МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С. ПАНОВА»
Методическая разработка
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Счастье есть – его не может не быть!»
Разработчик:
Максименко Нина Валерьевна
Хабаровск, 2022 г.
СОГЛАСОВАНО Предметно-цикловой комиссией ___________ Е.А. Кухаренко Протокол № ________________ от «____»_____________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ТО __________С.Б. Котенева «____»______________2022 г. |
Разработчик:
Преподаватель __________________ Н.В. Максименко
(подпись)
Согласовано:
Методист КГБ ПОУ ХТТТ _____________ Н.И. Коршунова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 4 |
Пояснительная записка | 5 |
Конспект классного часа | 6 |
Заключение | 14 |
Список использованных источников | 15 |
Приложения | 16 |
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) «Счастье есть – его не может не быть!» составлена в помощь не только классным руководителям и преподавателям СПО, но и других учебных заведений в плане обмена опытом.
Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта воспитательной работы преподавателей.
Тема очень актуальна, дает возможность поразмышлять о смысле жизни, раскрыть неизвестные грани своего характера, узнать ценности жизни современного общества, получить ответы, волнующие твое сердце, которые не решаешься произнести вслух.
Цель данного классного часа – познакомить обучающихся с понятием «счастье» и помочь каждому студенту осмыслить это понятие применительно к самому себе.
Поставленные задачи направлены, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание молодежи, формирование позитивного мышления у обучающихся, формирование творческого потенциала.
Представленная методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект разработанного классного часа по теме «Счастье есть – его не может не быть!», приложения (авторская презентация, раздаточный материал), список литературы и источников, использованных при разработке классного часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планируя мероприятия и классные часы на текущий год, классный руководитель, прежде всего, опирается на запланированные, обязательные мероприятия. Но зная особенности своей группы, вопросы, которые волнуют студентов, классный руководитель путем проведения нетрадиционного классного часа может попытаться ответить на них в свободной или даже игровой форме. Данное мероприятие позволяет студентам глубже понять себя, определить ориентиры в жизни, узнать мнения своих сверстников и мнения ученых.
Тема счастья была выбрана не случайно. У многих студентов отсутствует интерес к любым видам деятельности. Очень сложно не поддаться на уловки успешных рекламодателей, клипмейкеров, режиссеров, долгое время пытающихся создать общество потребления, лишенное духовных ценностей. Мир вокруг нас стал слишком материален. Многие ребята видят получение радости и удовольствия только через получение материальных благ, забывая о живом общении, дружбе, увлечениях. Изменить данную обстановку в группе помогут совместные выходы на природу, в театры, музеи, беседы с ребятами, собственный пример и, конечно же, нетрадиционные классные часы.
Данное мероприятие позволяет студентам раскрыть себя, определить правильные ориентиры в жизни, научиться радоваться каждому дню.
Подготовка и проведение данного мероприятия способствуют формированию у студентов умения работать в группе, ясно четко выражать свою позицию, видеть и понимать причинно-следственные связи между мыслями и событиями в своей жизни.
Данное мероприятие может проводиться для студентов 1-3 курсов. Тема счастья актуальна для любого возраста. Проведение мероприятия в нетрадиционной форме всегда вызывает повышенный интерес, т.к. студентам предоставляется возможность поразмышлять, поделится своим опытом, продемонстрировать свои знания и соображения по данному вопросу, узнать много нового и интересного для себя.
ТЕМА: «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ – ЕГО НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ!»
Описание: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 1 – 3 курса
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с понятием «счастье» и помочь каждому студенту осмыслить это понятие применительно к самому себе
Задачи:
-
духовно-нравственное воспитание молодежи;
-
формирование позитивного мышления у обучающихся;
-
формирование творческого потенциала;
-
познакомить обучающихся с многообразием понятия «счастье»;
-
развивать умение выражать свои чувства и эмоции;
-
развивать умение ценить окружающих людей, семью, друзей;
-
показать значимость счастья для всей последующей жизни;
-
воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе, развивать творческие способности;
-
развивать умение видеть прекрасное и позитивное во всем;
-
способствовать развитию коммуникативных умений обучающихся через организацию коллективной и индивидуальной работы на мероприятии;
-
формирование умения выражать свои взгляды, высказывать свою собственную точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении;
-
формирование навыков самостоятельного принятия решений;
-
формирование навыков критического анализа жизненных ситуаций;
-
развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов классного часа;
-
способствовать развитию речи как показателя интеллектуального и общего развития обучающегося.
