СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семь "Я" человека"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы педагога-психолога с подростками. Занятие с элементами тренинга "Семь "Я" человека", направленные на расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях, умение адаптироваться и ориентироваться в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«"Семь "Я" человека"»

Работая педагогом-психологом в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в своей работе с воспитанниками, я использую занятия с элементами тренинга, которые направлены на расширение знаний воспитанников о себе, своих возможностях и способностях; на развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Современные подростки постоянно живут в ситуации выбора, а сделать правильный выбор, порой очень трудно, они испытывают напряжение, разочарование, растерянность, удивление, порой злость и гнев. Постоянно проверяют себя, своих друзей, своих близких, окружающих их взрослых. А поговорить, посоветоваться не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда.

Объяснить им, что они без ответов на эти вопросы жить не смогут, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на некоторые вопросы поможет найти цикл занятий с элементами тренинга для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти» Масловой А.Ю., который я использую в своей работе.

Занятие с элементами тренинга

для воспитанников центра помощи детям

«Семь «Я» человека».


Цель: формирование у воспитанников стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

I. Педагог-психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.


Педагог-психолог:

- Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле, перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Воспитанники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Здравствуйте!».

Педагог-психолог:

- На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Воспитанники предлагают, педагог-психолог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии). (Приложение 1)

II. Основная часть

  1. Принятие правил.

Педагог-психолог обещает выполнять правила и просит каждого воспитанника дать такое обещание.

  1. Упражнение «Назови свое имя».

Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

  1. Дискуссия по упражнению.

- Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

  1. Педагог-психолог:

- Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е »). Как вы думаете, что такое самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение 2)

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

- Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Педагог-психолог пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

  1. Рефлексия занятия.

У воспитанников на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением занятия.

Шкала оценки следующая:

- 36,6  – нужно, полезно, интересно, необходимо;

- 38  – сложно, неинтересно, обременительно;

- 34  – бесперспективно, безразлично.

  1. Ритуал прощания.

Педагог-психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга


Список литературы:

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.

  3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.

  4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.

  5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005

  7. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,: Академия развития, 2002.

  8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.





Приложение 1.


Приложение 2.