Сборник заданий формативного оценивания
Всемирная история
5 класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.
Содержание
I четверть 4
Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов 4
Раздел: Цивилизации речных долин 11
Раздел: Древний Египет 13
II четверть 20
Раздел: Колесницы и империи 20
Раздел: Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма 31
III четверть 38
Раздел: Древний Китай 38
Раздел: Древняя Греция 42
Раздел: Культура Древней Греции 50
IY четверть 53
Раздел: Расцвет Римской империи 53
Раздел: Рим на рубеже эпох 59
I четверть
Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов
Тема Как появился первый человек? |
Цель обучения | 5.1.1.1 Объяснять происхождение человека на основе различных теорий |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните таблицу: Определите по иллюстрации теории происхождения человека; Дайте краткое объяснение каждой теории происхождения человека. |
Дескрипторы | Обучающийся |
-
определяет по первой иллюстрации теорию происхождения человека; -
определяет по второй иллюстрации теорию происхождения человека; -
определяет по третьей иллюстрации теорию происхождения человека; -
дает краткое объяснение первой теории; -
дает краткое объяснение второй теории; -
дает краткое объяснение третьей теории. |
Тема Как появился первый человек? | |
Цель обучения | 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение | |
Задания -
Определите первичные формы объединения первобытных людей, изображенных на рисунках. Поясните свой ответ. 2.Укажите сходства и различия первичных форм объединения, изображенных на рисунках. | |
Дескриптор | Обучающийся -
определяет первичную форму объединения первобытных людей, изображенного на первом рисунке и поясняет свой ответ; -
определяет первичную форму объединения первобытных людей, изображенного на втором рисунке и поясняет свой ответ; -
определяет сходства в первичных формах объединения первобытных людей, изображенных на рисунках -
определяет различия в первичных формах объединения первобытных людей, изображенных на рисунках. |
Тема | Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми? |
Цель обучения | 5.2.2.1 Знать понятие «первобытное искусство» для описания образа жизни древнейших людей |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Прочитайте- две версии предлагаемые учеными, по-разному интерпретирующих искусство древнейших людей. Ответьте на вопросы: С какой из нижеперечисленных версий вы согласны? Почему? ( приведите не менее 2 аргументов). -
изображения в пещерах Ласко - результат религиозных потребностей людей, т.е. люди рисовали наскальные рисунки для обеспечения удачи на охоте, совершали магические ритуалы. -
изображения в пещерах Ласко – стремление человека к самовыражению, к удовлетворению эстетических потребностей. Фрагмент изображения в пещере Ласко (Франция) Бизоны. Пещера Альтамира. (Испания) Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дескриптор Обучающийся - отвечает на вопрос (1-2); - приводит первый аргумент; - приводит второй аргумент. |
Тема | Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми? |
Цель обучения | 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Дайте определение следующим древним религиозным верованиям: Религиозное верование | Определение | Анимизм | | Тотемизм | | Фетишизм | | Магия | | |
| |
Дескриптор | Обучающийся -
дает определение понятию анимизм; -
дает определение понятию тотемизм; -
дает определение понятию фетишизм; -
дает определение понятию магия. |
Тема | Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством? |
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задания 1. Определите виды хозяйственной деятельности древних людей, изображенных на иллюстрациях: |
2. Опишите виды хозяйственной деятельности людей, изображенных на иллюстрациях: А)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ D)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Е)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся -
определяет виды хозяйственной деятельности древних людей, изображенных на иллюстрациях; -
описывает виды хозяйственной деятельности людей, изображенных на иллюстрациях. |
Тема Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством? |
Цель обучения | 5.4.1.2 Объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Заполните схему: 1. Определите присваивающие и производящие формы хозяйства. 2. Раскройте сущность и значение понятия «неолитическая революция». Формы хозяйства Присваивающий Производящий Неолитическая революция – |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
определяет присваивающие формы хозяйства; -
определяет производящие формы хозяйства; -
раскрывает сущность понятия «неолитическая революция»; -
раскрывает значение понятия «неолитическая революция». |
Тема Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством? |
Цель обучения | 5.4.2.1 Сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните схему. Сравните присваивающий и производящий типы хозяйства. Сделайте обоснованный вывод о прогрессивных изменениях в хозяйственной деятельности людей. Присваивающее Производящее хозяйство хозяйство Охота, Собирательство |
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Изменяли природную среду (пашни, зернохранилища, постройки и т.д.) |
Дескриптор | Обучающийся |
Раздел: Цивилизации речных долин
Тема Почему древние цивилизации развивались в долинах рек |
