СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семейные ценности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, развитие чувства любви и гордости за свою семью.

Просмотр содержимого документа
«"Семейные ценности"»

Урок русского языка в 5-ом классе «Семейные ценности»


Сухорукова Виктория Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ города Абакана «СОШ № 24», Республика Хакасия


Цель урока – формирование у учащихся семейных ценностей, развитие чувства любви и гордости за свою семью.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся убеждения о важности семьи в жизни каждого человека.

  2. Повторить и систематизировать знания о грамматических признаках глагола, правописании глаголов.

  3. Развивать коммуникативные навыки учащихся, творческие и речевые способности.

Планируемые результаты:

  1. Предметные – знать и уметь определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль в предложении, уметь применять полученные знания на практике.

  2. Метапредметные:

- познавательные УУД: формировать умения обобщать и анализировать информацию;

- регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку;

- коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение различными видами речевой деятельности;

- личностные: формирование ценностного отношения к семье, уважения к родителям.

Тип урока – урок актуализации знаний и умений.

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М., 2015.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, толковый словарь С.И. Ожегова, школьный этимологический словарь, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Использованные технологии: метод проектов, проблемно-диалоговая технология, педагогика сотрудничества, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

Ход урока:

  1. Организационный этап (включение учащихся в учебную деятельность). Ребята, доброе утро (день)! Давайте поприветствуем друг друга! Молодцы! Садитесь.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Семейные ценности» (Слайд 1).

Давайте вместе раскроем данную тему и поможет нам это сделать стихотворение поэтессы Марии Лангер «Семья это счастье, любовь и удача» (Слайд 2). Есть желающие прочитать это стихотворение? (проявивший желание ученик читает стихотворение со слайда).

«Семья это счастье, любовь и удача»

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о семье и семейных ценностях, а также не забудем о том, что мы прошли на предыдущем уроке – о глаголе.

2. Актуализация знаний. Ребята! Давайте проверим, что нам известно о глаголе, для этого проведём теоретическую разминку. Рядом с верными утверждениями поставьте «+», с неверными – «-» (Слайд 3).

3. Целеполагание. Ребята! А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус (Слайд 4).

Сегодня мы с вами будем говорить о семье, и это не случайно, так как 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи (Слайд 5). Своими корнями история праздника уходит в 1994 год, который был провозглашён международным Годом семьи. Тогда же ООН приняла резолюцию о том, чтобы в мире появился новый красный день календаря – 15 мая (День семьи). Задача праздника – привлечение внимания к проблемам семьи.

Давайте обратимся к происхождению слова «Семья» (Слайд 6). Как указывается в этимологическом словаре русского языка для школьников, СЕМЬЯ означает семейство. В Толковом словаре русского языка Ожегова представлено лексическое значение слова СЕМЬЯ (Слайд 7).

У слова СЕМЬЯ интересная история. Это слово живёт в пословицах, поговорках, афоризмах, в произведениях художественной литературы, живописи (Слайд 8). Слово СЕМЬЯ является близким и понятным для всех, так как семья – это самое главное в жизни каждого человека. Ребята, а как вы можете объяснить наличие числа «7» и местоимения «Я» в слове «СЕМЬЯ»? (Раньше семьи были большие. Под одной крышей жили несколько поколений, в ней были дедушки, бабушки, мамы, папы, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие).

– А ещё это слово очень похоже на слово «семя» – семена – это дети, продолжение своих родителей. Семья – это самое ёмкое слово. В нём слышится «семя» – жизни основа. Семь «Я» – это семеро, связанных прочно, И будущих жизней – надёжный источник. Семья – это радостный детский смех. Семья – то, что в жизни нам дарит успех! Семья – нашей жизни надёжный оплот, Что в детстве и в старости нас бережёт. Семья – на любви построенный дом, Радость и счастье царствуют в нём!

4. Применение знаний и умений. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним их (Слайд 9). Вам нужно переписать текст в тетрадь, вставить буквы и объяснить написание глаголов.

5. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа по индивидуальным карточкам, которые раздаются детям).

Задание на карточках: вставьте пропущенные буквы, объясните написание глаголов.

1. Семья начинает…ся с детей (А.И.Герцен).

2. Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражает…ся солнце, так в детях отражает…ся нравственная чистота матери и отца (В.А.Сухомлинский).

3. Семья – это среда, в которой человек учит…ся и сам творит добро (В.А. Сухомлинский).

4. Любовь к родине начинает…ся с семьи (Ф. Бэкон).

5. Единственная ценность в мире – это семья. Как только погибнет семья, погибн…т мир (Старец Паисий Святогорец).

6. Ребенок учит…ся тому, что вид…т у себя в дому (Себастьян Брандт).


6. Беседа. Итак, что такое «СЕМЬЯ»? Семья – это наш дом, мама и папа, бабушка и дедушка, братья, сёстры, словом, близкие и родные люди. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки, традиции – это всё, чем мы живём, это наше счастье. Жизнь каждого человека, конечно, начинается с семьи. Именно здесь мы познаем любовь, уважение, радость, добро. Семья помогает знакомиться с окружающим миром, она защищает нас от любых неурядиц, поддерживая наши силы и здоровье. Качества, которые очень важны для человека, воспитываются именно в семье.

15 мая – Международный день семьи, а в России есть ещё и свой праздник День семьи. Вы знаете, когда он отмечается? 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности (Слайд 10). Этот замечательный праздник появился в 2008 году. История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке. На их долю выпало немало испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге. Пётр и Феврония почитаются как покровители семейных людей.

Символом Всероссийского дня семьи является ромашка, так как это самый известный и самый распространенный цветок в нашей стране, являющийся олицетворением России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

7. Приём «Ромашка». Детям предлагаются лепестки с названиями качеств: любовь, забота, уважение, ненависть, верность, дружба, ложь, ласка, вражда, доброта, жестокость, взаимопомощь, зависть. Учащиеся выбирают качества, которые бы вы взяли в свою семью.

– Что должно быть в настоящей счастливой семье? Давайте прочитаем по очереди! Я уверена, что вашим семьям присущи все эти качества, и в будущем каждый из вас будет стремиться к созданию своей счастливой семьи.

8. Подведение итогов урока, анализ результатов труда учащихся (обсуждение темы, какие задания понравились, что лучше запомнилось, оценка деятельности отдельных учащихся).


5