СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семья, дом, любовь в произведениях А.П.Чехова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на литературную конференцияю "Тема семьи в творчестве русских писателей 19 века"

Просмотр содержимого документа
«"Семья, дом, любовь в произведениях А.П.Чехова"»

СЕМЬЯ, ДОМ, ЛЮБОВЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА

Аннотация: в статье рассматривается изучение семьи в произведениях А.П.Чехова.

Ключевые слова: Чехов, семья, любовь, ценность.



Мы знакомимся с произведениями Чехова, написанными более 100 лет назад, но не устаревшими, не потерявшими своей актуальности и сегодня. Читая Чехова, узнаешь много нового, и это заставляет задуматься над своей жизнью. В творчестве А.П. Чехова проявился горячий протест против пошлого мещанского благополучия и покоя, горячий призыв к поискам подлинно человеческого счастья и смысла жизни. Чехов был последним великим писателем разночинной интеллигенции, идейный тупик которой он отразил в своем творчестве. Писатель не мог указать реальный выход из тупика, но беспощадным осуждением существующей пошлости и умственного застоя он подвел черту под целой эпохой развития России. Чехову не были известны перспективы общественного развития, поэтому в своих произведениях он как бы останавливается на пороге чего-то неизвестного. И все же в том, что он подводил читателя к этому порогу и даже пытался приподнять завесу будущего, проявилась его великая роль как ближайшего предшественника новой литературы. Однако не только общественные интересы в своем творчестве отразил Чехов, но и семейные, любовные. Какой же изобразил любовь этот великий писатель? Какие, по его мнению, должны быть семейные отношения? На эти вопросы предстоит ответить мне в своей работе.

Итак, цель моей работы - показать любовь, семейные отношения и их место в творчестве А.П. Чехова. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что это один из вечных вопросов жизни.

Чехов писал рассказы, короткие повести, похожие на рассказы, пьесы, похожие на повести. Из огромного множества этих произведений Чехов создал грандиозное целое - не роман, а своеобразный мир. Он создал целую систему, посвященную общей теме - теме России, родине, русской земле. Один из современников Чехова заметил, что если бы Россия каким-то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским произведениям ее можно было бы восстановить заново до мельчайших подробностей.

Антона Павловича Чехова, как и других писателей, интересовала тема человеческого счастья, любви, гармонии. В большинстве произведений писателя герои терпят крах в любви. Они не могут составить собственного счастья, не говоря уже о других.

В одном из ярчайших рассказов Чехова «Ионыч» отразилось время и герой своего времени. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым, перспективным врачом, отдающим свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Старцев знакомится с «приятной семьей» Туркиных. Эта семья живет на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Чехов подробно рассказывает о талантах этой семьи. Ее глава в любительских спектаклях играет старых генералов, любит пошутить и поострить; жена «пишет повести и романы и охотно читает их вслух своим гостям», дочь «играет на рояле». Приезжий доктор вначале приятно удивлен «талантами» семьи Туркиных. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, «Котиком», как ее называют в семье. Он делает ей предложение и получает отказ, так как Котик «стремится к высшей, блестящей цели», а семейная жизнь для нее - добровольное рабство. Потерпев крах в любви, Старцев не сумел сохранить в себе любовь к Катерине Ивановне. Доктор вскоре начал смотреть на свои чувства как на блажь. Не насыщенная любовью, страстью жизнь становиться скучной и делает Старцева Ионычем. Старцев стал другим. Больные в нем вызывают только раздражение, у него пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только потому, что они несут ему деньги. В рассказе Чехов мастерски показал убогость семьи Туркиных. Иван Петрович повторяет слово в слово одни и те же шутки. Чего стоят слова «не имеется такого римского права», повторяемые им из года в год. Вера Иосифовна пишет то, чего не бывает в жизни, а во время игры Котика на рояле кажется, что сыплются тяжелые камни. Грустно, когда лучшие люди города оказываются пошлейшими типами. Усадьба с крыжовником стала целью жизни героя замечательного рассказа Чехова «Крыжовник». Николай читал объявления, копил деньги, отказывая при этом себе практически во всем. Даже когда он женился на вдове из-за денег, он на всем экономил. И вот исполнилась заветная мечта Николая: он приобрел усадьбу, стал настоящим помещиком, располнел, обленился. Все теперь у него было для счастья. И крыжовник он посадил. Автор показал, как «хорошая» жизнь может изменить, испортить человека. Ведь теперь, когда у Николая Ивановича была усадьба, крыжовник, мужики, которые его «любили», ему не надо читать книги, размышлять, заниматься полезным делом. На мой взгляд, «Крыжовник»- замечательный рассказ из трилогии А.П. Чехова о футлярной жизни. Главный герой обрел долгожданный футляр, где ему хорошо и удобно. У меня нет сочувствия к герою. Его можно только осуждать за то, что он перестал осознавать цель своего существования.

