монголы»

Тема

Как монголам удалось создать мировую империю?

Цели обучения

6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений в

период средневековых завоеваний

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Характеризует международные отношения в средневековье

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте отрывок из исторического источника. Определите пять причин быстрых побед монголов над своими врагами.

Осадная техника монголов

Плано Каприни «История монголов» (извлечения)

«О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один, а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе тысячников был поставлен один, и это число у них называется тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трёх, но так, что они имеют подчинение одному.

«Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один или два или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их тоже умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они тоже умерщвляются»

«Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут дома, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также

и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках....

Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»


Дескриптор

Обучающийся

  • определяет пять причин быстрых побед монголов.



Раздел «Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века»

Тема

Каковы причины стремительного распространения Черного Мора?

Цели обучения

6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Описывает процесс распространения чумы в Европе

  • Называет последствия эпидемии чумы в Европе

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1.Изучите карту и выполните задания.

  1. Опишите процесс распространения Черного мора.




  1. Назовите три наиболее важных последствия эпидемии чумы в Европе.





Дескриптор

Обучающийся

  • описывает причины распространения Черного мора в Европе;

  • описывает процесс распространения Чёрного мора, используя карту.



Тема

Являлся ли Черный мор главной причиной крестьянских восстаний и феодальных войн?

Цели обучения

6.3.2.2 Определять причины и последствия антифеодальных восстаний в позднем средневековье

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет причины и значение крестьянских восстаний

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Определите характеристики восстаний в Англии и во Франции. Впишите номера утверждений в соответствующие столбцы.

  1. Восстание получило название «Жакерия»

  2. Отряды восставших вошли в столицу страны и напрямую встретились с королем, предъявив ему свои требования

  3. Восстание произошло на фоне поражений страны на начальных этапах Столетней войны

  4. Восстание началось в 1358 году

  5. Восстание произошло 1381 году

  6. Идеалом восставших стал лозунг: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был господином?»

  7. Поводом к восстанию послужило введение правительством нового налога на военные нужды

  8. Руководителя восстания рыцари заманили на переговоры, а затем пленили и казнили

  9. Руководитель восстания был предательски убит мэром Лондона во время переговоров.

Восстание под руководством Г. Каля во Франции

Восстание под руководством

У. Тайлера в Англии





Дескриптор

Обучающийся

  • определяет сведения, относящиеся к восстанию Г. Каля во Франции;

  • определяет сведения, относящиеся к восстанию У. Тайлера в Англии.



Тема

Как образовались централизованные государства в Европе?

Цели обучения

6.3.1.4 Устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Описывает особенности феодально-раздробленного и централизованного государства

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1 .Используя карты, определите, какие произошли изменения на карте Европы во второй половине XV века.


2.Соотнесите черты раздробленного и централизованного государств:

  1. Власть короля распространяется только на его личные владения (домен);

  2. Короли собирают налоги со всего населения Франции;

  3. Король чеканит единую для всего государства монету;

  4. Король собирает налоги только с жителей собственных владений;

  5. Король издает общие для всей страны законы;

  6. Король судит только жителей собственных владений;

  7. Власть короля распространяется на территорию всей страны;

  8. Король издает законы, которые признаются только лишь в его владениях.


Феодально-раздробленное государство

Централизованное государство





Дескриптор

Обучающийся

  • описывает процесс образования централизованного государства;

  • определяет черты феодально-раздробленного государства;

  • описывает процесс образования централизованного государства;

  • определяет черты феодально-раздробленного государства;

  • определяет черты централизованного государства.

  1. четверть
Раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»

Тема

Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной?

Цели обучения

6.3.1.3 Описывать этапы развития феодального

государства

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет этапы развития феодального государства

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Задания

Расположите на ленте времени этапы развития феодального государства в правильной хронологической последовательности.

    1. Раннефеодальная монархия

    2. Абсолютная монархия

    3. Сословно-представительная монархия


Дескриптор

Обучающийся

  • расставляет этапы развития феодального государства в правильной хронологической последовательности.



Тема

Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как у западных монархов?

Цель обучения

6.3.1.5 Сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Находит сходство и различия в формах монархии в разных странах

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание

  1. Сравните деятельность правителей.

