Постановка темы и актуализация ее для учащихся Учащиеся могут задать вопросы, которые их волнуют | Учащиеся задают вопросы и предлагают направления для раскрытия темы | Личностные: положительное отношение к процессу познания, через личную заинтересованность Коммуникативные: развитие умений слушать товарищей и отвечать на поставленный вопрос Регулятивные: выбор направления (вектора) изучения материала |
2. Изучение нового материала | 1. Что такое семья? Задания: 1. Предложите ассоциации, определения или признаки понятию «семья» (из предложенных ассоциаций составляется кластер) 2. Какие из признаков семьи являются определяющими для различных социальных наук? 3. На основе указанных признаков сформулируйте определения термина «семья»? 2. Функции семьи Учащимся предложена цитата В. Гюго «Семья – это кристалл общества» Вопрос: Как вы понимаете это высказывание? На доске представлен список функций семьи, а учащимся в парах выданы на руки характеристики каждой функции (Приложение 1). Учащимся предложено соотнести функции и их характеристики и придумать примеры для иллюстрации этих функций Вопросы: Какие функции семьи наиболее важны? Какие считаются специфическими? Какие устарели? 3. Типы семей Для того чтобы актуализировать знания детей по данной теме, предлагается интерактивная викторина «Kahoot!» с использованием компьютера и мобильных телефонов Работа с различными источниками информации: Учащимся предлагается рассмотреть картины русских художников, изображающих традиционную семью и отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино», как пример нуклеарной семьи. На основе данных материалов необходимо провести сравнение этих типов семьи и заполнить таблицу 4. Особенности современной семьи Учитель предлагает учащимся информацию об особенностях современных семей (по данным социологических исследований). Вопрос: Какие социальные процессы привели к преобразованию семьи? | Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы Сформулированное определение записывают в тетрадь Учащиеся самостоятельно или при помощи учителя приходя к выводу, что данная цитата может говорить о множестве функций, которые выполняет семья Учащиеся выполняют задание – находят соответствие и предлагают примеры Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся участвуют в викторине Учащиеся знакомятся с картинами и м/ф и заполняют таблицу. По завершению работы необходимо проверить таблицу Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя | Познавательные: извлечение необходимой информации из личного опыта и усвоенных знаний; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: отделяют новое от известного; выделяют главное; включение фоновой эрудиции Коммуникативные: умение слушать ответ одноклассника и дополнять ответы друг друга в форме диалога Познавательная: извлечение необходимой информации из текста и личного опыта; Коммуникативные: развитие умений слушать товарищей и отвечать на поставленный вопрос Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: актуализация основных понятий уже изученного материала, развитие ИКТ-компетенций Коммуникативные: развитие сотрудничества при работе в группах, участие в продуктивном диалоге Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников Познавательные: умение структурировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, дополнять ответы друг друга, монологические высказывания учащихся |
3. Первичное закрепление изученного материала | Учитель с учениками возвращаются к проблемному заданию из начала урока (цитата В.Н. Дружинина «Мы живем в эпоху краха семьи») Вопрос: Как теперь вы понимаете высказывание психолога? | Учащиеся высказывают свою позицию, приходят к выводу, что В.Н. Дружинин подразумевал традиционную семью | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее |
4. Рефлексия | Проводится рефлексия (Приложение 2) 1. Семья нужна каждому человеку, потому что… 2. Главная семейная ценность – это… 3. Семья не может существовать без… | Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии | Личностные: оценивать собственную и групповую учебную деятельность Регулятивные: осуществляют итоговый контроль, оценивать результаты деятельности |
5. Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание Вариант 1 – Составить семейное древо на 3-4 поколения Вариант 2 – Составить фамильный герб, изобразив самые важные семейные ценности и нормы | Записывают задание в дневник | Личностные: обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся; проявлять интерес к собственной генеалогии, признание для себя общепринятых морально-этических норм |