СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Счет лет в истории. Решение задач по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и истории, направленный на получение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Счет лет в истории. Решение задач по математике»

План-конспект интегрированного урока история + математика в 5 классе


Тема: «Счет лет в истории. Решение задач».

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

4. Показать связь истории и математики при решении простейших исторических задач.

Тип урока: изучение нового материала


Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, календарь.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, «лента времени», карточки с заданиями.


План урока: (слайд 3)

1.Историческая хронология.

2.Календарь.

3.Наша эра и лента времени.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

1) Историческая хронология (учитель истории)

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией.

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

(учитель математики, слайд 4)

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Практикум (слайд 5)

  1. 1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.

  2. Если сейчас 2013 год, то какой сейчас век? (21 век).

  3. 882год. Это какой век? (9век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

I=1

X =10, его половина V=5

Например - 9 век, как IX (10-1)











Обучающая самостоятельная работа по карточкам с последующей взаимопроверкой


Записать римскими цифрами



Записать арабскими цифрами


Определить век


6



V



1132 год




9



VIII



567 год




11



XIX



48 год




13



IV



38 год до н.э.




8



III



1700 год




16



XVI



309 год




17



XIV



2013 год




4



IX



2017 год





2)Календарь (учитель истории, слайд 6)

Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.



3) Наша эра и лента времени (учитель истории, слайд 7)

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например,в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

(учитель математики, слайд 8)

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры Наша эра

0

….

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

….



Учимся решать задачи ( слайды 9-12)

  1. Обобщение и закрепление нового материала

Чтобы лучше разобраться в счете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач.

Класс разбивается на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием. За 7 минут нужно решить как можно больше задач. После этого карточки сдают учителю и обсуждают полученные ответы.

Решите задачи:


1.Отметьте на линии времени 100 год н. э. и 100 год до н. э. Подсчитайте, какой год был раньше. На сколько раньше?


2. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на линии времени этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в 2017м году.


3.Отметьте на линии времени год основания Рима – 753 год до н. э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города.


4.Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 году до н. э., а умер в 17 году н. э. В каком возрасте умер Тит Ливий?


5. В 225 г. до н.э. Египет поразила страшная засуха. Урожай смогли спасти только с помощью разветвленной системы каналов. Сколько лет прошло с тех пор?


6.В 2000 г. около города Фивы было обнаружено древнее погребение. Ученые определили возраст – 2450 лет. В каком году похоронили этого человека?


7.В 1560 г. до н.э. был построен храм, прославляющий богиню Нут (богиню неба в виде священной коровы). Сколько лет исполнится храму в этом году?























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!