СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий по выполнению самостоятельных работ по Правовому обеспечению профессиональной деятельности

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

сборник заданий по выполнению самостоятельных работ по ПОПД для студентов заочного отделения

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по выполнению самостоятельных работ по Правовому обеспечению профессиональной деятельности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И науки Самарской области

государственное Бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»








СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОП. 11 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


профессиональный цикл


основной профессиональной образовательной программы

по специальности:230115 Программирование в компьютерных системах





ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ











Самара, 2015





Сборник заданий предназначен для выполнения самостоятельной работы студентами заочной формы обучения, изучающими дисциплину «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Данная методическая разработка является неотъемлемой частью учебного процесса по организации самостоятельной работы обучающихся, составной единицей учебно-методического комплекса по дисциплине и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины.

Сборник позволяет студентам самостоятельно выполнять работы дома, используя техническую и справочную литературу. Это дает возможность студентам более глубоко изучить теоретический материал и развить критическое мышление.




ВВЕДЕНИЕ



Уважаемый студент!



Сборник заданий предназначен для выполнения самостоятельной работы студентами заочной формы обучения, изучающими дисциплину «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Предлагаемые задания можно разделить на следующие группы:

Воспроизводящие. Они направлены на формирование базовых знаний и умений и выражаются в выполнении заданий «по образцу».

Реконструктивно-вариативные. Эти задания способствуют формированию умений анализировать события, явления, факты с применением приемов обобщения, сопоставления и сравнения.

Эвристические. Данная группа заданий направлена на формирование умений систематизации имеющихся знаний, поиска решений, развития потребности в самообразовании.

Творческие. Способствуют выработки аналогового мышления и формируют способность переноса полученных знаний для решения сложных задач с учетом нестандартных ситуаций.

Данная методическая разработка является неотъемлемой частью учебного процесса по организации самостоятельной работы обучающихся, составной единицей учебно-методического комплекса по дисциплине и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины.

Сборник позволяет Вам самостоятельно выполнять работы дома, используя нормативную и справочную литературу. В результате его использования Вы более глубоко изучите теоретический материал, разовьете критическое мышление.







Раздел 1. Правовое регулирование производственных

(экономических) отношений

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (1час)

Конституционное право

Изучение определения понятий:

- Понятие конституционного права

-Источники конституционного права

- Основы конституционного строя РФ

- Конституционный статус человека и гражданина

- Законодательный процесс

- Судебная система РФ


Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (1час)

Схематическое построение взаимосвязи понятий: Классификация прав и свобод человека.

Заполните таблицу «Классификация прав и свобод человека»:

Группа прав и свобод

Права и свободы

Статьи Конституции РФ

Гражданские



Политические



Экономические



Социальные



Культурные




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3 (1 час)

Проведение исследовательской работы: действия основного нормативно-правового акта РФ

Проверь себя:

1. Конституция это:

1. Основной закон государства

2. Свод законов

3. Кодекс этических норм

4. Кодекс этнических правил

2. Предметом конституционного права является:

1. Имущественные отношения

2. Отношения по поводу демократических прав и свобод граждан

3. Общественные отношения, в которых выражаются принципы общественного устройства

4. Общественные отношения, в которых выражаются принципы государственного устройства

3. Гражданство РФ – это

1. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством

2. Признание лицом себя гражданином какой-либо страны

3. Признание государством гражданами всего живущего в нем населения

4. Проживание на территории РФ

4. Под правовым статусом личности понимается:

1. Личными (гражданскими) правами и свободами граждан РФ являются:

1. Свобода интеллектуального творчества и преподавания

2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования

3. Право частной собственности

4. Право на презумпцию невиновности

5. Право на неприкосновенность частной жизни

5. Государственную власть в РФ осуществляют:

1. Президент РФ, Совет Федерации РФ и Правительство РФ

2. Президент РФ, Государственная Дума РФ и Правительство РФ

3. Президент РФ, Совет Федерации РФ и органы местного самоуправления

4. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ

6. Судебная власть в РФ осуществляется:

