Секреты успешности работы воспитателя (из опыта работы воспитателя 1 отделения Бабкова А.С)
Воспитатель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный наставник. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в отделении. Основное в деятельности воспитателя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Воспитатель отвечает за содержание воспитательного процесса.
Работа воспитателя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего училища, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом училища. Деятельность воспитателя в первую очередь направлена на работу с воспитанниками своего отделения. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.
К важнейшим функциям воспитателя относятся: развитие познавательных интересов и способностей учащихся, забота об охране здоровья. Воспитатель организует своевременную помощь отстающим ученикам. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора училища, его заместителей, в тесном контакте с другими педагогами. В процессе воспитания воспитатель доходит до каждого учащегося. Среди основных качеств личности воспитателя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими воспитателю. Ведь он воспитывает учащихся и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для воспитателя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам. Воспитатель - ключевая фигура в воспитательной деятельности училища, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей - это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий.
Правила успеха воспитателя.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого воспитанника, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Открытость воспитателя;
11.Способность признать собственные промахи;
12.Способность понять и поддержать учащегося;
13.Отсутствие категоричности в суждениях.
Принципы успешной деятельности воспитателя.
Принцип первый - безусловное принятие каждого учащегося, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.
Принцип восьмой - умение признавать ошибки.
Очень здорово, если воспитатель, начиная работать с новым коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в отделении. Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям.
Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек».
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.