2.Мотивационный Этап[ постановка цели и задачи, мотивация учебной задачи][5 минут] | У. Эпиграф к нашему уроку Л. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» [слайд №1] У. Вступительное слово учителя о семье: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой милой всем земле![слайд №2] У. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке? У. Какая тема нашего урока? У. Какая цель урока? Мы выясним, что такое семья, какие семейные ценности есть в семье, какие должны быть отношения между членами семьи. У. Мы часто слышим слово семья, а что оно означает? Какое бы вы дали определение слову «семья»? У. Давайте проверим, правильно ли мы с вами определили, что такое семья? Для этого, обратимся к словарям, которые лежат у вас на партах. [слайд№3] У. Ребята, правильно ли вы дали определение понятия «семья»? [слайд 4] | Ответы: О семье. Ответ: Семья – первая любовь человека Ответы детей. Ответы детей. Ребята работают со словарями и сравнивают определение, которое дано в словарях со своим мнением Ответы учащихся. Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. |
3. Актуализация знаний [15 минут] | У. Ребята, а на чём держится семья? У. Я раздам вам карточки, на которых написаны слова, а вы должны выбрать, какие качества, по вашему мнению, должны быть в семье. [Слайд №5] Слова на карточках: любовь, понимание, забота о других, правда, ложь, обман, крик, зло, терпение, уважение, согласие, дружба, помощь, эгоизм, оскорбления. У. Сравните, что вы выбрали? [Слайд №6] У. Давайте эти лепестки прикрепим на доску. Что у вас получилось? У. Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи. любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. В честь наших Святых Петра и Февронию. Послушайте о них историю.[слайд 7] Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности. Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча. [Слайд№ 8-10 Петре и Февронии] У. Послушайте песню, посвящённую этому празднику, в исполнении Дианы Гурцкой. [Звучит песня, слайд №11] У. Ребята, символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. На чём держатся лепестки? У. Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? У. Что же символизирует сердцевина?[слайд № 12] У. Что произойдёт с семьёй, если не будет в ней этих ценностей? | Ответы учащихся: на семейных ценностях. Ромашка. Ответ: На сердцевине. Ответ: Они погибнут. Ответ: Ценности, на которых основывается семья. Ответ: Она разрушится. |
5.Закрепление[1 минута] 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению[1 минута] | У. Давайте обратимся к теме нашего урока. Почему семья – первая любовь человека? У. Каждый ребёнок должен расти в любви со стороны родителей, бабушек, дедушек, всех близких. У каждого должно быть счастливое детство. Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое -нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё в детстве, из родительского дома». [слайд №17] У. А какие у вас воспоминания о вашем детстве, хотя вы ещё не совсем большие? У. Может быть это колыбельная, которую пела вам мама, или сказка, рассказанная бабушкой, или дерево, посаженное вместе с отцом. У. Мы говорили, что семья – это люди, которые связаны с общностью быта, у каждого должно быть своё дело в семье. [слайд№18-25] «Занятия детей». У. Какие обязанности у детей на иллюстрации? У. А какие обязанности есть у вас дома? У. Как вы считаете, это правильно, что у вас эти обязанности есть? Почему? Работа по группам. Учебник с.26 Первая группа работает с текстом о Пете. Вторая группа работает об Олеге. У. Сравните отношения школьников к своей семье. Как можно назвать поведение этих мальчиков? У. Ребята, есть такое мнение, что в семье разделяется труд на мужской и женский. Вы как считаете? У. Нужно ли разделять семейный труд на «женский» и « мужской» мы узнаем, прочитав текст М. М. Зощенко «Любимое занятие». У. Как вы, после чтения этого рассказа, ответите на вопрос? У. Не только мамы должны стирать, готовить, убирать, сажать