Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Добрыниховская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ
Добрыниховская СОШ
_________________ Е.А.Кораблёва
Приказ № 46 от 19.06.2019
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивный клуб Юниор»
9 класс
Составитель: Мартынов Виталий Иванович
учитель физической культуры
2019г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования как приложение к основной образовательной программе общего образования МАОУ Добрыниховская СОШ.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Закона «Об образовании в Российской федерации».
Концепции модернизации Российского образования.
Концепции содержания непрерывного образования.
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2016г);
Программа рассчитана для обучающихся 9 классов на один учебный год, 1 часов в неделю.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаѐтся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в еѐ решении отводится школе. Только здоровый ребѐнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа «Спортивный клуб» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений, основана на применении спортивных и подвижных играх.
Спортивные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность спортивных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребѐнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Программа «Спортивный клуб» 5 года обучения включает в себя: ОФП, л/а и стритбол.
В настоящее время стритбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Спортивные игры, в том числе стритбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия стритболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Стритбол” предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—9 классах.
Программа по стритболу для учащихся 5-9классов способствует гармоничному развитию физических и духовных силанимающихся, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Целью программы является формирование разностороннего физически развитой личности, способной активно использовать игру в баскетбол для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
укрепление здоровых учащихся; содействие гармоническому физическому развитию, всесторонне физической подготовленности;
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов;
повышение тренировочных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе подготовки.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” учащиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Стритбол” учащиеся
смогут получить знания:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по стритболу;
жесты стритбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами стритбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях стритболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях стритболом;
играть в стритбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты стритбольного судьи;
проводить судейство по стритболу.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- диагностики
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Примерный учебный план на 34 недель учебно-тренировочных занятий
1.Теоретическая | 2 |
2.Офп | 6 |
3.Сфп | 4 |
4.Техническая | 4 |
5.Тактическая | 4 |
6.Игровая | 10 |
7.Контрольные и календарные игры | 2 |
8.Контрольные испытания | 2 |
Всего часов за 34 недель | 34 |
№ | Учебный материал |
Перемещения -3 ч. |
1 | Техника безопасности. Стойка игрока (исходные положения) |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) |
Передачи мяча- 3 ч. |
1 | Передача от плеча |
2 | Передача от груди |
3 | Передача из-за головы |
4 | Передача в движении |
5 | Передача на месте и в движении |
Подбор мяча – 3ч. |
1 | Подбор мяча в нападении, на чужом щите. |
2 | Подбор мяча в защите, на своём щите. |
3 | Коллективный перехват мяча. |
Перехват мяча – 4ч. |
1 | Перехват мяча при передаче. |
2 | Перехват мяча при ведении. |
Броски мяча в кольцо - 5ч. |
1 | Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. |
2 | Ведение, два шага, бросок в кольцо. |
3 | Броски в кольцо “из под кольца”. |
4 | Броски в кольцо по трёх секундной зоне. |
5 | Штрафной бросок. |
Тактические игры – 4 ч. |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите |
2 | Групповые тактические действия в нападении и защите |
3 | Учебная игра |
Подвижные игры и эстафеты – 8 ч. |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий |
2 | Игры развивающие физические способности |
Физическая подготовка – 2 ч. |
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости |
Судейская практика – 2 ч. |
1 | Судейство учебной игры в стритбол |
9 А КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Сроки изучения |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Техника безопасности по разделам баскетбол. | 02-06.09.2019 | |
