Санкт – Петербургский государственный университет
Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии
Себестоимость, прибыль, рентабельность и ценообразование
Установочная лекция в рамках учебной дисциплины
«Экономика организации» для студентов колледжа
Преподаватель – к.э.н., доцент
Величко Елена Александровна
© Е.А. Величко, 2016
Вопросы к лекции:
- Состав затрат (расходов), включаемых в себестоимость продукции. Виды себестоимости продукции.
- Структура себестоимости продукции и классификация затрат на производство.
- Экономическая классификация затрат.
- Сущность, виды прибыли, механизм формирования и распределения прибыли.
- Рентабельность продукции, производства.
- Экономическое содержание, виды и структура цен. Основные методы ценообразования.
Вопрос 1. Состав затрат (расходов), включаемых в себестоимость продукции. Виды себестоимости продукции
Показатели себестоимости, прибыли и рентабельности тесно свя заны между собой, при этом себестоимость выражает в денежной форме затраты на изготовление и реализацию продукции.
Прибыль и рентабельность являются основными конечными результатами деятельности предприятия и характеризуют эффективность произ водства соответственно в стоимостном и относительном выражении. Взаимосвязь всех показателей хорошо проявляется при рассмот рении показателя рентабельности продукции или изделий ( Rпрод ) который определяется по формуле :
R прод =
где:
– прибыль от реализации продукции
– себестоимость продукции
Отсюда видно: чем ниже себестоимость, тем выше рентабельность и прибыль.
Состав себестоимости продукции для целей налогообложения определяется в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В состав себестоимости входят:
- затраты (расходы), связанные с производством и реализацией;
- внереализационные расходы.
В состав внереализационных расходов , не связанных с производством и реализацией, включаются:
- расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
- расходы в виде процентов по долговым обязательствам;
3) расходы на организацию выпуска и обслуживание ценных бумаг;
4) затраты на содержание законсервированных производственных
мощностей и объектов;
5) расходы в виде курсовой разницы от продажи (покупки) иностранной валюты;
6) расходы на оплату услуг банков;
7) судебные расходы, арбитражные сборы и др.
Вопрос 2. Структура себестоимости продукции и классификация затрат на производство
Различают следующие виды себестоимости , которые характеризуют ее структуру:
- цеховая - включает затраты цеха на изготовление продукции. В состав этого вида себестоимости входят затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, топлива, энергии, оплата труда работников цеха, цеховые расходы и амортизационные отчисления;
- производственная- включает затраты предприятия на изготовление продукции. Состоит из цеховой себестоимости и общезаводских расходов, в которые входят затраты, связанные с содержанием вспомогательного и обслуживающего хозяйства, аппарата управления предприятием;
- полная - включает затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции. Состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, в которые включаются затраты та упаковку и реализацию продукции.
И
Для целей планирования и учета затраты, включаемые в себестоимость, классифицируются по различным признакам. Важнейшими из них являются:
- способ отнесения на себестоимость продукции;
- изменение объемов производства;
- экономическое содержание затрат.
По способу отнесения на себестоимость определенного вида продукции все затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые - полностью относятся на себестоимость какого-либо вида продукции. Прямыми являются затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, идущие на изготовление данного вида продукции, и заработная плата основных производственных рабочих.
Косвенные расходы распределяются пропорционально величине прямых затрат между несколькими видами продукции. К ним относятся цеховые, общезаводские, амортизационные и внепроизводственные расходы.
В зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.
Переменные - это такие затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию, идущие на технологические цели, и заработная плата рабочих-сдельщиков.
Условно-постоянные - это такие затраты, которые либо не изменяются вообще, либо изменяются незначительно с увеличением объема производимой продукции. Это затраты на амортизацию, цеховые и общезаводские затраты.
Вопрос 3. Экономическая классификация затрат
По экономическому содержанию , в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, все затраты подразделяются на четыре группы:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации (см. подраздел 2.5);
- прочие расходы.
К материальным расходам относятся затраты на приобретение:
1) сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, их упаковке или на другие производственные и хозяйственные нужды;
2) запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и иного имущества;
3) комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке;
4) топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели и коммунально-бытовые нужды;
5) работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации.
Кроме того, к материальным расходам относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
К расходам на оплату труда относятся:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;
5) денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
6) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
7) единовременные вознаграждения за выслугу лет;
8) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам;
9) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера;
10) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования и др.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией , относятся:
1) суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) расходы на сертификацию продукции и услуг;
3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
4) расходы на оплату услуг по охране имущества;
5) расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
6) расходы по набору работников;
7) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
- расходы на командировки;
10) расходы на оплату аудиторских услуг;
11) представительские расходы и др.
Вопрос 4. Сущность, виды прибыли, механизм формирования и распределения прибыли
Прибыль является основным конечным результатом деятельности предприятия. Из прибыли выделяются средства на развитие производства, оплату труда работников, социальное развитие коллектива. Основными видами прибыли, определяемыми на предприятиях, являются валовая и чистая.
Валовая прибыль (П вал) включает в себя прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационные доходы. Она может быть определена по формуле:
П вал = П прод + П им ± Д внер.
Где:
П прод - прибыль от реализации продукции
П им - прибыль от реализации имущественных прав
Д внер. – внереализационные доходы
Прибыль от реализации продукции определяется как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, налогом на добавленную стоимость, акцизами (если продукция ими облагается):
П прод = В прод – С – НДС – А
где:
В прод – выручка от реализации продукции
С – себестоимость
НДС – налог на добавленную стоимость
А – акцизы.
