СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социокультурная среда развития ребенка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

Семья как социокультурная среда развития ребенка

Семья как социокультурная среда развития ребенка

Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.

Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.

Социокультурная среда семьи  представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.

Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.

Социокультурное развитие не тождественно социальному. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые свойственную определенному типу культуры в данной семье.

Социокультурное развитие не тождественно социальному. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые свойственную определенному типу культуры в данной семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном воспитании ребёнка могут серьёзно

осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями :

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями :

– уклад семьи – установившийся порядок в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка.

уклад семьи – установившийся порядок в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка.

– микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание; – условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением); – культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности; – педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка); – культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания; – семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности; – культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.

микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;

– условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);

– культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;

– педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);

– культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания;

– семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности;

– культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.

Семейные традиции

Семейные традиции

Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания. Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся: – репродуктивная – продолжение рода; – социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности; – воспитательная; – хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи; – рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка; – коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания.

Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся:

– репродуктивная – продолжение рода;

– социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

– воспитательная;

– хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи;

– рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;

– коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов – состав семьи (полная или неполная; расширенная (обычно представителей двух поколений); преимущественно женский или мужской состав); – кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска); – жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей; – морально-психологический климат семьи – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями; – культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность; – зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.

На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов

состав семьи (полная или неполная; расширенная (обычно представителей двух поколений); преимущественно женский или мужской состав);

кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска);

жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей;

морально-психологический климат семьи – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями;

культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность;

зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная , чаще современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная , чаще современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей.

Роль семьи в развитии личности - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Роль семьи в развитии личности - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и в судьбе народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: «Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяются религия, материальные и правовые понятия определяются также семьей. Убеждения, манеры, одежда – все, вплоть до профессии и социального положения, определяется семьей.

От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т. п. ... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи, по Сорокину, «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества».

История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

 

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!