Цель обучения | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Рассмотрите календарь сельскохозяйственных работ. Опишите систему сельского хозяйства. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся - описывает систему хозяйства на основе календаря сельскохозяйственных работ. |
Тема | Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин |
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Определите вид искусства цивилизации речных долин, изображенный на иллюстрации: Опишите материал ____________________________________________________________ назначение __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ местонахождение объекта ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
определяет вид искусство речных долин; -
указывает местонахождение; -
указывает использованный материал; -
указывает назначение. |
Раздел: Древний Египет
Тема | Почему Египет называли «Чёрная земля»? |
Цель обучения | 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Представьте, что вы побывали в Древнем Египте. Составьте рассказ «Какие науки развивалась в Древнем Египте?» используя знания по изученной теме и предложенные иллюстрации. |
Дескриптор | Обучающийся -
составляет рассказ о возникновении науки в Древнем Египте, используя знания по изученной теме; -
составляет рассказ о возникновении науки в Древнем Египте, используя предложенные иллюстрации. |
Тема | Почему Египет называли «Черная земля»? |
Цель обучения | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Объясните смысл логической цепочки, используя термины и понятия: орошаемые земли, «живые убитые», оазис, папирус. Крепкое земледельческое хозяйство Рост налогов в казну Усиление государства Египет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся |
Тема | Как были построены пирамиды Древнего Египта? |
Цель обучения | 5.2.2.2 Описывать храмы и пирамиды древнего Египта |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
|
Задание Составьте рассказ «Как были построены пирамиды в Древнем Египте?», используйте предложенные иллюстрации. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся - описывает особенности строительства пирамид Древнего Египта в форме рассказа на основе иллюстраций. |
Тема | Зачем фараон Хатшепсут послала корабли на землю Пунт? |
Цель обучения | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задания 1 . Укажите социальные группы Древнего Египта. 1._______________________ 2._______________________ 3._______________________ 4._______________________ 5._______________________ 6._______________________ 7._______________________ 1 2 3 4 5 6 7 2.Опишите социальную организацию общества Древнего Египта: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся - указывает социальные группы Древнего Египта (1-7); - описывает социальную организацию общества Древнего Египта. |
Тема | Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона? |
Цель обучения | 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия |
Критерий оценивания | Обучающийся -
Рассказывает о религиозных верованиях Древнего Египта, используя термины тотемизм, фетишизм, анимизм, магия |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите о религиозных верованиях Древнего Египта, используя термины тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. |
| |
Дескриптор | Обучающийся - рассказывает о религиозных верованиях древних египтян; - использует термины (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия) в правильном контексте. |
Тема | Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона? |
Цель обучения | 5.2.2.2 Описывать храмы и пирамиды древнего Египта |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Используя свои знания и план погребения фараона, опишите гробницу Тутанхамона. |
|
Дескриптор | Обучающийся - описывает гробницу Тутанхамона, используя свои знания; - описывает гробницу Тутанхамона, используя план погребения фараона. |
Тема | Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Расположите социальные группы Древнего Египта в иерархической последовательности. 1.__________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________ 5.__________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся |
II четверть
Раздел: Колесницы и империи
Тема | Как появление колесницы изменило мир? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание 1.Используя предложенные ресурсы, найдите взаимосвязь между изобретением колесниц и образованием Вавилонского царства. 2.Опишите факты, способствовавшие образованию Вавилонского царства. «…появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений — они решали судьбы целых государств! …основной ударной силой их войска были колесницы, опираясь на которые они смогли достичь больших внешнеполитических успехов». История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. С. 429 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся -
определяет связь между изобретением колесниц и образованием Вавилонского царства; -
приводит факты, способствовавшие образованию Вавилонского царства. |
Тема | Как появление колесницы изменило мир? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Рассмотрите карты. Изменение границ, какого государства изображено на картах? Объясните, почему с карты исчезли государства Междуречья? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся - указывает название государства, изменение границ которого изображено на карте; - объясняет причины исчезновения с карты государств Междуречья. |
