Семья как социокультурная среда развития ребенка
Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.
Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.
Социокультурное развитие не тождественно социальному. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые свойственную определенному типу культуры в данной семье.
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном воспитании ребёнка могут серьёзно
осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями :
– уклад семьи – установившийся порядок в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка.
– микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;
– условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);
– культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;
– педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);
– культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания;
– семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности;
– культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.
Семейные традиции
Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания.
Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся:
– репродуктивная – продолжение рода;
– социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
– воспитательная;
– хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи;
– рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;
– коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов
– состав семьи (полная или неполная; расширенная (обычно представителей двух поколений); преимущественно женский или мужской состав);
– кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска);
– жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей;
– морально-психологический климат семьи – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями;
– культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность;
– зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.
По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная , чаще современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей.
Роль семьи в развитии личности - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и в судьбе народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: «Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».
Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяются религия, материальные и правовые понятия определяются также семьей. Убеждения, манеры, одежда – все, вплоть до профессии и социального положения, определяется семьей.
От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т. п. ... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».
От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.
От семьи, по Сорокину, «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества».
История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.
Спасибо за внимание!!!