Прибыль от реализации имущественных прав определяется как разность между ценой их реализации и стоимостью:
Пим = Цим – Сим
где:
Цим – цена, по которой было реализовано имущество предприятия
Сим – стоимость реализованного имущества
В состав внереализационных доходов включают доходы, не связанные с производственной деятельностью, т.е. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по ценным бумагам, доходы от торговой, посреднической и иной деятельности.
Механизм распределения валовой прибыли предприятия представлен на рис. 1.
Чистая прибыль (Пчист) остается в распоряжении предприятия. Она определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений и других платежей. Формирование чистой прибыли показано на рис.2.
Валовая прибыль
Прибыль, облагаемая налогом
Налог на прибыль
Прибыль, не облагаемая налогом
Чистая прибыль
Фонд потребления
Социальные нужды
Благотворительные цели
Фонд накопления
Резервный фонд
Проценты по облигациям
Рис. 1. Распределение валовой прибыли предприятия
Выручка от реализации продукции
Прибыль от прочей реализации
Доходы от внереализационных операций (за вычетом расходов)
Акцизы
НДС
Прибыль от реализации продукции
Себестоимость
Балансовая прибыль
Прибыль, облагаемая налогом
Доходы по ценным бумагам от долевого участия в других хозяйствующих субъектах
Прибыль, не облагаемая налогом
Местные налоги
Рентные платежи
Налог на прибыль
Налог на доходы
Чистая прибыль
Рис. 2. Формирование чистой прибыли предприятия
Вопрос 5. Рентабельность продукции, производства
Кроме прибыли, конечные результаты деятельности предприятия характеризует показатель рентабельности, который определяется в относительном выражении. К числу основных его видов относятся рентабельность продукции (или изделия) и рентабельность производства
Рентабельность продукции (изделия) характеризует выгодность производства того или иного вида продукции и используется при формировании плана производства на многономенклатурных предприятиях:
Rпрод = * 100 %
Рентабельность производства характеризует эффективность деятельности предприятия в целом. Она определяется в двух модификациях:
1 ) общая рентабельность производства:
R общ = * 100%
где:
– валовая прибыль:
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;
- расчетная рентабельность производства
R расч. = * 100%
где:
– чистая прибыль
Вопрос 6. Экономическое содержание, виды и структура цен. Основные методы ценообразования
К конечным показателям деятельности предприятия относится и цена, которая отражает в денежной форме стоимость продукции. По определенным признакам формируются различные виды цен, основными из них являются:
1) государственные регулируемые цены - федеральные или местные органы власти устанавливают цены на тот или иной товар (услугу) либо ограничивают цены в процентах от величины затрат, связанных с производством (оказанием услуг). В связи с этим различают прямые и косвенные регулируемые цены;
2) свободные рыночные цены - применяются в трех основных модификациях:
- свободные цены на продукцию производственно-технического назначения - устанавливаются предприятием - изготовителем такой продукции по согласованию с предприятиями и организациями — потребителями продукции. В их состав входят следующие элементы: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и снабженческо-сбытовые надбавки (если продукция реализуется через посредников);
- свободные отпускные цены на товары народного потребления - устанавливаются предприятием - изготовителем такой продукции по согласованию с торговыми организациями, реализующими ее. В их состав входят следующие элементы: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и снабженческо-сбытовые надбавки (если продукция реализуется через посредников), акцизы (если продукция ими облагается);
- свободные розничные цены - устанавливаются торговыми организациями, реализующими продукцию населению. Они состоят из свободных отпускных цен на продукцию и торговой надбавки.
В условиях действия свободных цен предприятие самостоятельно выбирает метод (или стратегию) ценообразования. Этот выбор происходит с учетом уровня конкуренции на рынке, вида производимой продукции, стратегических целей развития предприятия и других факторов.
Основные методы ценообразования:
1) при совершенной конкуренции :
- исходя из сложившихся на рынке цен на данный вид продукции.
Такой подход, как правило, устраивает и потребителей и производителей продукции, так как потребители получают достаточно стабильные и обоснованные цены, а производители - приблизительно среднюю норму прибыли. В случае если производитель желает получить большую прибыль, при использовании этого метода он должен заботиться о снижении себестоимости продукции;
- исходя из величины издержек и прибыли.
Этот метод также приводит к усреднению цены на продукцию, производимую разными предприятиями. Его отличие от первого метода заключается в том, что в основе ценообразования лежат не цены, сложившиеся на рынке, а затраты данного предприятия, исходя из величины которых решается вопрос о норме прибыли;
- исходя из расчета безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Метод используется, как правило, в тех случаях, когда предприятие определяет стратегию своего развития и устанавливает, что для целей технического перевооружения (реконструкции и т.д.) ему необходима определенная сумма средств. После чего рассчитывается целевая прибыль и определяется оптимальный объем производства и реализации продукции;
- исходя из максимальной прибыли в результате совершенствования структуры производства .
Метод используется в многономенклатурных производствах: определяются наиболее рентабельные виды продукции и рассчитывается оптимальный объем их производства и реализации;
2 ) при ограниченной конкуренции:
- исходя из максимально возможной прибыли («снятие сливок») в результате производства новых видов продукции
В первые годы производства новой продукции, используя свое доминирующее положение, предприятие устанавливает максимально возможную цену (учитывая необходимость возмещения повышенных затрат, связанных с производством нового вида продукции) и получает максимальную прибыль;
- установление демпинговых цен, которые ниже затрат на производство, с целью вытеснить конкурентов и занять доминирующее положение на рынке .
© Е.А. Величко, 2016