Тема | Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Прочитайте текст и ответьте на вопросы Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, Xаммурапи в результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в меньшей степени — железа), что привело к созданию более совершенного оружия. Достигли значительного развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Законы Хаммурапи представляют собой важнейший памятник древности. рабовладельческого права. Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле, состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах уделялось большое внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это должны были нести военную службу. Ряд статей посвящён обязанностям и правам воинов. Например, уклонение воина от похода и даже попытка выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две категории воинов — баиру и реду и два звания военачальников — деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре вавилонского войска и военной иерархии. Законы Хаммурапи отражали сравнительно высокую ступень классовой и социальной дифференциации. Почему при Хаммурапи Вавилон превратился в могущественную империю? (привести не менее 4-х аргументов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор: | Обучающийся |
| - отвечает на вопрос; - приводит первый аргумент; - приводит второй аргумент; - приводит третий аргумент; - приводит четвертый аргумент |
Тема | Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Определите признаки империи, характерные для Вавилона. Объясните свой выбор: 1. Наличие сильной армии 2. Большое внешнеполитическое влияние 3. Мощная государственная идея (религия, идеология) 4. Жесткая единоличная, власть 5. Высокая лояльность населения 6. Активная внешняя политика, направленная на экспансию, стремление к региональному или мировому господству 7.Наличие внутренних специфических системных взаимоотношений между центральной управляющей частью государства (метрополией), сосредоточившей политическую и экономическую власть, и подчиненными ей колониями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дескриптор Обучающийся Тема | Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными? | Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств Обучающийся | Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание | Задание | Прочитайте документ. Отрывок из летописи Тутмоса III Битва под Мегиддо. «И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: «Вы хватайте хорошенько-хорошенько, мое победоносное войско! Все владетели всех северных чужеземных стран заперты в нем, и овладеть Мегиддо - это значит взять тысячу городов. Вы хватайте хорошенько-хорошенько!» 1. Определите, какое значение придает Тутмос III победе в данной битве. 2. Докажите, что стратегический перевес Египта на Ближнем Востоке был достигнут именно благодаря победе при Мегиддо (приведите не менее 3 аргументов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Дескриптор | Обучающийся - определяет значение битвы под Мегиддо для Тутмоса III; - раскрывает значение битвы под Мегиддо для достижения стратегического перевеса Египта на Ближнем Востоке: - приводит первый аргумент; - приводит второй аргумент; - приводит третий аргумент. | |
Тема | Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Используя полученные знания, заполните схему «Источники рабства на Ближнем и Среднем Востоке». . |
-
указывает 1- источник рабства;
-
указывает 2- источник рабства;
-
указывает 3- источник рабства;
-
указывает 4 -источник рабства;
-
указывает 5 -источник рабства.
Тема | Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Опираясь на предложенные иллюстрации, опишите хозяйственную деятельность древних государств. |
1 2 | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся - описывает хозяйственную деятельность древних империй, опираясь на первую иллюстрацию; - описывает хозяйственную деятельность древних империй, опираясь на вторую иллюстрацию |
Тема | Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Переведите условную информацию карты в словесную. Объясните, каким образом завоевательные войны изменяли границы государств. |
|
| |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дескриптор | Обучающийся - переводит условную информацию карты в словесную; - объясняет влияние завоевательных войн на изменение границ государств |
Тема | Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание |
Прочитайте текст. Определите и запишите особенности налоговой системы Персидского царства при Дарии I (не менее четырех) |
Реформы Дария Налогообложение Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях. Сами персы, как господствующий народ не платили денежных налогов, но, по-видимому, не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных государств (напр. финикийцы, киликийцы и т. д.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов серебра (более 230 тонн). При этом большая часть этой суммы приходилась на народы наиболее экономически развитых стран Малой Азии, Вавилонии, Финикии, Сирии и Египта.Страны, лишённые собственных серебряных рудников, для внесения подати должны были приобретать серебро путём продажи продуктов земледелия и ремесла, что содействовало развитию товарно-денежных отношений. | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| - определяет первую особенность налоговой системы при Дарии I; - определяет вторую особенность налоговой системы при Дарии I; - определяет третью особенность налоговой системы при Дарии I; - определяет четвертую особенность налоговой системы при Дарии I. |
Тема | Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Прочитайте текст. Сделайте вывод о политике персов в отношении завоеванных стран. Аргументируйте свой ответ (не менее 3). |
Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке. | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся - делает обоснованный вывод о политике персов в отношении завоеванных стран; - приводит 1 аргумент в подтверждение своей позиции; - приводит 2 аргумент в подтверждение своей позиции; - приводит 3 аргумент в подтверждение своей позиции. |
Тема | Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? | |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Обучающийся | |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание | |
Задание | |
Сравните систему хозяйства двух империи, используя карты. Сделайте вывод о системе хозяйства двух государств. Приведите не менее 2 примеров схожих и различных черт в системе хозяйства данных государств. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
| |
Дескриптор | Обучающийся - делает вывод о системе хозяйства двух государств; - приводит 2 примера схожих черт в системе хозяйства данных государств; - приводит 2 примера различных черт в системе хозяйства данных государств. | |
Раздел: Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма
Тема | Как исчез древний город Мохенджо-Даро? |
Цель обучения | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Прочитайте текст и ответьте на вопросы В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю и получали хорошие урожаи. — Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему. Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел! Они собирают урожай два три раза в год» Что он имел в виду? О каких растениях идёт речь? |
Дескриптор | Обучающийся - отвечает на первый вопрос; - отвечает на второй вопрос. |
Тема | Как исчез древний город Мохенджо-Даро? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.2.3 Описывать культуру древнего мира Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Ответьте на вопросы 1. Как вы думаете, что такое культура? 2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы? 3. Когда возникло государство в Древней Индии? 4. Как звали первого царя Древней Индии? 5. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? 6. Кто такие арии? 7. Какие наиболее почитаемые животные Вам известны? |
| |
Дескриптор | Обучающийся - отвечает на вопросы (1-7). |
Тема | Почему в Древней Индии индуизм доминировал над Буддизмом? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.3 Использовать понятие «кастовая система» для объяснения социальной структуры общества в Индии Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Используя предложенные ресурсы, составьте рассказ по плану: План 1. На какие группы делились люди в Индии? 2. Чем данные группы людей отличались друг от друга? 3. Что вы думаете о существовании «кастовой системы» в Индии? |
| ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся - составляет рассказ по плану; - использует в рассказе предложенные ресурсы. |
Тема | Почему в Древней Индии индуизм доминировал над Буддизмом? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.1.3 Описывать влияние религии на развитие древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Прочитайте текст. Подчеркните ключевые положения буддизма. Опишите влияние буддизма на развитие индийского общества, используя ключевые положения буддизма. Сиддхартха Гаутама считается основоположником буддизма. Сиддхартха был принцем древнего индийского княжества, то есть принадлежал к варне кшатриев. Оставшиеся годы своей жизни Будда путешествовал по равнине Ганга на северо-востоке Индии и по другим регионам. Умер Будда в джунглях Кушинагара. Буддисты считают его смерть достижением Великой нирваны |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся -
подчеркивает в тексте ключевые положения буддизма; -
описывает влияние буддизма на развитие индийского общества, используя ключевые положения буддизма. |
| |
Тема | Насколько была важна роль Индии как центра торговли вдревности? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Преобразуйте условную информацию карты в словесную. Объясните роль торговли в системе хозяйства Древней Индии. |
Дескриптор | Обучающийся - преобразует условную информацию исторической карты в словесную; - объясняет роль торговли в системе хозяйства древней Индии. |
| |
Тема | Насколько была важна роль Индии как центра торговли в древности? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание |
Прочитайте текст, озаглавьте его. Ответьте на вопрос: Почему развитие науки в Древней Индии тесно связано с религией? (приведите не менее 3 аргументов) ___________________________ Представления древних индийцев в области физики были тесно связаны с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Индийская атомная теория была независимой от греческой, поскольку сформулирована она была Пакудхой Катьяяной, старшим современником Будды, а значит, появилась раньше идей Демокрита. Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов из руды и литье металлов. Химия в древней Индии была вспомогательной наукой, подчиненной, однако, не развитию технологий, а медицине. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных процессов кальцинирования и возгонки. Индийская математика в соответствии с общей установкой древнеиндийской культуры возникает из нужд культа. "Алтари ориентировались по сторонам света: основания их строились по точно установленным фигурам, например равнобедренным трапециям с заданными соотношениями сторон. Между основаниями алтарей соблюдались соотношения двух видов: либо основания были подобны, а площади относились, как первые числа натурального ряда, либо основаниями алтарей служили равновеликие по площади, различные по форме многоугольники" |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся - дает название учебному тексту; - отвечает на вопрос; - приводит первый аргумент; - приводит второй аргумент; - приводит третий аргумент. |