1. Судом, полицией и Прокуратурой РФ

2. Только судом

3. Судом и Президентом РФ

7. В судебную систему РФ входят:

1.Арбитражные суды

2. Альтернативные суды

3. Суды общей юрисдикцией, включая мировых судей

4. Трудовые суды

8. Надзор за законностью в РФ:

1.Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры

2. Президент т Генеральный прокурор

3. Генеральный прокурор и полиция

4. Генеральный прокурор и ФСБ

Решите задачу:


В федеративном государстве на референдуме по вопросу принятия проекта новой Конституции «за» проголосовало более 50% избирателей, причем в голосовании участвовало 70% всего населения, включенного в списки избирателей. Но в одной республике против проекта Конституции проголосовала более 60% избирателей.


- Вступила ли в силу Конституция или следует считать голосование несостоявшимся?

- Вступила ли в силу Конституция в той республике, в которой большинство избирателей проголосовало «против»?



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4 (1час)

Земельное и экологическое право


Изучение определения понятий:

-Понятие земельного и экологического права

- Источники земельного и экологического права

-Особенности земельных правоотношений

- Экологический контроль

- Экологические обязанности и права субъектов отношений

- Виды ответственности за земельные правоотношения

- Ответственность за экологические правонарушения


Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5 (1час)

Проведение исследовательской работы: основания возникновения земельного и экологического правоотношения.

Решите задачи:

1. В водоохраной зоне на берегу реки вблизи г.Череповца кооператив «Ивушка» построил восемь домов. Хозяева дачных построек имели устное согласие руководителя местного лесхоза, в пределах которого расположены указанные домостроения.

В ходе проверки соблюдения экологического законодательства Верхневолжская природоохранная прокуратура установила ряд нарушений экологических норм и предложила владельцам дач и администрации г. Череповца устранить выявленные нарушения.

- Поясните, в чем выразилось нарушение экологических норм при строительстве дачных домов кооперативом «Ивушка».

- Кто должен нести ответственность, и какую, за допушенные правонарушения при строительстве указанных дач?

- Каков порядок разрешения споров, возникающих вследствие нарушения экологического законодательства?


2. Гражданин Попов, проживающий в Москве, получив участок земли размером 6 соток для огородничества и садоводства в кооперативе «Заря» в течение 5 лет никаких работ не вел, участок зарос сорняками. На неоднократные предупреждения председателя кооператива, а также членов ревизионной комиссии – не реагировал. На очередном общем собрании членов кооператива гражданин Попов был лишен права собственности на земельный участок.

- Поясните, какой орган правомочен принимать решения о лишении права собственности на земельный участок.

- Каков порядок лишения права владения земельным участком?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6 (2часа)

Изучение определения понятий:

- Понятие, предмет и метод гражданского права

- Субъекты и объекты гражданского права

- Право собственности и другие вещные права

-Авторское право

-Наследственное право

- Уголовное право

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7(1 час)

Проведение исследовательской работы: основания возникновения права собственности и наследственного правоотношения.

Решите задачи:

1. Егоров на принадлежащем ему дачном участке вырастил яблоневый сад. Сорта яблок были не только редкими, но и дорогими. Чтобы предотвратить хищение яблок, Егоров пропустил ток невысокой мощности вдоль своего забора. На требования соседей избрать иную меру охраны своего участка Егоров ответил, что он собственник и может делать все что угодно на своей территории. Хищения прекратились. Но, гуляя около дачи Егорова, семилетняя Зоя Васильева случайно коснулась забора. Девочка была серьезно травмирована. Родители Зои обратились с иском в суд.

- Какие действия предпринял Егоров для защиты своей собственности?

- Правомерен ли иск родителей Зои Васильевой?