Вид занятия: внеклассное мероприятие
Форма проведения: комбинированная с использованием элементов тренинга, конференции, творческого моделирования, дискуссии и организации работы в группах
Ожидаемые результаты:
личностные:
- активизация личностной позиции и взгляда каждого обучающегося на обсуждаемую тему;
- актуализация и коррекция нравственных и этических установок обучающихся;
- повышение стремления обучающихся к самоанализу и анализу своих поступков;
коммуникативные:
- дальнейшее формирование умения аргументировать, отстаивать свою позицию;
- повышение умения работать в группе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, сценарий классного часа, ватман, бумага формата А4, цветные фломастеры, ручки, карандаши, листочки с надписями для «ступенек счастья».
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
-
Мотивация обучающихся. Вступительное слово классного руководителя
-
Основная часть
-
Высказывания о счастье
-
Тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется»
-
А счастье – в чём? «Ступеньки к счастью»
-
Игра «Ищем позитив»
-
Видеоролик «Я – часть затерянного поколения»
-
Притча «Полная банка»
-
Рисунки «Как и в чем Вы видите своё счастье?»
-
Рефлексия. Ответы на вопросы
-
Подведение итогов классного часа
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
-
Мотивация обучающихся. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель: Добрый день студенты, преподаватели, мастера, все наши гости! Сегодня вы присутствуете на классном часе, тема которого «Счастье есть – его не может не быть!» (слайд №1). Именно так, жизнеутверждающе, звучит тема нашего сегодняшнего классного часа.
В течении года мы с Вами отмечаем разные праздники: Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и др. На праздники у нас принято поздравлять друг друга. И мы обычно говорим друг другу различные пожелания. И во всех этих пожеланиях мы желаем друг другу счастья.
Но что же такое «счастье»? Нечто непостижимое, какой-то далекий образ или все же нечто реальное, находящееся вокруг нас? Какого человека можно считать счастливым? Что нужно человеку для счастья? Умеем ли мы видеть и ценить наше счастье? Где искать это счастье? И самое главное – умеем ли мы быть счастливыми? На эти и другие вопросы попытаемся ответить сегодня. Попробуем разобраться, существует ли так называемая «формула счастья».
Эпиграфом для классного часа я выбрала слова писательницы Хелен Адамс Келлер: «Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь». Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы понимаете это высказывание. (слайд №2)
Команды высказывают своё мнение.
2. Основная часть
2.1. Высказывания о счастье (слайд №3)
Классный руководитель: На протяжении столетий тема поиска счастья волновала и продолжает волновать людей. Неспроста существуют тысячи изречений различных философов, писателей, ученых и других пытливых умов на эту тему. У каждой команды на столе лежат листы с высказываниями о счастье великих людей. Какое из высказываний Вы бы предложили в качестве эпиграфа? Обоснуйте свой выбор!
-
«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». (политик и государственный Деятель Авраам Линкольн)
-
«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное». (древнегреческий философ Платон)
-
«Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, — ему не может чего-либо не хватать». (еврейский царь и мудрец Соломон)
-
«Место для счастья – здесь». (военный деятель и юрист Роберт Ингерсолл)
-
«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, - и то не день, а мгновение». (русский писатель Иван Сергеевич Тургенев)
-
«Счастье – это бабочка, которую никак не поймаешь. Но как только ты перестаешь за ней гоняться, она сама садится к тебе на шею». (автор неизвестен)
-
«Большое препятствие для счастья – это ожидание слишком большого счастья». (французский ученый Бернар Фонтенель)
-
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (древнегреческий философ Пифагор)
Команды выбирают высказывание о счастье в качестве эпиграфа классного часа. Идет обсуждение сделанного выбора.
2.2. Тренинг «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется»
Классный руководитель: Действительно, можно и нужно учиться быть счастливым. И сегодня мы с вами начнем это делать. Начнем прямо сейчас.
Итак, счастье – это эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования. (слайд №4)
Самый простой способ притянуть положительную эмоцию – улыбка! (слайд №5)
Многие, к сожалению, улыбаются очень редко, а некоторые, к сожалению, и вовсе разучились это делать. Иногда нужно просто заставлять себя. В связи с этим предлагаю вам прямо сейчас провести своеобразный тренинг, чтобы пребывать в позитивном состоянии, по меньшей мере, до конца классного часа. Итак, тренинг «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется».
Студенты по кругу передают тепло своей улыбки, предавая из рук в руки «СМАЙЛИК».