Художественные открытия Антона Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Заключение Художественные образы, созданные Чеховым, с изумительной полнотой и точностью запечатлели облик России конца XIX века.

Я бы не назвала А.П. Чехова писателем, который пишет о любви, потому что это далеко не главная тема в его творчестве. Его творчество более пронизано изображением общества, крестьянской жизни, изображением футлярности. В конце концов, одна из главных тем - тема «маленького человека». Но за всеми этими темами мы можем увидеть семейную жизнь героев, их любовь. Семейные отношения и их отображение в творчестве писателя - тонкая грань, которая показывает, что для любого из нас семья должна стоять на первом месте. Что именно семья- та опора, на которую всегда можно положиться, которая всегда тебя поддержит. Конечно, Чехов вполне ясно говорит и о том, что надо любить, выходить замуж или жениться надо тоже по любви, потому что именно любовь дарует счастье, и только счастливая семья - надежная ячейка общества. Главный грех, по мнению А.П.Чехова, это прожить жизнь не любя, прожить, так и не узнав этого чувства. Его не надо бояться, его надо беречь - ведь любовь дарована нам свыше, с небес, дарована Богом. Чехов говорит о том, что истинное счастье можно обрести с любимыми, с людьми, которые дороги тебе. Достаточно вспомнить мечты простого мужика из одноименного рассказа. Вот оно счастье - истинное и простое, которое хочется любому - и богатому, и бедному. Творчество Чехова оказало огромное влияние на развитие всей мировой прогрессивной литературы. «Звездой первой величины» называл его Бернард Шоу. К.С. Станиславский писал: «Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы». Слава писателя, отразившего русскую жизнь конца XIX - начала XX все растет. И дорог он нам своим глубоким осознанием того, что «прекрасное может и должно быть создано только трудом».



Список литературы

  1. Залыгин С.П. Мой поэт. - М.: Сов.Россия, 1971. . Катаев В.Б. Сложности простоты. Рассказы и пьесы Чехова. - М.: изд-во МГУ, 2002.

  2. Малатаева З.Н. Образ семьи и семейных отношений в русской литературе. - М.: Экзамен, 2005.

  3. Норинов И.Т. Чехов в школьном изучении. - М.: Инфра, 2003.

  4. Ольхонская Е.Н. Тема «маленького человека» в произведениях русских классиков: уч. пособие. - М.: Экзамен, 2004.

  5. Педчак Е.П. Литература. Русская литература XVIII - XIX вв. - Ростов на Дону: Феникс, 2004.

  6. Поленцова А.Ю. Анализ творчества А.П. Чехова в школьном изучении. - М.: Школа, 2002.

  7. Русакова Н.Л. Изучая творчество А.П. Чехова… - М.: Экзамен, 2006.

  8. Скоревина Е.Н. Русские писатели и критика их произведений. - М.: Слово, 2006.

  9. Трофимова В.С. Творчество А.П. Чехова в подробном изучении. - М.: Высшая школа, 2002.

  10. Чехов и мировая литература: в 3кн. - М.: Наука, 2005.

    Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=889678




















ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 5 «ПЕРСПЕКТИВА»








Материалы литературной конференции «Тема семьи в творчестве писателей 19 века»

Ученица 6-Б класса

Демченко Елизавета





















2024