СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семь эффективных приемов для развития внутреннего слуха.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал эффективен для развития внутреннего слуха 

Просмотр содержимого документа
«Семь эффективных приемов для развития внутреннего слуха.»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в КЛАССЕ ПРОКОФЬЕВОЙ А.Ю.

25.09.2021г.

Семь эффективных приёмов для развития внутреннего слуха

Внутренний слух – это уникальная музыкальная способность, связанная с умением ясно представлять себе звучание музыки в сознании. Если вы решили развить внутренний слух, то будьте готовы для этого изрядно потрудиться.

Предлагаем вам семь эффективных приёмов, с помощью которых можно развить внутренний слух. А вот какого качества – зависит только от вашего старания и временных затрат.

Приём №1: накапливаем музыкально-слуховые впечатления.

Совершенно справедливо внутренний слух считается высокой ступенью развития музыкального слуха или так называемого слуха «внешнего». Это объясняется очень просто: гораздо легче и быстрее можно представить себе то, что уже когда-то слышал и знаешь, как это звучит. Поэтому для развития внутреннего слуха очень важно накапливать музыкально-слуховые впечатления, то есть как можно чаще вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как целостные произведения, так и её отдельные элементы (звуки, интервалы, аккорды), исполнять музыку на инструменте или голосом.

Приём №2: следим по нотам за исполняемым произведением.

Слушание, подкрепленное зрением, хорошо развивает внутренний слух, поскольку наряду с восприятием работает и анализ качества исполнения музыки. Особенно полезно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках несколько раз и после попробовать себе представить прослушанное только просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное.

Приём №3: развиваем память и запоминаем музыку глазами.

Для активности внутреннего слуха очень важно иметь хорошую музыкальную память. Ведь если вы не запоминаете то, что слышите или только что прослушали, то не сможете это представить и своим сознанием.

Важно чтобы была задействована память не только слуховая, но и зрительная. Для этого возьмите небольшой несложный музыкальный фрагмент, допустим 8-10 тактов. Дайте себе ограниченное количество времени, к примеру 2-5 минуты (в зависимости от протяженности и сложности фрагмента время может увеличиваться). За это время вам нужно запомнить отрывок без напевания мелодии вслух, а пропевая только мысленно и «ощущая» мелодию глазами.

Приём №4: поём «про себя» с чёткой, но беззвучной артикуляцией.

Многие исследователи приходят к выводу, что первый этап развития внутреннего слуха наиболее естественно строить, опираясь на вокальную моторику. И это не случайно, ведь приём «пения про себя» или по-другому мысленного пропевания не только хорошо активизирует координацию слуха и голоса, но и развивает внутренний слух.

Если вы любите караоке, то это упражнение вам очень понравится! Возьмите любую песенку, следите за текстом и пойте её «про себя», не издавая звуки голосом, а только представляя в уме как они звучат. И при этом ещё чётко и беззвучно произносите текст песни.

Приём №5: тренируем слуховое внимание.

Как для развития музыкального слуха, так и для активизации внутреннего слуха очень полезны внутрислуховые «переключения». Для этого используется принцип «поём / играем – молчим». Можно упражняться на незнакомых мелодиях (во время чтения с листа), а можно с пользой для ваших ушей провести время для «разогрева» рук. Во время игры гамм при разыгрывании попробуйте проделать следующее: один звук гаммы пойте или играйте на гитаре, а следующий молчите (! точнее «пропевайте» в уме). Далее «молчим» через два звука, через три и т.д.

По этому же принципу можно работать и при разучивании новой пьесы. Например, четные такты – играете, нечетные – «молчите» (затем наоборот), четные доли – «молчим», нечетные – играете (затем наоборот). Можно также играть отдельные длительности (например, только четверти), остальные длительности озвучивать внутренним слухом. Данное упражнение поможет вам также надёжно выучить музыкальный текст пьесы.

Приём №6: сочиняем музыку без инструмента.

Почувствуйте себя хотя бы на короткое время великим композитором и вдохновитесь такой выдающейся фигурой как Людвиг ван Бетховен, которому даже потеря слуха не мешала сочинять гениальную музыку. А всё благодаря великолепно отточенному внутреннему слуху.

Сочинение без проигрывания и подыгрывания на инструменте не только поможет развить ваши воображение и фантазию, но и наилучшим образом натренирует ваш внутренний слух. Попробуйте сочинить простую одноголосную песенку или совершенно миниатюрную пьеску из 4-8 тактов сидя с карандашом и нотной бумагой за столом, чтобы убедиться в этом.

Приём №7: подбираем по слуху.

Данный приём является своего рода лакмусовой бумажкой для проверки вашего внутреннего слуха. Поскольку для того чтобы подобрать мелодию нужно очень хорошо представить себе как она звучит и какими нотами записывается. Как научиться подбирать послуху – тема отдельной статьи. Здесь же отметим, что в основе данного приёма лежит принцип «слышу – воспроизвожу». И чем лучше ваш внутренний слух, тем точнее соответствие оригиналу, и, следовательно, тем качественнее подбор.



Подготовила и провела Анна Прокофьева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!