СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и школа - это берег и море...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность воспитания ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями

Просмотр содержимого документа
«Семья и школа - это берег и море...»

Семья и школа – это берег и море. На берегу

ребёнок делает свои первые шаги, получает

первые уроки жизни, а потом перед ним

открывается необозримое море знаний, и

курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем

оторваться от берега…

Л.А. Кассиль


Эффективность воспитания ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, большую семью, которая сплачивается и интересно живет в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует сплочению детского коллектива, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий для учёбы и воспитания ребенка в школе и дома.

Одним из средств объединений усилий семьи и школы может стать совместная деятельность родителей, детей, педагогов, которая может быть организована в различных формах.

Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Формы работы с родителями:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Университет педагогических знанийэто форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.


Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.



Формы работы:

  1. живой разговор

  2. телефонный звонок

  3. опросники и анкеты

  4. посещение занятий

  5. родительские собрания

  6. помощь в организации деятельности

  7. досуговые мероприятия

  8. совместное творчество

  9. индивидуальные консультации

  10. посещение детей на дому

  11. благодарственные письма

  12. родительский мастер-класс

  13. СМИ (презентация в социуме)

  14. родительские лектории

  15. информационный стенд

  16. совместные занятия

  17. КТД

  18. родительские гостиные

Универсальной формой взаимодействие педагогов и родителей является родительское собрание.

Виды родительских собраний, которые проводим многообразны:

  • Организационные

  • Собрания совместно с учащимися

  • Презентации семей

  • Пресс-конференции

  • Собрания - исследование

  • Интерактивное родительское собрание

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка

  • как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.


Вся деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;

  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • взаимодействие с родительским комитетом;

совместная деятельность родителей и обучающихся.

Основная цель школы в отношении родителей заключается в том, что педагогический коллектив, наделенный определенными полномочиями по обучению и воспитанию детей, должен стремиться научить родителей быть наиболее полезными для своих детей в этот сложный для них период. Эта цель конкретизируется множеством задач, реализация которых зависит от многих факторов, в числе которых можно выделить особенности образовательного учреждения, его местонахождение, наполняемость классов, специфика педагогического коллектива и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!