Классный час «семья и семейные ценности»
Цель:
- воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
Задачи:
-формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;
-обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;
- способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;
-содействовать сплочению классного коллектива.
Ход урока.
Сегодня мы собрались поговорить на очень интересную и важную тему для каждого из нас. И я надеюсь, что вы будете активно работать и сохранять прекрасное настроение.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.]
Как вы думаете о чем пойдет сегодня разговор?
Правильно!
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях. Наш классный час поможет нам больше узнать друг друга и наши взаимоотношения с родителями.
Что же такое семья? Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
И не случайно на экране у меня написана русская народная пословица:
«Дружная семья гору свернёт».
- Как вы понимаете эти мудрые слова? (Дружная, слаженная семья может пережить любые испытания судьбы.) (Случись какая беда, один человек мог бы сломаться перед ударом судьбы, но когда его поддерживают все члены семьи, то беда уже не кажется такой страшной)
Учитель: Ребята, в каждой пословице – народная мудрость, которая складывалась веками. Давайте мы с вами Вспомним пословицы о семье, доме, родителях. У каждой группы перед вами на листочках даны разрезанные пословицы, вам нужно правильно их собрать.
3.Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе.
Когда все вместе, то и душа на месте
При солнышке тепло, при матери - добро
Семья в куче – не страшна и туча.
На что клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Дом согревает не печь, а согласие.
- А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
1. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
У каждого из вас сегодня есть возможность высказать своё мнение, поделиться своими мыслями. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и незаконченными предложениями.
Вы внимательно прочитайте их и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.
Тест «Незаконченное предложение»
Семья - это….
Мои родители – это
Самое счастливое событие в моей семье – это
Мои родители радуются когда …
Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
Дети зачитывают свои ответы по желанию.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
2.Мы начинаем игру «Родители глазами детей»
Учитель: Я думаю, что у каждого в жизни были такие ситуации:
- когда дети считают, что родители их не поняли в какой-то момент,
- неправильно оценили их действия,
- «не за что» наказали и многое другое
Может быть, когда – то, вы подумали, что своих детей вы не будете наказывать, или своим детям не будете запрещать что-то делать.
Так вот сегодня у вас ребята есть возможность встать на место своих родителей.
У меня в руках 3 конверта, в которых по 1 ситуации.
У нас уже 3 группы есть
Каждая группа будет представлять себя на месте своих родителей.
Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию.
От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть словами так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком.
Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы -наши «родители».
Задания для детей:
Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
Учитель:
Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.
Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят
- Где живет семья?
- в Доме
Предлагаю вам поиграть в «строителей».
- У нас получилось 3 бригады.
- Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием. Выполняют рукопожатие.
- Как вы думаете, с чего начинается строительство дома? С фундамента.
1 задание Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом», «Семья»
- «Дом» – это… .
«Семья – это…
- Молодцы! Фундамент дома готов.
2 задание: Начнём строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться – семейные ценности.
2 бригада на стенах пишет важные на ваш взгляд семейные ценности.(любовь, уважение, тепло, забота, понимание, уют, дружба, поддержка, радость )
3 задание 3 бригада будет соблюдать «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью. Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
- Дом готов? Или может чего-то не хватает в этом доме? Конечно, крыши.
- Как вы думаете, а из чего будет сделана крыша? Как сказать одним словом? Семья. Прикрепляют слово.
- Молодцы! Дом готов. Но мы должны были соблюдать т/б в конфликтных ситациях.
-Слушаем 3 бригаду
Вам н/о будет написать что можно и что нельзя. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
Пусть у каждого будет свой дом,
Чтобы знал он в минуту несчастья
Ожидает его в доме том
Верность, радость и счастье.
6.Рефлексия
Учитель:
- Вот и подошёл к концу наш классный час.
-о чем мы с вами говорили
- Что мы старались с вами сегодня понять о нашей семье?
-Что самое интересное было для вас?
Вспомним мысленно все, о чем мы с вами говорили сегодня .
- Что лично для себя вы взяли из нашего разговора?
Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,Забота.
Любите близких людей и цените свои семьи!
- Я хочу сказать большое всем вам спасибо за работу! Вы мне очень понравились, с вами было приятно работать.В знак благодарности я дарю вам волшебное сердечко. Любите и будьте любимы!
4.Ребята послушайте притчу «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!