и поливать цветы, но и папы в этом должны помогать и, конечно же вы – ребята. У. Скажите, а у вас есть свои обязанности в семье, которые выполняете только вы? У. А вот какие обязанности были у ваших сверстников несколько десятков лет тому назад вы узнаете, когда прочтёте «Правила семейного труда» из рубрики «Для любознательных» Самостоятельная работа У. Внимательно слушайте и выписывайте себе, какую работу выполняли подростки. У. Какая главная мысль текста? У. Какое качество осуждалось в семье? У. Кто ухаживал за лошадью? У. Кто ухаживал за более мелкими животными: коровой, козой и птицей? У. Было ли чёткое разделение труда в крестьянском хозяйстве? У. У крестьянском хозяйстве существовало чёткое разделение труда, но это не значит, что мужчина не мог подоить корову, а женщина запречь лошадь. Работа по картине А. А. Пластова «Сенокос».[cлайд№26] У. Что вы видите на картине? У. Кто косит траву? У. Косят все: дед, отец, мать и сын. У. Увидим ли мы такую картину сегодня? Сегодня мы уже такую картину не увидим. Всю работу выполняют трактора и машины. Давайте сделаем вывод: какой должна быть семья? Вывод [слайд №27] У. В семье человек получает первые навыки общения с другими людьми. Семья крепка традициями совместного проживания, семейного труда и отдыха, воспитания детей. Каждый член семьи вносит посильный вклад в общее дело. Работа по картинам. Сравнение картин А. Л. Шилова «Вдвоём», «Зацвёл багульник», «Ожидание»[слайд №28-30] У .Рассмотрите картины. Кого вы видите на картинах? Какое чувство вызывают герои этих картин? У. Почему? У. Чего им не хватает? У. Что им больше нужно: материальная поддержка или доброе слово? У. Почему называются так картины? У. Одиночество страшно в любом возрасте, а в старости вдвойне. В молодом возрасте человек полон сил, энергии, он может работать. А в старости человек становится немощным. И очень жаль, когда старики становятся не нужны своим родным. [Слайд №31-34] со счастливыми стариками. У. Ребята, сравните этих стариков со стариками на картинах А. М. Шилова. Что вы можете сказать о них? У. Давайте прочитаем вывод на стр. 34 учебника. Вывод [ слайд № 35] От внимания членов семьи друг к другу зависит их настроение. Человек чувствует одиночество тогда, когда он остаётся без заботы и доброго слова близких. Работа с пословицами У. Ребята, могут ли пословицы одобрять или осуждать отношения в семье? [Слайд №36] с пословицами -Дом согревает не печь, а любовь и согласие. -В недружной семье добра не бывает. -Вся семья вместе, так и душа на месте. -Дерево держится корнями, а человек семьёй. Презентация [слайд №37] Учебник стр.32,стр.34[по выбору] подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы. Подготовить рисунок «Моя семья» | Ответы: Ребёнок первую любовь получает в семье с самого рождения. Маленький ребёнок «окутан» любовью своих близких и родных. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы . Ответ: Мы члены семьи. Ответы учащихся: Петя – эгоист, думающий только о себе. Олег – отзывчивый, внимательный, заботливый. Мнения учащихся. Ответ: Нет, такого разделения быть не должно. Ответы детей. Ответы: Подвозили навоз, приносили обед в поле, копали, сажали, выпалывали сорняки, дети лошадь ночью вели на луг пастись. Ответы: Главное – каждый имел свои обязанности и добросовестно их выполнял. Ответ: Осуждалась и наказывалась леность. Ответ: Ухаживал сам хозяин. Ответ: Женщины и девочки. Ответ: Да, мужчины занимались земледелием, строительством, ремонтом, а женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Ответ: Косят траву. Ответ: Старик, мужчина,женщина и подросток. Ответ: Нет. Ответ: Высказывания детей. Ответ: Стариков Ответ: Чувство жалости и сострадания. Ответ: Они одиноки и несчастны. Ответ: Общения и заботы близких. Ответ: Доброе слово. Ответы детей. Ответы: Старики счастливы, в окружении своих близких. Ответы учащихся. Могут одобрять: любовь, заботу друг о друге, понимание . Осуждают: эгоизм, зло, безразличие . Запись домашнего задания. |