2.3. А счастье – в чём? «Ступеньки к счастью»
Классный руководитель: Счастье можно и нужно находить в разном. И каждый видит его в разном. Предлагаю сделать следующее задание: у вас на столах лежат бумажные листы с различными надписями. (слайд №6)
Итак, из набора предложенных надписей Вам, посовещавшись, нужно за 2-3 минуты выбрать 7 самых, на ваш взгляд, необходимых и важных для построения «счастья».
Итак, какие секреты есть у счастья, что же нам нужно, чтобы быть счастливыми? Начинайте!
Команды озвучивают надписи, которые они выбрали в качестве «ступенек» для построения счастья.
Классный руководитель: Итак, ваши «Ступеньки к счастью готовы». Предлагаю каждой команде их озвучить.
Классный руководитель комментирует, добавляет свои мысли и делает акцент на том, что необходимым компонентом всех «ступенек счастья» является любовь. Любовь разная…. Потому что только любящий человек может испытывать счастье сам и дарить счастье другим. Одно из наиболее важных проявлений любви – это любовь к мамам.
Классный руководитель: В конце классного часа у вас будет возможность поменять свои «ступеньки к счастью», если вы измените своё мнение.
2.4. Игра «Ищем позитив» (слайд №7)
Классный руководитель: Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее и счастливее. Но иногда люди, к сожалению, не способны замечать позитивные моменты. И даже в одной и той же ситуации, где одни люди видят плюсы, другие видят минусы. И люди настолько привыкают видеть эти минусы, что уже начинают делать это целенаправленно и изначально видят негатив во многих жизненных ситуациях. А это – естественно, серьезное препятствие, чтобы почувствовать себя счастливыми. А ведь иногда случаются ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной успеха. Поэтому будем учиться видеть позитив.
В связи с этим я предлагаю вам небольшую игру под названием «Ищем позитив». Суть игры: нужно закончить фразу, которая, на первый взгляд, описывает некую не очень положительную ситуацию. У каждой группы свой набор фраз. Переделайте фразы так, чтобы найти в конкретном моменте позитивную эмоцию, счастье.
Фразы для первой команды:
1) В комнате прохладно, но зато… (так легче думается).
2) С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что… (в такой день хорошо сочиняются стихи).
3) К уроку мне надо прочитать огромный рассказ, но это хорошо тем… (что я узнаю много нового).
4) Как мало времени осталось до экзаменов, но зато… .
5) На улице ужасная слякоть, но….
Фразы для второй команды:
1) Каждый день я вынужден ходить в техникум, но…
2) У меня сломался телефон, но зато это повод, чтобы…
3) Сегодня нам поставили дополнительную ленту физкультуры, но это хорошо тем…
4) У нас сегодня в квартире целый вечер не было электричества, но зато…
5) В автобусе я немного задумался и уехал дальше, чем нужно, на две остановки, но…
Команды озвучивают получившиеся предложения.
2.5. Видеоролик «Я – часть затерянного поколения»
Классный руководитель: Итак, ребята, спасибо, за ваши позитивные ответы. Как мы успели понять, что в каждой ситуации можно и нужно искать позитивные моменты. Каждая ситуация в нашей жизни – это возможность что-то понять, узнать, быть может пересмотреть свое отношение к происходящему. Взглянуть на ситуацию с другой стороны. Порой даже одни и те же слова, одни и те же фразы при совершенно другой интерпретации приобретают кардинально противоположное значение.
В качестве примера давайте с вами посмотрим видеоролик под названием «Я – часть потерянного поколения», который очень показательно демонстрирует, как меняется вообще смысл происходящего в зависимости от нашего с вами к этому отношения.
После просмотра видеоролика у вас будет возможность поделиться своим мнением.
Просмотр видеоролика «Я – часть затерянного поколения». (слайд №8)
Классный руководитель: Ребята, раскройте смысл выражения «потерянное поколение».
Ответы обучающихся…
Почему люди старшего поколения считают, что вы часть потерянного поколения?
Ответы обучающихся…
Согласны ли вы с тем, что вас ждет светлое позитивное будущее?
Ответы обучающихся…
Хотите ли вы в будущем создать семью и воспитывать своих детей?
Ответы обучающихся…
Любите ли вы смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы вам нравятся больше всего? Кто ваш любимый герой? Смотрите ли вы телесериалы?
Ответы обучающихся…
Любите ли вы читать? Какие книги вам наиболее интересны? Какую книгу вы читаете сейчас? Какую книгу вы только что прочитали? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать?
Ответы обучающихся…
2.6. Притча «Полная банка»
Классный руководитель: Давайте научимся видеть и ценить в нашей жизни главное. Видеть и ценить камни, а не песок». Что это значит?