Тема | Насколько были развиты научные знания в Древней Индии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Придумайте названия к данным иллюстрациям. Выберите одну из наук и опишите причину возникновения и развитие данной науки в Древней Индии. 1 .________________________________ 2. __________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дескриптор Обучающийся - дает название первой иллюстрации; - дает название второй иллюстрации; - описывает причину возникновения и развитие одной из наук Древней Индии. |
III четверть Раздел: Древний Китай
Темы | Чему учили мыслители Древнего Китая |
Цели обучения | 5.2.3.1 Давать простое объяснение взглядов философов древности |
Критерии оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Задания Ознакомьтесь с взглядами философов и ответьте на вопросы: 1.Чему учили древние китайские мудрецы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Философские школы | Идеи | Конфуцианство | Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. | Даосизм | Следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. | -
Интересы какой группы общества выражает этот документ? Как вы относитесь к такой точке зрения? «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости. Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| |
Дескриптор | Обучающийся -
называет 2-3 ценности, которым учили китайские мудрецы, опираясь на предложенный материал; -
объясняет, интересы какой группы отражает данный документ, подтверждая 1 аргументом; -
высказывает свое отношение к предложенной точке зрения и объясняет его. |
Тема | Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия? |
Цель обучения | 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического устройства древних государств |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание -
Используя схему, объясните, как управлялся древний Китай. -
Рассмотрите изображения терракотовой армии, прочитайте информацию и подчеркните слова, объясняющие место армии в управлении. -
Объясните роль, (Напишите предложение о роли), которую играют военные в обществе древнего Китая. -
В 230 году до нашей эры Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска и заняли всю территорию царства, превратив ее в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. К 221 году до нашей эры царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью -
В Древнем Китае часто проходили войны и крестьянские восстания. Войны оказали непосредственное влияние на становление китайского государства. Основу военной силы составляли воины-полупрофессионалы, Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству. Армия состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся -
Называет верховного правителя и принцип по которому распределяется власть; -
Подчеркивает 3-4 слова для определения, для чего нужна армия в Древнем Китае. -
Записывает в виде предложения вывод о роли армии в китайском государстве | |
Тема | Какие научные открытия Древнего Китая дошли до наших дней? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
Приведите в соответствие информацию из левой и правой части таблицы. Хозяйственная деятельность | Появление и развитие наук | 1.Гидротехнические работы, возведение дворцов, храмов и огромных подземных гробниц. | A) Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники. | 2. В древнем Китае существовало учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека. Это искусство в Древнем Китае включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения. | В) В I в. н. э. создан трактат «Математика в девяти главах», подытоживший достижения математических знаний за несколько веков и свидетельствующий о больших успехах китайцев в этой области. | 3. к I в. н. э. китайцы установили зависимость урожаев от качества почвы и классифицировали почвы, разделив их на девять разрядов в соответствии с тем, какие из них наиболее благоприятны для каждой культуры. | С) древним китайцам составить в I в. н. э. каталог медицинских книг, где перечислено 36 трактатов, дающих сведения по различным болезням. Был создан и первый китайский трактат по фармакологии — «Бэньцао». | |
Раздел: Древняя Греция
Тема | С чего начинается древнегреческая цивилизация? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Микены и Троя были найдены немецким археологом-любителем Генрихом Шлиманом. При поисках данных городов он использовал гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя. Выберите изображения/иллюстрации и запишите информацию, доказывающую влияние греческой культуры на мировую, используя приведенные ниже источники. Видеолекция «Крито-Микенская культура. Находки Г.Шлимана». 1. Реконструкция Древних Микен 2. Золотая маска, кольцо, серьги, амфора Микен |
Дескриптор | Обучающийся -
отбирает из текста информацию, доказывающую влияние греческой культуры на мировую; -
называет 3 признака существования города; -
приводит 2-3 примера влияния микенской культуры на искусство других народов |
