Сценарий тематического классного часа
«Семья в жизни человека»
Цель
Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи
1.Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».
2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Форма проведения : круглый стол.
Предварительная подготовка
1.Учащиеся пишут сочинение-размышление «Моя будущая семья.
Какой я ее вижу».
2.Ребята подбирают пословицы и поговорки по теме «семья», в них они должны отразить следующее:
А) взаимоотношения мужа и жены в семье;
Б) роль жены в семье;
В) роль мужа в семье.
3.Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой «Семья». Условием подготовки плаката являются отражение взаимоотношений в семье.
4.Предворительный опрос родителей, родственников, педагогов.
Вопросы:
- Счастливы ли вы своей семье?
- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
- Что дает человеку семья, по вашему мнению?
5.Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола.
А) История возникновения слова «семья», его магнетизм,
Б) Условия, при которых семья не может существовать.
В) Почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем семейные люди?
Ход классного часа
I . Вступительное слово классного руководителя.
Круглый стол начинаем с отрывка стихотворения Э. Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей
И все же - не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
(Учащиеся называют ассоциации по цепочке – не больше двух ассоциаций. Повторяться ассоциации не должны).
II . Анализ предварительного опроса родителей и родственников. Формулировка выводов.
III. История слова «семья». Исследования учащихся.
IV.Выводы.
Учащиеся пишут условия, при которых семья не может существовать. Ребята работают в группах, разделив условия на три группы: психологические, материальные и нравственные. Свои выводы они записываются на доске. Примерно могут получиться следующие выводы:
Психологические условия:
- несовместимость характеров;
- несовпадение желания людей;
- отсутствие общих интересов
- непонимание и неприятие привычек другого.
Материальные условия:
- отсутствие жилья;
- отсутствие постоянного источника доходов.
Нравственные условия:
- недостаточная готовность принимать и понимать другого человека;
- принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;
- тайные планы и одиночные решения.
V. Немного статистики.
Учащимся приводится следующая статистика. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-ая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
Учащиеся анализируют ситуацию и дают ответы на вопросы:
Почему семьи распадаются через 5, 15 и 20 лет совместной жизни?
Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье?
Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования к России?
VI. Анализ сочинений учащихся.
VII. Тайное мнение.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какую семью вы считаете идеальным образцом для собственной семьи?» Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробку, которой классный руководитель пускает по кругу.
Затем учитель достает записочки, зачитывает ответы ребят без указания фамилий.
VIII. Подведение итогов круглого стола.