2. Илин был объявлен судом умершим. Его имущество было разделено между женой и сыном. Через два года жена вступила в новый брак. А еще через год Илин объявился в месте своего жительства.

- Какие права он имеет в данном случае?


Раздел 2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8(1 час)

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Изучение определения понятий:

  1. Экономика

  2. Услуга

  3. Технологические отношения

  4. Предпринимательская деятельность

  5. Индивидуальное предпринимательство

  6. Предпринимательское право.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9 (1 час)

Схематическое построение взаимосвязи понятий:

изображение в виде схемы иерархии источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10 (1 час)

Реферирование по теме:

- «Правовое регулирование экономических отношений»,

-«Предпринимательство среднего и малого бизнеса»,

-Право собственности граждан».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11 (1 час)

Схематическое построение взаимосвязи понятий:

формы собственности, закрепленные в российском законодательстве;

виды юридических лиц.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12 (1 час)

Проведение исследовательской работы: сравнение и анализ право хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Заполнение таблицы:

Основные характеристики

Право хозяйственного

ведения

Право оперативного управления

Формы юридического лица



Владение



Пользование



Распоряжение



Ответственность





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (1 час)

Выполнение творческого задания: право собственности муниципальных образований.

Решите задачи:

1. Три фермера, имеющие смежно расположенные участки земли, создали товарищество «Рассвет» по выращиванию овощей. Они подали документы в налоговую инспекцию для регистрации их товарищества в качестве юридического лица.

- С какого момента товарищество «Рассвет» будет считаться юридическим лицом? -Какие действия должны предпринять фермеры в случае отказа в государственной регистрации их товарищества?

2. Трикотажная и текстильная фабрики учредили магазин «Одежда» на правах юридического лица с целью продажи своих изделий. Через год трикотажная фабрика обанкротилась.

Будет ли отвечать магазин « Одежда» по обязательствам трикотажной фабрики?

3. Муниципальная школа №… заключила с ООО «Молоко» устный договор на поставку свежего молока в школьную столовую. Поставки осуществлялись ежедневно. Через месяц ООО прекратило поставки, так как на его счет от школы не поступило никаких средств. Обратившись к школе за разъяснениями, ООО узнало, что школа хотела лишь наладить деловые связи с ООО, считая, что поставки ООО производило в рекламных целях.

- Является ли школа юридическим лицом?

- Что значит аббревиатура ООО?

- В какой форме должны заключаться договоры между юридическими лицами?



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14 (1 час)

Изучение определения понятий:


  1. Создание юридического лица.

  2. Признаки юридического лица.

  3. Устав предприятия

  4. Правоспособность юридического лица

  5. Филиал и представительство.

  6. Лицензия и лицензирование

  7. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

  8. Банкротство и его этапы.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 15 (1 час)

Реферирование по теме: Правоспособность юридического лица. Индивидуальные предприниматели.

           В докладе должны быть освещены следующие аспекты: понятие, учредительные документы, порядок создания, размер уставного капитала, органы управления, составляющие уставного капитала, порядок распределения прибыли и убытков, порядок выхода из организации.

При этом можно использовать Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О производственных кооперативах", Федеральный закон "Некоммерческие организации", Федеральный закон "Общество с ограниченной ответственностью".


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 16 (6 часов)

Обязательственное право

Изучение определения понятий:

  1. Договор

  2. Содержание договора

  3. Форма договора

  4. Основные и предварительные договоры

  5. Публичный договор

  6. Возмездные и безвозмездные договоры

  7. Свободные и обязательные договоры

  8. Оферта

  9. Акцепт.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 17 (2 часа)

Схематическое построение взаимосвязи понятий:

виды гражданских договоров;

виды экономических споров.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 18 (2 часа)

Реферирование по теме: заключение договора на торгах.

В докладе должны быть освещены следующие аспекты: понятие, признаки, форма, существенные условия, права и обязанности сторон по договору, виды договоров.

При этом можно использовать Гражданский кодекс Российской Федерации.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 19 (5 часов)

Проведение исследовательской работы: порядок заключения договоров; процесс производства кассационной жалобы.

В рамках данной темы предлагается, используя справочно-правовую систему «Гарант», «Консультант Плюс» составить сравнительную таблицу: «Характеристика отдельных видов договоров гражданско-правового характера».

№ п/п

Сравнительный критерий

Договор купли-продажи

Договор аренды

Кредитный договор

Договор займа

Договор подряда

1

Понятие






2

Признаки






3

Форма






4

Содержание






5

Виды






6

Права сторон






7

Обязанности сторон






8

Ответственность сторон






При этом можно использовать ГК РФ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 20 (2 часа)

Выполнение творческого задания: составление договора по заданию преподавателя (мены, дарения, купли-продажи, аренды, ренты, страхования).

Составьте гражданско-правовой договор, используя исходные данные:

Исходные данные:

Директор ТД «Воскресенский» поручил юрисконсульту заключить договор поставки ликеро-водочных изделий с ОАО «КВИН».

Задание:

1) определите к кому виду договоров относится заключенный между сторонами договор и оцените условия договора.

2) составить проект договора поставки

Раздел 3. Труд и социальная защита САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 21 (2 часа)

Трудовое право


Изучение определения понятий:

  1. Трудовое право
  2. Трудовые правоотношения
  3. Субъекты трудовых правоотношений : работник и работодатель
  4. Субъективное право
  5. Обязанность
  6. Трудовой договор
  7. Трудовая праводееспособность.


Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 22 (2 часа)

Изучение определения понятий:

  1. Занятость

  2. Федеральная служба по труду и занятости

  3. Безработные

  4. Правовой статус безработного

  5. Пособие по безработице.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ № 23 (1 час)

Проведение исследовательской работы: основания возникновения трудового правоотношения.

Решите задачу:

В городской центр занятости населения обратился токарь Михайлов, уволенный с предприятия в связи с сокращением численности работников, с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице.

Какие документы необходимо представить Михайлову в центр занятости для регистрации в качестве безработного? Какова процедура признания гражданина безработным? Какие категории граждан не могут быть признаны безработными?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 24 (2 часа)

Реферирование по теме: Полномочия службы по труду и занятости. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

         В докладе должны быть освещены следующие аспекты: занятость, трудовой доход, признание безработным, правовой статус безработного, пособие по безработице, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 25 (3 часов)

Выполнение творческого задания: разработка проекта мероприятий по уменьшению безработицы в регионе.


1.Собрать и проанализировать информацию об 1-3 биржах труда (агентствах по трудоустройству, кадровых агентствах), их состоянии, функциях и перспективах.

2. Проанализировать деятельность бирж и ответить на вопросы, каким образом в данных биржах осуществляются:

1) Профориентация.

2) Переподготовка.

3) Трудоустройство.

4) Содействие профессиональной и территориальной мобильности.

5) Участие в подготовке и реализации программ занятости.

6) Участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости.

7) Контроль за соблюдением трудового законодательства.

8) Постановка на учет безработных (клиентов) и оказание им помощи.

9) Социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 26 (1 час)

Подготовка к дискуссии «Повышение квалификации работников».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 27 (2 часа)

Изучение определения понятий:

  1. Трудовой договор

  2. Испытательный срок,

  3. Личное дело

  4. Перевод на другую работу

  5. Прекращение трудового договора.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 28 (2 часа)

Схематическое построение взаимосвязи понятий:

-права и обязанности работника и работодателя;

- режим рабочего времени;

- удержания из заработной платы работника.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 29(1 час)

Реферирование по теме: причины расторжения трудового договора;МРОТ в 2015г.г.

В докладе должны быть освещены следующие аспекты: условия и порядок расторжения договора работником  по собственному желанию; права работника до и после истечения срока о предупреждении; случаи, при которых трудовой договор сохраняет свою силу по истечению срока о предупреждении; обязанности работодателя по истечению срока предупреждения и последствия их нарушения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 30 (2 часа)

Выполнение творческого задания:

подготовка к дискуссии «Изменение трудового договора».

Решите задачи:

1. Технолог муниципального предприятия Карпов был уволен по сокращению штатов. Карпов с этим не согласился и обратился в суд с заявлением о восстановлении на работе. В заявлении он указал, что приказ об увольнении был издан во время его очередного отпуска, причем без предварительного согласия профкома предприятия.

Какое решение должен вынести суд? Каков порядок увольнения работников по сокращению штатов? Кто и при каких условиях имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов?

2. Ветлугина, работающая по трудовому договору, обратилась к директору общества с ограниченной ответственностью с просьбой установить ей неполный рабочий день с оплатой за фактически отработанное время. Свою просьбу она мотивировала необходимостью ухода за ребенком, которому исполнилось 5 лет. Директор отказал Ветлугиной, ссылаясь на то, что в уставе их общества ничего не сказано о возможности работы на условиях неполного рабочего времени.

Правильно ли поступил директор? Как, по Вашему мнению, должен быть решен вопрос об установлении Ветлугиной неполного рабочего дня?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 31 (2 часа)

Изучение определения понятий:

  1. Рабочее время

  2. Сверхурочная работа

  3. Совместительство

  4. Режим рабочего времени,

  5. Вахтовый метод

  6. Время отдыха

  7. Виды отпусков

  8. Социальный отпуск.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 32 (2 часа)

Проведение исследовательской работы: работа по совместительству.

Провести исследовательскую работу по изучению приема работника на работу по совместительству.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 33 (2 часа)

Изучение определения понятий:

  1. Заработная плата,

  2. Минимальный размер оплаты труда,

  3. Повременная система,

  4. Тарифная система,

  5. Сдельная система.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 34 (1 час)

Схематическое построение взаимосвязи понятий: правила внутреннего распорядка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 35 (2 часа)

Выполнение творческого задания: методы обеспечения трудовой дисциплины.

Решите задачи:

1. Инженер автобазы № 24 Пучков 11 марта опоздал на работу на 2ч.18 мин. Из данного им в тот же день объяснения видно, что никаких уважительных причин для этого не было. На следующий день Пучков ушел в очередной отпуск. Второго апреля он заболел и находился на больничном листе до 17 апреля. С 18 апреля по 24 апреля он использовал оставшуюся часть отпуска. 25 апреля Пучков вышел на работу. Через 2 дня администрация издала приказ о его наказании за опоздание на работу 11 марта.

- Правомерны ли действия администрации?

2. Решением администрации и профсоюзного комитета в правила внутреннего трудового распорядка ООО «Западный мост» было включено условие, согласно которому наряду с другими мерами взыскания за нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить денежный штраф к лицам, виновным в изготовлении бракованной продукции.

- Законно ли указанное дополнение к правилам внутреннего трудового распорядка?



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 36 (1 час)

Схематическое построение взаимосвязи понятий: отличие полной материальной ответственности от ограниченной материальной ответственности.

Решите задачу:

Коллективом мастерской по ремонту бытовой техники был заключен договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Утром после выходного дня обнаружилось, что полка, на которой лежала техника заказчиков, упала и корпуса печей СВЧ, кухонных комбайнов, утюгов и т.п. восстановлению не подлежат. Общая сумма ущерба, возникшего вследствие необходимости приобретения запасных частей, составила 55 тыс. руб. Было составлено соглашение, по которому сумма ущерба распределяется между одиннадцатью работниками в равных частях. Однако трое работников отказались подписывать данное соглашение: при этом двое не признали своей вины в причинении ущерба, а третий заявил, что ему еще нет 18 лет, его заработная плата составляет всего 3 тыс. руб. и он не может целых два месяца жить без денег.