Тема | Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического устройства древних государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитайте текст и подчеркните информацию, описывающую политическую структуру древних Афин. Подчеркните другим цветом условия, способствовавшие развитию демократии в Афинах. Участие Афинских граждан в управлении государством Верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию, в котором участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Народное собрание: принимало законы; объявляло войну; утверждало договоры с другими государствами (о мире, о заключении военного союза); принимало отчеты стратегов, архонтов, казначеев об их деятельности; выбирало стратегов. Народное собрание созывалось 40 раз в году. Любой гражданин мог выступать на собрании, с предложением принять новый закон, мог участвовать в обсуждении любого вопроса. Почти по всем вопросам голосование было тайным: граждане бросали в особый сосуд камешки (белый означал одобрение, черный – несогласие). Стратегов же выбирали открытым голосованием – поднятием рук. |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
подчеркивает 5-6 слов/словосочетаний описывающих политическую структуру древних Афин; -
подчеркивает 5-6 слов/словосочетаний, доказывающих развитие демократии в Афинах; -
формулирует 2-3 особенности политического устройства древнего государства. |
Тема | Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.1.2 Объяснять возникновение демократии в Афинском государстве Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание С именами Солона, Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. -
Создайте досье гражданина Афин, с которого начинается зарождения демократии. -
Назовите главные причины для установления демократии. Назовите Имя исторического деятеля: ____________________________________________________________________________ К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал? ____________________________________________________________________________ Опишите черты характера ____________________________________________________________________________ Опишите его действия ____________________________________________________________________________ В чьих интересах он действовал? ____________________________________________________________________________ Каким путем добивался своей цели?____________________________________________ Оцените результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры. ________________________________________________ Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие – неодобрение? ____________________________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
создает досье гражданина Афин, заполняя 6 граф; -
дает собственную оценку деятельности; -
высказывает собственное отношение к деятельности; -
называет 2-3 главные причины для установления демократии. |
Тема | Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Прочитайте текст и рассмотрите таблицу «Социальная организация Афинского общества». Определите источники рабства и положение рабов в Афинах. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов. Другим источником рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. |
Дескриптор | Обучающийся -
определяет 2 источника рабства в Древней Греции; -
на основе таблицы, отражающей социальную организацию афинского общества, определяет положение рабов в Древней Греции, подбирая 2-3 прилагательных/словосочетаний. |
Тема | Чем Древняя Спарта отличалась от Афин? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического устройства древних государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Используя предложенную информацию, заполните таблицу «Система управления в Афинах и Спарте». Определите сходства и различия в системе управления. Линия сравнения | Спарта | Афины | Схема управления | | | Форма правления | | | Правосудие | | | Мера свободы | | | Вывод: | | 1. Аристократия (знать) Совет знати в Афинах ежегодно избирал 9 правителей-архонтов. Демос (народ), свободное население Аттики, в управлении не участвовал. 2. Народное собрание - верховный орган государственного управления, состоящий из граждан-мужчин с 20-летнего возраста. Созывалось 40 раз в году. 3. Совет пятисот - избирался по жребию из состава всех граждан сроком на 1 год. 4. Должностные лица - граждане, избранные на ту или иную должность Избирались по жребию на 1 год. Важнейшей являлась должность первого стратега. 5. Выборный суд. Избирался по жребию из граждан, разбор дел о различных преступлениях. На заседании выступали - обвинители, обвиняемый и свидетели. -
Спартанское общество делилось на: Спартанцы (спартиаты)- обладали всеми правами Илоты - местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами; государственные рабы, прикрепленные к участкам земли. -
Военная служба - основное занятие спартанцев (гимнаст, и военные упражнения). Запрещалось заниматься другим делом. -
Народное собрание (только мужчины-спартанцы) - объявляло войну, заключало мир, -
Совет старейшин им принадлежала фактическая власть, избирались пожизненно; спартанцы старше 60 лет. -
2 предводителя (царя) спартанцы называли их архагетами. -
Также было 5 эфоров наблюдавших за соблюдением законов. Определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы. |
Дескриптор | Обучающийся -
составляет схему управления в Афинах и Спарте; -
сравнивает форму правления, правосудие и меру свободы в древних Афин и Спарты; -
делает обоснованный вывод, называя не менее 2-х сходств и 2-х различий в управлении. |
Тема | Чем Древняя Спарта отличалась от Афин |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Используя схемы, опишите социальную организацию Древней Спарты. | | | | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Тема | Почему Македонский не смог покорить скифов? |
