СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Семейный бюджет"»

Турчанинова Алла Сергеевна

учитель начальных классов,

МКОУ «Шуклинская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Рукавицына Владимира Павловича»

Фатежского района Курской области»





Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: урок открытия «нового знания»

Тема: «Семейный бюджет»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «семейный бюджет» и создать условия для усвоения данного понятия.

Планируемые результаты:

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, формировать умение договариваться, находить общее решение, понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

регулятивные: самостоятельное  формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

познавательные: формирование  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи;

предметные: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.


Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», таблица для заполнения, ноутбук, экспозиционный экран

Ход урока


Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверка готовности учащихся, их настрой на работу

Психологический настрой, включение в деловой ритм.


-Прочитайте эпиграф урока: ««Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах) и определите о чём пойдет речь на уроке.

Слушают учителя и выполняют задания. Настраиваются на работу.

Личностные: формирование личностного смысла обучения.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с учителем в рамках учебного диалога;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии


Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока











Создание проблемной ситуации

- У вас на столе лежат золотые монетки, на каждой из них написан вопрос, получить монетку может только тот, кто ответит на этот вопрос.


- Что такое бюджет?


- Для чего нужен государственный бюджет?



- Что такое налоги?



- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?


- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?



Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают вопросы.

Дают определения.





Бюджет – это план доходов и расходов.









Доходы



Расходы




Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию, делать правильные выводы

Регулятивные: формируют ответ, осуществляют целеполагание;

Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя




III.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.








«Подводящий диалог»

-Ребята, давайте вспомним, что такое семья?

-А что может быть общего у семьи?

Доходы и расходы семьи это что?

Отвечают на вопросы учителя.

.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

остановка и решение проблемы: постановка и формулирование проблемы; умение делать правильные выводы

Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя


IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

«Дерево целей »

-Назовите мне тему урока и цели.

Чему научимся на уроке и что нового узнаем.

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока

Формулируют, какие знания им нужно построить, чему научиться.

Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности.

Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.


V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий.

«Вопросы к тексту»

-Вспомним определение

«государственный бюджет» и попробуем дать определение «семейный бюджет»


-А какие источники доходов и основные статьи расходов семьи;

- А где об этом мы можем узнать поточнее?

Предлагаю открыть учебники на стр 75-77 и найти нужную информацию про доходы семьи.


Работают с текстом учебника, анализируют информацию, объясняют друг другу основные понятия семейного бюджета.







Познавательные:

ориентироваться и находить в учебнике нужную информацию;

выполнять анализ, обобщение; иметь представление

о «семейном бюджете», его структуре, источниках доходов семьи и основные статьи расходов;


Коммуникативные:

слушать и понимать речь одноклассников и учителя,

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль по образцу и самооценку






VI. Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Творческий эксперимент

Составление таблицы.

Задание: составить семейный бюджет.

Составляется бюджет средней статистической семьи.


Бюджет семьи на один месяц


Доходы

Сумма, руб.

Расходы

Сумма, руб.

Зарплата папы


Оплата коммунальных услуг


Зарплата мамы


Покупка лекарств


Пенсия бабушки


Телефон


Пенсия дедушки


Продукты питания


Стипендия сестры или брата


Промышленные товары


Дополнительные доходы: хозяйство


Бытовые услуги




Покупка бытовой техники




Траты на обслуживание техники




Траты на развлечение


Итого:


Итого:




Выполняют творческую работу

Регулятивные: планирование последовательности действий.

Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.


VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону.

Цель:  самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создания ситуации успеха

«Мозговой штурм»

В качестве проверки усвоения изученного материла, дается задания из Рабочей тетради

1. №1,2 стр. 48.

Проверяется по эталону.

Выполняют задание, проверяют и анализируют результат.

Проверяют ответы на экране.

Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.


«Как вы думаете?»

-Откроем учебник на стр. 77 и ответим на вопросы «Обсудим»

-Рабочая тетрадь стр. 49 №4.

Работа с пословицами.

Тесты стр. 67-68.




Читают задания и выполняют .

Выполняют тесты.

Регулятивные:

Осуществлять самооценку;

выделять и осознавать то, что усвоено;

совместно с учителем и одноклассниками

анализировать деятельность на уроке;

Коммуникативные:

владеть диалогической формой речи

слушать и понимать речь одноклассников и учителя,

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли


IX. Этап рефлексии учебной деятельности.




















Д/з

Цель: 

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

«Толстые и тонкие вопросы»

- Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие  цели вы перед собой ставили?  

- Что такое семейный бюджет?

-  Для чего же нужен семейный бюджет?


- У меня тоже есть мечта.

-Я хочу побывать на озере Байкал. Подскажите, пожалуйста, как мне сэкономить деньги, чтобы поехать в путешествие?


-Давайте сделаем вывод, для чего нам нужен семейный бюджет?



Домашнее задание стр 49 №3 Рабочая тетрадь, стр. 75-78 читать и отвечать на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Оценивают собственную деятельность на уроке. Намечают цели последующей деятельности.
















Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

Осуществлять самооценку;

выделять и осознавать то, что усвоено;

совместно с учителем и одноклассниками

анализировать деятельность на уроке;

Коммуникативные:

владеть диалогической формой речи

слушать и понимать речь одноклассников и учителя,

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли












Список использованных документов и источников информации

  1. Плешаков А.А. А. Д. Рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс к учебнику Г. Е. Рудзитиса, А. А. Плешаков «Окружающий мир 3 класс».-М. Издательство «Просвещение », 2018 в 2-х частях.-112с.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир .3класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Плешаков.-8-е изд.-М. Просвещение, 2018.-176 с.

  3. Сайт Педсовет Режим доступа: https://pedsovet.su/. Методы и приёмы работы на уроках окружающего мира.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!