СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семья в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1. Образовательная: создать условия для формирования представлений о семье, ее функции и типах в современном обществе;

2. Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной и командной работы, работы с графическими формами представления информации (кластер), интерпретации социальной информации и собственного жизненного опыта с использованием обществоведческих терминов, формирование новых понятий;

3. Воспитательная: обеспечить условия для воспитания общепринятых морально-этических норм, социального здоровья учащихся.

Задачи урока:

1.         Раскрыть понятие семья;

2.         Определить функции семьи;

3.         Сравнить традиционную и современную семью;

4.         Сформировать представления об особенностях современной семьи.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

План урока:

1. Что такое семья?

2. Функции семьи:

3. Типы семей

4. Особенности современных семей

Просмотр содержимого документа
««Семья в современном мире»»

Технологическая карта урока «Семья в современном мире»

Тема: «Семья в современном мире»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Образовательная: создать условия для формирования представлений о семье, ее функции и типах в современном обществе;

2. Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной и командной работы, работы с графическими формами представления информации (кластер), интерпретации социальной информации и собственного жизненного опыта с использованием обществоведческих терминов, формирование новых понятий;

3. Воспитательная: обеспечить условия для воспитания общепринятых морально-этических норм, социального здоровья учащихся.

Задачи урока:

1. Раскрыть понятие семья;

2. Определить функции семьи;

3. Сравнить традиционную и современную семью;

4. Сформировать представления об особенностях современной семьи.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

План урока:

1. Что такое семья?

2. Функции семьи:

3. Типы семей

4. Особенности современных семей



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом; составлять кластеры; высказывать собственное мнение, суждения, применять личный опыт; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

регулятивные: определять направления для изучения материала, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, использовать полученные знания для решения конкретных задач;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре и группе; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, фронтальной работе; воспитание интереса к социальному познанию.



Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебный действия (УУД)

1. Организационный момент

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника, готовность преступить к изучению нового материала

Постановка темы и актуализация ее для учащихся

Учащиеся могут задать вопросы, которые их волнуют

Учащиеся задают вопросы и предлагают направления для раскрытия темы

Личностные: положительное отношение к процессу познания, через личную заинтересованность

Коммуникативные: развитие умений слушать товарищей и отвечать на поставленный вопрос Регулятивные: выбор направления (вектора) изучения материала

Учитель предлагает проблемное задание – цитату В.Н. Дружинина «Мы живем в эпоху краха семьи».

Вопросы:

Что имел в виду В.Н. Дружинин? Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Познавательные: осознание проблемно задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Изучение нового материала

1. Что такое семья?

Задания:

1. Предложите ассоциации, определения или признаки понятию «семья» (из предложенных ассоциаций составляется кластер)

2. Какие из признаков семьи являются определяющими для различных социальных наук?

3. На основе указанных признаков сформулируйте определения термина «семья»?


2. Функции семьи

Учащимся предложена цитата В. Гюго «Семья – это кристалл общества»

Вопрос: Как вы понимаете это высказывание?



На доске представлен список функций семьи, а учащимся в парах выданы на руки характеристики каждой функции (Приложение 1). Учащимся предложено соотнести функции и их характеристики и придумать примеры для иллюстрации этих функций


Вопросы:

Какие функции семьи наиболее важны?

Какие считаются специфическими?

Какие устарели?

3. Типы семей

Для того чтобы актуализировать знания детей по данной теме, предлагается интерактивная викторина «Kahoot!» с использованием компьютера и мобильных телефонов


Работа с различными источниками информации:

Учащимся предлагается рассмотреть картины русских художников, изображающих традиционную семью и отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино», как пример нуклеарной семьи. На основе данных материалов необходимо провести сравнение этих типов семьи и заполнить таблицу


4. Особенности современной семьи

Учитель предлагает учащимся информацию об особенностях современных семей (по данным социологических исследований).

Вопрос: Какие социальные процессы привели к преобразованию семьи?


Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы


Сформулированное определение записывают в тетрадь






Учащиеся самостоятельно или при помощи учителя приходя к выводу, что данная цитата может говорить о множестве функций, которые выполняет семья


Учащиеся выполняют задание – находят соответствие и предлагают примеры






Учащиеся отвечают на вопросы






Учащиеся участвуют в викторине





Учащиеся знакомятся с картинами и м/ф и заполняют таблицу. По завершению работы необходимо проверить таблицу








Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя

Познавательные: извлечение необходимой информации из личного опыта и усвоенных знаний; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: отделяют новое от известного; выделяют главное; включение фоновой эрудиции

Коммуникативные: умение слушать ответ одноклассника и дополнять ответы друг друга в форме диалога


Познавательная: извлечение необходимой информации из текста и личного опыта;

Коммуникативные: развитие умений слушать товарищей и отвечать на поставленный вопрос

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания












Познавательные: актуализация основных понятий уже изученного материала, развитие ИКТ-компетенций

Коммуникативные: развитие сотрудничества при работе в группах, участие в продуктивном диалоге

Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников







Познавательные: умение структурировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, дополнять ответы друг друга, монологические высказывания учащихся

3. Первичное закрепление изученного материала

Учитель с учениками возвращаются к проблемному заданию из начала урока (цитата В.Н. Дружинина «Мы живем в эпоху краха семьи»)

Вопрос: Как теперь вы понимаете высказывание психолога?

Учащиеся высказывают свою позицию, приходят к выводу, что В.Н. Дружинин подразумевал традиционную семью

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее

4. Рефлексия

Проводится рефлексия (Приложение 2)

1. Семья нужна каждому человеку, потому что…

2. Главная семейная ценность – это…

3. Семья не может существовать без…

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии

Личностные: оценивать собственную и групповую учебную деятельность

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль, оценивать результаты деятельности

5. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание

Вариант 1 – Составить семейное древо на 3-4 поколения

Вариант 2 – Составить фамильный герб, изобразив самые важные семейные ценности и нормы

Записывают задание в дневник

Личностные: обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся; проявлять интерес к собственной генеалогии, признание для себя общепринятых морально-этических норм


Приложения

Приложение 1

В любой семье важнейшей является проблема деторождения. Семья единственный социальный институт способный к воспроизводству новых членов общества;

Включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения, предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.



Приложение 2

Рефлексия

1. Семья нужна каждому человеку, потому что…



2. Главная семейная ценность – это…



3. Семья не может существовать без…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!