Цель обучения | 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
| |
Задание Преобразуя условную информацию карты в словесную, опишите походы А.Македонского. |
Дескриптор | Обучающийся -
определяет географическое положение Македонии и называет его правителей; -
называет территории, зависящие от Македонии; -
рассказывает о походах А. Македонского в Персию, Египет, Среднюю Азию; -
называет даты битв со скифами. |
Тема | Почему Македонский не смог покорить скифов? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Обозначьте на контурной карте государства, которые завоевал Александр Македонский. Обозначьте границы державы Александра Македонского. |
Дескриптор | Обучающийся -
подписывает на карте государства, завоеванные Александром Македонским; -
обозначает границы державы А. Македонского; -
составляет легенду карты. |
Раздел: Культура Древней Греции
Тема | Как философы Древней Греции представляли идеальное общество? |
Цель обучения | 5.2.3.1 Давать простое объяснение взглядов философов древности |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
Задание Приведите в соответствие. Философы | Ответ | Взгляды | 1.Сократ | 1 | А. «Познай самого себя» единственным объектом знания может быть сам человек, а изучение природы – это вмешательство в дела богов. | 2.Аристотель | 2 | В. Разделил все научные знания по отдельным наукам, которым дал название биология, физика. | 3.Платон | 3 | С. Размышлял каким должно быть наилучшее государственное устройство. Создал проект идеального полиса. Основал свою школу –Академию. | |
Дескриптор | Обучающийся |
Тема | Каким было искусство Древней Греции? |
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание Ответьте на вопросы. 1. Сюжет какого мифа отображен на краснофигурной вазе? 2. Сюжет какого мифа отображен на чернофигурной вазе? 3. Какого мифического героя изображает статуя? 4. Какому мифическому герою посвящен храм? |
Дескриптор | Обучающийся -
называет 4 древнегреческих мифа; -
знает и интерпретирует сюжет наиболее известных мифов Древней Греции; -
определяет виды искусств Древнего мира. |
Тема | Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях ДревнейГреции? | |
Цель обучения | 5.2.4.1 Описывать роль письменности в развитии древнего общества | |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Навыки высокого порядка | |
| | |
Задание Подчеркните понятия и фразы о письменности Древней Греции, напишите отчет «Какова роль письменности в Древней Греции» (50 слов), используя следующие пункты: -
причины зарождение письменности -
создание алфавита -
техника письма -
влияние на мировую культуру -
значение письменности для сохранения и распространения культуры Литература Гласные буквы заостренная палочка деревянные таблички спорт гимназия философия, история, политика математика Платон богатые греки грамота | дискуссия ткать, прясть, быть хорошими хозяйками академия Аристотель греческий алфавит лицеи арифметика линейное письмо музыка, пение, рисование пергамент | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся -
отбирает 5-6 слов и словосочетаний, отражающие роль письменности в Древней Греции; -
составляет отчет о роли письменности в Древней Греции в соответствии с алгоритмом. |
4 четверть
Раздел: Расцвет Римской империи
Тема | Как Рим стал самой могущественной империей древности? |
Цель обучения | -
Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
| |
Задание Вставьте названия карт: «Царский период», «Империя», «Республиканский строй». 1.В 6в до н.э. _________________________ 2.В 3в.до н.э. –вся Италия ___________________________ 3.Во 2 в.до н.э.- все Средиземноморье ______________________________________ _________________________________ Допишите пропущенные слова в текст «Как Рим стал Республикой». Назовите основные черты республики как формы правления и дайте свою оценку ее важности для общества. Патриции изгнали Тарквиния Гордого и больше _______, пусть управление Римом будет управлять _______. Такое управление стало называться ________. Это событие произошло_________. В Республике действовала _________, управляли________ и два ____________, которых выбирал сенат. Только богатые землевладельцы имели право голосовать. |
Дескриптор | Обучающийся - подписывает предложенные карты; - вставляет пропущенные слова текст об установлении республиканского строя в древнем Риме; - называет 2-3 черты республики; - оценивает важность для общества. |
Тема | Как Рим стал самой могущественной империей древности? |
Цель обучения | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Сравните две карты, и сделай вывод. Как изменились границы Римской империи? |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
определяет и записывает 4 периода изменения, сравнивая информацию исторических карт; -
называет территории, присоединенные в разные периоды времени; -
делает обоснованный вывод об изменении границ Римской империи. |
Тема | Как культура отражает развитие древнеримского общества? |
Цель обучения Критерий оценивания | -
Описывать социальную организацию древнего общества Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание |
Охарактеризуйте социальную организацию римского общества, опираясь на схему. |
|
Тема | Как культура отражает развитие древнеримского общества? |