В связи с этим предлагаю послушать современную притчу «Полная банка». (слайд №9)
2.7. Рисунки «Как и в чем Вы видите своё счастье?» (слайд №10)
Классный руководитель: Счастье можно и нужно находить в разном. И каждый видит его в разном. А как и в чем Вы видите своё счастье? Задание: каждая команда должна изобразить своё счастье на листе бумаги в виде любого образа, предмета или явления. То есть сделать рисунки – ассоциации.
Команды на ватмане выполняют рисунок. Затем презентуют свои работы.
3. Рефлексия. Ответы на вопросы (слайд №11)
Классный руководитель: Мы приближаемся к концу нашего классного часа, а значит пора ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой в начале мероприятия. Ребята, на какие вопросы мы сегодня искали ответы?
Предположительные ответы обучающихся: Что такое «счастье»? Какого человека можно считать счастливым? Что нужно человеку для счастья? Умеем ли мы видеть и ценить наше счастье? Где искать это счастье? Умеем ли мы быть счастливыми?
Классный руководитель: Ребята, нашли ли вы ответы на данные вопросы? Пожалуйста, поделитесь своим мнением!
Обучающиеся высказывают свои мнения.
4. Подведение итогов классного часа
Классный руководитель: Ребята, вернемся к построенным вами «ступенькам к счастью». Изменили ли Вы свое мнение о счастье? Поменяете ли Вы какую-нибудь «ступеньку счастья» на другую?
Команды озвучивают своё мнение…
Классный руководитель: Тема нашего классного часа очень актуальна, дает возможность поразмышлять о смысле жизни, раскрыть неизвестные грани своего характера, узнать ценности жизни современного общества, получить ответы, волнующие твое сердце, которые не решаешься произнести вслух.
Наш классный час окончен, спасибо всем, кто принимал в нем участие! (слайд №12)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной методической разработке представлено открытое внеклассное мероприятие «Счастье есть – его не может не быть!».
Основой классного часа является обсуждение таких вопросов, как «Что такое счастье?», «Какого человека можно считать счастливым?», «Что нужно человеку для счастья?», «Умеем ли мы видеть и ценить наше счастье?», «Где искать это счастье?», «Умеем ли мы быть счастливыми?».
В проведенном классном часе учтены возрастные и психологические особенности участников мероприятия.
Для большего проникновения в тему классного часа были использованы различные виды деятельности: творческое и ассоциативное проектирование, беседа, обсуждение, вопрос-ответ, анализ ситуации, создание и презентация творческого продукта (рисунок на ватмане, презентующий видение счастья студентами).
Мероприятие проходит в свободной, непринужденной форме. Невозможно остаться равнодушным и не вовлеченным в беседу и обсуждение.
Положительный результат получен благодаря целостному и продуманному сценарию.
Все это присутствовало на классном часе «Счастье есть – его не может не быть!», воспитательные цели и задачи были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://self-creation.info/citaty-pro-schaste/
2. https://www.youtube.com/watch?v=ZuIqxituiB4
3. https://infourok.ru/klassnyj-chas-schaste-est-ego-ne-mozhet-ne-byt-4329944.html
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/18/shchurkova-ne-sobranie-pestrykh-del
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Надписи для «ступенек счастья»
Л Ю Б О В Ь |
Д Р У Ж Б А |
ПОМОЩЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА |
ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА |
ОЩУЩЕНИЕ СВОЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ ОБЩЕСТВУ |
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В СЕМЬЕ |
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ |
ТВОРЧЕСТВО |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
УМЕНИЕ РАДОВАТЬСЯ |
ТЕРПИПОСТЬ К ОКРУЖАЮЩИМ |
УМЕНИЕ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ |
ЧЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ |
САМОКРИТИЧНОСТЬ |
УМЕНИЕ ЦЕНИТЬ |
ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА |
УМЕНИЕ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ |
НАДЕЖДА НА ЧУДО |
САМОУВЕРЕННОСТЬ |
ВОЗМОЖНОСТЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ |
МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ |
ИМЕТЬ РОДИТЕЛЕЙ |
ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ ВСЁ, ЧТО ХОЧЕТСЯ |
КРАСОТА |
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ |
ВЕЗЕНИЕ, УДАЧА |
ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ |
ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Смайлики для тренинга «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Авторская презентация
Слайд№ 1 | Слайд№ 2 | Слайд№ 3 |
Слайд№ 4 | Слайд№ 5 | Слайд№ 6 |
Слайд№ 7 | Слайд№ 8 | Слайд№ 9 |
Слайд№ 10 | Слайд№ 11 | Слайд№ 12 |