  2. Сделайте вывод о том, кто из правителей был наиболее могущественным? Заполните таблицу


Император Юнлэ

Критерии для сравнения

Сегун Токугава Иэясу


Действия по укреплению

личной власти



Основные мероприятия во

внутренней политике



Основные действия во внешней

политике


Вывод




Дескриптор

Обучающийся

  • указывает действия по укреплению личной власти Юнлэ и Токугава Иэясу;

  • указывает основные мероприятия во внутренней политике Юнлэ и Токугава Иэясу;

  • указывает основные действия во внешней политике Юнлэ и Токугава Иэясу;

  • делает вывод о степени могущества двух правителей.


Тема

Почему Карл I и Осман II не смогли стать абсолютными монархами?

Цель обучения

6.3.1.5 Сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Находит сходство и различия в формах монархии в разных странах

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

  1. Сравни действия двух правителей.

  2. Сделай вывод о причинах падения их власти.

Карл I Стюарт

Вопросы для сравнения

Осман II


Действия по укреплению

личной власти



Основные мероприятия во

внутренней политике



Основные действия во

внешней политике


Вывод:




Дескриптор

Обучающийся

  • указывает действия по укреплению личной власти Карл I Стюарт и Османа II;

  • указывает основные мероприятия во внутренней политике Карл I Стюарт и Османа II;

  • указывает основные действия во внешней политике Карл I Стюарт и Османа II;

  • делает вывод, показывая общие причины падения двух правителей.


Раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»

Тема

Каким образом Великий шелковый путь соединял Восток и Запад?

Цели обучения

6.4.1.2 Объяснять роль международной торговли и

путешествий в средние века

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Описывает роль международной торговли в средние века

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

  1. Отметьте на контурной карте основные направления Великого шелкового пути.

  2. С оздайте легенду карты.





Дескриптор

Обучающийся

  • отмечает на контурной карте направления Шелкового пути;

  • создает легенду карты.



Тема

Чем отличались китайские и европейские морские путешествия?

Цели обучения

6.4.1.2 Объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Выявляет причины Великих географических открытий

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Найдите в тексте причины Великих географических открытий.

  2. Определите политические и социально-экономические причины ВГО. Выделите красным цветом политические, синим социально-экономические причины ВГО.

Ближе к концу XV в. европейская торговля со странами Востока переживала большой кризис. Он был обусловлен тем, что на необъятных просторах Малой Азии появилось новое суровое государство — Османская Империя. Поэтому торговые пути Средиземноморья были полностью отрезаны, ведь ранее они проходили через Византию. В XV в. в странах Западной Европы люди нуждались в золоте и серебре, из-за кризиса европейцы ощутили их острую его нехватку. Дворянство было в поиске, как самого золота, так и новых торговых путей. Они и составили основную массу завоевателей, которых так же называли конкистадорами.

Важной причиной Великих географических открытий стали значительные успехи Европы в науке и технике. В первую очередь, развитие в строении усовершенствованных кораблей и так же самой техники мореплаванья. В XIV–XV вв. была создана первая каравелла – достаточно быстроходное судно, которое имело вместительные трюмы. Важность каравеллы была в том, что она предназначалась для океанского плавания. С точки зрения науки, в тоже время была утверждена гипотеза о том, что Земля имеет форму шара, что помогало в ориентировании. Географические карты были переписаны с новыми введениями, а компас и астролябию во многом усовершенствовали.



Дескриптор

Обучающийся

  • определяет политические причины Великих географических открытий;

  • определяет социально-экономические причины.


Тема

Чем отличались китайские и европейские морские путешествия?

Цели обучения

6.2.4.3 Определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI вв.

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет маршруты путешественников на карте

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

  1. Отметьте на контурной карте направления маршрутов путешественников: Б.Диаша, Х. Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана, Америго Веспучии, Чжэн Хэ.

















  1. Объясните, как изменились представления людей о Земле в результате Великих географических открытий.



Дескриптор

Обучающийся

  • отмечает на контурной карте маршруты Б.Диаша, Х. Колумба, Васко да Гамы, Фернандо Магеллана, Америго Веспучии, Чжэн Хэ;

  • делает вывод об изменениях в представлениях людей о Земле в результате ВГО.



IV четверть Раздел «Эпоха Возрождения»

Тема

Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства?

Цели обучения

6.2.2.3 Характеризовать культуру эпохи Возрождения,

устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразительное искусство, скульптура)

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет произведения искусства эпохи Возрождения

  • Определяет взаимосвязь культуры эпохи Возрождения с культурой античности

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

1.Укажите названия и авторов произведений искусства эпохи Возрождения.


Названия произведений






Авторы





2.Рассмотрите предложенные источники и определите общее в искусстве античности и эпохи возрождения.














