СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семья – первая любовь человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматривается тема взаимоотношений в семье.

Просмотр содержимого документа
««Семья – первая любовь человека»»


План – конспект урока

Тема: «Семья – первая любовь человека»

1.Конопляная Наталия Петровна

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоюрковичская общеобразовательная средняя школа

3.Учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.

4. Основы православных культур и светской этики.

5. 4 класс

6. Тема : «Семья – первая любовь человека» - урок №12

7. Учебник: Н. Ф. Виноградова «Основы религиозных культур и светской этики», Москва Издательский центр «Вентана Граф» 2014 год.

8. Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, какие семейные ценности должны быть в семье.

9. Задачи урока:

- формировать уважительное отношение к родителям, всем членам семьи и окружающим;

-способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

- познакомить учащихся с основными семейными ценностями;

- воспитания чувства ответственности, любви к своим близким.

10. Ожидаемые результаты:

В результате изучения темы учащиеся смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности, семейные обязанности.

Учащиеся на основе полученных знаний смогут сделать вывод о роли семьи в жизни каждого человека.

На каждом этапе урока будут формироваться или развиваться личностные, метапредметные или предметные результаты.




Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию:

- формирование целостного мировоззрения, ценностных ориентиров, заинтересованности не только в личном успехе;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности; формирование познавательного интереса к предмету.

Предметные:

- развитие умения определять тему урока и ставить задачи, умение логически мыслить, определять цель урока, умение давать определение понятию: семья, семейные ценности;

- развивать умение находить нужную информацию в различных источниках, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения, работать в группе;

- развивать умение обобщать изученный материал, понимать роль семьи в жизни каждого человека.

Метапредметные:

- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- развитие умения выполнять познавательные и практические задания;

- развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умения познавательные и практические задания;

- развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

11. Тип урока. Урок «изучение новой темы».




12. Формы работы учащихся:

Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа в группах, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, работа по репродукции картины, работа по словарю.

13. Необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, раздаточный материал, аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении Дианы Гурцкой.

14. План урока:

1. Организационный момент [1 минута]

2.Мотивационный этап [5 минут]

3. Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и цели урока [15 минут]

4. Усвоение новых знаний [20 минут]

5. Закрепление [2 минуты]

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении [1минута]

7. Рефлексия [1 минута]




План - конспект урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент [1 минута]

Организация детей на успех.

У. Улыбнитесь друг другу и пусть ваша улыбка и хорошее настроение присутствуют на протяжении нашего урока.

Настраиваются на совместную работу

2.Мотивационный

Этап[ постановка цели и задачи, мотивация учебной задачи][5 минут]

У. Эпиграф к нашему уроку Л. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» [слайд №1]

У. Вступительное слово учителя о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле![слайд №2]

У. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

У. Какая тема нашего урока?

У. Какая цель урока? Мы выясним, что такое семья, какие семейные ценности есть в семье, какие должны быть отношения между членами семьи.

У. Мы часто слышим слово семья, а что оно означает? Какое бы вы дали определение слову «семья»?

У. Давайте проверим, правильно ли мы с вами определили, что такое семья? Для этого, обратимся к словарям, которые лежат у вас на партах. [слайд№3]




У. Ребята, правильно ли вы дали определение понятия «семья»?

[слайд 4]



















Ответы: О семье.


Ответ: Семья – первая любовь человека

Ответы детей.






Ответы детей.

Ребята работают со словарями и сравнивают определение, которое дано в словарях со своим мнением


Ответы учащихся.

Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

3. Актуализация знаний [15 минут]

У. Ребята, а на чём держится семья?

У. Я раздам вам карточки, на которых написаны слова, а вы должны выбрать, какие качества, по вашему мнению, должны быть в семье.

[Слайд №5] Слова на карточках: любовь, понимание, забота о других, правда, ложь, обман, крик, зло, терпение, уважение, согласие, дружба, помощь, эгоизм, оскорбления.

У. Сравните, что вы выбрали? [Слайд №6]

У. Давайте эти лепестки прикрепим на доску. Что у вас получилось?

У. Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи. любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. В честь наших Святых Петра и Февронию. Послушайте о них историю.[слайд 7]

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча. [Слайд№ 8-10 Петре и Февронии]


У. Послушайте песню, посвящённую этому празднику, в исполнении Дианы Гурцкой. [Звучит песня, слайд №11]

У. Ребята, символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. На чём держатся лепестки?

У. Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину?

У. Что же символизирует сердцевина?[слайд № 12]




У. Что произойдёт с семьёй, если не будет в ней этих ценностей?

Ответы учащихся: на семейных ценностях.














Ромашка.






































































Ответ: На сердцевине.

Ответ: Они погибнут.

Ответ: Ценности, на которых основывается семья.


Ответ: Она разрушится.

4.Усвоение новых знаний[20 мин.]

Работа по учебнику.

У. Посмотрите на фотографии учебника стр.25. Какие вы видите семьи?[Слайд №13-16]

У. Почему вы так решили?





У. Для чего нужна семья?

У. Каждый ответит по - своему, на вопрос: «для чего нужна человеку семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремиться в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.




Ответы: Счастливые.

Ответ: Они вместе делают торт, вместе отдыхают, помогают друг другу, улыбаются.

Ответы детей.

5.

Физминутка.

«Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети делают соответствующие движения.







































































































































































5.Закрепление[1 минута]






















6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению[1 минута]

У. Давайте обратимся к теме нашего урока. Почему семья – первая любовь человека?



У. Каждый ребёнок должен расти в любви со стороны родителей, бабушек, дедушек, всех близких. У каждого должно быть счастливое детство. Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое -нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё в детстве, из родительского дома». [слайд №17]

У. А какие у вас воспоминания о вашем детстве, хотя вы ещё не совсем большие?

У. Может быть это колыбельная, которую пела вам мама, или сказка, рассказанная бабушкой, или дерево, посаженное вместе с отцом.

У. Мы говорили, что семья – это люди, которые связаны с общностью быта, у каждого должно быть своё дело в семье.

[слайд№18-25] «Занятия детей».

У. Какие обязанности у детей на иллюстрации?

У. А какие обязанности есть у вас дома?

У. Как вы считаете, это правильно, что у вас эти обязанности есть? Почему?

Работа по группам. Учебник с.26

Первая группа работает с текстом о Пете.

Вторая группа работает об Олеге.

У. Сравните отношения школьников к своей семье. Как можно назвать поведение этих мальчиков?


У. Ребята, есть такое мнение, что в семье разделяется труд на мужской и женский. Вы как считаете?

У. Нужно ли разделять семейный труд на «женский» и « мужской» мы узнаем, прочитав текст М. М. Зощенко «Любимое занятие».

У. Как вы, после чтения этого рассказа, ответите на вопрос?

У. Не только мамы должны стирать, готовить, убирать, сажать и поливать цветы, но и папы в этом должны помогать и, конечно же вы – ребята.

У. Скажите, а у вас есть свои обязанности в семье, которые выполняете только вы?

У. А вот какие обязанности были у ваших сверстников несколько десятков лет тому назад вы узнаете, когда прочтёте «Правила семейного труда» из рубрики «Для любознательных» Самостоятельная работа

У. Внимательно слушайте и выписывайте себе, какую работу выполняли подростки.







У. Какая главная мысль текста?





У. Какое качество осуждалось в семье?


У. Кто ухаживал за лошадью?


У. Кто ухаживал за более мелкими животными: коровой, козой и птицей?

У. Было ли чёткое разделение труда в крестьянском хозяйстве?








У. У крестьянском хозяйстве существовало чёткое разделение труда, но это не значит, что мужчина не мог подоить корову, а женщина запречь лошадь.


Работа по картине А. А. Пластова «Сенокос».[cлайд№26]

У. Что вы видите на картине?

У. Кто косит траву?

У. Косят все: дед, отец, мать и сын.

У. Увидим ли мы такую картину сегодня?

Сегодня мы уже такую картину не увидим. Всю работу выполняют трактора и машины.

