СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как ведущий фактор в формировании духовной культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья как ведущий фактор в формировании духовной культуры младших школьников»

УДК 373. 018.1. 17.022. 1

Семья как ведущий фактор в формировании духовной культуры младших школьников


Дегтярева В.А.

магистрант І курса обучения, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Педагогика высшей школы»

@ [email protected]


Научный руководитель: Малькова М.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, и.о. заведующего кафедрой педагогики Института педагогики и психологии, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».

В статье представлен анализ категории духовная культура, определены особенности формирования духовной культуры у младших школьников. Выделены основные условия эффективного формирования духовной культуры младших школьников.

Ключевые слова: духовная культура, духовные потребности, младший школьный возраст, семья.

Современная практика воспитания и образования детерминирована новой парадигмой устойчивого развития общества, которая акцентирует духовно-нравственные ценности. Рассматривая духовность, невозможно не остановиться на такой категории, как «духовные потребности», так как наполнение понятия духовности различным содержанием требует выделения тех или иных духовных потребностей и ценностей как доминирующих. Наиболее распространены следующие подходы к понятию природы духовности: как эстетизма, что характерно для представителей художественной интеллигенции; как интеллектуальности, характерной для представителей научной интеллигенции и сферы управления; как этики.

Кроме того, можно выделить еще два подхода. Это понятие духовности как формы идеологии, и понятие духовности как эквивалента культуры в широком и наиболее полном смысле. Тезис о том, что «культура выступает средством формирования духовности, а духовность – целью развития индивидуальной культуры» личности [1, с. 3], для нас очень важна, так как позволяет выявить источники происхождения духовности в обществе и обеспечивает возможность рассматривать духовную культуру как важное средство воспитания и формирования личности.

Стоит отметить, что этот подход к понятию духовности суммирует все другие подходы. В рамках этого подхода, возможно, говорить о моральной культуре личности, о культуре поведения, о культуре образования, об усвоении культурных ценностей и традиций общества. Данный подход не вступает в противоречие с тем определением духовности, где объединяются эстетизм, теоретизм, религиозность и другие сферы духовной жизни общества в целостности и единстве истины, добра и красоты [7].

Следует подчеркнуть, что понятие духовной жизни общества включает в себя не только различные элементы: идеологию, науку, культуру, формы познания, образования и т.д., – но и различные общественные институты (научные учреждения, прессу, библиотеки, музеи), то есть всю многогранность понятий духовного производства и потребления созданных ценностей в данной сфере жизнедеятельности общества.

Высокий уровень духовной культуры всегда понимался человеком как нравственность и культура. Поэтому культуру – образовательную, моральную, культуру поведения как общечеловеческое наследие, как создание условий для всестороннего развития человека, включение ее в творческий процесс, мы считаем одним из главных факторов духовного роста личности. Культура личности – это важный фактор ее развития, тот внутренний «двигатель», который не дает ей остановиться в своем становлении [1].

Духовность охватывает все мировоззренческие аспекты познания и понимания мира. Благодаря развитым духовным потребностям и сложившимся на их базе духовных способностей человек приходит к духовной деятельности, творчеству. Духовность выступает, прежде всего, как синтез и взаимодействие таких составных частей, как нравственность, духовная культура, потребность в познании, потребность действовать для других.

Личность младшего школьника и его духовная культура формируются под влиянием среды под влиянием общественных отношений и ценностей, вместе с тем ребенок не пассивный объект формирования, а активный субъект, он, удовлетворяя свои потребности, преобразовывает среду и себя в ней. Младший школьник воспринимает, усваивает потребности через осознание, оценку, усвоение потребностей микросреды, социальных общностей членом которых он выступает. Определяющую роль играет здесь семья.

Дети младшего школьного возраста лучше всего поддаются воспитанию (В. Сухомлинский), отличаются особой восприимчивостью, их родители проявляют большой интерес к жизни своих детей. В этот период жизни человека заложена возможность перехода от нравственного уровня морального сознания к конвенциональному уровню: от уровня эгоцентричной ограниченности к уровню семейных (родственных) ценностей, то есть создаются условия для дальнейшего формирования духовных потребностей и духовности, формируется личностный потенциал, который обеспечивает естественный переход к следующим возрастным этапам.

Как утверждают ученые, в этот период отношения между сверстниками не имеют ведущего значения в формировании личности ребенка, они еще не являются для него референтной группой. Главной сферой воспитания остается сфера общения ребенка со взрослыми: учителями и родителями.

Младшие школьники готовы к пониманию нравственности, но воспринимают ее на вербальном уровне. В этом возрасте нет теоретических знаний о моральных нормах, они усваиваются чисто формально. Оценка нормы поведения происходит не в силу ее внутренней необходимости, а под влиянием внешних факторов, наказания и поощрения [2].

Младшие школьники могут противостоять соблазнам или добровольно идти ради долга на серьезные ограничения своих потребностей. Как считает А. Дусавицкий, мотивы поступков осознаются очень трудно, ребенок не видит связи между мотивом и результатом действия, между поступком и качеством личности [4, с. 20].

У младшего школьника отсутствует умение контролировать свои действия, он не в состоянии управлять своими желаниями, чтобы достигать определенной цели. Все это происходит потому, что дети не могут предусмотреть последствия своих действий.

Младший школьный возраст – начало периода душевного укрепления, когда ребенок должен привыкать к более высоким требованиям. Этот процесс идет легче у тех детей, которым с дошкольного возраста прививалась любовь, уважение к взрослым, которые были, так сказать, не травмированы родителями, их конфликтами и спорами. Как писал И. Ильин: «В нежную эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье, любви, а не к ненависти, зависти, к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению и предательству» [6, с. 43]. Приведенное утверждение ярко отражает значимую роль семьи в становлении личности ребенка.

