Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 55
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель МС Директор школы
____________ __________________ _____________ Т.В. Машкова
«__»_____ 20__г. «__»_____ 20__г.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
по психологии
«СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
для учащихся 9 классов
Рабочая программа составлена на основе:
ООП ООО МБОУ г. Иркутска СОШ № 55
педагог-психолог Шилова Марина Юрьевна
Иркутск 2022
Пояснительная записка
Актуальность и востребованность данного курса обоснована тем, что он решает одну из важнейших задач, которая состоит в том, чтобы помочь школьникам в выборе направления дальнейшего образовательного маршрута, создать условия для повышения готовности подростков к личностному самоопределению.
Для учащихся 9-х классов выбор обучения - самый главный вопрос их образовательного развития. Его решение поможет сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Девятиклассники, это подростки, которые выбирают будущую профессию в основном с помощью родителей, сверстников, подражая авторитетным личностям своего окружения, либо ориентируются на престижные и популярные профессии. Они не уверены, подойдут ли им эти профессии, так как не владеют знаниями и требованиями к этим профессиям, не учитывают свои личностные особенности и способности. Как правило, в силу своего возраста ребята подходят к решению проблемы авральным способом и, чаще всего, идут учиться туда, куда позволяет финансовое положение семьи или другие факторы (близость к дому, вместе с другом и т.д.) Вследствие неэкологического выбора, возможно разочарование, нервные срывы, депрессии.
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 9 классов. Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Программа включает теоретическую часть, диагностический блок, активные формы практических занятий, беседы, тренинги, деловые игры.
Программа рассчитана на 17 часов (одно полугодие),1 раз в неделю.
Целью программы является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Задачи программы:
повысить уровень психологической компетентности учащихся;
сформировать положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает кроме информирования, применение диагностических методик, ролевое проигрывание, интервью, проектирование и тренинги, психотехнические приемы. На протяжении занятий преподаватель, ведущий курс, занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает, то как информатор, то как эксперт или наблюдатель.
Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Данный курс разработан на основе программ Резапкиной Т.В. “Выбор профессии .” и " Секреты профессии",М.,2003г.; Черниковой Т.В."Выбор профиля обучения",Волгоград, 2005; Пряжникова Н.С., М.,2005; Кондратьевой О.Г.,"Мой выбор", ИПКРО,2005.
Содержание разделов и тем учебного курса
Курс состоит из трех блоков:
Информационный блок (3 часа). Диагностический блок (10 часов). Практический блок (4 часа).
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК «Я и мои желания»
Цель: расширить представление учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями «успешность», «профессиональный выбор», «профессиограмма», «ценностные установки», «зрелый выбор».
Дать девятиклассникам информацию о секретах и правилах выбора профессии, о схеме описания и анализа профессий, о типичных ошибках при выборе профессий.
Тема 1.Введение, профессиональное самоопределение. (1 час)
Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно - ценностная и практическая готовность. Профессиональный план – программа профессионального самовоспитания.
Тема 2. Общие понятия о профессии, специальности, должности. (1 час)
Формула успеха: хочу – могу – надо. Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны ее способности, содержание и характер труда. Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату».
Тема 3.Ошибки при выборе профессии. (1час) Ошибки при выборе профессии: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии. Пути получения профессии.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК «Я и мои возможности.»
Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном и личностном самоопределении через диагностику и самодиагностику.
Задачи:
изучение эмоционально-личностной сферы учащихся;
изучение способностей учащихся;
изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся;
научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные
Тема 4. Эмоционально-личностная, когнитивная и познавательная сфера (5 час). Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» Методика «Опросник Айзенка. Темперамент» Методика «Опросник типа мышления» Методика «Определение ведущей модальности» Методика «Краткий отборочный тест» Бузин. Тема 5. Профессиональные интересы и склонности (5 час). Методика «Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши». Методика «Анкета интересов – 120» Голомштока Методика «Определение предпочитаемого типа профессии. Клетка» Е.А. Климов Методика «Оценка профессиональной направленности личности» Дж. Голланда Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А. Климов
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК «Мой выбор!»
Цель: научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Задачи:
1. Научить учащихся составлять алгоритмы по:
анализу своих сильных и слабых сторон; принятию решений; самоанализу и способу определения целей;
2. научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и профессионального пути
3.стимулировать у подростков личную ответственность за использование результатов самопознания
при прогнозировании своего профессионального будущего.
