Технологическая карта занятия
Тема | Семейный бюджет |
Форма занятия | Практикум с элементами игры |
Цель урока | применение навыков и умений решения практических задач в области семейной экономики; умение выделить финансово оправданные расходы для будущего семьи |
Планируемые результаты | Предметные: - освоение понятий: обязательные, желательные , неразумные расходы, доходы: регулярные, нерегулярные; - освоение знаний о статьях расходов, причинах роста расходов, контроль расходов. Метапредметные: - уметь решать практические финансовые задачи по теме «Семейный бюджет»; - уметь подбирать пути для решения финансовых задач; - находить различные источники информации, применять собственные знания; - взаимодействовать друг с другом в паре Личностные: - понимание причин роста семейных расходов; - понимание полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов |
Оборудование | Проектор, экран, карточки для работы в паре |
Расстановка парт | Обычная |
Расходные материалы | Листы А 4, фломастеры 4 пачки |
Дидактический материал | Презентация, дидактический материал для работы в паре |
Сценарий занятия
Этапы | № слайда, используемого средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Образовательный эффект |
Шаг 1 Определение темы урока, представление цели и задач занятия, проведение интеллектуальной разминки по пройденном у ранее материалу (7-10 минут) | Сл. 1-3 Вопросы по содержанию Видео для определения темы урока https://www.youtube.com/watch?v=57giJ7zRAcg&ab_channel=TVSmeshariki | Показывает мультфильм учащимся, задает вопросы: какие предположения у учащихся о теме урока Сообщает цели и задачи занятия, проводит интеллектуальную разминку. Выполнить задание 3 в рабочей тетради на с. 19-20 (Финансовая грамотность Рабочая тетрадь 5-7 кл. ЮЛИЯ КОРЛЮГОВА АНАСТАСИЯ ПОЛОВНИКОВА) | Учащиеся смотрят мультфильм и выдвигают предположения о названии темы урока. Слушают учителя, выполняют задание в рабочей тетради | Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме. |
Шаг 2 Постановка учебной задачи (10 минут) | Слайд 4-5 (ссылка на видео, вопросы по содержанию видео) https://www.youtube.com/watch?v=0svfNiQZrFM&ab_channel=%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B%D0%9F%D0%90%D0%9A%D0%9A | - Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.) Обобщение. - Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны. - А что такое бюджет семьи? Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует - Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов. А что такое доходы? Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем Организует видео-лекцию в соответствии с содержанием материалов для учащихся. Содержание лекции: 1.Знакомство с основными понятиями: семейные доходы, обязательные расходы, желательные расходы и неразумные (лишние) расходы, долги. | Смотрят видео и отвечают на вопросы, представленные в раздаточном материале на основе услышанной и увиденной информации: - От чего зависят семейные доходы? - Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? Что такое финансовый план? - Объясните, что такое регулярные и нерегулярные доходы? - Что такое обязательные расходы? - Что такое желательные расходы? - Что такое неразумные расходы (лишние) и чем они опасны? - Что такое долги? | Получение знаний об основных понятиях по теме. Установление связи теории и практики. Первичное закрепление полученных теоретических знаний, |
Шаг 3 Закрепление | Слайд 6 Задание 1 для самостоятельной работы. Задание 2 для работы в паре | Первое задание учащиеся выполняют самостоятельно. Для второго задания класс делится самостоятельно на пары, учитель на слайде демонстрирует задание для работы | Первое задание учащиеся выполняют самостоятельно. Второе в парах обсуждают и выбирают свои индивидуальные варианты решения. Каждый член команды выполняет определѐнное задание. Далее каждая пара озвучивает свои результаты и обосновывает их, то есть объясняет решение своего задания, представляя результат на листе А4.. Каждая пара выступает – 2 -3 мин. Свой лист вывешивают на доску, комментируют его. Другие пары следят, задают вопросы. | Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме |
Шаг 4 Рефлексия (3 минуты) | Слайд 7 (демонстрация фраз, которые нужно дополнить) | предлагает учащимся «облако тегов», которые необходимо дополнить: а) «сегодня я узнал...»; б) «было трудно…»; в) «я научился…»; г) «мне было интересно…»; д) «меня удивило…». | Каждый учащийся выбирает по 2 предложения и заканчивает их. (рефлексия возможна как в устной, так и в письменной форме) | Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы |
Шаг 5 Обсуждени е домашнего | Слайд 7 (презентация домашнего задания) | Обсуждает домашнее задание с учащимися | Слушают, задают уточняющие вопросы | Овладение алгоритмом действия при выполнении 111 задания (2 минуты) |
Приложение 1
Задание для самостоятельной работы (СР)
Первое задание. Описание семьи.
1.Напишите фамилию вашей семьи __________________________
2.Опишите вашу семью:
Семья состоит из …. человек, перечислите членов семьи:_________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Укажите, где кто работает, кто на пенсии, кто в садик ходит, кто учится в институте:
__1.___________________________________________________________
__2.___________________________________________________________
__3.___________________________________________________________
__4.___________________________________________________________
__5.___________________________________________________________
__6.___________________________________________________________
6. Что такое бюджет семьи? Напишите Ваше мнение.
Бюджет семьи это - ___________________________ ________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7. Как распределять бюджет семьи так, чтобы деньги оставались, а не всё было потрачено? Ваше мнение напишите: __________________________
Приложение 2
ППС Задание 2.
Распределите доходы и расходы семьи в таблицу
Доходы семьи | Расходы семьи |
Виды доходов (см. из списка) | Виды расходов (см. из списка) |
Регулярные | Нерегулярные | обязательные | желательные | неразумные |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Вывод: | | Вывод: |
Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш, наследство, подарок, пособие, получение кредита в банке, временная подработка, проценты от банковского вклада.
Расходы: оплата за проезд, оплата за коммунальные услуги, оплата за учебу, оплата за сотовый телефон, покупка косметики, питание, одежда, интернет, поход в кино, лекарства, ремонт одежды. налоги, выплата кредита банку, покупка второго телефона, покупка велосипеда.
Приложение 3
Домашнее задание
Выполните задания.
А. В течение недели ведите учёт своих расходов. Данные записывайте в таблицу.
| | Расходы, руб.. | | Расходы | |
Дата | Проезд | Питание | Развлече- | Другие | в день, | |
| ния | расходы | руб.. | |
| | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Б Проведите анализ, используя данные таблицы (А).. Ответьте на вопросы.. Поставьте значок «ü» рядом со своим ответом..
-
Хватает ли мне имеющихся денег на обязательные расходы?
-
Потратил(а) ли я деньги на то, что не является не-обходимым?
да;
нет..
-
Удалось ли мне сохранить небольшой резерв личных денег?
да;
нет..
-
Соответствуют ли мои траты действиям финансово грамотного человека?