-Как поступить работодателю в случае отказа кого-либо из членов коллектива от участия в возмещении ущерба?

- Как взыскать ущерб в приведенной ситуации?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 37 (2 часа)

Реферирование по теме: материальная ответственность работника и работодателя.

В докладе должны быть освещены следующие аспекты: понятие материальной ответственности; основания и условия привлечения к материальной ответственности. Виды материальной ответственности работников; случаи заключения договора о полной материальной ответственности работников; особенности коллективной ответственности; способы определения размера причиненного работником ущерба; условия и порядок снижения суммы ущерба, подлежащей         взысканию с работника; порядок возмещения работником ущерба.

При этом можно использовать: Трудовой кодекс РФ; справочно-правовую систему «Гарант», «Консультант Плюс»



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 38 (2 часа)

Проведение исследовательской работы: порядок возмещения работником причиненного ущерба.

Решите задачи:

1. Учитель химии Власенко при подготовке кабинета к практическим занятиям уронил коробку с пробирками, которые при падении разбились. В связи с этим он обратился к директору школы и попросил заменить разбитые пробирки новыми. Директор школы в просьбе отказал, мотивируя тем, что Власенко причинил школе материальный ущерб и должен купить новые пробирки за свои деньги.

- Прав ли директор?

2. На одной из буровых установок в Чукотском автономном округе из-за сильных морозов вышел из строя ряд механизмов. Поскольку из-за приостановки работ ОАО «Чук – ойл» мог быть причинен значительный материальный ущерб, бригада буровиков по своей инициативе продолжало работу, используя сохранившиеся в исправности агрегаты и применив в экстремальной ситуации методы, не предусмотренные правилами ведения работы. Однако это привело к привело к поломке части агрегатов, и работодателю был причинен материальный ущерб, правда, в значительно меньших размерах, чем если бы члены бригады не приостановили работу. Тем не менее ОАО обратилось в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.

- Сформулируйте решение суда.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 39 (2 часа)

Изучение определения понятий:

  1. Индивидуальный трудовой спор

  2. Комиссия по трудовым спорам

  3. Коллективный трудовой спор

  4. Забастовка.

Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 40 (2 часа)

Схематическое построение взаимосвязи понятий: порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде; порядок рассмотрения коллективного трудового спора.

В опорном конспекте должны быть освещены следующие аспекты:

1. Понятие индивидуальных трудовых споров; органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры; компетенция комиссии по трудовым спорам и судебных органов по данному вопросу; организация комиссии по трудовым спорам и порядок рассмотрения в ней дел.  Назовите случаи, при которых индивидуальные трудовые споры подлежат рассмотрению в суде.  Как разграничивается подсудность трудовых споров между мировыми судьями и судами?  Дайте общую характеристику рассмотрения индивидуальных трудовых споров судебными органами (территориальная подсудность, сроки обращения, особенности судебной процедуры).

          2. Понятие коллективных трудовых споров; органы по урегулированию коллективных трудовых споров; отличие их от комиссии по трудовым спорам. Назовите функции, которые выполняет  Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Какие меры должны предпринять работники до объявления забастовки? В чем суть коллективных переговоров?  В чем суть примирительных процедур? Виды примирительных процедур.

          3. Понятие забастовки; ее отличие от примирительных процедур; условия  объявления. Назовите ограничения права на забастовку. В каких случаях,  и в каком порядке забастовка признается незаконной? Что понимается под отложением и приостановлением забастовки? Порядок  объявления и проведения забастовки; обязанности,  возлагаемые на работодателя и работников в период проведения забастовки.  Назовите гарантии, предусмотренные законом для работников, участвующих в забастовке. Понятие «локаут».

          При этом можно использовать: Трудовой кодекс РФ; справочно-правовую систему «Гарант», «Консультант Плюс»



Раздел 4. Административное право

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 41 (3 часа)

Изучение определения понятий:

1. Понятие административного права

2. Предмет и метод административного права

3. Государственное управление и государственное регулирование

4. Федеральные органы исполнительной власти

5. Административные правонарушения

6. Административная ответственность


Записать в рабочую тетрадь основные понятия и их краткие определения или характеристики.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 42 (5 часов)

Проведение исследовательской работы: взаимосвязь административных правонарушений и административной ответственности.

Проверь себя:

1. Отношения регулируемые административным правом являются между :

1. Заказчиком и организацией, оказывающей бытовые услуги населению.

2. Инспектором ГИБДД и водителем, припарковавшим машину около школы.

3. Инспектором Государственной инспекции труда и руководителем предприятия, нарушившим трудовое законодательство.

4. Мастером производственного обучения и директором колледжа по поводу предоставления мастеру отпуска без сохранения заработной платы.

5. Студентом и ректором ВУЗа в связи с отчислением студента за неуспеваемость.

2. Нормы административного права содержатся в документах поступивших на имя ректора ВУЗа являются:

1. Заявление заведующего кафедрой о предоставлении ему очередного отпуска.

2. Приказ Министерства образования и науки о порядке присвоения ученых степеней и званий.

3. Предписание инспектора Госпожарнадзора РФ об устранении в здании ВУЗа нарушений правил пожарной безопасности.

4. Приказ Министерства образования и науки о награждении доцента кафедры права почетной грамотой.

3. Основаниями административной ответственности являются:

1. Преступление.

2. Дисциплинарный проступок.

3. Причинение материального ущерба.

4. Административное правонарушение.

5. Все указанное является основанием для привлечения к административной ответственности

4. К административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее возраста:

1. 14 лет к моменту совершения правонарушения.

2. 16 лет к моменту совершения правонарушения.

3. 14 лет к моменту обнаружения правонарушения.

4. 16 лет к моменту обнаружения правонарушения.

5. 18 лет к моменту совершения правонарушения.

5. Административное взыскание может быть наложено со дня совершения правонарушения:

1. Не позднее 2 месяцев.

2. В течение 3 месяцев.

3. Не позднее 6 месяцев.

4. В течение года.

6. Административным правонарушением влекущим административную ответственность является:

1. Управление транспортным средством без обязательного страхования своей гражданской ответственности.

2. Невыполнение требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

3. Управление транспортным средством водителем, если пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности.

4. Управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр.

5. За все перечисленные случаи установлена административная ответственность.

7. Повреждение телефонов-автоматов влечет:

1. Письменное предупреждение.

2. Наложение административного штрафа.

3. Административный арест.

4. Уголовная ответственность.

8. В качестве дополнительного наказания не могут назначаться:

1. Штраф.

2. Административный арест и дисквалификация.

3. Выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ.

4. Конфискация орудия совершения административного правонарушения.

9. Дела об административных правонарушениях не может рассматриваться:

1. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

2. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Органами внутренних дел.

4. Мировыми судьями и районными судами.

5. Могут рассматриваться всеми указанными организациями.






































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ


Доклад – это небольшое сообщение по заданной теме. Главное в докладах, как и в сообщениях,— суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. При  подготовке доклада используется несколько источников (книг, журналов, интернет …). КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ:

  1. Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать однокурсникам), полностью оформлять сообщение не обязательно.

Как  выступить  с сообщением?

  1. Сообщение  нужно рассказывать, а не читать.

  2. Перед началом  назвать тему  сообщения.

               а) Тема моего  ……………

         б) Я  хочу вам  рассказать …….

  1. Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать  12 предложений.

  2. Чтобы сообщение  получилось, дома  надо потренироваться, выступая перед зеркалом.

  3. После выступления другие однокурсники задают вопросы.

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД 

1.       Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада. 

2.   Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. (можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. Подборку книг и журналов помогут сделать в библиотеке).

3.   Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно однокурсникам, сделайте выписки.

4.       Составьте план, и в соответствии с ним напиши текст из подобранного материала. Запишите текст доклада полностью. 