Тема 6. Работа с результатами диагностики (1 час). Работа с «Картой диагностики». Выстраивание профессионально-личностного жизненного и профессионального пути. Упражнение «Мои цели»; Упражнение «Лестница»; Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь»; Упражнение «Спящий город» Тема 7. Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики (1 час). Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»; Деловая игра «Торг»; Упражнение «Окно Иогари»; Упражнение «Торг»; Упражнение «Объявление в газету»; Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Тема 8. «Совместная выработка алгоритма принятия решения» (1 час). Упражнение «Строительство своей жизни»; Упражнение «Дорога в горы»; Упражнение «Плюс, минус, интересно»; Упражнение «Рисунок «Дорога в жизнь»
Тема 9 Итоговое задание для зачетной работы (на выбор) (1 час):
Разработать профессиограмму и формулу интересующей профессии.
Написать резюме.
Разработать и защитить перспективный план профессионально-личностного развития на 5 лет.
Собрать, обработать и представить информацию о современном рынке высших учебных заведений г. Иркутска: адрес, контактные телефоны, факультеты и отделения, вступительные экзамены и т.д. (о выбранной профессии).
Написать эссе на тему «Я через 10 лет»
Написать вывод о соответствии результатов диагностики с профессиональным выбором.
Учебно-тематический план
№ | К-во часов | тема урока | цели | форма урока | деятельность учащихся |
1 | 1 ч. | Введение профессиональное самоопределение | Дать понятие зрелого выбора; познакомить учащихся с понятием «профессиональный план»; научить учащихся составлять «формулу успешности» | Лекция с элементами беседы | Активное слушание и участие в групповой дискуссии |
2 | 1 ч. | Общие понятия о профессии, специальности, должности | Познакомить учащихся с понятием «профессиограмма»; Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату» | Лекция с элементами беседы | Активное слушание, работа с информацией, обсуждение информации |
3 | 1 ч. | Ошибки при выборе профессии | Научить учащихся избегать типичные ошибки при выборе профессии; показать учащимся пути получения профессии; | Лекция с элементами беседы | Активное слушание, работа с информацией, обсуждение информации, индивидуальная работа |
4 | 5 ч. | Эмоционально – личностная, когнитивная и познавательная сфера | Изучение эмоционально-личностной сферы способностей учащихся; научить учащихся избегать типичные ошибки при выборе профессии; показать учащимся пути получения профессии; научить учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные знания | диагностика | Индивидуальная работа |
5 | 5 ч. | Профессиональные интересы и склонности | Научить учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные; изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся | диагностика | Индивидуальная работа |
6 | 1 ч. | Работа с результатами диагностики | Научить учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные | Урок-практикум | Индивидуальная работа |
7 | 1 ч. | Умение учитывать сильные и слабые стороны личности при выборе профессии | Стимулировать учащихся к рефлексии собственных позитивных и негативных качеств; обучить учащихся адекватному применению своих качеств при выборе профессии | Практическое занятие с элементами тренинговых упражнений | Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, участие в обсуждениях |
8 | 1ч. | Совместная выработка алгоритма принятия решения | Дать учащимся необходимые знания по планированию профессионального пути на основе алгоритма принятия решения и полученных знаний. | Практическое занятие с элементами тренинговых упражнений | Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, участие в обсуждениях |
9 | 1ч. | Зачетная работа по пройденному курсу | Итоговый контроль, зачетная работа по выбору | Практическое занятие | Индивидуальная работа, защита проектов |
Итого: 17 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 9-тых классов любого профиля.
В основе программы «профессиональный выбор: секреты выбора профессии» лежит программа Л.П. Сверч «Как стать успешным», А.П.Чернявской «психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Кроме этого при разработке курса использованы программа Г.В. Резапкиной «Секреты выбора профессии» и учебное пособие М.С. Гуткина. П.С. Лернера. Г.Ф. Михальченко и др. «Твоя профессиональная карьера».
Программа «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» рассматривает понятие «выбор» с двух сторон: выбор профессионального и личностного жизненного пути. Если человек правильно выберет будущую сферу профессиональной деятельности, то он будет успешен как личность, и наоборот, если человек успешен в личностном плане. То он сумеет сделать адекватный профессиональный выбор. Таким образом. Программа «профессиональный выбор: секреты выбора профессии» направлена на решение сразу двух важнейших задач старшего подросткового возраста – личностного и профессионального самоопределения. А для этого необходимо дать учащимся максимум информации и научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Осуществление контроля в рамках реализации данной программы ожидается через ряд мероприятий:
Самостоятельная работа
Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, презентации, творческие проекты и т.д.)
Список использованной литературы:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003, 272 с.
Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. –М.: Просвещение, 1994
Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева. –И.: ИГПИ, 199
Профильное обучение в условиях модернизации. –М., 2004. –358 с.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.
Пьянкова Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. –М.: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.