2 | Перемещения | 09-13.09.2019 | |
3 | Верхняя передача мяча | 16-20.09.2019 | |
4 | Нижняя передача мяча | 23-27.09.2019 | |
5 | Ведение мяча | 30-4.10.2019 | |
6 | Броски мяча в кольцо | 07-11.10.2019 | |
7 | Подвижные игры и эстафеты | 14-18.10.2019 | |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия. | 21-25.10.2019 | |
9 | Индивидуальные тактические действия в защите. | 28-01.11.2019 | |
10 | Индивидуальные тактические действия в защите и в нападении | 04-08.11.2019 | |
11 | Передачи мяча | 11-15.11.2019 | |
12 | Ведение мяча | 18-22.11.2019 | |
13 | Броски мяча в кольцо | 25-29.11.2019 | |
14 | Двусторонняя учебная игра | 02-06.12.2019 | |
15 | Индивидуальные тактические действия в нападении. | 09-13.12.2019 | |
16 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 16-20.12.2019 | |
17 | Передачи мяча | 23-27.12.2019 | |
18 | Ведение мяча | 13-17.01.2020 | |
19 | Броски мяча в кольцо | 20-24.01.2020 | |
20 | Двусторонняя учебная игра | 27-31.01.2020 | |
21 | Ведение мяча | 03-07.02.2020 | |
22 | Перехват мяча | 10-14.02.2020 | |
23 | Броски мяча в кольцо | 17-21.02.2020 | |
24 | Передачи мяча | 24-28.02.2020 | |
25 | Двусторонняя учебная игра | 02-06.03.2020 | |
26 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 09-13.03.2020 | |
27 | Передачи мяча | 16-20.03.2020 | |
28 | Перехваты мяча | 23-27.03.2020 | |
29 | Броски мяча в кольцо | 30-03.04.2020 | |
30 | Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. | 06-10.04.2020 | |
31 | Учебная игра | 13-17.04.2020 | |
32 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 20-24.04.2020 | |
33 | Ведение мяча при противодействии противника. | 27-30.04.2020 | |
34 | Турнир по стритболу. | 04-08.05.2020 | |
9 КЛАСС
В результате освоения программного материала учащиеся 9 класса должны:
знать:
основы истории развития баскетбола и стритбола;
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств в избранном виде спорта;
технику безопасности на внеурочных занятиях. Основы техники и тактики спортивных игр. Общие понятия об индивидуальных групповых и командных взаимодействиях. Практическое судейство спортивных игр. Организация и проведение соревнований по спортивным играм;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования в избранном виде спорта,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физической культурой.
уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей в избранном виде спорта;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях в избранном виде спорта, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из в избранном виде спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
демонстрировать: уровень физической подготовленности в избранном виде спорта, развитие двигательных качеств – быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых.
а именно:
Стойка игрока, передвижения, остановка прыжком.
Передача мяча: двумя руками от груди, двумя руками сверху и одной рукой от плеча – на месте и в движении, с отскоком об пол. Передачи мяча в комбинированных упражнениях (колоннах, квадратах, кругах, треугольниках). Передача мяча с остановками и поворотами, овладение встречными передачами.
Ловля мяча: с последующим переходом на ведение мяча. Ловля в прыжке с выходом вперед и в сторону. Ловля и передача мяча – в движении с ускорением (в двойках и тройках).
Ведение мяча: овладение навыками управления отскоком мяча (вперед, назад, вправо, влево) с места и в движении. Ведение мяча с изменением направления, обводка препятствий. Ведение мяча после ловли в движении. Ведение мяча при условном противодействии противника. Ведение мяча, два шага и бросок в кольцо.
Броски мяча. Изучение броска двумя руками от груди. Изучение броска одной рукой от плеча после ловли с передачи (из-под щита). Изучение броска одной рукой от плеча (из-под щита) после ведения. Броски в кольцо в прыжке.
Техника защиты: Изучение выбивания мяча ударом снизу и сверху у игрока, стоящего на месте. Изучение вырывания мяча от себя и толчком вниз к противнику. Выбивание и вырывание мяча у активно действующего противника.
Тактика нападения. Взаимодействия двух и трех игроков по принципу «отдай и выходи» без смены мест (с передачами и ведением). Групповые взаимодействия и быстрый провыв. Понятия о позиционном нападении: игра через центрового игрока. Индивидуальные и групповые взаимодействия против пассивного и активного противодействия.
Тактика нападения и тактика защиты – командные взаимодействия в игре баскетбол.
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей физической культуры
от 18.06.2019 года протокол № 4
Согласовано
зам. директора по УВР Киселевой В.Н.
от 18.06.2019 г.