Цель: познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и создать условия для усвоения данного понятия.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», таблица для заполнения, ноутбук, экспозиционный экран
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Проверка готовности учащихся, их настрой на работу | Психологический настрой, включение в деловой ритм. | -Прочитайте эпиграф урока: ««Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах) и определите о чём пойдет речь на уроке. | Слушают учителя и выполняют задания. Настраиваются на работу. | Личностные: формирование личностного смысла обучения. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с учителем в рамках учебного диалога; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии | Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | Создание проблемной ситуации | - У вас на столе лежат золотые монетки, на каждой из них написан вопрос, получить монетку может только тот, кто ответит на этот вопрос. - Что такое бюджет? - Для чего нужен государственный бюджет? - Что такое налоги? - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? | Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают вопросы. Дают определения. Бюджет – это план доходов и расходов. Доходы Расходы | Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию, делать правильные выводы Регулятивные: формируют ответ, осуществляют целеполагание; Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
III.Этап выявления места и причины затруднения. | Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | «Подводящий диалог» | -Ребята, давайте вспомним, что такое семья? -А что может быть общего у семьи? Доходы и расходы семьи это что? | Отвечают на вопросы учителя. . | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; остановка и решение проблемы: постановка и формулирование проблемы; умение делать правильные выводы Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | «Дерево целей » | -Назовите мне тему урока и цели. Чему научимся на уроке и что нового узнаем. | Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока Формулируют, какие знания им нужно построить, чему научиться. | Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности. Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. |
V. Этап реализации построенного проекта. | Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий. | «Вопросы к тексту» | -Вспомним определение «государственный бюджет» и попробуем дать определение «семейный бюджет» -А какие источники доходов и основные статьи расходов семьи; - А где об этом мы можем узнать поточнее? Предлагаю открыть учебники на стр 75-77 и найти нужную информацию про доходы семьи. | Работают с текстом учебника, анализируют информацию, объясняют друг другу основные понятия семейного бюджета. | Познавательные: ориентироваться и находить в учебнике нужную информацию; выполнять анализ, обобщение; иметь представление о «семейном бюджете», его структуре, источниках доходов семьи и основные статьи расходов; Коммуникативные: слушать и понимать речь одноклассников и учителя, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные: осуществлять самоконтроль по образцу и самооценку |
VI. Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи | Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | Творческий эксперимент Составление таблицы. | Задание: составить семейный бюджет. Составляется бюджет средней статистической семьи. Бюджет семьи на один месяц Доходы | Сумма, руб. | Расходы | Сумма, руб. | Зарплата папы | | Оплата коммунальных услуг | | Зарплата мамы | | Покупка лекарств | | Пенсия бабушки | | Телефон | | Пенсия дедушки | | Продукты питания | | Стипендия сестры или брата | | Промышленные товары | | Дополнительные доходы: хозяйство | | Бытовые услуги | | | | Покупка бытовой техники | | | | Траты на обслуживание техники | | | | Траты на развлечение | | Итого: | | Итого: | | | Выполняют творческую работу | Регулятивные: планирование последовательности действий. Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. |
VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону. | Цель: самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создания ситуации успеха | «Мозговой штурм» | В качестве проверки усвоения изученного материла, дается задания из Рабочей тетради 1. №1,2 стр. 48. Проверяется по эталону. | Выполняют задание, проверяют и анализируют результат. Проверяют ответы на экране. | Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить. |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. | Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. | «Как вы думаете?» | -Откроем учебник на стр. 77 и ответим на вопросы «Обсудим» -Рабочая тетрадь стр. 49 №4. Работа с пословицами. Тесты стр. 67-68. | Читают задания и выполняют . Выполняют тесты. | Регулятивные: Осуществлять самооценку; выделять и осознавать то, что усвоено; совместно с учителем и одноклассниками анализировать деятельность на уроке; Коммуникативные: владеть диалогической формой речи слушать и понимать речь одноклассников и учителя, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности. Д/з | Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | «Толстые и тонкие вопросы» | - Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие цели вы перед собой ставили? - Что такое семейный бюджет? - Для чего же нужен семейный бюджет? - У меня тоже есть мечта. -Я хочу побывать на озере Байкал. Подскажите, пожалуйста, как мне сэкономить деньги, чтобы поехать в путешествие? -Давайте сделаем вывод, для чего нам нужен семейный бюджет? Домашнее задание стр 49 №3 Рабочая тетрадь, стр. 75-78 читать и отвечать на вопросы. | Отвечают на вопросы. Оценивают собственную деятельность на уроке. Намечают цели последующей деятельности. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: Осуществлять самооценку; выделять и осознавать то, что усвоено; совместно с учителем и одноклассниками анализировать деятельность на уроке; Коммуникативные: владеть диалогической формой речи слушать и понимать речь одноклассников и учителя, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |