Дата: 20.03.2025 Место проведения:БОУ г. Омска «СОШ №161» Класс: 3Б
Предмет: окружающий мир.
Тема урока «Семейный бюджет».
Цель: формирование представлений о семейном бюджете, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.
ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ) начинается с глагола в НФ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА) Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.) |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Создать условия для формирования представлений о том, для чего нужен и из чего складывается семейный бюджет. | ПРЕДМЕТНЫЕ Знает для чего нужен и из чего складывается семейный бюджет. |
РАЗВИВАЮЩИЕ Развивать умение определять существенный признак для классификации, классифицировать способы обмена при изучении темы «Семейный бюджет». Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через беседу о способах обмена при изучении темы «Семейный бюджет». Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата при изучении темы «Семейный бюджет». | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ П.: демонстрируют умение определять существенный признак для классификации, классифицировать способы обмена при изучении темы «Семейный бюджет». К.: строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через беседу о способах обмена при изучении темы «Семейный бюджет». Р.: демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата при изучении темы «Семейный бюджет». |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ Воспитывать бережное отношение к физическому и психическому здоровью, через беседу о пользе утренней зарядки при изучении темы | ЛИЧНОСТНЫЕ Демонстрирует бережное отношение к физическому и психическому здоровью, через беседу о пользе утренней зарядки при изучении темы |
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: словесности, практичности, наглядности.
Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства и формы контроля: самостоятельная работа.
Оборудование для обучающихся: учебник окружающего мира 3 класс, 2 часть, тетрадь, письменные принадлежности, раздаточный материал.
Оборудование для учителя: учебник окружающего мира 3 класс, 2 часть.
Основные термины, понятия, определения, правила: семейный бюджет.
Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. | | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | - Послушайте следующую цитату. Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. - Скажите, как вы ее понимаете? - Поднимите руку, кто готов получить новые знания и продемонстрировать свои ранее полученные знания и умения. | Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. | - Смысл высказывания заключается в том, что теория нужна именно для того, чтобы ею пользоваться. Многие наизусть помнят формулировки правил и понятий, но применить их на практике не умеют, оттого и допускают ошибки. Поднимают руки. |
Актуализация знаний | - Что такое государственный бюджет? - Что такое доходы и расходы? - Из чего складываются доходы? - На что идут расходы? - В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? - Кто получает зарплату из бюджета? | | - Это план доходов и расходов. - Из налогов граждан и организаций. - Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия. - В магазине; в школе; в больнице и др. - Офицер, официант, продавец, учитель, врач и т.д. |
Построение проекта | - Тема нашего урока «Семейный бюджет». - Предположите цель нашего урока. - Посмотрите на доску, я составила задачи на этот урок. Согласны ли вы с ними? - Приступим к реализации наших задач. | Задачи урока: - Узнать, что такое семейный бюджет? - Для чего нужен семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? - Как ведётся хозяйство семьи? | - Узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. - Да, согласны. |
Реализация построенного проекта | - Сейчас мы будем работать по группам. Каждая группа – это семья. У каждой семьи есть свой доход. - У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой. - Сейчас я раздам вам таблицу с ценами этих товаров и услуг, посчитайте, сколько вы потратили. - Сколько у вас получилось? - Сравните доходы и расходы вашей семьи. - Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? - Что произойдёт, если… Доходы Доходы Расходы Доходы = Расходы – Какая формула будет наилучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? – Что в этом случае делать? - Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. | | Работа в группах. - Доходы не должны превышать расходы. - Дефицит бюджета, нехватка денег. - У нас могут появиться накопления. - Мы не сможем откладывать деньги. - Доходы больше расходов. - Если экономия, то деньги можно отложить. Если дефицит, то нужно на чем то экономить. |
Первичное закрепление | - Чтобы закрепить наши знания прочитаем текст учебника на страницах 69 – 70. | | Читают текст учебника. |
Самостоятельная работа | Выполнение заданий в рабочей тетради. | | Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Включение в систему знаний и умений | К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте. 1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. 2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. 3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. 4. Спортсмену для поездки на соревнования. Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор. | | Ответы учащихся. |
Рефлексия, домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. - Как звучала тема урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли ли мы поставленной цели и поставленных задач? - Что вы узнали нового? - Что показалось трудным? - А теперь продолжите мою фразу: - Урок интересный, потому что … - Я могу похвалить себя … - Знания, полученные на уроке, мне пригодятся … - Мне было трудно, потому что … | | - Семейный бюджет. Ответы учащихся. |