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мир |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Подготовьте 5 аргументов из разных областей искусства (архитектура, скульптура, одежда, живопись, литература ) для дискуссии на тему:«Искусство Древней Греции оказало/не оказало большое влияние на искусство Древнего Рима» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
демонстрирует знания об искусстве Древнего Рима, используя 5 примеров из разных областей искусства; -
дискутирует на тему: «Искусство Древней Греции оказало/не оказало большое влияние на искусство Древнего Рима?»; |
Тема | Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме? |
Цель обучения | 5.1.2.2 Определять особенности рабства в Древнем мире |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
| |
Задание Прочитайте диалог и определите положение раба в римском обществе. - Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении: Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится. - Он лодырь, - замечает рабовладелец,- накажи его. - Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать. - Попробуй продать его, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен. - Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет. - Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. - Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней. Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
Тема | Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме? |
Цель обучения | 5.3.2.3 Описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Прочитайте документ «Плутарх. Марк Красе» подчеркните и выпишите не менее четырех причин восстания. «...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами. Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии. Человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве...» Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212. |
| |
Дескриптор | Обучающийся -
подчеркивает в тексте причины восстания Спартака. -
записывает в таблице 4 причины восстания Спартака в Древнем Риме, опираясь на предложенный материал. |
Раздел: Рим на рубеже эпох
Тема | Как развивалась Римская империя в І-ІІІ веках? |
Цель обучения | 5.2.1.1 Объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, жрец, священные писания, идол) |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Используя предложенные слова, составьте рассказ о возникновении Христианства: Бог, храм, жрец, священные писания, идол (35-40 слов). |
Дескриптор | Обучающийся | |
| | |
Тема | Как изменилась Римская империя в IV-V веках? |
Цель обучения | 5.2.1.3 Описывать влияние религии на развитие древнего общества |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание -
Закончите предложение. |
Дескриптор | Обучающийся -
дополняет 1-ое утверждение; -
дополняет 2-ое утверждение; -
дополняет 3-ое утверждение; -
дополняет 4-ое утверждение. |
Тема | Каково культурное наследие Древнего мира? |
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитайте текст, заполните таблицу: Отрасль хозяйственной и культурной деятельности | Отрасль науки, искусства | | | | | Образование в Древнем Риме. Римская наука в отличие от греческой имела в основном прикладной характер. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека. Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга. В Римской империи занятие ремеслом традиционно считалось уделом людей невежественных, а всякий оплачиваемый труд по найму или на заказ относился к ремесленной деятельности. Широкое применение всевозможные технические изобретения находили при устройстве зрелищных мероприятий. В цирках, амфитеатрах, на театральных подмостках использовались сложнейшие и дорогостоящие механизмы. В Колизее, строительство которого было закончено в 80 г., применялись сменные арены, которые наполнялись водой для устройства морских сражении, подъемники, хитроумные системы блоков и прочие достижения инженерно-технической мысли.Технические знания и умение находили широкое применение в конструировании всевозможных механических диковинок, уникальных игрушек. В строительном деле: использование «гидравлической смеси» (бетона) ; применение кладки из обожженного кирпича и использование кирпичнобетонной сводчатой техники. |
Дескриптор | Обучающийся |
Тема | Каково культурное наследие Древнего мира? |
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Выполните одно из предложенных творческих заданий (на выбор). 1. В парах подготовьте и представьте презентацию из пяти слайдов на тему «Культурное наследие Древнего Рима». Включите 5 разных областей культурного наследия (школы, право, театр, скульптура, градостроительство). 2. Нарисуйте макет одного из архитектурного памятника Древнего Рима и подготовьте сообщение о нем (название, время создания, архитектурные особенности, интересные факты, состояние в настоящее время). 3.Создайте портретную галерею «Ученые Древнего Рима» (с краткой информацией о их достижениях). |
| |
Дескриптор | Обучающийся |
Тема | Каково культурное наследие Древнего мира? |
Цель обучения Критерий оценивания | -
Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Изучите иллюстрацию, которая показывает, какие науки были в почете в Древнем Риме. Определите, какие науки составляют тривиум, а какие квадриум. Прочитайте текст и определите, какая связь существует между школьным образованием и наукой Древнего Рима Вклад древних римлян в науку Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки — от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии . |
Дескриптор | Обучающийся -
опеределяет науки, которые составляют тривиум; -
опеределяет науки, которые составляют квадриум; -
устанавливает связь между школьным образованием и развитием науки. |
4