Воспитание должно ориентироваться на развитие и формирование именно личностных ценностей, то есть через развитие «Я – концепции» личности, которое происходит на фоне развертывания морально-духовного самосознания. Настоящее зарождение духовного «Я» ребенка связано с выделением мотивов выполненных им действий, с регулировкой их во времени. Когда же младший школьник начинает осознавать свои действия, цели своей деятельности и мотивы своего поведения, – это знаменует начало формирования духовного «Я» ребенка.

Практика убеждает, что для детей авторитарных родителей характерна негативная направленность мировосприятие себя, что способствует формированию у младшего школьника негативной самооценки. В будущем формируется чувство зависимости, слабости, личной неполноценности. При условии наличия негативного «Я – образа» просто не возникает возможности перейти на более высокий уровень духовного развития – воспринимать духовные ценности, эмоционально относиться к ним, получать удовольствие [2].

Наоборот, когда у младшего школьника развивается положительная адекватная самооценка, положительный «Я – образ», на «основе развертывания процесса нравственно-духовного самосознания», то это открывает большие возможности для духовного роста, полноценного формирования духовной культуры. Ребенок не только воспринимает духовные ценности, но и присваивает их, переводя их в личностные ценности. Далее младший школьник начинает проявлять себя в духовной деятельности, творчестве, сам создает духовные ценности (продуктивный компонент духовной культуры) [4].

Таким образом, духовная культура младшего школьника является результатом овладения им общечеловеческими духовными ценностями, в результате чего формируется его «Я–концепция». Будучи частью общей культуры, духовная культура младшего школьника охватывает органично взаимосвязанные потенции личности: интеллектуальные, эмоционально-чувственные и деятельностные.

Интеллектуальный потенциал формируется в процессе направленной познавательной деятельности, эмоционально-чувственный потенциал отражает внутренний духовный мир личности, ее этические и духовные ценности, взгляды, вкусы, деятельностный потенциал характеризует поведенческий результат, уровень креативности по формированию духовной культуры у младших школьников.

Среди ведущих подходов направленных на формирование духовной культуры у младших школьников можно выделить следующие:

– системный подход, обеспечивающий максимальную активность всех структурных компонентов личности младшего школьника в их единстве и целостности;

– культурологический подход, который создает предпосылки для самоопределения личности младшего школьника в культуре [3].

Основным содержанием семейного воспитания является создание духовно-эмоциональной основы для развития личности. Родители являются примером, назначение родителей в том, чтобы быть учителями, воспитателями любви. Только ценностное отношение родителей друг к другу создает благоприятную атмосферу, выступает главным фактором влияния на ребенка, его духовное развитие.

Для того, чтобы семья успешно выполняла свои функции, нужна гармония семейных отношений, которая выступает большой ценностью для всех членов семьи. Факторы, способствующие развитию психики и формированию личности ребенка в процессе семейного воспитания, ученые относят к трем сферам [5, с. 25].

Сфера непосредственных педагогических воздействий на ребенка с целью руководства его поведением, обучением, формированием определенных ценностных ориентаций. Эффективность этих воздействий во многом зависит от авторитета родителей.

Сфера эмоционального общения родителей с ребенком, что предусматривает гармонию интересов, эмоционального взаимодействия.

Потребность в таком общении у ребенка огромна, неудовлетворение ее приводит к замкнутости, конфликтам в подростковом возрасте. Удовлетворение только «витальных» потребностей не вызывает у ребенка положительных эмоций, а способствует лишь снижению уровня негативных ощущений. Положительные эмоции, должны служить базой для формирования духовных потребностей ребенка, они возникают в процессе удовлетворения развивающих потребностей при контакте детей с родителями.

Взаимодействие близких ребенку взрослых между собой, с соседями, друзьями, коллегами, отношение к предметам, событиям, новостям, нравственные установки, поступки, взгляды, оценки – все это имеет огромное влияние на развитие духовности маленького человека. Конечно, для успешного формирования духовных потребностей младшего школьника большое значение имеет атмосфера доверия, уважения, взаимопонимания между членами семьи. Гармония этих сфер выступает условием эффективного формирования духовной культуры младшего школьника.

Таким образом, стиль взаимоотношений взрослых и детей является очень влиятельным фактором формирования духовной культуры детей младшего школьного возраста. В общении со взрослыми младший школьник усваивает модели поведения. Именно на этапе начального обучения осуществляется духовное развитие личности, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, именно этот период знаменует формирование духовной культуры младшего школьника. Формирование духовной культуры должно осуществляться последовательно и системно в рамках семейной среды, дошкольной подготовки, в условиях обучения в начальной школе.

Список литературы

1. Бачинин В.А. Духовная культура личности / В.А. Бачинин. – М. : Политиздат, 2012. – 111 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 460 с.

3. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность / Б.З. Вульфов // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 48–52.

4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности/ А.К. Дусавицкий. – М. : Дом педагогики, 1996. – 208 с.

5. Злочевський С.С. Сімейна педагогіка / С.С. Злочевський, В.К. Котило. – К. : Знання, 1999. – 48 с.

6. Ильин И. Путь к очевидности. Мыслители XX века / И. Ильин. – М. : Республика, 1993. – 431 с.

7. Федотова В.Г. Душевное и духовное / В.Г. Федотова // Философские науки. – 1988. – № 7. – С. 50–58.