Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №67 Николаева Е.А.
У кого есть здоровье,
есть и надежда, а у кого
есть надежда – есть все.
Арабская пословица.
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность . Сегодня в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся здоровьесберегающие технологии.
Образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников и задача педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей . А без здоровья это невозможно.
Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики , представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного
процесса без ущерба для
здоровья учителей и учеников.
Русский язык считается одним из самых трудных предметов, изучаемых в школе, поэтому использование здоровьесберегающих технологий особенно актуально.
Способы реализации
здоровьесберегающих технологий
Система творческих заданий
Физкультминутки с использованием предметного материала
Выполнение заданий с использованием
текстов о ЗОЖ
Физкультурные минутки
- обеспечивают активный отдых учащихся
- переключают внимание с одного вида деятельности на другой
- помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах
- улучшают обменные процессы
- способствуют повышению внимания и активности детей на последующем
этапе урока
разнообразить обучение,
облегчить усвоение.
5 класс
Имя существительное. Имена собственные.
- Ребята, если я вам назову слово, которое нужно писать с большой буквы, вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете (Барсик, котенок, Москва, город, ученик, Никита, река Амур, парта, Хабаровск и т.д.)
Фонетика. Мягкий знак.
- Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного, выполняйте приседание, если для разделения согласного и гласного – рывки руками. (Царь, конь, гладенький, волчьи, радость, варенье, ученье, тьма, неученье.)
- Нарисуйте с помощью головы разделительные Ъ и Ь знаки Однокоренные слова .
- Если произношу однокоренные слова – вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопаете в ладоши, если форму одного и того же слова, то поднимаете руки вверх. (Маленький – маленькая, маленький – малыш, маленький – мальчик, варенье – сварил, варенье – вареньем, повар – варит, повар – повару.) Слова с приставками .
- -Если назову слово, в котором есть приставка – делаете наклон туловища вправо, если приставки нет – влево.
Гимнастика для глаз Ах, как долго мы писали. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо) Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх). Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками) В классе радугу построим! Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево) Вправо, влево повернем. А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз) Жмурься сильно, не держись!
(Зажмуриться, открыть глаза
и поморгать ими).
Выполнение заданий с использованием текстов о ЗОЖ
Тире между подлежащим и сказуемым.
( Учащимся предложен текст с пропущенными знаками препинания, которые необходимо восстановить.)
Что же такое курение?
Курение- это вдыхание через рот дыма, который образуется от сгорания листьев табака.
Курение – медленное самоубийство! Курение- это вред!
Не убивай себя сам!
6 класс
Глагол.
При повторении темы «Глагол» учащимся предлагается текст, из которого нужно выписать глаголы и указать морфологические и грамматические признаки.
Стих начну с делового совета: Прекращайте, кончайте курить! Для здоровья, друзья, вредно это, Вот что должен я вам сообщить. Если раньше курил в день ты пачку, А теперь искуряешь ты две - Прекрати, озадачься, заплачь-ка: Ты же портишь здоровье вдвойне! Если с фильтром курил сигареты, А теперь "Беломор" ты смолишь - Полагаю, твоя песня спета, Разве что ты курить прекратишь!
Если дымом табачным противным Ты окуривал лучших друзей - То не будь ты простым и наивным: Дым для них еще хуже, вредней! Если лег ты в постель с сигаретой, А наутро проснулся живой - В этот раз повезло тебе в этом, Мог сгореть, отойти в мир иной! Призываю: давайте все дружно Прекратим, перестанем курить! Нам, поверьте, самим это нужно - На планете без дыма прожить.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо... Получается на славу.
Молодцы! (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
Изучение суффиксов причастий.
- Если в названном слове есть суффикс страдательного причастия- хлопните в ладоши, если суффикс действительного причастия- сделайте наклон туловищем вперед. (Страдающий, созданный, читаемый, смеющийся, раскисший, летящий, делающий, отрезанный, отправленный)
7 класс
Гимнастика для глаз.
Бабочка. Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся (,руки согнуты в стороны, выдох) Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). Попросить детей закрыть глаза. «Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
Творческое задание.
При изучении темы «Наречие» предложить ребятам придумать девиз о ЗОЖ, используя наречия.
Например: «Быстро, смело, с оптимизмом- за здоровый образ жизни!» «Бодро, весело, легко мы готовы к ГТО!»
Эмоциональная разрядка.
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился.
Использование на уроках русского языка подобных заданий является отличной актуализацией определенных орфографических правил.
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.
Умение управлять состоянием активности обучающихся – важный критерий оценки здоровьесберегающего
аспекта используемых
учителем педагогических
технологий.