6.       Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.

7.       Перескажите устно текст доклада дома. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию. 

По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью не более 5 минут. Это соответствует примерно 1-2  страницам печатного текста.

Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы решения задач по ПОПД

Решение задач по праву — это творческий процесс. Здесь необходим комплексный и творческий подход. Возможно, человек не связанный с юридической наукой, скажет, что решить задачу — это как в математике. То есть нужно произвести определенные действия по какому-то алгоритму. В случае наличия юридической проблемы такого легкого решения не получится.
 
Рассмотрим пример задачи.

В июле 2012 года девушка устроилась на работу в государственную структуру. На тот момент ее ребенку был 1 год и 10 месяцев. С 1 января 2013 года она решила взять оставшуюся у нее в распоряжении часть отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В приказе об отпуске было указано, что выйти на работу ей следует 15 октября 2013 года. Законно ли предприятие предоставило ей отпуск аж до 15 октября?

Определение отрасли права

Первым этапом решения задачи мы считаем определение отрасли права, в рамках которой стоит рассматривать эти правоотношения. Исходя из смысла задачи мы в любом случае исключим административное право, уголовное, гражданское. Однозначно этот случай стоит рассматривать в рамках трудового права. Решение задач по праву возможно только при наличии у человека определенных юридических знаний.
 

Определение подотрасли права

Первый этап решения задачи мы осуществили. Идем дальше. Нам необходимо определить подотрасль трудового права. Мы бы выделили такие основные подотрасли, как: коллективный и трудовой договор, гарантии и компенсации работникам, охрана труда, работа женщин и молодежи, трудовой коллектив и профсоюзы, охрана труда, нормы труда, трудовая дисциплина, время отдыха. В рамках подотрасли «Время отдыха» выделяют 2 части — отпуск и регулирование порядка предоставления выходных дней. Логично, что стоит изучать правовые нормы про отпуск.
 

Последний этап — анализ

На следующем этапе мы должны проанализировать, с помощью каких нормативно-правовых актов возможно решить эту задачу. Будет логично изучить нормы Кодекса законов о труде и Закона «Про отпуск». В Законе «Про отпуск» в ст. 18 указано, что женщина может взять отпуск до достижения ребенком трех лет. По условию задачи ребенку в июле 2012 года было 1 год и 10 месяцев, то есть три года ему исполнится в сентябре 2013 года. Если выходить из логики, то предприятие ошибочно предоставило отпуск до 15 октября.
 

Такой способ решения задач хотелось бы считать оптимальным. Почему? Потому что в гражданском или уголовном праве задачи могут быть более сложные и комплексные. В процессе поиска варианта ответа вы можете прийти к выводу, что материал задачи касается нескольких отраслей или подотраслей права, поэтому необходимо каждый аспект максимально детализировать и рассматривать как можно конкретнее.
 

Заключение

Решение задач по праву — это очень важный элемент, которым должны владеть студенты юридических вузов. Это настоящая тренировка, которая поможет в будущем находить выход из различных сложных ситуаций, обязательно присутствующих в юридической практике.









ЛИТЕРАТУРА


1. Гражданский кодекс РФ ч. 1-4.

2. Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права. – М.: Юрайт, 2010. –413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.

3. Конституция Российской Федерации – М.: 2015.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2014г. №195-ФЗ.

5. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013.

6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2014 г. № 197-ФЗ

7. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 249 с. – Серия: «Среднее профессиональное образование».

8. Хабибулин А., Мурсалимов К. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – М.: Инфра-М, 2010 – Серия: профессиональное образование.

9. www.consultant.ru

10. Справочно-правовая система «Гарант»




























ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»



СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.11 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

профессиональный цикл


основной профессиональной образовательной программы

по специальности:

230115 Программирование в компьютерных системах


для студентов заочной формы обучения





составил: Апанасевич Л.Ф. – преподаватель.

































24