СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята знакомятся с понятием "семейный бюджет". Получают знания о структуре семейного бюджета, умения его планировать.

Просмотр содержимого документа
«Семейный бюджет»

Конспект урока по теме: «Семейный бюджет» в 3 классе.

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты:

  • Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

  • Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям

  • Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для практической работы, мини-тест, кружочки из цветной бумаги для рефлексии.



Ход урока:

1. Мотивация.

Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Пять копеек он дает ей: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить...»

- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).

- Почему? Как вы считаете?    

- А что  можно купить на пять копеек?     (Ответы детей)

- Мы продолжаем изучать экономику, и сегодня вы узнаете что-то новое.



2. Актуализация знаний учащихся (о государственном бюджете и основных экономических понятиях) и проверка домашнего задания.

- Ребята, отгадайте зашифрованное слово на слайде? (Бюджет) Слайд №1

- С каким бюджетом познакомились на прошлом уроке? (С государственным бюджетом) Слайд №2

- Что такое бюджет? (План доходов и расходов государства)

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы)

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги)

- На что государство расходует деньги? (На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели)

- Зачем нужен в каждом государстве бюджет? (Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику)



3. Введение в тему. Постановка проблемы.

- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да) Слайд №3

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (Семья)

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)

- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.) Слайд №4



Урок мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия.
Задача наша – обсудить бюджет семьи, 
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься, 
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.



4. Открытие и усвоение новых знаний. Слайд №6

- Что такое бюджет семьи? Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет?

- Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составляться бюджет семьи?

- Самый удобный срок - на месяц.

- Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)

- Дочка (или сын) учится в университете и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в аренду и другие).

- А что такое расходы? (Ответы детей). Слайд №7

Учитель обобщает ответы детей.



- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Один из них подскажут вам рисунки в учебнике на с.77 (Лотерея, премия, гонорар, наследство)

  • А непредвиденные расходы? Слайды №8, 9

Работа с учебником.

- Прочитайте текст на с.77 под №1. О каких доходах идет речь в данном тексте? (Прибыль от фирмы, гонорар, проценты)



Практическая работа. Слайды №10,11

- У вас на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой.

- А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Лекарства – 2 ш.

Продукты – 50 ш.

Одежда – 10 ш.

Обувь – 5 ш.

Бытовая химия – 5 ш.

Транспорт – 10 ш.

Велосипед – 20 ш.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.

Книги – 1 ш.

Компьютер – 40 ш.

Игрушки – 3 ш.

Платежи и налоги – 10 ш.

Диски с мультфильмами – 3 ш.

Посещение театра, цирка – 6 ш.

Посещение боулинга - 6 ш.

Туристическая поездка – 80 ш.

Поход в кино - 4 ш.

Мороженное, конфеты - 5 ш.



– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

- Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше 100 школяриков?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. (Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства)

- Что в этом случае нам делать? /Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/

- Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? Слайд №12

Доходы = расходы

Доходы расходы

Доходы

- Какая формула будет наилучшей? (Та, в которой доходы больше, чем расходы.)

Физминутка.

Работа с учебником.

- Прочитайте 2-ой абзац текста на с.75.

- Можно ли было избежать такой ситуации?

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

- Обычно взрослые так и поступают. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу что-то вам купить: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов.

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Слайд №13

- Вспомните мультфильм «Трое из Простоквашино» и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Израсходовал деньги не по назначению).

- Как вы думаете, жадный и экономный это одно и то же?

Карточка-подсказка:

жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный — бережливо расходующий что-либо. Слайд №14

- Матроскин - жадный или экономный?



- На чем можно экономить в семье? (Ответы детей) Слайды 15, 16, 17

Вывод: семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.



- На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;

  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

  • спортсменам лыжникам для поездки на соревнования.

- Согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся?

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…



Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.



Игра «Доскажи словечко»

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________.



Чтобы денег больше было,

Мама в магазин ходила,

Папа может сдать в __________

Дом, гараж, машину, землю.



Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он ____________ несет,

И бюджет семьи растет.



А двадцатого числа

Дедушке _______ пришла.



Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет открыли,

За год ________ получили.



Игра – диалог «Доход-расход».

Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное  доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая огурцов — Д.

Нашли 100 рублей — Д.

Порвались брюки — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.




Итог урока. Слайд №18

  1. Что такое семейный бюджет?

2. Какие виды доходов может получать семья?

  1. Перечисли самые необходимые семейные расходы.



Мини-тест

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.

3. Авторское вознаграждение — это....

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар.

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6. Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды......

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара.

- Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Бюджет) Молодцы!



Рефлексия. Слайд №19

- Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:

золотая – на уроке было интересно, все полезно, у вас все получилось;

серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;

медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!



Домашнее задание: Слайд №20

- Представьте, что вы на день рождения получили большую сумму денег (1000 рублей). Составьте план своих расходов.



Дополнительный материал: работа в печатных тетрадях: с.48 №1, 2, с.50 №5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!