«Давид», Микеланджело

1501—1504 гг.

«Артемида», Пракситель

IV в. до н. э.



«Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота. (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя)».

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.

«В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль».

«Виртуальный художественно-исторический музей» http://smallbay.ru/article/culture_renaissance.html


Дескриптор Обучающийся

  • называет произведения «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Пьета» Микеланджело;

  • определяет общее в искусстве античности и эпохи Возрождения.

Тема

Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства?

Цели обучения

6.2.3.2 Описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры

Уровень мыслительных навыков

Навыки высокого порядка

Применение

Задания

Прочитайте текст и выполните задания.

В традиционном христианском понимании средневековой эпохи человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную. Поэтому все свои помыслы он должен посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия. С конца XIII — начала XIV вв. на смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм эпохи Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Идейным течением эпохи Возрождения был гуманизм, в частности антропоцентризм и индивидуализм, в которых преобладал интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства. Появилось новое понимание окружающего мира, широкое распространение получили идеи равенства. Индивидуализм в эпоху Ренессанса будил мысль и волю, был нацелен на максимальное раскрытие возможностей человека, лучших сторон неповторимого своеобразия личности. По идее антропоцентризма, человек - воплощение высшего совершенства и высшего смысла вселенной, ее естественной центр и подлинный владыка, а потому «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

  1. Определите, в чем отличие идей гуманизма от христианских идей средневековой эпохи?


  2. Объясните, что такое антропоцентризм.


  3. Назовите не менее двух идей гуманистов, получивших распространение в эпоху Возрождения.





Дескриптор

Обучающийся

  • определяет отличие идей гуманизма от христианских идей средневековой эпохи;

  • объясняет значение термина «антропоцентризм»;

  • называет две идеи гуманистов, получивших распространение в эпоху Возрождения.




Тема

Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс?

Цели обучения

6.2.2.4 Характеризовать особенности средневековой культуры

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет особенности культуры Востока в средние века

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Прочитайте текст и выполните задания.

Восточным Возрождением или Восточным Ренессансом условно называется период с Х по XIII вв. в арабо-тюрко-персидском регионе, где получило бурное развитие культурное, философское и научное течение, представленное трудами таких мыслителей, ученых и поэтов, как Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фергани, Бируни, Ходжа Ахмед Яссави, Низами, Навои, Рудаки, Фирдоуси и др. Расцветающая культура впитывала в себя все лучшие достижения человеческой мысли: в просвещенных кругах ислама широко практиковался перевод книг по различным отраслям знания с греческого, сирийского, иранского, индийского и др. языков.

Ученый Ш.И. Нуцубидзе в одной из своих работ предложил концепцию существования Восточного (или Мусульманского) Ренессанса, который начался раньше западного и имел свои особенности:

  • Стремление к светскому (нерелигиозному) просвещению

  • Широкое привлечение достижений культуры прошлого, в частности, индийской, греческой и других

  • Обращение к природе, изучение ее богатств, стремление раскрыть и использовать ее тайны

  • Развитие естественных наук не приводит к технической революции

  • Рационализм

  • Гуманизм

  • Универсальность, энциклопедичность

  • Сохранение незыблемых позиций ислама

  1. Определите сходства и различия Восточного и Западного Ренессанса.


  2. Назовите три наиболее важные особенности Восточного Ренессанса.


  3. Обоснуй свой выбор.



Дескриптор

Обучающийся

  • определяет сходства и различия восточного и западного Ренессанса;

  • называет три наиболее важные особенности Восточного Ренессанса;

  • обосновывает свой выбор.


Тема

Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс?

Цели обучения

6.2.3.2 Описывать влияние идей гуманистов на развитие

средневековой культуры

Критерии оценивания

Обучающийся

  • определяет достижения средневековых мыслителей востока

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Соотнеси имена восточных мыслителей с их описаниями.

Имя ученого

Описание

Омар Хайям

Ве­ли­кий уче­ный Сред­не­ве­ковья, ав­тор мно­го­чис­лен­ных ка­пи­таль­ных тру­дов по ис­то­рии, гео­гра­фии, фи­ло­ло­гии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, гео­де­зии, ми­не­ра­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии, гео­ло­гии и др.

Фирдоуси

Мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник, основоположник тюркской ветви суфизма

Ходжа Ахмет Яссауи

Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии, математик, теоретик музыки, учёный Востока, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона

Аль Фараби

Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений, также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.