Давайте сделаем вывод: какой должна быть семья?

Вывод [слайд №27]

У. В семье человек получает первые навыки общения с другими людьми. Семья крепка традициями совместного проживания, семейного труда и отдыха, воспитания детей. Каждый член семьи вносит посильный вклад в общее дело.

Работа по картинам.

Сравнение картин А. Л. Шилова «Вдвоём», «Зацвёл багульник», «Ожидание»[слайд №28-30]


У .Рассмотрите картины. Кого вы видите на картинах?

Какое чувство вызывают герои этих картин?


У. Почему?


У. Чего им не хватает?


У. Что им больше нужно: материальная поддержка или доброе слово?

У. Почему называются так картины?

У. Одиночество страшно в любом возрасте, а в старости вдвойне. В молодом возрасте человек полон сил, энергии, он может работать. А в старости человек становится немощным. И очень жаль, когда старики становятся не нужны своим родным.

[Слайд №31-34] со счастливыми стариками.

У. Ребята, сравните этих стариков со стариками на картинах А. М. Шилова. Что вы можете сказать о них?

У. Давайте прочитаем вывод на стр. 34 учебника.

Вывод [ слайд № 35]

От внимания членов семьи друг к другу зависит их настроение. Человек чувствует одиночество тогда, когда он остаётся без заботы и доброго слова близких.

Работа с пословицами

У. Ребята, могут ли пословицы одобрять или осуждать отношения в семье?

[Слайд №36] с пословицами

-Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

-В недружной семье добра не бывает.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Дерево держится корнями, а человек семьёй.



Презентация [слайд №37]

  1. Учебник стр.32,стр.34[по выбору] подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы.

  2. Подготовить рисунок «Моя семья»


Ответы: Ребёнок первую любовь получает в семье с самого рождения. Маленький ребёнок «окутан» любовью своих близких и родных.













Ответы детей.











Ответы детей.

Ответы детей.


Ответы .


Ответ: Мы члены семьи.



Ответы учащихся:

Петя – эгоист, думающий только о себе.

Олег – отзывчивый, внимательный, заботливый.



Мнения учащихся.





Ответ: Нет, такого разделения быть не должно.







Ответы детей.







Ответы: Подвозили навоз,

приносили обед в поле, копали, сажали, выпалывали сорняки, дети лошадь ночью вели на луг пастись.

Ответы: Главное – каждый имел свои обязанности и добросовестно их выполнял.

Ответ: Осуждалась и наказывалась леность.




Ответ: Ухаживал сам хозяин.


Ответ: Женщины и девочки.


Ответ: Да, мужчины занимались земледелием, строительством, ремонтом, а женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей.







Ответ: Косят траву.

Ответ: Старик, мужчина,женщина и подросток.

Ответ: Нет.




Ответ: Высказывания детей.
















Ответ: Стариков

Ответ: Чувство жалости и сострадания.

Ответ: Они одиноки

и несчастны.

Ответ: Общения и заботы близких.


Ответ: Доброе слово.

Ответы детей.













Ответы: Старики счастливы, в окружении своих близких.












Ответы учащихся. Могут одобрять: любовь, заботу друг о друге, понимание . Осуждают: эгоизм, зло, безразличие .











Запись домашнего задания.



7.Рефлексия[1 минута]

У. Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат «лучики» разного цвета: красный, оранжевый и жёлтый. Поднимите тот лучик, который соответствует вашей работе на уроке.





У. Наш урок я хочу закончить вот такими словами:

…Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья

Какая хорошая Ваша Семья!

Осуществляют самооценку деятельности.

Высокая активность – красный лучик,

Средняя активность – оранжевый лучик,

Пассивное слушание – жёлтый лучик.





















Список литературы, использованный для проведения урока:

  1. Виноградова Н. Ф. Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана - Граф, 2014г. – 144с. Ил.

  2. Отрывок из стихотворения Дарьи Тарадоновой: «Что может быть семьи дороже?»

  3. yandex .ru: картинки

  4. Kartoteka-fizminutokna – temu–semya





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!