Рай Лесли. Развитие навыков эффективного общения. –СПб.: Питер, 2002, 288 с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. –М.: Генезис, 2002.
Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. –М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.:ВЛАДОС, 2001.
Я, ты, мы в зеркале познания (сборник методик) /Сост. С.Ф. Спичак. –М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «НПО «МОДЭК», 1995
Список литературы, рекомендуемой для учащихся 9-ых классов:
Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни - М., 1991.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1990.
Берг В. Карьера - суперигра. - Нетривиальные советы на каждый день. - АО «Интерэксперт», М., 1998.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. –Л., 1990
Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005.
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. –М., 1991
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. –М., 1990
Климов Е.А. Как выбирать профессию? –М., 1990.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. –М., 1995
Экскурсии в мир профессий. –Л., 1990
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа №55
Председатель МС
____________ _________________
«___»_________20__ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Т.В.Машкова
«___»_________20__ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(приложение к программе факультативного курса)
«СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
для учащихся 9 классов
Педагог-психолог Шилова Марина Юрьевна
Класс (-ы) 9 классы
Иркутск 2022
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 9 классов
Четверть, месяц | Дата по плану | Дата по факту | тема занятия | Кол-во часов | форма урока |
Информационный блок «Я и мои желания»(3 часа) |
I | сентябрь | 07 | | Профессиональное самоопределение | 1 | Лекция с элементами беседы |
14 | | Профессия, специальность, должность | 1 | Лекция с элементами беседы |
21 | | Ошибки при выборе профессии | 1 | Лекция с элементами беседы |
Диагностический блок. Эмоционально-личностная, когнитивная и познавательная сфера «Я и мои возможности» (5 часов) |
I | | 28 | | Свойства нервной системы | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
октябрь | 05 | | Темперамент и профессия | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
12 | | Ведущая модальность | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
19 | | Типы мышления | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
26 | | Мыслительная деятельность и интеллект | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
Диагностический блок. Профессиональные интересы и склонности «Я и мои возможности» (5 часов) |
II | ноябрь | 09 | | Интересы и склонности «Анкета интересов» | 1 | Индивидуальная работа, работа в группах |
16 | | Профессиональные склонности Л. Йовайши | 1 | Индивидуальная работа, работа в группах |
23 | | Предпочитаемый тип профессии. Клетка | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
30 | | Профессиональная направленность личности. Дж. Голланд | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
| 07 | | Тип будущей профессии. Е.А Климов | 1 | Индивидуальная работа, работа в парах |
Практический блок «Мой выбор!» (4 часа) |
II | декабрь | 14 | | Работа с результатами диагностики | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
21 | | Сильные и слабые стороны личности | 1 | Лекция с элементами беседы |
28 | | Алгоритм принятия решения Зачетная работа по пройденному курсу | 1 | Работа в парах, в группах, участие в обсуждениях Защита самостоятельной работы |
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 9 классов
Четверть, месяц | Дата по плану | Дата по факту | тема занятия | Кол-во часов | форма урока |
Информационный блок «Я и мои желания»(3 часа) |
III | январь | | | Профессиональное самоопределение | 1 | Лекция с элементами беседы |
| | Профессия, специальность, должность | 1 | Лекция с элементами беседы |
| | Ошибки при выборе профессии | 1 | Лекция с элементами беседы |
Диагностический блок. Эмоционально-личностная, когнитивная и познавательная сфера «Я и мои возможности» (5 часов) |
III | февраль | | | Свойства нервной системы | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
| | Темперамент и профессия | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
| | Ведущая модальность | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
| | Типы мышления | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
март | | | Мыслительная деятельность и интеллект | 1 | Индивидуальная работа, беседа |
Диагностический блок. Профессиональные интересы и склонности «Я и мои возможности» (5 часов) |
III | март | | | Интересы и склонности «Анкета интересов» | 1 | Индивидуальная работа, работа в группах |
| | Профессиональные склонности Л. Йовайши | 1 | Индивидуальная работа, работа в группах |
IV | апрель | | | Предпочитаемый тип профессии. Клетка | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
| | Профессиональная направленность личности. Дж. Голланд | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
| | Тип будущей профессии. Е.А Климов | 1 | Индивидуальная работа, работа в парах |
Практический блок «Мой выбор!» (4 часа) |
IV | апрель | | | Работа с результатами диагностики | 1 | Групповая работа, участие в обсуждениях |
май | | | Сильные и слабые стороны личности | 1 | Лекция с элементами беседы |
| | Алгоритм принятия решения | 1 | Работа в парах, в группах, участие в обсуждениях |
| | Зачетная работа по пройденному курсу | 1 | Защита самостоятельной работы |