Бируни

Величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы «Шах-намэ» (Книга царей)



Дескриптор

Обучающийся

  • соотносит имена мыслителей Востока с их описаниями.


.

Раздел «Реформация»

Тема

Как протест Мартина Лютера изменил Европу?

Цели обучения

6.2.1.1 Определять причины изменения роли религии в

мировоззрении человека и в общественной жизни

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Описывает причины изменений общественной жизни

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Укажите в таблице частные и общие причины недовольства католической церковью всех слоев населения Германии.

Причины недовольства

Слои населения Германии

Князья, феодалы

Горожане

Крестьяне

Частные (особенные) причины недовольства

католической церковью





Общие причины недовольства католической

церковью




Дескриптор

Обучающийся

  • описывает причины недовольства феодалов католической церковью;

  • описывает причины недовольства горожан католической церковью;

  • описывает причины недовольства крестьян католической церковью;

  • описывает общие причины недовольства католической церковью; всех слоев населения в Германии.


Тема

Как протест Мартина Лютера изменил Европу?

Цели обучения

6.2.1.2 Объяснять понятия «гуманизм», «реформация»,

«протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм»,

«контрреформация», «иезуитский орден», в контексте исторических процессов

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Описывает методы борьбы католической церкви с реформацией, используя специальную терминологию и иллюстрации

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Рассмотрите предложенные источники и выполните задания.

«И вот в тридцатых годах XVI века для борьбы со сторонниками реформации был учрежден новый орден «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Члены этого ордена вовсе не обязаны были жить в монастырях и носить монашеские рясы. Их девиз звучал так: «Цель оправдывает средства». Основатель ордена Игнатий Лойола так наставлял своих агентов: «Входите в мир кроткими овечками, действуйте в нем, как свирепые волки, а когда вас будут гнать, как собак, умейте подползать, как змеи».

Иезуитам позволялось врать, изменять клятве, убивать, казнить. От них требовалось одно — полное послушание генералу ордена. Неподчинение означало смерть. Иезуиты любили действовать через подставных лиц, тем более что они распоряжались колоссальными деньгами, которые получали от союзников или добывали, уничтожая неугодных. На совести иезуитов было немало жертв, даже из числа государей.

Так прошло двести лет. И за эти годы ослабли как власть римских пап, так и могущество иезуитов. Многие государства изгнали иезуитов, но во Франции, Испании и Португалии они действовали по-прежнему, их ядов и кинжалов опасались даже самые отважные».

Кир Булычев «Тайны истории»


  1. О пишите методы борьбы католической церкви с реформацией.

  2. «Для достижения своих целей они легко манипулировали государями, народами и отдельными людьми, они для каждого находили слабые места и рычаги влияния». Кого характеризует данное высказывание?

  3. Какова была основная цель членов данного ордена?


Дескриптор

Обучающийся

  • описывает методы борьбы католической церкви с реформацией;

  • определяет цель представителя католического монашеского ордена


Раздел «Научная революция»

Тема

Насколько оригинальной была теория Коперника?

Цели обучения

6.2.4.2 Определять значение научных открытий о строении вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет влияние научных открытий на развитие науки в средневековье

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задания

Используя прием ПОПС-формулы, напишите эссе на тему:

«Влияние взглядов Николая Коперника на развитие науки позднего средневековья».

  • Позиция (Я считаю…..)

  • Объяснение (Потому, что….)

  • Примеры (Я могу подтвердить свою позицию такими примерами….)

  • Следствие (Таким образом, можно сделать вывод….)



Дескриптор

Обучающийся

  • высказывает свою позицию о влиянии взглядов Коперника на развитие науки в средние века;

  • приводит аргументы для обоснования своей позиции;

  • приводит примеры;

  • делает обоснованный вывод.



Тема

Насколько оригинальной была теория Коперника?

Цель обучения

6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека

Критерий оценивания

Обучающийся

  • Описывает роль знаний в жизни человека

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Навыки высокого порядка

Задание

  1. Впишите в таблицу наиболее важные открытия ученых.

  2. Сделайте вывод об изменениях, произошедших в средневековом обществе под влиянием распространившихся знаний об окружающей среде.

Имя ученого

Основное открытие

Николай Коперник


Джордано Бруно


Галилео Галилей


И. Кеплер



Дескриптор

Обучающийся

  • перечисляет научные открытия Николая Коперника;

  • перечисляет научные открытия Джордано Бруно;

  • перечисляет научные открытия Галилео Галилея.